Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Кризис возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Возрастные кризисы сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своим отношением с окружающими людьми, временным состояние депрессии. Кризисы возрастные сопровождаются также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни.

Файлы: 1 файл

готово я все точно.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ 

Кризис  возрастной – сложный в психологическом плане период жизни, который возникает при переходе человека из одного возраста в другой. Возрастные кризисы сопровождаются повышенной неудовлетворенностью человека собой и своим отношением с окружающими людьми, временным состояние депрессии. Кризисы возрастные сопровождаются также существенными изменениями в психологии и поведении человека, которые входят в противоречие с его прежними взглядами и образом жизни. В результате кризиса возрастного у человека появляются внутренние конфликты, которые иногда порождают конфликты с окружающими людьми. Однако, осознавая необходимость избавится от этих конфликтов, человек не всегда может это сделать. Вовремя не преодоленные конфликты, связанные возрастными кризисами, могут приводить к задержкам психического развития. [8, с.189]

Кризисы возрастные [греч. krisis — решение, поворотный пункт]. Возрастные кризисы закономерно возникают при переходе человека от одной возрастной ступени к другой и связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его социальных отношений, деятельности и сознания. Впервые важнейшее значение возрастных кризисов было подчеркнуто Л.С. Выготским. В связи с разработкой проблемы периодизации психического развития ребенка он писал, что "если бы критические возрасты не были открыты чисто эмпирическим путем, понятие о них следовало бы ввести в схему развития на основании теоретического анализа". Понятие «кризис» означает острую ситуацию для принятия какого-то решения, поворотный пункт, важнейший момент в жизни или деятельности человека. Таким образом, источник кризиса психического развития лежит не в конфликте человека с внешней системой отношений, а обусловлен внутренним конфликтом отношения реальной и идеальной формы. Возрастные кризисы - теоретическое понятие, обозначающее переход в возрастном развитии к новому качественно специфическому этапу. Так же кризисами можно назвать  особые периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями.

КРИЗИС  ВОЗРАСТНОЙ — особые, относительно непродолжительные (до года) периоды онтогенеза, характерные резкими психологическими изменениями. В отличие от кризисов невротического или травматического характера, относятся к нормативным процессам, необходимым для нормального, поступательного хода личностного развития. Могут возникать при переходе человека от одной возрастной ступени к другой, связаны с системными качественными преобразованиями в сфере его отношений социальных, деятельности и сознания. [9, с.180]

Целью данной работы является изучение проблемы возрастных кризисов в отечественной и зарубежной психологии. Объектом исследования можно назвать психическое развитие человека в онтогенезе, предметом – возрастные кризисы как стадии психического развития человека.

 Задачи данной работы можно определить как выделение этих точек зрения, определение специфики понимания возрастных кризисов в отечественной и зарубежной психологии. Еще одну задачу можно определить как: специфика взглядов на кризисы детства и кризисы взрослости в отечественной и зарубежной психологии.

В отечественной  психологии термин «возрастные кризисы» введен Л.С. Выготским и определен  как целостное изменение личности человека, регулярно возникающее  при смене стабильных периодов [6, с.7]. По Л. С. Выготскогу, возрастной кризис обусловлен возникновением основных новообразований предшествующего стабильного периода, которые приводят к разрушению одной социальной ситуации развития и возникновению другой, адекватной новому психическому облику человека. Форма и длительность этих периодов, а также острота протекания зависят от индивидуальных особенностей, социальных и микросоциальных условий. [6, с.6]

Эта проблема является очень актуальной для психологии развития в целом, так как суть возрастных кризисов заключается в  изменении системы связей человека с окружающей действительностью и его отношения к ней, в смене ведущей деятельности. В отличие от кризисов невротического или травматического типа, они относятся к нормативным изменениям, необходимым для нормального поступательного хода психического развития. [2] Рассматривая кризисы как закономерность психического развития человека, зная их периодичность и причины возникновения, их можно, по меньшей мере, предсказать, а значит смягчить неизбежные негативные их проявления.  В период возрастных кризисов резко изменяется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, выраженной тревожности, напряженности, снижения работоспособности, дезадаптированности и т. д. Все эти составляющие делают проблему изучения возрастных кризисов значимой,  и с точки зрения практики (терапевтического воздействия, снятия неблагоприятных симптомов и т. п.), и с точки зрения теории (определения механизмов, закономерностей, особенностей протекания кризисов).

Данная проблема является многоаспектной, и в психологических теориях категория "возрастной кризис" используется в многочисленных контекстах, отличается по своему содержанию и связывается с различными характеристиками психического развития человека.  [6, с.3]

В зарубежной и  отечественной психологии имеются свои точки зрения на проблему возрастных кризисов. [6, с.7] Следует отметить, что в возрастной психологии нет единого мнения по поводу кризисов, их места и роли в психическом развитии. Часть психологов считает, что развитие должно быть гармоничным, бескризисным. Кризисы – ненормальное, «болезненное» явление, результат неправильного воспитания. Но Л. С. Выготский подчеркивает, что никто из исследователей не может отрицать самого факта существования этих своеобразных периодов в детском развитии, и даже наиболее недиалектически настроенные авторы признают необходимость допустить, хотя бы в виде гипотезы, наличие кризисов в развитии ребенка, даже в самом раннем детстве. Другая часть психологов утверждает, что наличие кризисов в развитии закономерно. Более того, по некоторым представлениям в возрастной психологии, ребенок, не переживший по-настоящему кризис, не будет полноценно развиваться дальше. [6, с.7]

Понятие «возрастной  кризис» неотделимо от понятий «развитие  психическое» и «периодизация психического развития». 

 РАЗВИТИЕ — 1). Доведение до некоей степени духовной, умственной зрелости, сознательности, культурности и пр. 2). Доведение до некоей степени силы, мощи, совершенства; поднятие уровня чего-либо.                      3). Развертывание чего-либо в широких пределах, с полной энергией.             4). Расширение, распространение, углубление содержания или применения чего-либо. 5). Процесс и результат перехода к новому, более совершенному качественному состоянию, от простого — к сложному, от низшего — к высшему[3].

РАЗВИТИЕ  ПСИХИЧЕСКОЕ — закономерное изменение процессов психических во времени, выраженное в количественных, качественных и структурных преобразованиях. Характерно необратимым характером изменений, направленностью (способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза.

В качестве основных тенденций развития психики выявлены следующие: 1) усложнение форм поведения — форм двигательной активности; 2) совершенствование способности к индивидуальному научению;       3) усложнение форм отражения психического — как следствие и фактор предыдущих тенденций. [3, с.379 – 380] 

Развитие может быть биологическим, психическим и личностным. 

Биологическое – это созревание анатомо-физиологических  структур. Психическое - закономерное изменение психических процессов, которое выражается в количественных и качественных   преобразованиях. Личностное – формирование личности в результате социализации и воспитания.

Выделение этапов психического развития основывается на внутренних закономерностях самого этого развития  и составляет психологическую возрастную периодизацию.

Периодизация  психического развития — выделение в целостном жизненном цикле человека последовательности стадий (периодов) психического развития.

Понять закономерности возрастного развития, специфику  отдельных возрастных этапов позволяет  разделение жизненного пути на периоды. Содержание (и название) периодов, их временные границы определяются представлениями автора периодизации о наиболее важных, существенных сторонах развития. [23]

Выделяют периодизации психического развития Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, А. В. Петровского, Э. Эриксона, З. Фрейда, Л. Колберга и др.

Эти понятия («возрастной  кризис», «психическое развитие», «периодизация психического развития») взаимодействуют, связаны между совой. Психическое развитие предполагает деление на определенные этапы и стадии, а переход от одной стадии к другой сопровождается кризисами.

 

Для психологии развития в целом проблема возрастных кризисов является весьма важной, даже необходимой, так как без понимания особенностей протекания кризисов, их механизмов и т. д. невозможно правильное понимания процесса развития человека в целом. Актуальность данной работы видеться в том, что изучение взглядов на возрастной кризис с точки зрения отечественных и зарубежных психологов позволит найти самые главные аспекты этой проблемы и увидеть положительные и отрицательные стороны во взглядах отечественных и зарубежных психологов.

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1

Проблема  возрастных  кризисов в отечественной  и зарубежной психологии развития

 

    1. Представители отечественной и зарубежной психологии, рассматривающие проблему возрастных кризисов.

Кризисы психического развития — традиционный предмет  психологического анализа. Начиная  с П. П. Блонского все крупные исследователи, работавшие в русле психологии развития, рано или поздно обращались к нему. Объясняется это тем, что кризисы являются столь наглядными симптомами развития, что невозможно избежать искушения применить некоторые общие представления о развитии к этому предмету. [21.]

Теоретическое осознание важнейшего значения возрастных кризисов существенно опередило начало их систематического исследования. Хотя некоторые из важных симптомов возрастных кризисов были описаны еще в работах немецких педагогов начала столетия ("возраст детской строптивости" по A. Busemann, O. Kroh), попытки эмпирического исследования картины протекания кризисов у детей оказались сопряжены со значительными трудностями. [26]

Путём чисто эмпирического  исследования психология установила, что возрастные измерения могут, по словам Блонского (1930), происходить  резко, критически, и могут происходить постепенно, литически. Блонский называет эпохами и  стадиями времена детской жизни, отделенные друг от друга кризисами, более (эпохи) или менее (стадии) резкими; фазами - времена детской жизни, отграничены друг от друга литически. [9, с.9]

Среди представителей отечественной психологии следует  назвать следующие имена: П.П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Л. И. Божович, М. И. Лисина, Д. Б. Эльконин, К. Н. Поливанова, Т. В. Драгунова. М. В. Ермолаева, Л. И. Бершедова.

Преодоление биологизаторских и социологизаторских взглядов, сторонники которых представляли психическое развитие или как результат биологического созревания организма или выводили все особенности развития исключительно из влияний внешней среды, было обеспечено исследованиями плеяды блестящих ученых — П.П. Блонского, Л.С. Выготского, М.Я. Басова и других. [20]

Среди представителей зарубежной психологии следует назвать  следующие имена: Э. Шпрангер, Ш. Бюлер, А. Валлон, З. Фрейд, А. Гезелл, Д. Левинсон, Э. Эриксон, Кесслер.

Для западной психологии представления о критических  периодах в развитии многоаспектно. Говоря о психологическом переходе, необходимо выделить:

  1. Представление о смене некоторой структуры или организованности (Ж. Пиаже, Л. Колберг);
  2. Представление о психологическом механизме возникновения нового (Я. Боом).
  3. Представление о кризисе (конфликте) как характеристике некоторого отрезка онтогенеза (Э. Эриксон, Д. Левинсон). [10, с. 37]

 

Многие авторы не уделяют такое большое внимание кризисам, как это можно заметить в творчестве Л. С. Выготского и Э. Эриксона. От взглядов Л. С. Выготского  отталкивается отечественная психология развития и педагогика, в зарубежной психологии такой согласованности нет. Идея этих авторов в чем-то похожи, однако, есть и различия.

Следует отметить, что для Э. Эриксона смысл конфликта (кризиса) совершенно иной, чем для  представителей культурно-исторической концепции. По Э. Эриксону, кризис есть потенциальный выбор, который осуществляется в процессе онтогенеза между благоприятным и неблагоприятным направлением развития. Термин «кризис» в эпигенетический концепции Э. Эриксона близок по смыслу к тому, который этот термин имеет в биологической науке, в частности, в эмбриологии. Критический период – это отрезок времени, в течение которого данный орган подлежит особо интенсивному развитию. Если в этот период развивающийся организм испытывает  какие-то неблагоприятные воздействия, именно интенсивно развивающийся орган оказывается особо уязвимым. [10]

В русле теории деятельности анализ критических возрастов затрудняется в связи с тем, что в фокусе внимания исследователей почти всегда были механизмы становления ведущей деятельности, т. е. механизмы, определяющие развитие в стабильные периоды. Механизмы же смены деятельностей (например, отмирание мотивации игровой деятельности и возникновение мотивации учебной) оставался на периферии исследовательского интереса. [10, с.29]

Информация о работе Возрастные кризисы в отечественной и зарубежной психологии