Возрастные границы подростничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:04, доклад

Краткое описание

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

Файлы: 1 файл

Возрастные границы подростничества.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

Развитие  мышления и воображения  в подростничестве

Центральной психологической  функцией сознания подростка, по мнению Л.С. Выготского, является мышление, мышление в понятиях, т.е. мышление высшего уровня. Оно призвано выполнять синтезирующую и упорядочивающую функции. Благодаря этому виду мышления подросток получает возможность выделить и интегрировать существенные свойства объектов своего анализа, что создает основы для логической связи явлений внутреннего мира. Если школьник мыслит припоминая, то подросток припоминает мысля. Этот же вид мышления делает его независимым от ситуации, наличных внешних связей. Отрок становится способным выделить внутренние, существенные связи, не данные изначально, и организовать свою деятельность и поведение исходя из них.

Подростки способны решать интеллектуальные задачи исходя из сделанных заранее гипотез  и предположений, рассуждать об идеалах, создавать теории и т.п., одним  словом, у них происходит становление  основ мировоззрения. Эти достижения тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка. Все познавательные процессы и функции интеллектуализируются. Воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься различными видами конструирования. Но далеко не все из них стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на игру. Отмечая преемственность возрастов, Л.С. Выготский писал, что игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

По результатам  исследований Е.Е. Кравцовой (1999) продуктом  воображения младшего подростка  являются предметы и отношения между  ними. Психологическая особенность  воображения детей данного возраста связана с коллективным продуктом  воображения. Оно становится коллективно  распределенной деятельностью, что  можно проследить на примере детских  коллективных фантазий, реализуемых  в играх. Здесь легко увидеть  «кусочки» каждого из играющих.

По мере развития воображения в младшем подростковом возрасте уменьшается количество партнеров  совместной деятельности фантазирования. Так, если сначала воображающая компания состоит из 8–10 человек, то к концу  младшего подросткового периода  эти коллективы превращаются в диады  или триады. Вторая особенность изменений  в воображении связана с составом воображающей компании. Так, если вначале  подросток стремится поучаствовать  в разных компаниях, поэтому, как  отмечали Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, состав детских сообществ очень непостоянный, то возникшие к концу периода диады, как правило, постоянны. Третья особенность – воображение становится полисубъектным, т.е. ребенок в своем воображении получает возможность реализовывать не одну, а несколько точек зрения.

Главным отличием воображения  старших подростков от воображения  младших является его диалогичность. Полисубъектная позиция воображения младшего подростка перерастает в диалогическую. Если полисубъектная позиция позволяла представить воображаемый образ с разных сторон в зависимости от партнера по фантазии, то с помощью диалогической старший подросток обретает способность сам индивидуально менять, развивать, дополнять образ воображения. Причем он может это делать и в определенных предметных условиях (как младший школьник), и в совместной деятельности (как младший подросток), и просто сам по себе, экспериментируя с собой.

Диалогичность внеситуативной внутренней позиции старшего подростка обеспечивает индивидуальный характер воображения. При этом появляются и новые формы коллективного воображения. Но если в младшем подростковом возрасте продукт воображения получается как бы из мозаичных кусочков, то в старшем подростковом возрасте уже можно говорить о некой целостности как самого образа воображения, так и его отдельных частей. Субъект воображения нерасчленим и практически невозможно определить, кто что придумал.

Социализация  в подростковом возрасте

Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть  особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так  как именно по социальной конфликтности  отроческий период называют «периодом  бури и натиска» (С. Холл). Трудности  социализации современного подростка  отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская) связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.

Р.М. Грановская (1997) описывает проблемы, возникающие  в процессе общения ребенка-подростка  и взрослого. По каждому году периода  подростничества автор отмечает виды зависимостей, в которые может попасть ребенок. Так, в возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание, поэтому кражи и нечестность часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Ему приходится делать выбор: либо путь реальных достижений, либо уход в мир фантазий. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным. Он задумывается над значением жизни, и из-за отсутствия ясной перспективы часто происходят нервные срывы в связи с утратой душевного равновесия. В этом же возрасте наиболее часты дисморфобии – навязчивый страх телесного уродства или дефекта. В западной литературе болезненные варианты пубертатной дисморфобии называют «синдром Квазимодо», а неболезненные варианты таких переживаний – «синдром гадкого утенка». Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика выдают ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться как все в референтной группе («социальная мимикрия»).

15 лет – возраст  максимальной самостоятельности.  Подросток стремится во всем  обнаружить свою волю, часто идет  на провоцирование ситуации. Главный  мотив, который движет подростком, – желание утвердиться в коллективе  сверстников. Неадекватно завышенные  притязания способствуют вступлению  в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка отрока предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества. Суть конфликта взрослого и ребенка Р.М. Грановская видит в разной ориентации психологического времени: если взрослый концентрирует свое внимание на дальних результатах, то подросток – на ближайших.

Любовь  и дружба

Жизненно важной сферой для подростков становится область  межполовых отношений. Психологическую и духовную характеристику этого важной проблемы приводит в кн. «На пороге зрелости» протоиерей Василий Зеньковский. Каким образом говорить взрослому человеку с подростками о любви, об отношениях мужчины и женщины, обо всём том, что волнует и интересует в этом возрасте? Здесь существует многообразие мнений – от признания ведущей позиции здесь общества сверстников, которое, якобы, «на доступном уровне выдаёт требуемое количество информации», до специально разработанных взрослыми программами «просвещения» подростков. Многие опытные педагоги уверены в том, что взрослый человек должен говорить с подростками на темы любви и взаимоотношения полов. Но как это делать, универсальный совет дать затрудняются. В педагогической литературе начала ХХ века встречаются советы знакомить подростков с содержанием Книг Ветхого Завета, где проявления любви человеческой представлены как Богом дарованные и освящённые.

 Исследованиям  подросткового возраста посвящено  немало книг, отдельным направлением  в психологии и педагогике  обозначена работа с т.н. «трудными»  подростками. Подросток, не подчиняющийся  никаким правилам и требованиям,  привносит в своё окружение  огромное количество проблем.  Несомненно, этот возраст является  первым возрастом проверки всего  предшествующего процесса воспитания, он беспощадно вскрывает все  ошибки и промахи, совершённые  родителями и воспитателями до  этого. И каждый раз в подобной  ситуации нет готовых рецептов  «что и как делать». Помочь  может живое, заинтересованное  общение с самим подростком  и жизненный опыт тех, кто  сталкивался с подобными проблемами.


Информация о работе Возрастные границы подростничества