Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3

Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44

Заключение…………………………………………………………………49

Литература …………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

ДИПЛОММ.docx

— 120.06 Кб (Скачать)

Что показал опрос? Почти 80% респондентов указали, что основной целью жизни является обеспечение  материального благополучия, причем 40% в качестве жизненного материала  называют возможность «жить беззаботно, развлекаться». Среди устремлений  молодых преобладает желание  «иметь хорошее здоровье» (83%), «делать  всегда то, что хочется» (71%), «быть  очень хорошо материально обеспеченным» (59%). Исследования же 70-х годов свидетельствуют, что тогда представление молодежи о счастье было иным: 35,6% опрошенных видели его в возможности приносить людям пользу; 44,8% - в удовлетворенности своей работой (78).

Ухудшение материального  благосостояния народа и резкое на этом фоне обогащение отдельных групп  населения не могли не отразиться на ценностно-трудовых ориентациях  молодежи. Около 80% респондентов вообще не стали бы работать, если бы были материально  обеспечены. Около 50-60% подростков и  молодых людей связывают мотивацию  трудовой деятельности исключительно  с деньгами и стремлением зарабатывать их любыми средствами, в том числе  и противозаконными.

Все вышесказанное свидетельствует  об угрозе в перспективе получить потерянное поколение. Таким образом, мы можем проследить, как изменяются мотивационно-ценностные ориентации учащихся в период перехода к иной модели общества. Это можно связать с  тем, что представления несовершеннолетних о морали и праве, в силу целого ряда причин, в том числе и юного  возраста, находятся на вербальном уровне, не стали еще осознанными, тем более автоматическими регуляторами их поведения. Поэтому, нарастающие  общественные противоречия сказываются  на мотивационной сфере учащихся и ведут к изменению их ценностных ориентаций (51).

Киприяновой Е. было проведено  исследование ценностных ориентаций, лицей №11 города Москвы (33). Старшеклассники  проранжировали факторы, влияющие на их личностное развитие по степени их влияния в следующем порядке: 1) семья, 2) личность (субъективная самость), 3) среда, 4) лицей. Полученные данные свидетельствуют  о том, что процесс социализации наряду с влиянием стихийных факторов может и должен быть целенаправленным. Образование – целенаправленная социализация, а социализация, в  свою очередь, ценностное образование.

Обращаясь к результату, цели и ценности педагогического  труда выпускнику образовательного учреждения Киприяновой была разработана  анкета старшеклассника, направленная на выявление уровня сформированности ценностных ориентаций, жизненных планов, мотивов, потребностей. Обнаружилось, что ведущее место у старшеклассников занимают следующие ценности: «получить хорошее образование», «иметь интересную профессию», «активно продвигаться в избранном деле» (55%), «обеспечить себя материально», «добиться финансовой независимости», «положения в обществе» (25%), «быть свободным», «стать лучше», «жить в гармонии с миром», «принести пользу людям» (15%). Содержание и распределение целей по ранговым местам: на первом месте деловые цели, ориентированные на познание и выбор профессии; на втором - цели, ориентированные на личный, скорее материальный успех; на третьем - общественные цели философско-рефлексивного характера.

Данные, полученные Киприяновой, расходятся со среднероссийскими данными  Т.П. Гуриной, которая, исследуя ценностные ориентации двух тысяч российских школьников, указала, что самый высокий ранг занимает показатель «обеспечить себя материально»(28).

Таким образом, для лицеистов  характерно стремление к самоутверждению, желание быть признанными окружающими, которые остаются для старшеклассников весьма значимыми мотивациями деятельности. Мысль о выгодном самоопределение  во взрослой жизни, о необходимости  подготовки к ней заняла главное  место в сознании выпускников. Очевидна потребность в жизненном и  профессиональном самоопределении, полной самореализации в ближайшем будущем. Духовную жизнь молодежь пытается строить  на достаточно высоких идеалах дружбы, ценит доверительное отношение  между людьми. Это надежные и вечные ценности.

