Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3

Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44

Заключение…………………………………………………………………49

Литература …………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

ДИПЛОММ.docx

— 120.06 Кб (Скачать)

глобально-личностные и ситуативно-эмоциональные.

     7. Мотивация     самоутверждения.     Самоутверждение    является необходимым аспектом активности  Я,  реализующим  сущностные  свойства человеческой личности.  В зависимости от типа личности, индивидуальных особенностей и социальной ситуации самоутверждение принимает различные формы.   Оно   может  носить  характер  научного  или  художественного творчества, коммуникативной активности, социальной карьеры, стремления к лидерству,  саморазвития личности.  Поскольку Интернет  предоставляет новые   коммуникативные   и    познавательные    возможности,    можно предположить,  что исследуемый тип самоутверждения связан с различными феноменами общения (поиском референтной группы,  идентификацией  с  ее ценностями  и  возможностью  самовыражения в ней

     8. Коммуникативная  мотивация  Мотив  коммуникации  сочетается   со   всем   блоком   мотивов социально-коммуникативного  характера, а также с рекреационным  мотивом. Выделенные типы   мотивов  репрезентируют  основные  описанные  в психологии виды мотивационной направленности  личности:  продуктивную, социально-коммуникативную,   познавательную,   развивающую.  Эти  виды мотивации проявляются в различных  видах  направленности  деятельности личности

Мотивы занимают важное место  в структуре деятельности. В таблице представлена структура деятельности по А.Н. Леонтьеву

Таблица 1.

Структура деятельности (по А.Н.Леонтеву)

Субъективная представленность

Объективная реализация

Продукт и  средство

Мотив

Деятельность

Предмет

Цель

Действие

Образ

Условия

Операция

Знания, навык


А.Н.Леонтьев определил мотив  как тот предмет, который отвечая  актуальной потребности т.е. выступая в качестве средства ее удовлетворения, организует и  определенным образом  направляет поведение. При одной  и той же потребности мотивами наблюдаемого поведения могут выступать  самые различные предметы.

А.В.Петровский продолжая  идеи Леонтьева, ввел классификацию  мотивов на внешние и внутренние (см. табл. 2)

Таблица 2.

Классификация мотивов и отношений по А.В. Петровскому

Мотивы

Отношения

 

Индивидуально ориентированные

Социально ориентированные

«внешние»

«могу» (осознание своих              возможностей по отношению к возникающим задачам)

«надо» (осознание социальных обязанностей)

«внутренние»

 «хочу» (напряжение потребностей)

 «должен» (принятие 

обязательств  перед другими 

и самим  собой)


Таким образом, все мотивы делятся на внешние и внутренние.  Из этого следует, что профессиональная мотивация формируется у молодёжи под влиянием факторов окружающей действительности, работы по профессиональной ориентации, проводимой в школе или в соответствующих  центрах профориентации.

Мотивы могут иметь  внутренний или внешний характер. Внутренние мотивы не имеют внешнего проявления и связаны с удовольствием, удовлетворением, чувством достижения и часто ассоциируются с процессом  выполнения задачи. Внешние мотивы имеют внешние проявления, например, зарплата, призы, победа/проигрыш, давления конкурентов или руководителей  вообще связываются с результатами. Индивидуумы имеют высокий или  низкий уровень внутренней и внешней  мотивации. Для достижения успеха  профессионалы высокого класса обычно имеют высокий уровень и внутренней мотивации, в силу восприятия своей  профессии как искусства, и внешней  мотивации, в силу достаточно высокой  оплаты их труда. Вознаграждение приносит ощущение достижения, что само по себе сильно мотивирует. Однако, не каждый  достигает успеха. Установление цели - мощная методика развития внутренней мотивации. Однако, важно признать, что установление цели может иметь  как отрицательный эффект, так  и положительный эффект на мотивацию. Цели, признанные подходящими, специфичные, спорные, достижимые, измеримые и персональные, могут стать несоответствующими вследствие  каких-либо изменений обстоятельств [4]

К внутренним мотивам чаще всего относят  непосредственный внутренний интерес личности к предстоящим  действиям. Существует ряд факторов мешающих этому внутреннему мотиву стать ведущим.

