Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101
Таким образом, это период, главными целями которого является выбор профессии и самоопределение. В подросток стремится к самоопределению как и личность, как и человек, включенный в общественное производство в трудовую деятельность. Поиск профессий — важнейшая проблема.
Всё больше 10-х
классников стали задумываться о будущем
не на последнем году обучения. Профориентация
в нашей стране находится в критическом
состоянии. С одной стороны, необходимость
проведения качественной и крупномасштабной
профориентационной работы с молодежью
прекрасно осознается теми чиновниками
и специалистами, которые вынуждены заниматься
трудовыми ресурсами.
С другой стороны, межведомственная разобщенность
привела к тому, что на систему образования
возложили ответственность за профессиональное
самоопределение выпускников и подготовку
их к выбору профессии, профессиональному
обучению и дальнейшему реальному трудоустройству.
Именно молодые люди, особенно нуждающиеся
в квалифицированной помощи при выборе
профессии, чаще всего не могут качественно
ее получить.
В связи с этим цель исследования: исследовать взаимосвязь личности и профессиональной ориентации —достигнута.
Практические рекомендации:
Полученные сведения о профессиональных предпочтениях учащихся данной школы позволяют спроектировать необходимую систему предпрофильной подготовки. Она осуществлялась, прежде всего, через
Список использованных источников
32.Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.
33.Практикум
по общей, экспериментальной и
прикладной психологии. 2-е изд./ Под
ред. А.А. Крылова, С.А.
34.Психологическое
обеспечение профессиональной
35.Психология: Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. — М.: 1990. —197 с.
36. Райс Ф.
Психология подросткого и
37. Ратанова
Т.А., Шляхта Н.Ф.
38.Равич –
Шербо В.В. Возможный
39.Романов В.В. Юридическая психология: Учебник. – М.: Юристъ, 1999.- 488 с.
40.Рубинштейн
С.Л. Проблемы общей
41.Русалов В.М. Биологические основы индивидуально-психологических различий. – М., 1979.
42.Русалов В.М.
Темперамент. Современная
43.Сафин В.Ф.,
Ников Г.П. Психологические
44.Стреляу Я.
Роль темперамента в
45.Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. / Под ред. Н.С. Лейтес. М.: Педагогика, 1985.
46.Хаккер В. Инженерная психология и психология труда: Психологическая структура и регуляция различных видов трудовой деятельности. Пер. с нем. / под ред. В.Ф. Венды, А.А. Крылова. М.: Машиностроение, 1985.
47.Хрестоматия по возрастной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. Л.М. Семенюк. Под ред. Д.И. Фельдштейна. — Изд-е 2-е доп. М.: Институт практической психологии, 1996. — 304 с.
48.Хухлаева О.В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2002.
49.Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные труды. — М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002 — 432 с. ( Серия «Библиотека психолога»)
50.Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. — М.: московский психолого-социальный институт: Флинта, 1999 — 672с.
51.Чебышева В.В.
Индивидуальные различия в
52.Шадриков В.Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. №5. С. 3 —10.
53.Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М.: Логос, 1995.
Приложения.
Методика Е.А. Климова
«Определение типа будущей профессии»
Инструкция: Прочитай данные утверждения. Если ты согласен с ними, то перед цифрой в таблице поставь «+», если нет, поставь перед цифрой «-». Если ты сомневаешься, зачеркни цифру.
Типы профессий
Утверждения для самооценки |
1. Природа |
2.Техника |
3.Знак |
4. Искусство |
5. Человек |
1. Легко знакомлюсь с людьми |
1 | ||||
2. Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить |
1 |
||||
3. Люблю ходить в музеи, театры, на выставки |
1 |
||||
4. Охотно и постоянно ухаживаю за растениями, животными |
1 |
||||
5. Охотно и подолгу могу что-нибудь вычислять, чертить |
1 |
||||
6. С удовольствием общаюсь со сверстниками или малышами |
1 | ||||
7. С удовольствием ухаживаю за растениями и животными |
1 |
||||
8. Обычно делаю мало ошибок в письменных работах |
1 |
||||
9. Мои изделия обычно вызывают интерес у товарищей, старших |
2 |
||||
10. Люди считают, что у меня есть художественные способности |
2 |
||||
11. Охотно читаю о растениях, животных |
1 |
||||
12. Принимаю участие в спектаклях, концертах |
1 |
||||
13. Охотно читаю об устройстве механизмов, приборов, машин |
1 |
||||
14. Подолгу могу
разгадывать головоломки, задач |
2 |
||||
15. Легко улаживаю разногласия между людьми |
2 | ||||
16. Считают, что у меня есть способности к работе с техникой |
2 |
||||
17.Людям нравится мое художественное творчество |
2 |
||||
18. У меня есть способности к работе с растениями и животными |
2 |
||||
19. Я могу ясно излагать свои мысли в письменной форме |
2 |
||||
20. я почти никогда ни с кем не ссорюсь |
1 | ||||
21. Результаты моего техническоготворчества одобряют незнакомые люди |
1 |
||||
22. Без особого труда усваиваю иностранные языки |
1 |
||||
23. Мне часто случается помогать даже незнакомым людям |
2 | ||||
24. Подолгу могу заниматься музыкой, рисованием, читать книги и т.д. |
1 |
||||
25. Могу влиять на ход развития растений и животных |
2 |
||||
26. Люблю разбираться в устройстве механизмов, приборов |
1 |
||||
27. Мне обычно удается склонить людей на свою точку зрения |
1 | ||||
28. Охотно наблюдаю за растениями или животными |
1 |
||||
29. Охотно читаю научно-популярную, критическую литературу, публицистику |
1 |
||||
30. Стараюсь понять секреты мастерства и пробую свои силы в живописи, музыке и т.п. |
1 |
||||
Результаты |
Типы интеллекта |
Пункты анкеты |
Общая сумма |
Лингвистический |
5, 9, 19, 20 |
|
Математико-логический |
6, 11, 22, 28 |
|
Визуально-пространственный |
2, 12, 18,24 |
|
Музыкальный |
4, 10, 17, 27 |
|
Межличностный |
3, 8, 13, 23 |
|
Внутриличностный |
7, 15, 16, 26 |
|
Кинестетический |
1, 14, 21, 25 |
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци