Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 17:54, дипломная работа
Цель исследования: исследовать особенности развития профессиональных предпочтений учащихся 10 классов.
Задачи:
Изучить психологические качества личности (темперамент, склонности, интересы);
Выявить профессиональные предпочтения учащихся 10 – х классов.
Введение ………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические основы профессиональной ориентации
1.1. .Профориентация как важная составляющая профориентологии……...6 1.2. Взаимосвязь личности и сферы профессиональной деятельности ……23
1.3. Психологическая характеристика личности подростка…………………41 1.4. Психосоциальное развитие старших школьников…………………….....46
1.5. Вывод по первой главе…………………………………………………….55
Глава 2. Организация экспериментального психологического исследования
2.1. Методы исследования и их характеристика……………………………..57
2.2. Выводы по второй главе…………………………………………………..81
Глава 3.Исследование особенностей развития профессиональных предпочтений учащихся 10 – х классов
3.1.Результаты исследования профессиональных предпочтений старших школьников……………………………….…………………………………….82
Вывод …………………………………………………………………………..97
Заключение……………………………………………………………………..98
Список используемых источников…………………………………………...101
9) журналистика — 1 чел,
10) общественная деятельность — 3 чел,
11) педагогика — 2 чел,
12) право, юриспруденция — 4 чел,
13) сфера обслуживания — 1 чел,
8. Результаты исследования по методике Дж. Холланда по определению профессионально ориентированного типа личности показали:
1) социальный тип — 11 чел,
2) реалистический тип — 8 чел,
3) предпринимательский тип — 7 чел,
4) художественный тип — 5 чел,
5) конвенциальный тип — 2 чел,
6) интеллектуальный тип — 7 чел.
Распределим всех учащихся на профессиональные типы личности.
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек-человек |
1; 6 |
18 |
2 |
Человек-человек |
4 |
4 |
3 |
Человек-человек |
4 |
4 |
4 |
Человек-человек |
6 |
20 |
5 |
Человек-человек |
1; 6 |
20 |
6 |
Человек-человек |
4 |
4 |
7 |
Человек-человек |
6 |
21 |
8 |
Человек-человек |
1; 6 |
19 |
9 |
Человек-человек |
1; 6 |
20 |
10 |
Человек-человек |
6 |
19 |
11 |
Человек-человек |
6 |
20 |
1) Выбор профессии: 100% — человек —человек.
2) Выбор склонностей:
40% — 1;6 (организаторские склонности
и склонности социальной сферы
деятельности); 40% — 6 (склонности
социальной сферы деятельности)
3) Выбор интересов:
40% — 20(интерес к педагогике); 20%
— 4(интерес к медицине); 20% —
19(интерес к общественной
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек-техника |
2 |
6 |
2 |
Человек-техника |
2 |
8 |
3 |
Человек-техника |
2 |
15 |
4 |
Человек-техника |
2 |
9 |
5 |
Человек-техника |
2 |
8 |
6 |
Человек-техника |
2 |
8 |
7 |
Человек-техника |
2 |
9 |
8 |
Человек-техника |
1; 2 |
9 |
1) Выбор профессии: 100% — человек — техника.
2) Выбор склонностей:
92% — 2(технические склонности); 8%
— 1;2(организаторские и
3) Выбор интересов: 42% — 8(интерес к технике); 42% — 9(интерес к электротехнике); 8% — 6(интерес к физике) и 8% — 15(военные специальности).
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек-человек |
1 |
24 |
2 |
Человек-человек |
1 |
19 |
3 |
Человек-человек |
1 |
19 |
4 |
Человек-человек |
1 |
22 |
5 |
Человек-человек |
1 |
19 |
6 |
Человек-человек |
1 |
19 |
7 |
Человек-человек |
1 |
21 |
1) Выбор профессии:
100% — человек — человек.
2) Выбор склонностей:
100% — 1(организаторские
3) Выбор интересов:
7% — 21(интерес к праву и
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек- знаковая система |
1; 2 |
23 |
2 |
Человек- знаковая система |
2 |
24 |
1) Выбор профессии: 100% — человек — знаковая система;
2) Выбор склонностей:
50% — 2(склонности к технике); 50%
— 1;2(организаторские и
3) Выбор интересов: 50% — 23(интерес к математике); 50% — 24(интерес к экономике).
Интеллектуальный тип личности
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек- знаковая система |
2 |
7 |
2 |
Человек- знаковая система |
1; 2 |
7 |
3 |
Человек- природа |
3 |
1 |
4 |
Человек- природа |
3 |
1 |
5 |
Человек- природа |
3 |
2 |
6 |
Человек- природа |
3 |
7 |
7 |
Человек- знаковая система |
2 |
23 |
1) Выбор профессии: 66,7% — человек — природа; 33,3% — человек — знаковая система.
2) Выбор склонностей: 79% — 3(склонности к природоохранной деятельности); 7% — 1;2(организаторские и технические склонности); 14% —2(технические склонности).
3) Выбор интересов: 72% — 7(интерес к химии); 14% — 1(интерес к биологии); 7% — 2(интерес к географии); 7% — 23(интерес к математике).
Художественный тип личности
Профессия |
Склонности |
Интересы | |
1 |
Человек- худож. образ |
1; 5 |
27 |
2 |
Человек- худож. образ |
5 |
28 |
3 |
Человек- худож. образ |
5 |
28 |
4 |
Человек- худож. образ |
5 |
28 |
5 |
Человек- худож. образ |
5 |
26 |
1) Выбор профессии: 100% — человек —художественный образ.
2) Выбор склонностей:
80% — 5(художественно-
3) Выбор интересов: 60% —28(интерес к музыке); 20% — 26(интерес к изобразительному искусству); 20% — 27(сценическое искусство).
Выявим влияет ли темперамент на профессиональные предпочтении учащихся 10 классов. (Методика Айзенка и ДДО Климова)
Чтобы определить
существует ли взаимосвязь между
результатами диагностик, нужно провести математическую
обработку результатов.
Для математической
обработки результатов
Для того,
чтобы убедиться в
Вывод
Темперамент проявляется в особенностях протекания психических процессов, влияя на скорость воспоминания и прочность запоминания, беглость мыслительных операций, устойчивость и переключаемость внимания.
Таким образом,
индивидуально-психологические
Анализируя данные, полученные при проведении диагностики, приходим к выводу, что: меланхолики (30%) и флегматики (2%) чаще выбирают профессии типа: Ч-П, Ч-З, Ч-Х. Сангвиники (28%) и холерики (40%) в основном отдают предпочтения профессиям типа: Ч-Ч, Ч-Т, Ч-З.
В этой связи стоит отметить возрастающий интерес молодежи к управленческому блоку специальностей.
В сумме экономические, технические, гуманитарные и управленческие профессии выбраны 57,6% опрошенных старшеклассников.
Безусловно, на выбор профессии влияет и устойчивый молодежный стереотип престижных профессий. А вот специальности, связанные с сельским хозяйством обходят.
В процессе профессионального самоопределения учащихся старших классов школы предметом изучения будут, прежде всего, ценностные ориентации, установки личности, самооценка, склонности, способности. Диагностика способностей дает возможность человеку выбирать вид деятельности, наиболее соответствующий его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положительной профессиональной мотивации, удовлетворенности трудом и, как следствие, на удовлетворенность качеством жизнью в целом.
Информация о работе Взаимосвязь личности и профессиональной ориентаци