Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Возрастные кризисы сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своим отношением с окружающими людьми, временным состояние депрессии. Кризисы возрастные сопровождаются также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни.

Файлы: 1 файл

готово я все точно.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Можно сделать  вывод, что смерть для человека всегда стрессовое состояние, состояние критическое, но и в этом случае человек проявляет  себя, о чем и пишет дальше Л. А. Китаев-Смык на примере хосписа (больничного приюта для неизлечимо больных: «Переживание кончины в хосписе, по словам В. В. Миллионщикова, зависит от характера человека, от того, как он прожил жизнь, и от его религиозности. Неуравновешенные, суетливые люди и умирают суетливо. Прожившие благую жизнь умирают спокойно.» [17, с. 123].

Возрастной  кризис можно считать переходным периодом, который неизбежно переживает человек при смене возрастных этапов, завершении определенных стадий развития. Возрастной кризис обусловлен и биологическими факторами (морфофункциональные перестройки, физиологические сдвиги в организме и др.),  и социальными факторами  (смена социальной ситуации развития принятие новых социальных ролей, изменение статуса и др.). Возрастные кризисные дисфункции (нарушение, разлад функции) могут иметь непродолжительный характер, иногда оставаясь почти незаметными для самого человека и его окружения, иногда выражаясь в аномальных поведенческих реакциях, а могут  быть достаточно затяжными, длительными. [6]

В период возрастных кризисов резко изменяется  эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной  симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности и т. д. Все это является следствием рассогласования в системе самопрогнозирования, уровня притязаний личности:  человек не может обеспечить продуктивное выполнение индивидуальных программ. Реализация этих программ начинает требовать огромных энергетических усилий. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Различие кризисов детства и кризисов взрослости

Возрастной кризис характеризуется стремлением к смене ведущей деятельности, так как реализация прежней ведущей деятельности в новых возрастных условиях затруднена, невозможна, возрастная детерминанта исчерпана. Внешние условия могут спровоцировать возрастной кризис при обострении внутриличностных противоречий.

Периодизация  зрелых возрастов жизненного цикла  требует определения самого понятия "взрослость" как особого социального  статуса, сопряженного с определенным уровнем биологической зрелости, уровнем развития психических функций и структур. Успешность разрешения задач развития, как системы специфических для каждого возраста социальных требований и ожиданий, предъявляемых обществом к индивиду, определяет его переход на каждую новую возрастную ступень зрелости (Р. Хэвигхерст). Периодизация зрелого возраста включает раннюю зрелость (17—40 лет), среднюю зрелость (40-60 лет), позднюю зрелость (старше 60 лет) с переходными периодами, носящими характер кризисов (Д. Левинсон, Д. Бромлей, Р. Хевигхерст). [26]

Значительно менее изучены возрастные кризисы зрелых периодов жизни и старости. Известно, что такие поворотные пункты возникают заметно реже, чет в детстве, и протекают, как правило, более скрыто, без выраженных изменений в поведении. Происходящие в это время процессы перестройки смысловых структур сознания и переориентация на новые жизненные задачи, ведущее к смене характера деятельности и взаимоотношений, оказывает глубокое влияние на дальнейший ход развития личности. [9, с.180]

Положения Л. С. Выготского применяются для понимания закономерностей развития взрослых. Кризисы взрослых имеют ряд особенностей по сравнению с кризисами у детей: они не имеют столь жесткой привязанности к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

К числу кризисов детского возраста принадлежит кризис первого года жизни, кризис трех лет, кризис семи лет и подростковый кризис (11—12 лет). В силу значительных индивидуальных, социокультурных и других различий указанные хронологические границы возрастных кризисов достаточно условны и могут заметно колебаться (известно, что за последние полвека на 1—2 года "помолодели", по крайней мере, два последних из вышеназванных кризисов). Процессы перехода детей на новую возрастную ступень связаны с разрешением нередко весьма острых противоречий между сложившимися у них ранее формами взаимоотношений с окружающими людьми, с одной стороны, и своими возросшими физическими и психологическими возможностями и притязаниями с другой. [9, с.180]

Основные возрастные кризисы происходят в период детства  и подростковый период, это характеризуется  тем, что именно на начальных годах  жизни человек накапливает ведущие  знания и восприятия самого себя, которые  являются базисом для его дальнейшего позиционирования себя в системе социального и личностного общения. В первое десятилетие жизни психика ребенка проходит такое «расстояние», с которым не сравнится ни один последующий возраст. Именно в этот период организм ребенка интенсивно развивается и росту сопутствует созревание мозга и нервной системы, он развивается со стороны психических функций, общения, воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личность в ответственные моменты жизни.