Данные факторы называются ограничениями. Вуркок определяет данные ограничения следующим образом: [15]

    1. Heyмeниe yпpaвлять coбoй; Hecпocoбнocть в пoлнoй мepe иcпoльзoвaть cвoe вpeмя, энepгию, yмeния; нecпocoбнocть cпpaвлятьcя co cтpeccaми coвpeмeннoй жизни.
    2. Paзмытocть личных цeннocтeй; Oтcyтcтвиe яcнoгo пoнимaния cвoих личных цeннocтeй; нaличиe цeннocтeй, нe cooтвeтcтвyющих ycлoвиям coвpeмeннoй жизни.
    3. Cмyтныe личныe цeли; oтcyтcтвиe яcнocти в вoпpoce o цeлях cвoeй личнoй или дeлoвoй жизни; нaличиe цeлeй, нecoвмecтимoй c ycлoвиями coвpeмeннoй paбoты и жизни.
    4. Ocтaнoвлeннoe caмopaзвитиe; Oтcyтcтвиe нacтpoeннocти и вocпpиимчивocти к нoвым cитyaциям и вoзмoжнocтям.
    5. Heдocтaтoчнocть нaвыкa peшaть пpoблeмы; Oтcyтcтвиe cтpaтeгии, нeoбхoдимoй в пpинятии peшeний, a тaкжe cпocoбнocти peшaть coвpeмeнныe пpoблeмы.
    6. Heдocтaтoк твopчecкoгo пoдхoдa; Oтcyтcтвиe cпocoбнocти гeнepиpoвaть дocтaтoчнo нoвых идeй; нeyмeниe иcпoльзoвaть нoвыe идeи.

Существуют также другие подходы к классификации внутренних и внешних мотивов [15.,89-91]

Внутренние мотивы  профессиональной деятельности человека:

1. Реализация генетически  заложенной в человеке поисковой  потребности.

Каждое живое существо, а тем более человек, с первых дней своей жизни активно исследует  среду, в которую он попал, и пытается ее приспособить для своего существования. Реализация естественной поисковой потребности (любопытство) заставляет анализировать ситуацию, делать выводы, принимать творческие решения.

2. Инстинкт самосохранения, продолжения рода и выживания.

В экстремальных условиях наблюдается всплеск творческих действий и поступков, направленных на сохранение жизни и ее продолжения.

3. Удовлетворение первичных  материальных потребностей (пища, кров, одежда и т.п.). Значительная часть мирового патентного фонда содержит в себе творческие решения направленные на удовлетворение именно этих потребностей человека, начиная от изобретения молотка, дамских колготок, быстрорастворимого кофе и кончая космическими поселениями.

4. Удовлетворение первичных  духовно-социальных потребностей (самоуважение, признание, любовь, самореализация  и саморазвитие).

При удовлетворении первичных  материальных потребностей, проявляются  духовные потребности, основанные на желании  осознать свою роль и свою значимость в этой жизни. Человек начинает самоутверждаться, т.е. оценивать себя, вырабатывать чувство  самоуважения и ожидает такого же признания его личности вначале  ближайшего окружения, а затем все более отдаленного.

5. Корыстолюбие, властолюбие,  карьеризм. 

Стремление быть богатым  и властительным, для некоторых  является достаточно сильным мотивом  развития своих творческих способностей. По мнению данных авторов  это связано  с удовлетворением личной потребности  в безопасности и выживании.

6. Лень, не желание тратить  свою энергию, паразитизм.

Многие считают, что лень и желание человека паразитировать на окружающей среде, является одной  из движущих сил развития человечества, особенно на его ранних стадиях.

Внешние мотивы  профессиональной деятельности человека:

1. Удовлетворение потребности  семьи, страны, человечества в своем сохранении и развитии. У современного человека, цивилизованной страны этот мотив, порождаемый общественной потребностью, выражен достаточно отчетливо.

2.Следование идеологии,  культуре и мифам общества.

Каждая личность в той  или иной степени подвержена влиянию  культивируемой в данном обществе (сообществе) идеологии, а так же общепризнанным в ней мифам и предрассудкам. Эти элементы стимулируют и побуждают  проявление творческой активности человека направленной на удовлетворение потребности  в поддержании и сохранении того сообщества, в котором он находится.

3. Чувство моды (стадности), желание быть не хуже других.

Этот мотив особенно развит в тех обществах, где понятие «потерять лицо» или «быть не таким как все» означает нарушение общепринятых правил и норм, а значит испытывать не признание обществом. Если среда, в которую попал человек, является творческой, то и этот человек стремится развить свои способности.

1.3. Взаимосвязь  ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников

Ценностные ориентации личности включают в себя многие стороны взаимоотношений  человека с окружающей действительностью. В зарубежной и отечественной  психологии исследование ценностных ориентаций рассматривается как наиболее важное и актуальное направление. Признается, что ценности, доминирующие в обществе – это главный элемент культуры, и ценностные приоритеты индивидов  реализуются в основных целях  поведения, а опыт повседневной жизни  в меняющихся экологических и  социологических условиях напрямую влияет на ценности. Таким образом, через анализ ценностей можно  отчетливо увидеть изменения, происходящие в культуре и личности в ответ на исторические и социальные перемены. Одна из главных проблем, имеют ли исследуемые ценности одинаковое значение в разных культурах. На индивидуальном уровне ценности рассматриваются как основы мотивов, которыми люди руководствуются в повседневной жизни. Отношения между различными ценностями отражают психологическую динамику конфликта и согласие, испытываемое людьми, когда они в своем поведении руководствуются определенными ценностями (42). Например, людям нелегко стремиться к власти и подчинению одновременно, но они могут в одно и то же время стремиться к власти и богатству. Взаимосвязь между рангами ценности для индивида отражает внутренние изменения, организующие его ценности. Отношения между различными ценностями на культурном уровне отражают социальную динамику конфликта и согласия. Современные исследования ценностей в основном базируются на исследовании Рокича. Рокич стимулировал интерес к ценностям в психологии, дав ясное определение этого понятия, предложив легкий инструмент их измерения, в котором отражалось его понимание ценностей, как руководящих принципов жизни.