Анализ полученного материала  позволяет выделить следующие качественные соотношения направленности личности: принимают общественную направленность - 50%, личную - 35%, руководствуются мотивом  самоутверждения, самореализации - 70%, пассивны в этом отношении - 10%, озабоченны материальными ценностями - 40%, духовными - 43%, проявляют продуктивную активность - 75%, готовы к конформизму - 20% (на материале самооценки нравственной позиции).

Изучению влияния новых  социально-экономических условий  на изменение ценностных ориентаций в различных социальных группах  было посвящено исследование В.А. Хащенко (77). Стандартный список ценностей  методики Рокича дополнен ценностями, отражающими экономическую направленность: богатство, собственность, экономическая  независимость, предприимчивость, материальная обеспеченность. Было опрошено 6 групп  населения, характеризующихся различным  социально-экономическим статусом. Анализ данного исследования позволил установить влияние новых социально-экономических  условий на изменение ценностных ориентаций индивида в различных  группах, которые проявлялись в  доминировании общей направленности на индивидуальные ценности. Установлено, что в иерархии ценностей-целей  доминируют: здоровье, семья, материальное обеспечение, любовь, свобода, уверенность  в себе, друзья. Среди ценностей-средств  – достижения жизненных целей  ведущими являются: твердая воля, честность, независимость, предприимчивость, самоконтроль, образованность. Полученные данные, по мнению автора, свидетельствуют о  формировании нового типа направленности личности, характеризующегося индивидуализированной  ориентацией на личные, в том числе  экономические ценности.

Изменения в ценностных ориентациях  выразились, прежде всего, в усилении ориентации на себя, опоры на собственные  силы и в снижении роли и значения качеств личности, особенно важных в контактах с другими людьми. В исследовании установлено, что  социально-экономические изменения  хорошо согласуются в изменениях в социально-психологической феноменологии, что позволяет рассматривать  последние в качестве индикаторов  этих перемен.

Существенным недостатком  общественных исследований ценностных ориентаций является отсутствие единства в методах исследования, что затрудняет сравнение результатов, полученных разными авторами. Кроме того, практически  нет исследований, привлекающих для  анализа ценностей данные других наук: истории, этнографии, культурологии (за исключением работы Касьяновой, которая, исследуя ценностные ориентации, использовала данные социологии, истории).

В настоящее время многие считают, что подростки все больше ценят собственные интересы. Они  в меньшей степени, чем их предшественники, осуждают эгоистичные действия, особенно если они направлены на достижение материальной выгоды. Это положение  подтверждается результатами одного исследования (Бовасео, Якобс и Реттиг, 1991г). Было установлено, что, начиная с 60-х годов, юноши и девушки все меньше и меньше осуждают эгоизм и обман. Эта тенденция отражает и возрастную меркантильность молодежи 80-х годов.

Однако следует отметить, что при изучении ценностных ориентаций подростков наблюдаются и положительные  тенденции. Так, проведенные в 1981 году опрос учащихся школы в Тешписке показал, что из двухсот подростков 63% полагали, что в будущем главным  источником удовлетворения для них  будет семья. (Фаллс, Джонс, Кибер, 1985г). На второе место они поставили  работу (причем 20% опрошенных именно ее назвали наиболее вероятным главным  источником удовлетворения в будущем).

Интересен тот факт, что  сравнение результатов однотипных исследований, проведенных в 1981 и 1969 годах, выявило рост числа молодых  людей, основным источником удовлетворения назвавших религию. Один из главных  показателей этого явления –  распространение среди молодежи новых культов и рост числа  религиозных общин.

Иной подход к изучению ценностных ориентаций молодежи был  приведен в опросе англоговоряших учащихся школ в Австрии, Швейцарии, Франции  и Западной Германии. Подростков просто попросили продолжить фразу: «Я хотел бы стать похожим на...». Некоторые ответили, что они ни на кого не хотят быть похожими, кроме как на самих себя. Кто-то называл знаменитостей, олицетворяющих их идеал. Некоторые говорили о желании сделать карьеру в самых разных областях. Некоторые подчеркивали свое желание стать физически привлекательным и популярным. 17% ответивших выразили желание стать дружелюбными и вежливыми людьми с хорошо развитым чувством юмора. 18% хотели стать честными, надежными, трудолюбивыми, добрыми (85).