Возрастные  кризисы зрелых периодов жизни и старости изучены в психологии намного меньше кризисов детства, как в теоретическом плане, так и эмпирически. В значительной мере это связано с недостаточной разработанностью проблемы периодизации онтогенеза за пределами детства и юности. Представления отдельных исследователей относительно существования кризисов 30 лет, 40 лет, 55 лет и др. можно рассматривать как гипотетические, требующие дальнейших исследований (D. Levinson и др.).

Возрастные  кризисы взрослых людей приобретают характер экзистенциальных, поскольку в их переживание включаются проблемы смысла жизни и индивидуального существования. [12, с15]  

Все, что происходит с  нами: окончание учебного заведения, брак, рождение ребенка, развод, получение  или потеря работы, — все влияет на нас. Эти знаменательные события являются вехами в нашей жизни. Однако ступень развития определяется изменениями личности в эти переходные моменты. Личность обладает скрытой тенденцией к изменению, которая реализуется под воздействием знаменательных событий. Каждый переход на следующую ступень развития заставляет человека разрушать существующую структуру. Он становится ранимым и чувствительным как эмбрион, но приобретает и его способность постепенно приспосабливаться к окружающим условиям. Этот переход может продолжаться несколько лет. Преодолев его, мы попадаем в продолжительный период стабильности и относительного спокойствия и обретаем чувство равновесия.  [22]

 

 

 

 

Выводы по главе

 

Большинство авторов как  отечественной так и зарубежной психологии признают значение и необходимость возрастных кризисов.

Если признать, что кризис есть единство процессов  созидания и деструкции, то можно  вести разговор о кризисе как  о норме развития. [10, с.27]

В отечественной  психологии делается акцент на нормативность  кризисов. Хотя о нормативности возрастных кризисов говорит и  Э. Эриксон.

Основной методологический вывод, к которому пришли советские  психологи, заключается в следующем. Психическое развитие в онтогенезе представляет собой закономерный, подчиняющийся своей внутренней логике (диалектической логике) спиралевидный процесс. Этот процесс, с определенными индивидуальными вариациями, воспроизводится у различных детей, что и позволяет считать его закономерным процессом. [20, с.9-10]

Понятие нормативного возрастно-психологического кризиса в возрастной психологии имеет два смысла - узкий и более широкий. В первом смысле, это граница, соединяющая два психологических возраста (одновременно и разделяющая их). В более широком смысле, возрастной кризис это возраст, переходный от эпохи к эпохе. Например, есть подростковый кризис в узком смысле слова -это возраст около 10-12 лет, т.е. переход от младшего школьного возраста к собственно подростковому, а есть подростковый кризис в широком смысле слова - это весь подростковый возраст как переход от детства к зрелости. [18, с.7]

Необходимо  вспомнить, что основные возрастные кризисы происходят в период детства и подростковый период.

Менее изучены  кризисы взрослости по сравнению с кризисами детства.

Кризисы взрослых имеют ряд особенностей по сравнению  с кризисами у детей: они не имеют столь жесткой привязанности  к возрасту. Могут подготавливаться постепенно, но могут возникать и  внезапно в случае появления резких изменений в социальной ситуации человека.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2

 Сравнительный анализ взглядов на суть возрастных кризисов в отечественной и зарубежной психологии

 

2.1 Основные  идеи отечественных психологов  о проблеме возрастных кризисов  в контексте психического развития

 

Первое обоснованное деление онтогенеза на отдельные  возрасты дал в отечественной  психологии П. П. Блонский. Он целенаправленно занимался исследованием возрастных стадий развития. Он же обращает внимание на особые – переходные – возрасты и подчеркивает, что эти так называемые «переходные возрасты» представляют в педагогическом отношении трудности. Название «критический возраст» утвердилось прочнее всего за возрастом полового созревания. П. П. Блонский указывает на неустойчивость нервной системы и неуравновешенное, немотивированное поведение детей в критические периоды.

Различая резкие (критические) и постепенные возрастные изменения, он указывал на необходимость  выделять эпохи детского развития, разграниченные критическими периодами. [20, с.6]

Л. С. Выготский понимает развитие как внутренне детерминированный, целенаправленный процесс, который протекает неравномерно, а противоречиво, через возникновение и разрешение внутренних конфликтов. По мнению Л. С. Выготского, кризис, или критический период, - время качественных позитивных изменений, результатом которых является, передох личности на новую, более высокую ступень развития. Содержание кризиса – это распад сложившейся социальной ситуации развития и возникновение новой. [12, с.15]

Как отмечает Н.С. Лейтес (1978), толкование критических периодов у Выготского имеет существенные точки соприкосновения с пониманием критических периодов в физиологии развития: это наиболее ответственные, поворотные пункты развития, когда на протяжении относительно короткого времени происходят очень значимые для дальнейшего резкие сдвиги. [23]

Основные характеристики кризисных периодов по Л. С. Выготскому: наличие резких изменений в короткие отрезки времени; неотчетливость границ кризиса, т. е. трудность определения  моментов его наступления и окончания; конфликты с окружающими и трудновоспитуемость ребенка, выпадение его из системы педагогического воздействия;

Наличия разрушения в развитии,  т. е. «на первый план выдвигаются процессы отмирания  и свертывания, распад и разложение того, что образовалось на предыдущей стадии

Таким образом, по Выготскому, кризис представляется кульминацией микроизменений, накапливаемых  на протяжении предшествующего стабильного периода. [10, с.25]

Еще одно важнейшее  положение Л. С. Выготского относительно критических возрастов касается их симптоматики. Речь идет о трудновоспитуемости как наиболее ярком признаке переходных возрастов. [10, с.27]

Действительно, в некоторых возрастах развитие характеризуется медленным, эволюционным, или литическим, течением. Это возрасты преимущественно плавного,  часто незаметного внутреннего изменения личности ребёнка, изменения, совершающегося путём незначительных «молекулярных» достижений. [1, с.10]

Критические периоды  перемежают стабильные и являются переломными, поворотными пунктами  в развитии, лишний раз, подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а революционным путем. Если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа. Сейчас теории остается только осознавать и осмыслить то, что уже установлено эмпирическим исследованием. [1, с.16]

Новообразования критических периодов были проанализированы Л. И. Бершедовой как формы психологической готовности к переходу на новый этап возрастного развития. [14, с.153]

 К.  Н. Поливанова дала следующее определение понятию «возрастной кризис»: это преобразование социальной ситуации развития, при этом старая социальная ситуация развития разрушается, а на ее месте, вместо нее, строится новая; психологическое содержание возрастного кризиса состоит в том, что происходит субъективация новообразование предшествующего стабильного периода, т. е. превращение новообразование стабильного периода в субъектную  способность индивида. [14, с.153]

К.Н. Поливанова рассмотрела структуру критических  возрастов. В основу анализа положена исходная посылка о том, что структура  переходного возраста есть отражение  динамики взаимопереходов реальной и идеальной формы. При этом предполагается, что изменение переживаний ребенком воздействий среды обусловлено тем, что в момент возрастного перехода происходит открытия новой идеальной формой развития – именно такое представление о критическом возрасте позволяет обнаружить его внутренне содержание  и объяснить изменение в поведении детей в кризисные периоды. [6, с.25]  В работах К. Н. Поливановой показано, что в онтогенетическом развитии в критические возрастные периоды происходит взаимопереход реальной и идеальной формы, вскрыт сложный внутренним механизм этого взаимодействия. [14, с.153]

Информация о работе Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии