Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

Таким образом, это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. В подросток стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема.

Всё больше  10-х классников стали задумываться о будущем не на последнем году обучения. Профориентация в нашей стране находится в критическом состоянии. С одной стороны, необходимость проведения качественной и крупномасштабной профориентационной работы с молодежью прекрасно осознается теми чиновниками и специалистами, которые вынуждены заниматься трудовыми ресурсами.  
С другой стороны, межведомственная разобщенность привела к тому, что на систему образования возложили ответственность за профессиональное самоопределение выпускников и подготовку их к выбору профессии, профессиональному обучению и дальнейшему реальному трудоустройству. Именно молодые люди, особенно нуждающиеся в квалифицированной помощи при выборе профессии, чаще всего не могут качественно ее получить.

В результате практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, в условиях жесткой конкуренции, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности.

И тем не менее большинство старшеклассников определяются с выбором профессии к окончанию школы. То есть к выпускному классу средней школы проблема профессионального выбора практически решается всеми. Это положительный факт. Ориентация на профессиональный труд и выбор своего профессионального будущего должна выступать как неотъемлемая часть всего учебно-воспитательного процесса. В организации предпрофильной подготовки немалую роль играет психолог школы. В программу работы школьного психолога входят не только диагностические исследования, но и оказание непосредственной  помощи в выборе профиля обучения и планирования профессионального будущего учащихся.

В результате выполнения выпускной  квалификационной работы путем теоретического и экспериментального анализа, мы доказали, что при выборе профессии важно учитывать психофизиологические особенности личности, в том числе и тип темперамента.

Из всего выше сказанного можно  сделать вывод о том, что профессиональное самоопределение старшеклассников зависит от их личностных психологических особенностей, т. е. тезис выдвинутый нами в гипотезе полностью подтвердился.

В связи с этим цель исследования: исследовать взаимосвязь  личности и профессиональной ориентации —достигнута.

 

 

 

 

 

 

 

Практические  рекомендации:

Полученные сведения о профессиональных предпочтениях учащихся данной школы позволяют спроектировать необходимую систему предпрофильной подготовки. Она осуществлялась, прежде всего, через

    • классные часы «Мой выбор профессии»,

    • конкурсы рисунков и плакатов «Профессии моих родителей», «Калейдоскоп профессий»,

    • профориентационные групповые занятия,

    • курс «Выбор профиля обучения», экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения.

 

 

                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  Список  использованных  источников

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. Екатеринбург: Деловая книга, 1999.
  2. Ананьев Б.Г. О соотношении способностей и одарённости. Проблема способностей / Под ред. В.Н. Мясищева. М.:АПН РСФСР. 1962.
  3. Бодров В.А. Проблемы профессионального психологического отбора // Психологический журнал. 1985. №2. С. 85 — 94.
  4. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. Избранные психологические труды/ под ред. Д.И. Фельдштейна; — 3-е изд. — М.: Московский психолого-социальный инст-т, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001 — 352 с. (Серия «Психологи Отечества»)
  5. Брушлинский А.В. Проблемы психологии субъекта. М.: Ин-т психол. РАН, 1994.
  6. Васильев В.Л. Юридическая психология. 5-е изд., доп. и перераб. – СПб.:               Питер, 2002.- 656 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).
  7. Глуханюк Н.С. Практикум по психодиагностике: Учеб. Пособие. —М.: Изд-во Московского психолого-социального инст-та; Воронеж НПО «МОДЭК», 2003. — 192с.
  8. Гуревич К.М. Проблемы дифференциальной психологии. — М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 1998. —384с. (Серия «Психологи отечества»). 
  9. Гуревич К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. –М.: Наука, 1970.
  10. Грецов А. Выбираем профессию. Советы практического психолога. — СПб.: Питер, 2006. — 224 с.: ил.
  11. Еникеев М.И., Кочетков О.Л. Общая, социальная и юридическая психология. Краткий энциклопедический словарь. М.: Юрид. лит., 1997.— 448 с.
  12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. — М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2004.— 192с. — («Gaudeamus»).
  13. Иванов С.П. Мир личности: контуры и реальность. — М.: Московский психолого-социальный инст-т: Флинта, 1999 — 160 с.
  14. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск, 1993.
  15. Климов Е.А. Как выбрать профессию? М., 1990.
  16. Климов Е.А., Мерлин В.С. Индивидуальный стиль труда в зависимости от свойств общего типа нервной системы и направленности личности. — М., 1996г.
  17. Корнеева Л.Н. Профессиональная психология личности. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991.
  18. Кудрявцев Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ, 1985.
  19. Купер Д., А. Робертсон. Психология в отборе персонала //СПб.: Питер, 2003. — 240 с.: ил. — (Серия «Практическая психология»).
  20. Левитов Н.Д. Психология труда. —М.:Учпедгиз, 1963г.
  21. Лейтес Н.С. Способности и одарённость в детские годы . М.: АПИ РСФСР, 1984.
  22. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии. 1960. №1. С.7 — 17.
  23. Лисицина М.И. Общение, личность и психика ребёнка/ под ред. А.Г. Рузской. — 2-е изд.— М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001. — 384с. (Серия «Психологи Отечества»)
  24. Малкина —ПыхИ.Г. Возрастные кризисы: Справочник практического психолога. — М.6 Изд-во Эксмо, 2005. — 896с.
  25. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология личности; детство, отрочество. Учебник для студентов вузов. — 5-е изд., стереотип.— М.: Изд. центр «Академия», 2000.— 456 с.
  26. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. – М.., 1976.
  27. Немов Р.С. Психология: Учебник в 3 кн. Кн.1. Общие основы физиологии. 2-е изд. – М.,1995.
  28. Никифоров Г.С. Надёжность профессиональной деятельности / СПб.: СПбУ, 1996.
  29. Основы психодиагностики / Под ред. А.Г. Шмелёва. —М.; Ростов н/Д, 1996. —381с.
  30. Павлов И.П. Полное собрание сочинений.- М., Л.,1951; Т3, кн.2.
  31. Платонов К.К. Проблемы способностей . М.: Наука, 1972.

32.Пряжников  Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология  труда и человеческого        достоинства. М., 2001.

33.Практикум  по общей, экспериментальной и  прикладной психологии. 2-е изд./ Под  ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева. СПб.: Питер, 2000.

34.Психологическое  обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова. СПб.: СПбУ, 1991.

35.Психология: Словарь  / Под ред. А.В. Петровского,  М.Г. Ярошевского. — М.: 1990. —197 с.

36. Райс Ф.  Психология подросткого и юношеского  возраста. СПб.: Питер, 2000.

37. Ратанова  Т.А., Шляхта Н.Ф. Психодиагностические  методы изучения личности: Учебное  пособие. — М.: Московский психолого-социальный  иститут: Флинта, 1998. — 264 с.

38.Равич –  Шербо В.В. Возможный экспериментальный  подход к изучению биологического и социального в человеке \\ Биологическое и социальное в развитии человека. – М., 1977.

39.Романов В.В.  Юридическая психология: Учебник.  – М.: Юристъ, 1999.- 488 с.

40.Рубинштейн  С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Просвещение, 1973.

41.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.

42.Русалов В.М.  Темперамент. Современная психология. Справочное руководство / Под  ред. В.Н. Дружинина. М.: ИНФРА  –М, 1999.

43.Сафин В.Ф., Ников Г.П. Психологические аспекты  самоопределения личности // психологический журнал. 1984. №4. С. 90 — 101.

44.Стреляу Я.  Роль темперамента в психическом  развитии.- М., 1988

45.Теплов Б.М.  Избранные труды: В 2-х т. / Под  ред. Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1985.

46.Хаккер В.  Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. Пер. с нем. / под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985.

47.Хрестоматия  по возрастной психологии. Учебное  пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Изд-е 2-е доп. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.

48.Хухлаева О.В.  Психология развития: молодость,  зрелость, старость: Учеб.пособие для  студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.

49.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002 — 432 с. ( Серия «Библиотека психолога»)

50.Фельдштейн  Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные  характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999 — 672с.

51.Чебышева В.В.  Индивидуальные различия в работе  учащихся школы ФЗО. — «Известия  Академии педагогических наук  РСФСР». — № 91. — 1958.

52.Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. №5. С. 3 —10.

     53.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложения.

 

Методика Е.А. Климова 
«Определение типа будущей профессии»

Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.

Анализ результатов

По каждому столбцу подсчитай алгебраическую, то есть с учетом знаков, сумму, зачеркнутые цифры не считай. 
Запиши их  в строку «Результаты». 
Наибольшая полученная сумма или суммы (по столбцам) указывают на наиболее подходящий для тебя тип профессии.  
Малые или отрицательные суммы указывают на типы профессий, которых тебе следует избегать при выборе.  
Максимальное число баллов в каждом столбце 8.