В конце 80-х годов исследованиями ценностных ориентаций занимался доктор С. Шварц, профессор факультета психологии Иерусалимского университета. Он утверждает, что главный содержательный аспект, отделяющий ценности друг от друга, это  тип мотивации в котором они  отражаются. Поэтому он сгруппировал отдельные ценности в блоки ценностей, разделяющих общую цель. Он исходил  из того, что основные человеческие ценности, которые должны быть во всех культурах, - те, которые представляют универсальные человеческие потребности (биологические нужды, потребности  согласованного социального взаимодействия) как осознанные цели. Основываясь  на ценностях, выделенных предшествующими  исследователями, найденных в трудах разных ученых он сгруппировал ценности в десять различных видов мотивации, которые он понимал как основные типы или блоки ценностей. Он дал  этим типам ценностей определения, основанные на их главной цели: власть, достижение, гедонизм, стимуляция, самостоятельность, универсализм, заботливость, традиционность, конформизм, безопасность (27). Результаты более поздних исследований подтверждали эту структуру, выявив, что десять типов ценностей располагаются на двух биполярных осях: открытость к изменениям (ценности самостоятельности и стимуляции) - консерватизм (безопасность и традиции) и акцент на других (универсализм и заботливость) - акцент на себя (власть и достижение). Поскольку типы ценностей формируют интегральную мотивационную структуру, Шварц в дальнейшем постулировал, что типы ценностей, как единая система связаны с другими переменными (установками, поведением, групповым членством и так далее).

Существуют сотни, возможно тысячи ценностей, по которым может  быть проведено сравнение разных социальных групп. Некоторые ценности имеются в определенной социальной группе, другие - нет. Теоретики, решавшие эту задачу, высказали предположение, что измерение ценностей отражают основные проблемы, с которыми сталкивается та или иная социальная группа (80).

Целью исследования, проведенного лабораторией факультета педагогики и  социальной психологии Владимирского  государственного педагогического  университета (ВГПУ) среди учащихся школ города Владимира было изучение потребностей, целей, интересов, ценностей, идеалов, которые являются ведущими компонентами мотивационной сферы  личности. Настоящее исследование является составной частью общей работы лаборатории, основное содержание которой диагностика  и развитие мотивационной сферы  подростков с дивиантным поведением. Выбор же контингента учащейся молодежи без отклонений в поведении в  качестве объекта опроса не случаен. Известно, что мотивационное поведение, в том числе и отклоняющееся, есть результат действия двух факторов - личностного и ситуационного. Личностными  причинами дивиантного поведения  являются особенности мотивационно-ценностных ориентаций подростков, в свою очередь  задаваемые средой и ближайшим окружением. Говоря о мотивационной сфере учащихся, ученые исходят из понятия о нормативных ценностных установках, принимаемых обществом за основу при целенаправленном действии на формирующуюся личность в системе воспитания. Эти установки, существующие в той среде, где происходит процесс социализации личности, являются важнейшим социально-психологическим фактором, играющим решающую роль в формировании нормативной нравственной ее направленности. Следовательно, характеристика мотивационной сферы подростков может быть дана лишь на фоне анализа общих мотивационных диспозиций, существующих в подростково-юношеской среде (4).

Основной задачей является диагностика морально-нравственных установок, на фоне которых происходит генезис и развитие механизма  поведения учащихся. В ходе исследования, носящего локальный характер, было опрошено в 1997 году 180 учащихся в возрасте от 16 до 19 лет. Чтобы выявить изменения  мотивационной сферы современной  учащейся молодежи, было решено привлечь результаты исследований мотивационной  сферы той же категории молодежи, проведенных разными авторами в  конце 70-х годов, то есть в период, предшествовавший началу социально-экономических  реформ в России. Учеными использовалась анкета, в которую наряду с прямыми  вопросами о цели жизни, жизненных  планах, идеалах, стремлениях, увлечениях были включены вопросы косвенные, которые, как известно, дают наиболее объективный  материал: «Какое желание ты загадал  бы золотой рыбке?»; «Что бы ты сделал, если бы стал волшебником?»; «Какой подарок  ты хотел бы получить?» 

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников