Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Июня 2013 в 15:53, дипломная работа

Краткое описание

Система ценностных ориентаций, являясь психологической характеристикой зрелой личности, одним из центральных личностных образований, выражает содержательное отношение человека к социальной действительности и в этом качестве определяет мотивацию его поведения, оказывает существенное влияние на все стороны его деятельности. Формирование личностной ценностной структуры индивида выступает важнейшим фактором процесса социализации, посредством которого человек становится полноправным членом общества во всей полноте социальных взаимоотношений. Проблема исследования ценностей и представлений о будущем у учащихся старших классов остается актуальной.

Оглавление

1.Введение……………………………………………………………………….…2

Глава I. Теоретические основы изучения ценностных ориентаций и мотивационной сферы у старшеклассников………………………………….…3

Особенности развития ценностных ориентаций старшеклассников….3
Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников….20
Проблема взаимосвязи ценностных ориентаций и мотивационной сферы ………………………………………………………………………..……………31

Глава II. Эмпирическое исследование ценностных ориентаций и мотивации достижения старшеклассников.........................................................42
2.1. Этапы организации эмпирического исследования……….…..……………42
2.2. Анализ результатов диагностики……………..…………………………… 44

Заключение…………………………………………………………………49

Литература …………………………………………………………………50

Приложение………………………………………………………………58

Файлы: 1 файл

ДИПЛОММ.docx

— 120.06 Кб (Скачать)
  1. Группа учащихся, у которых с точки зрения принятых в нашем исследовании критериев, определяющих различную степень сформированности ценностных ориентаций, этот элемент личности еще не сформировался. Несформированность основного механизма выделения ценностей - препятствует этим учащимся осознанно выбирать и иерархизировать в определенную структуру те или иные ценности человеческой жизни в качестве главных целей. Следовательно, у учащихся этой группы отсутствуют ценностные ориентации.
  2. Учащихся второй группы характеризует преимущественная ориентация на семью и работу с некоторым превышением семейно-бытовых ценностей. Таких старшеклассников 10%.
  3. Учащихся третьей группы характеризует, по Ядову В.А., доминирование ценностей «гедонистического» характера. Они в основном ориентированы на свое здоровье, любовь, приятное проведение времени с друзьями. Их всего 14% (82).
  4. У таких учащихся имеются устойчивые сбалансированные ориентации, прежде всего на работу и достижение семейного счастья, где значимость профессионально-творческих интересов превышает все остальные ценности. Этих учащихся отличает гражданская направленность их личностной позиции. Их 17%.
  5. У учащихся этой группы ориентации так же устойчивы, но направлены на собственную личность, на ценности, отражающие в основном индивидуальные интересы личности. Содержание их ценностных ориентаций позволяет охарактеризовать этих учащихся как «рационалистов с неудовлетворенными запросами».

Таким образом, рассматривая в целом особенности формирования ценностных ориентаций старшеклассников по результатам исследований, можно  сказать, что этот необходимый и  важный элемент личностной структуры  полностью сформирован лишь у  одной трети юношей и девушек. У 24% учащихся ценностные ориентации только начинают формироваться, и пока еще  нет оснований утверждать, что  они превратились в устойчивое свойство личности. Значительная часть старшеклассников пока еще не осознала свою жизненную  позицию, не определила своего личного  отношения к ценностям окружающего  мира. Их ценностные ориентации, как  необходимый элемент структуры  зрелой личности к началу юношеского возраста оказались несформированными, что позволяет охарактеризовать степень их личной зрелости как не вполне соответствующую возрастным и социальным критериям развития. Наличие определенной системы ценностей  личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного образования, как возникновение зрелых жизненных планов, личностного и профессионального самоопределения учащихся. Но для того, чтобы понять закономерности процесса личностного самоопределения, недостаточно только выявить систему ценностных ориентаций учащихся, важно понять, в каком отношении они находятся во всей мотивационно-потребностной сфере личности: как соотносится между собой то, что человек ценит, сознательно считает наиболее важным, и то, чего он реально хочет, к чему сознательно или не сознательно стремится (82).