Итак, несмотря на разность в подходах и отсутствие единства в методах исследования, полученные перечисленными авторами данные, позволяют проследить, как изменяются мотивационно-ценностные ориентации учащихся в периоды перехода от одной модели общества к другой. К концу подросткового возраста представления о себе стабилизируются и образуют целостную систему – «Я-концепцию», которая является важной в развитии самосознания. В данном возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений, идеала. Знания приобретают особую значимость для развития личности подростков. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственного сознания и значимое место среди сверстников.

Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди  сверстников. Высокий статус, может  быть, достигнут с помощью хороших  знаний: при этом для подростка  продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность  подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для  эмоционального благополучия подростков. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт, и даже конфликт (37).

Очевидно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления.

Наряду с учебной деятельностью  у подростка большое место  занимает общение со сверстниками, т.е. установление интимно-личностных отношений. Подростку не только важно  общаться и быть среди сверстников, но и занимать в их обществе определенное положение, иметь определенный социальный статус. В этом возрасте обостряется  потребность в общении и поиске лучшего друга (45).

На примере подросткового  возраста можно показать, что микроциклы развития личности протекают для  одного и того же школьника параллельно  в различных референтных группах, конкурирующих по своей значимости для него. Успешная интеграция в  одной из них (например, в школьном драматическом кружке или гетерогенной по признаку пола диаде на стадии первой влюбленности) может сопровождаться дезинтеграцией в дворовой компании, в которой подросток до этого  без затруднений прошел фазу адаптации. Индивидуальные качества, ценимые в  одной группе, отвергают в другой, где доминируют иная деятельность и  иные ценностные ориентации, блокирующие  возможности успешного интегрирования в ней (60).

По результатам теоретического исследования можно сделать следующие  выводы:

1. Ценностные ориентации  – это отражение в сознании  человека ценностей, признаваемых  им в качестве стратегических  жизненных целей и общих мировоззренческих  ориентиров. Они определяют содержательную  сторону личности и составляют  основу ее отношений к окружающему  миру, к себе самой, являются  ядром мотивации жизненной активности, основой жизненной концепции. 

Персональная иерархия ценностей  строго индивидуальна. Прослеживание  социального развития личности производится через динамику его конкретных и  частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. Ценности – основа и цель воспитания, начиная с семьи, детских садов, школ и других социальных институтов. У подростков ценностные ориентации в основном находятся на стадии формирования. В связи  с особенностями подросткового возраста, личностной нестабильностью, выбор приоритетов часто меняется.

2. Подростковый возраст  – это трудный период полового  созревания и психологического  взросления ребенка. В организме  подростка происходят множественные  физиологические изменения, обусловленные  изменением деятельности гормональной  системы. Основные новообразования  этого возраста: появляется чувство  взрослости, стремление к освоению  новых социальных ролей, что  отражается в появлении новых  интересов,  складываются разнообразные  образы «Я» и к концу периода  они объединяются в единое  целое, образуя «Я-концепцию», которая  является центральным новообразованием  всего периода. В этом возрастном  периоде у подростков большая  восприимчивость к усвоению норм  и способов поведения, которые  существуют в мире взрослых. Идет  большая внутренняя работа по  пересмотру своего отношения  к себе, к людям и окружающему  миру в поисках своих ценностей. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации в достижениях старшеклассников

 

2.1.Этапы организации эмпирического исследования

Чтобы достигнуть поставленной цели и выполнить задачи, нами было проведено анкетирование старшеклассников. Форма проведения эксперимента – групповая. Общее время тестирования – 1,5 часа.

1. Методика «  Ценностные ориентации» М.Рокича, которая позволяет определить содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни». М. Рокич различает два класса ценностей:

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников