Возрастные границы подростничества

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2012 в 16:04, доклад

Краткое описание

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

Файлы: 1 файл

Возрастные границы подростничества.docx

— 39.29 Кб (Скачать)

Ведущая деятельность  

Традиционно ведущей  деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В.Давыдов).

К.Н. Поливанова, рассматривая проблему психологического содержания подросткового возраста, отмечает в  качестве дискуссионного вопрос о ведущем  виде деятельности данного периода. По ее мнению, таковой выступает  проектная деятельность, где ребенок  может реализовать авторское  действие. Почему автор выделяет именно эту деятельность, а В.В. Давыдов  – общественно-значимую? Автор исходит  при анализе возраста из соотношения  реальной и идеальной формы в  детском развитии. Идеальной формой подростничества выступает идеальный герой, поначалу во всей чувственности и конкретности реального персонажа. По мнению К.Н. Поливановой, современный подросток почти лишен возможности выбора культурных текстов, из которых бы он мог вынести представление о своем герое, т.е. о персонаже авторского действия. Так как «естественным» путем ребенок открывает лишь суррогаты, то задача образовательной практики состоит в открытии для него идеальной формы авторства. Если для младшего школьника фигурой было «как сделать», то для подростка – «что сделать». Ребенок в процессе образования должен иметь возможность практиковать авторское действие – замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Именно продуктивность авторского действия – его ключевая характеристика – не может возникнуть стихийно, вне специально спроектированных условий. Авторское действие не может быть спланировано, оно может быть инициировано. Деятельность, в которой происходит трансляция авторского действия, называется К.Н. Поливановой проектной. Именно через эту деятельность на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства.

Подходы Г.Г. Кравцова и К.Н. Поливановой к определению  ведущей деятельности подростка, несмотря на их различие, наталкивают педагогов  на мысль о необходимости смены  процесса образования, его методов  и организации в средней школе.

Учебная деятельность в подростковом возрасте.

Переход к отрочеству отмечен изменением отношения ребенка  ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения. Но ребенок продолжает учиться в школе и формально большую часть времени он должен посвящать учению. А какова ведущая деятельность этого возраста, если учеба утратила свое развивающее значение? В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман отмечают, что если даже у ребенка в начальной школе и сложилась учебная деятельность, то при переходе в среднюю он не хочет (а иногда и не умеет) его пользоваться. В традиционном обучении не получает удовлетворения специфическое для подростков «чувство взрослости». Кроме того, все исследователи отмечают особую роль общения ребенка со сверстниками для его полноценного психологического развития. Любимым времяпровождением подростка являются «тусовки» в компании сверстников. Современные методы обучения никак не учитывают этой особенности детей. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно Д.Б. Эльконину, становится ведущим видом деятельности. В центр общения выходит сверстник.

Проблему «совмещения» учебной деятельности и потребности  общаться со сверстниками возможно решить, если учебную деятельность сделать содержанием ведущей для подростка деятельности – общения. Исследования, проведенные Г.Г. Кравцовым и его учениками, экспериментально доказали, что отличительной чертой общения в подростковом возрасте является его содержательный, деловой характер. Отношения участников совместно осуществляемой деятельности таковы, что все члены коллектива равны в праве на постановку целей и оценку результатов этой деятельности. Таким образом, новизна общения подростков друг с другом и со взрослым – в его предметном содержании. Предмет этот может быть различным – от мальчишеских или девчоночьих «тайн», связанных с игрой, приключением по мотивам фильма или знакомой сказки, до достаточно серьезного увлечения какой-либо областью науки, спорта, культуры. В случае нормального, оптимального хода вещей для детей этого возраста делается важным и общение со взрослым, который является носителем той или иной области культуры, интересной в качестве предметного содержания детского общения. При этом не особенности предметной области определяют, кто из педагогов станет центром общения детей, а напротив, взрослый, умеющий общаться с детьми этого возраста, так интригующе приоткрывает им предметное содержание, что ребенок увлекается соответствующим предметом. Самым привлекательным, определяющим смысл взаимодействий подростка является общение.

Социальная  ситуация развития

 Социальной ситуацией  развития становится освоение  области взаимоотношений людей  за рамками семейного круга.

Интересы подростка  очень подвержены влиянию социального  окружения, особенно сверстника и увлеченного  взрослого, значимого для отрока.

Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов в отличие от ситуативных (эпизодических) связано с активным поиском или созиданием предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. «Недаром Л.С. Выготский, возражая принятому в традиционной психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей» (Божович, 1995, с. 241).

Целенаправленность  возникает в подростковом возрасте и в связи с мотивами, в которых  на первое место выходят формирующееся  мировоззрение и планы на будущее. Осознанные устойчивые мотивы становятся доминирующими в структуре мотивационной  сферы и меняют, таким образом, весь внутренний облик подростка. Это  обстоятельство, по мнению Л.И. Божович, ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным. Хочется подчеркнуть, что Л.И. Божович весь возраст полового созревания полагает критическим и отмечает внутренний конфликт, внутреннее противоречие как суть данного возраста, не сводя его к внешним, социальным проявлениям. В качестве основного новообразования подросткового возраста, появляющегося во второй его фазе (16–17 лет), она называет самоопределение.

А.Е. Личко в своей работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1983 г.), характеризуя подростковый возраст, дает классификацию увлечений, которые в этом возрасте отличаются «запойным» характером: интеллектуально-эстетические, которые могут пересекаться с обучением; эгоцентрические; телесно-мануальные; накопительные; информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений).

 Осознаётся потребность  в собственной позиции. Утверждению  собственной позиции помогает  наличие «своей территории». Подростковый  и юношеский возрасты считаются  самыми активными по освоению  территории. «Территориальное поведение»  подростков может открыть взрослым  ту информацию, которая иначе  им недоступна. «Оформление» подростком  собственной комнаты или уголка  плакатами, наклейками и другой  «наглядностью» подскажет взрослым  о том, что желает видеть  рядом с собой их чадо. Наиболее предпочитаемые места встреч с друзьями также позволят сделать некоторое предположение о содержательной стороне общения подростка с приятелями. В общении со сверстниками, особенно в первой фазе подростничества, для подростка важны не столько содержание, сколько интенсивность общения. Постепенно происходит смещение внимания на содержательную сторону общения. Но кажущимся парадоксом подросткового общения является тот факт, что энергетически зарядить и общение, и творчество подростков может только человек взрослый. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет « значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка. Это может быть тренер, учитель, тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности.

 Тенденция к  взрослости проявляется и в  семейном поведении подростка.  Подросток обречён на рождение  из «семейной утробы» в мир  социальных отношений. Рвётся  «эмоциональная пуповина», меняется  характер эмоциональной привязанности  к родителям. На смену авторитету  родительской власти приходит (или  не приходит) авторитет личности  родителей. Он зависит для подростка  от уровня социальной или профессиональной  компетенции мамы или папы. Существует  точка зрения, согласно которой,  человек, не изменивший характера  эмоциональной привязанности к  родителям в подростковом возрасте, вынужден будет сделать это  в период становления собственных  семейных отношений.

В книге Франсуазы  Дольто «На стороне подростка» приводится подробный анализ многих семейных драм, связанных с переживанием подросткового кризиса. В частности, Ф.Дольто отмечает, что внутренние разногласия, возникающие в семьях, воспринимаются ребёнком до 11 лет с огромными трудностями, но молча. В подростковом же возрасте «назревшие противоречия требуют разрешения». В случае, когда всё идёт хорошо и в семье нет никакого разлада, подросток «расценивает свою семью как пристанище и ценит её очень высоко, но при этом он не чувствует, что играет в ней сколько-нибудь значительную роль и ищет пути самоутверждения в окружающем обществе». Стремление к самоопределению в мире социальных отношений толкает подростка на выход из семьи. Если семья имеет многообразие социальных контактов, у взрослых есть круг внесемейного общения, то и подростки не задерживаются на пассивной или агрессивной позиции. Имея за спиной свою семью, как надёжную гавань, куда в любой момент можно прийти, чтобы набраться сил, подросток отправляется в самостоятельное плавание по социуму.

 Подростка, не  умеющего выйти за пределы  семейного круга, Ф.Дольто сравнивает с мацерированным плодом (мацерация – размягчение тканей, приводящее к распаду на отдельные клетки, «смерть заживо» - Т.С.), который не в состоянии родиться. «Семья взрывается, словно мать, которую разрывает изнутри её дитя. Это происходит в семьях, помешанных на семейственности, где нет радости внешнего социального общения, того, что подталкивает ребёнка заниматься спортом, интересоваться культурной жизнью и т.д.» (26, с.90-91).

 Обретение подростком  собственной позиции в мире  социальных отношений совсем  не тождественно разрыву с  семейными устоями и ценностями. Многие подростки высоко ценят  нормы, существующие в их семьях, обретая собственную социальную  самостоятельность, уверены в  том, что их будущая семья  будет такой же, как и семья  их родителей. Часто семейные  устои являются для подростка  эталоном, ориентируясь на который  он выстраивает собственное взаимодействие  с социумом. На вопрос «неужели  тебе никогда не хотелось сбежать  из дому?» один из известных  российских учёных ответил, вспоминая  себя в 15 лет: "Как Вы не  понимаете: из осажденной крепости  не сбегают".

Интересы  и ценностные ориентации

 Изучение самосознания  в подростковом возрасте в  отечественной психологии идет  и в русле исследования его  содержания: интересов, ценностных  ориентаций, ценностей.

Так, Л.С. Выготский называл проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931 г.) он дал такое определение: «интересы – целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций» (Выготский, 1984, с. 7). По мнению ученого, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества (кризисом 13 лет). В позитивной фазе данного возраста (пубертата) созревает новое ядро интересов. Данный процесс автор характеризует так: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» (Там же, с. 26). Л.С. Выготский выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:

– «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной  личности;

– «доминанта дали»  – установка на обширные, перспективные  масштабы;

– «доминанта усилия»  – тяга к сопротивлению, к волевым  напряжениям, которые иногда проявляются  в упрямстве, негативных явлениях;

– «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

Огромное количество исследований в современной психологии посвящено изучению доминирующих ценностных ориентаций подростка. Мы уже отмечали тот факт, что к концу младшего школьного возраста наблюдается  расхождение ценностей взрослого  и ребенка. Появляющиеся новые формы  самосознания способствуют возникновению  собственных ценностей в жизни  последнего. К концу возраста складывается и их индивидуальная структура. Общечеловеческие ценности имеют свою специфическую  выраженность в этом возрастном этапе. Ведущими ориентационными ценностями современных подростков, согласно исследованиям  группы ученых под руководством С.В. Кривцовой (1997 г.), являются следующие: счастливая семейная жизнь, наличие  хороших и верных друзей, свобода  как независимость в делах  и поступках, материально обеспеченная жизнь, любовь. Ценности, перечисленные  в рейтинговом порядке, относятся  к подросткам 14–17 лет, живущим в  Москве и Подмосковье. В этом исследовании выявлено, что социально значимые ценности, которые провозглашает  школа как главный институт социализации подростков (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание), отвергаются ими. Авторский коллектив  ученых интерпретирует данные результаты как нежелание подростков брать  на себя ответственность за дела и  поступки, об усилении в их поведении  стереотипных реакций. С этой целью  предлагается проводить с подростками  специальные тренинги, с помощью  которых они могут получить от взрослых опыт сопереживания, творческого  подхода к жизни и ответственного поведения. Думается, что это не решит  основных проблем возраста. Продуктивнее рассматривать меры, которые может предпринять общество для обеспечения реализации основных потребностей возраста: смена методов обучения, стиля общения педагога и подростка, предоставление последнему возможности реализовывать авторское действие в условиях, которые контролирует помогающий взрослый и «достраивает» действия ребенка до реализации замысла, получения результата; расширение реального поля альтернатив для включения подростка в социальную жизнь (Е.К. Авдуевцева и Т.А. Араканцева; Г.Г. Кравцов; К.Н. Поливанова; Д.И. Фельштейн).

Информация о работе Возрастные границы подростничества