Исследованием ценностных ориентаций у учащихся старших классов занимались такие ученые как А.Н. Леонтьев, М. Рокич, И.С. Кон, А.С. Шаров и другие. В отличие от глобального философского подхода к проблеме ценностей  характерной чертой психологического аспекта их изучения является дифференцированность объектов по их ценностному значению внутри одного и того же вида, группы, класса ценностей и связанная  с этим их конкретизация и иерархизация (см., например: Ю. М. Жуков, 1976; Е. С Махрах, 1975; и др.). Специфичность осознания  объектов социальной действительности как ценностей предполагает наличие  особых психологических механизмов их усвоения. Так, в качестве предмета психологического исследования в этом случае на первый план выдвигается  такой вид психической деятельности, как оценочная деятельность индивида, направленная не только на восприятие и усвоение объективно содержательной стороны предмета (так называемое знание факта, по В. П. Тугаринову, 1968), но и на оценку его свойств с точки  зрения их необходимости, полезности, приятности и т. п. для удовлетворения потребностей и интересов личности, для реализации целей ее деятельности. В результате происходит осознание  индивидом ценности объекта социальной действительности и тем самым  формируется особый вид отношения  к нему – ценностное отношение (В. Н. Мясищев, 1960). Осознание ценности предполагает наличие у индивида определенного способа ориентировки в каком-либо классе, виде, группе ценностей, являющегося внутренним психологическим механизмом, формирующим те или иные предпочтения личности, по характеру и направленности которых можно определить и особенности ее ценностных ориентации (50,57).

    1. Особенности развития мотивационной сферы у старшеклассников

    В  современной  психологии  термином  «мотив»  (мотивация, мотивирующие факторы)   обозначаются  совершенно   разные   явления.   Мотивами  называют инстинктивные импульсы,   ибо логические  влечения  и аппетиты,  а равно переживание эмоций, интересы, желания;  в пестром перечне мотивов можно обнаружить  такие, как жизненные цели  и идеалы,  но  также и такие, как раздражение электрическим током. [4.,65]

            Трудовая   деятельность   общественно  мотивирована,  но  она  управляется   также  такими  мотивами,  как,  материальное вознаграждение.  Оба   эти мотива хотя  и сосуществуют, но лежат как  бы в разных  плоскостях

     Таким образом,  одни мотивы, побуждая деятельность, вместе с тем придают ей  личностный  смысл;  их  называют  смыслообразующими  мотивами. Другие,  сосуществующие   с  ними,   выполняя  роль  побудительных  факторов(положительных или отрицательных) - порой  остро эмоциональных, аффективных, -  лишены  смыслообразующей функции;  мы будем условно называть такие мотивы мотивами-стимулами. [4]

Существует множество  определений мотива.

       Мотив  - это субъективное отношение  человека к своему поступку, сознательно  поставленная цель, которая направляет  и объясняет его поведение.  То есть, мотив - это нечто, что  находится внутри человека и  во внешней среде, которое его  побуждает к некоторым действиям  или бездействию. Отсюда вытекает, что мотивация - это процесс  сознательного выбора личностью  того или иного типа поведения.  Конечно, у человека могут быть  неосознанные мотивы, но линию  трудового поведения он выбирает  более или менее осознанно.  Также необходимо определить  некоторые другие понятия [10., 104]. Стимулирование - определенное воздействие на личность, создание внешней ситуации, побуждающей его действовать определенным заданным образом. [3.,23]

Стимулы - это воздействие  внешних факторов, в отличие от мотивов, понимаемых как внутренние и внешние значимые для конкретной личности факторы. Трудовая активность - это фактор отношения к труду, который проявляется в объеме выполняемой работы, качестве ее выполнения и так далее.

Мотивация   — побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность Термин «Мотивация», взятый в широком смысле, используется во всех областях психологии, исследующих причины и механизмы целенаправленного поведения человека и животных. По своим проявлениям и функции в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются прежде всего проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживании {стремлений, желаний и т п.} и установок в поведении субъекта [10.,106]

           Теории мотивации можно разделить  на две группы: процессуальные  теории мотивации и теории  удовлетворения потребностей. Теории  удовлетворения потребностей имеют  целью выявление потребностей  личности. Зная потребности, мы  строим механизм их удовлетворения, тем самым получаем более мотивированного,  более производительного работника.  Процессуальные теории (теория побуждения, ожидания, социального сравнения)  построены на работе мотивов  личности. Если человек чего-то  ожидает от работы и это ожидание оправдано, значит, он более мотивирован. Если удовлетворяются его основные мотивы в процессе работы, зависящие от индивидуальной структуры личности, человек более мотивирован. Нужно правильно выявить потребности и научиться на них воздействовать. Таким образом, мотивация – это процесс побуждения к деятельности.[12.,10].

            Различные  виды  мотивов   выделяют в зависимости от  того предмета,  на который  направлена деятельность. Каждый  вид деятельности соответствует  некоторой  человеческой  потребности.  Любому человеку присущ   определенный   набор   базовых   потребностей.   Среди   этих потребностей выделяют  потребность в общении,  познании, саморазвитии, достижении,  продолжении  рода.  Особую группу потребностей  составляют материальные,   или   утилитарные. [10.,105]

     Потребность  представляет собой объективную   нужду,  необходимость человеческого  существа в чем-то, лежащем вне  его пределов - во внешних объектах,  других людях,  их оценках,  определенных переживаниях.  Эти  объекты   называются   предметами   потребности,   или  мотивами.  Под мотивацией в широком смысле  подразумевается  то,  ради  чего  человек выполняет ту  или иную деятельность. Всякая  деятельность осуществляется вследствие  какого-либо  внутреннего  импульса  (потребности)  и  ради некоторой   внешней  по  отношению  к   ней  ценности.  Эти  отношения  и образуют два полюса реальной  мотивационной  системы.  [4.,65[

            Таким  образом, мотив   -   это   предмет,   на   который   направлена   деятельность, соответствующий  некоторой человеческой потребности  [8.,14].

 

Классификация мотивов

Общепризнано отсутствие единой и удовлетворяющей всех классификации  мотивов. Классификаций мотивов  ровно столько, сколько существует оснований для их классификации. Одним из таких оснований может быть содержание потребностей. С этой точки зрения выделяют биологические и социальные мотивы, мотивы достижения и избегания неудачи, самоуважения и самоактуализации. Выделение личных и общественных мотивов, эгоистических и общественно-значимых, идейных и нравственных значимо связано с установками личности.

Различают мотивы по видам  деятельности: мотивы общения и игры, учения и профессиональной деятельности и по времени проявления: постоянные (действующие на протяжении длительного  отрезка жизни), ситуативные (обусловленные  содержанием и длительностью  ситуации) и кратковременные (в течение  ограниченного интервала времени).В системе мотивов внешние и внутренние мотивы переплетаются. При внутренней мотивации побуждающей силой является познавательный интерес, связанный с данной деятельностью. В этом случае получение новых знаний выступает не как средство достижения цели, а как сама цель деятельность.[15.,67]

На основании    исследований различных авторов выделяются  следующие типы мотивации: [14]

     1. Деловая мотивация. 

     2. Познавательная  мотивация.  Наличие этого говорит   о наличии познавательной направленности  в деятельности.  Познавательная   активность пользователей может быть  направлена  на  различные аспекты коммуникации.  Можно выделить деловую, профессиональную познавательную направленность,   а   также познавательную  активность,  связанную с межличностной коммуникацией   неделового,   свободного,   личностного характера.

     3. Мотивация  сотрудничества.  Анализ внутренних  корреляций  между

ответами  на  вопрос о  мотивах деятельности пользователя показал,  что

речь идет о мотивации,  сложной по своему  психологическому  строению.

Мотивация  сотрудничества,  проявляющаяся как стремление помочь другим часто   является   способом   увеличения   собственного авторитета,  достижения  признания  компетентности  и мастерства.  Это подтверждается  сочетанием  данного  мотива  с   мотивом   аффилиации, выражающемся    в    чувстве   причастности   к   интеллектуальной   и  информационной элите современного общества. У респондентов, отмечающих наличие  мотива сотрудничества,  присутствует и мотив самоутверждения.

Можно предположить,  что  мотивация  сотрудничества  связана  с  особой формой мотива самоутверждения.

     4. Мотивация  самореализации  Нередко любая деятельность может рассматриваться рассматривают как способ проявления   и  развития  собственных  интеллектуальных  и  творческих возможностей. У людей с мотивацией самореализации отмечаются наличие мотива   аффилиации,   мотива  самоутверждения  и коммуникативного  мотива.  По-видимому,  можно   говорить   о   едином комплексе социально ориентированных мотивов,  в состав которого входят мотивы,  связанные с различными аспектами  делового  и  межличностного общения.  Среди  них - мотив сотрудничества,  мотив аффилиации,  мотив самореализации,  мотив самутверждения  и  коммуникативный  мотив. 

5. Рекреационный  мотив.  Наряду с рекреацией отмечается наличие   мотивов   самореализации,    аффилиации,    самоутверждения, познавательный и коммуникативный мотивы.

     6. Мотивация  аффилиации Мотивация аффилиации проявляется  в  стремлении пользователей найти в  процессе деятельности референтную группу,  принять ее ценности, найти свое место в этой группе. Этот вид мотивации имеет комплексный характер,  что подтверждается связью такой мотивации   с   мотивом   сотрудничества,   мотивом    самореализации, самоутверждения,   познавательным  мотивом,  рекреационным  мотивом  и собственно коммуникативным мотивом.  Данный вид мотивации  включает  в себя  различные аспекты социального взаимодействия:  профессиональные,

Информация о работе Взаимосвязь ценностных ориентаций и мотивации старшеклассников