Типы  профессий

 

Утверждения для самооценки

1. Природа

2.Техника

3.Знак

4. Искусство

5. Человек

1. Легко знакомлюсь  с людьми

       

1

2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить

 

1

     

3. Люблю ходить  в музеи, театры, на выставки

     

1

 

4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными

1

       

5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить

   

1

   

6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами

       

1

7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными

1

       

8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах

   

1

   

9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших

 

2

     

10. Люди считают,  что у меня есть художественные способности

     

2

 

11. Охотно читаю о растениях, животных

1

       

12. Принимаю участие в спектаклях, концертах

     

1

 

13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин

 

1

     

14. Подолгу могу  разгадывать головоломки, задачи, ребусы

   

2

   

15. Легко улаживаю разногласия между людьми

       

2

16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой

 

2

     

17.Людям нравится мое художественное творчество

     

2

 

18. У меня есть способности к работе с растениями и животными

2

       

19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме

   

2

   

20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь

       

1

21. Результаты моего техническоготворчества одобряют незнакомые люди

 

1

     

22. Без особого труда усваиваю иностранные языки

   

1

   

23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям

       

2

24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д.

     

1

 

25. Могу влиять на ход развития растений и животных

2

       

26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов

 

1

     

27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения

       

1

28. Охотно наблюдаю за растениями или животными

1

       

29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику

   

1

   

30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п.

     

1

 

Результаты

         

Анкета   по   типам   интеллекта  
(структура  интеллекта  согласно теории Говарда  Гарднера)

Отметьте номера утверждений, которые  Вам соответствуют:

1. Я умело работаю с предметами.

2. У меня хорошее чувство направления.

3. У меня есть естественная  способность решать споры между друзьями.

4. Я могу легко запоминать  слова песен.

5. Я могу объяснять темы, которые  другим объяснять тяжело.

6. Я всегда делаю все поэтапно.

7. Я хорошо знаю себя и всегда  понимаю, почему я поступаю  так, а не иначе.

8. Мне нравится работа с общественностью и общественные мероприятия.

9. Я хорошо учусь, слушая других.

10. Когда я слушаю музыку, у  меня меняется настроение.

11. Мне нравятся загадки, кроссворды, логические задачи.

12. Для моего обучения очень  важно визуальное представление  материала: таблицы, графики, схемы.

13. Я чувствителен к настроению  и переживаниям окружающих.

14. Я учусь лучше, когда мне  что-то нужно делать самостоятельно.

15. Перед тем, как учить что-то, мне нужно понимать, что в этом  есть что-то нужное.

16. Я люблю одиночество и тишину во время работы и размышлений.

17. В сложных музыкальных произведениях  я могу на слух вычленить  отдельные музыкальные инструменты.

18. Я могу зрительно легко  представить сцены, которые я  помню или которые я придумал.

19. У меня богатый словарный запас.

20. Я люблю делать записи, письменные  зарисовки.

21. У меня хорошее чувство  равновесия, я люблю движение.

22. Я могу видеть закономерности  между понятиями и явлениями.

23. В команде я сотрудничаю  с другими, прислушиваюсь к  их идеям.

24. Я наблюдателен и часто вижу то, что не видят другие.

25. Меня легко вывести из себя.

26. Я люблю работать и учиться  отдельно от других.

27. Я люблю сочинять музыку.

28. Я могу оперировать числами  и решать сложные математические  задачи.

Сопоставьте ваши ответы с ключом  анкеты. Обведите номера утверждений, которые вам соответствуют, в бланке ответов в соответствующей строке таблицы. Подсчитайте количество обведенных в строке цифр и вы узнаете в какой степени у вас представлен тот или иной  тип   интеллекта.

Характеристику каждого  типа  посмотрите в таблице ниже.

Типы   интеллекта 

Пункты  анкеты 

Общая сумма

Лингвистический

5, 9, 19, 20

 

Математико-логический

6, 11, 22, 28

 

Визуально-пространственный

2, 12, 18,24

 

Музыкальный

4, 10, 17, 27

 

Межличностный

3, 8, 13, 23

 

Внутриличностный

7, 15, 16, 26

 

Кинестетический

1, 14, 21, 25

 

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци