Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.

Оглавление

Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101

Файлы: 1 файл

Диплом..doc

— 822.00 Кб (Скачать)

9)         журналистика — 1  чел,

10)       общественная деятельность — 3 чел,

11)      педагогика — 2 чел,

12)      право, юриспруденция — 4 чел,

13)     сфера обслуживания — 1 чел,

14)      математика — 4 чел,

15)      экономика — 3 чел,

16)      изобразительное искусство — 2чел,

17)      сценическое искусство — 2 чел,

18)      музыка — 1 чел.

 

 

8. Результаты исследования по методике Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности показали:

1) социальный  тип — 11 чел,

2) реалистический тип — 8 чел,

3) предпринимательский  тип — 7 чел,

4) художественный  тип — 5 чел,

5) конвенциальный  тип — 2 чел,

6) интеллектуальный  тип — 7 чел.

 

 

 

 

 

 

 

 

Распределим всех учащихся на профессиональные типы личности.

                                                                                                          

                                  Социальный тип личности

 

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек-человек

1; 6

18

2

Человек-человек

4

4

3

Человек-человек

         4

4

4

Человек-человек

6

20

5

Человек-человек

1; 6

20

6

Человек-человек

4

4

7

Человек-человек

6

21

8

Человек-человек

1; 6

19

9

Человек-человек

1; 6

20

10

Человек-человек

6

19

11

Человек-человек

6

20


 

1) Выбор профессии: 100% — человек —человек.

2) Выбор склонностей: 40% — 1;6 (организаторские склонности  и склонности социальной сферы  деятельности); 40% — 6 (склонности  социальной сферы деятельности); 20% — склонности к медицинской  деятельности.

3) Выбор интересов: 40% — 20(интерес к педагогике); 20% — 4(интерес к медицине); 20% —  19(интерес к общественной деятельности); 13,3% — 21(интерес к праву и  юриспруденции); 6,7% — 18(интерес к  журналистике).

                                  Реалистический тип личности

                                                                                                               

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек-техника

2

6

2

Человек-техника

2

8

3

Человек-техника

2

15

4

Человек-техника

2

9

5

Человек-техника

2

8

6

Человек-техника

2

8

7

Человек-техника

2

9

8

Человек-техника

1; 2

9


 

1) Выбор профессии: 100% — человек — техника.

2) Выбор склонностей: 92% — 2(технические склонности); 8% — 1;2(организаторские и технические  склонности).

3) Выбор интересов: 42% — 8(интерес к технике); 42% — 9(интерес к электротехнике); 8% — 6(интерес к физике) и 8% — 15(военные специальности).

 

                                     Предпринимательский тип личности

 

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек-человек

1

24

2

Человек-человек

1

19

3

Человек-человек

1

19

4

Человек-человек

1

22

5

Человек-человек

1

19

6

Человек-человек

1

19

7

Человек-человек

1

21


 

1) Выбор профессии: 100% — человек — человек.                                                                

2) Выбор склонностей: 100% — 1(организаторские склонности).

3) Выбор интересов: 7% — 21(интерес к праву и юриспруденции); 79% — 19(интерес к общественной  деятельности); 7% — 24(интерес к  экономике); 7% — 22(сфера обслуживания).

                                                                                     

                                     Конвенциальный тип личности

                                                                                             

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек- знаковая система

1; 2

23

2

Человек- знаковая система

2

24


 

1) Выбор профессии: 100% — человек — знаковая система;

2) Выбор склонностей: 50% — 2(склонности к технике); 50% — 1;2(организаторские и технические  склонности);

3) Выбор интересов: 50% — 23(интерес к математике); 50% — 24(интерес к экономике).

                              

 

 

                               Интеллектуальный тип личности

 

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек- знаковая система

2

7

2

Человек- знаковая система

1; 2

7

3

Человек- природа 

3

1

4

Человек- природа

3

1

5

Человек- природа

3

2

6

Человек- природа

3

7

7

Человек- знаковая система

2

23


 

1) Выбор профессии: 66,7% — человек — природа; 33,3% —  человек — знаковая система.

2) Выбор склонностей: 79% — 3(склонности к природоохранной деятельности); 7% — 1;2(организаторские и технические склонности); 14% —2(технические склонности).

3) Выбор интересов: 72% — 7(интерес к химии); 14% —  1(интерес к биологии); 7% — 2(интерес  к географии); 7% — 23(интерес к  математике).

 

                           Художественный тип личности

   

 

Профессия

Склонности

Интересы

1

Человек- худож. образ

1; 5

27

2

Человек- худож. образ

5

28

3

Человек- худож. образ

5

28

4

Человек- худож. образ

5

28

5

Человек- худож. образ

5

26


 

1) Выбор профессии: 100% — человек —художественный образ.

2) Выбор склонностей: 80% — 5(художественно-изобразительные  склонности); 20% — 1;5(организаторские  и художественно-изобразительные  склонности);

3) Выбор интересов: 60% —28(интерес к музыке); 20% — 26(интерес к изобразительному искусству); 20% — 27(сценическое искусство).

 

 

Выявим влияет ли темперамент на профессиональные предпочтении учащихся 10 классов. (Методика Айзенка и ДДО Климова)

Чтобы определить существует ли взаимосвязь между  результатами диагностик, нужно провести математическую обработку результатов.                                     

Для математической обработки результатов использовался  коэффициент  корреляции рангов Спирмена. Коэффициент корреляции рангов, предложенный К. Спирменом, относится к непараметрическим показателям связи между переменными, измеренными в ранговой шкале. При расчете этого коэффициента не требуется никаких предположений о характере распределений признаков в генеральной совокупности. Этот коэффициент определяет степень тесноты связи порядковых признаков, которые в этом случае представляют собой ранги сравниваемых величин. Число ранжируемых признаков может быть любым.

 Для того, чтобы убедиться в достоверности  полученных данных, был использован  метод математического сравнения T-критерий Стьюдента, позволивший определить достоверность полученных различий по трем уровням: p≤ 0,05p≤ 0,01;  p≤0,001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Вывод

Подводя итоги, можно сказать, что профессиональные предпочтения учащихся вероятно связаны с темпераментом. Этот вывод делается на основании методик описанных выше. По результатам этих исследований мы можем утверждать с определенной долей уверенности, что существует взаимосвязь между типами темперамента и профессиональным предпочтением учащихся, так как выявленный нами коэффициент корреляции приближен к 1, что означает наличие сильной связи (Приложение: таблица №1, таблица №2).

Темперамент проявляется  в особенностях протекания психических  процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.

Таким образом, индивидуально-психологические особенности  личности, в т. ч. темперамент, накладывают  отпечаток на способы поведения  и общения, поэтому очень важно  их учитывать, определяя вид профессиональной деятельности.

Анализируя данные, полученные при проведении диагностики, приходим к выводу, что: меланхолики  (30%) и флегматики (2%) чаще выбирают профессии типа: Ч-П, Ч-З, Ч-Х. Сангвиники (28%) и холерики (40%) в основном отдают предпочтения профессиям типа: Ч-Ч, Ч-Т, Ч-З.

В этой связи стоит отметить возрастающий интерес молодежи к управленческому блоку специальностей.

В сумме экономические, технические, гуманитарные и управленческие профессии выбраны 57,6% опрошенных старшеклассников.

Безусловно, на выбор профессии влияет и устойчивый молодежный стереотип престижных профессий. А вот специальности, связанные с сельским хозяйством обходят.

                            

                                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классов школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом.

Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци