Возможности использования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско- подростковых группах.

Автор: Анастасия Ломоносова, 17 Октября 2010 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

Оглавление

I. теоретическая часть. «Возможности ипользования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско-подростковых группах».
1. Общая характеристика метода.
2. Цели и задачи данного вида.
3. Специфика организации и проведения.
3.1 Разминка
3.2 Игровая фаза
3.3 Заключительная фаза интеграции
4. Специфика использования при работе с детьми разных возрастов.
II. практическая часть. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты».
1. Цели и задачи мероприятия.
2. Вступление.
3.1 этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
4. 2 этап Деловая игра « Три вопроса».
5. 3 этап. Кейс (ситуация конфликта).
6. Заключение.
7. Приложение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

    В обратной связи протагонист и  его партнеры по игре сообщают о  переживаниях и опыте, которые они  получили в игре в различных ролях (пассивные участники группы также  могут сообщать о ролях, с которыми они чувствовали идентификацию  во время игры, давая так называемую идентификационную обратную связь.

    Занятия могут происходить раз в неделю или один раз в месяц по 4 занятия  сразу. Общая продолжительность  психодрамы составляет 25-100 часов и меняется в зависимости от цели группы и проблематики отдельных участников.

    Обычно  группа психодрамы включает от 8 до 12 человек; помимо этого, участвует еще руководитель, терапевт, возможны стажеры, повышающие свою квалификацию, медицинская сестра или социальный работник. Желательно соотношение 50% мужчин: 50% женщин, а также участие клиентов разных возрастов.

    Областями применения психодрамы являются работа с молодежью, образование взрослых, предпринимательское консультирование, консультирование организаций и др.

    Как и для любой групповой психотерапии, для психодрамы необходимы навыки жизни в группе, то есть каждый отдельный член группы должен быть в состоянии 1,5-2,5 часов активно участвовать в групповом процессе. Как и для других групп, в группе психодрамы пациентам с зависимостями (например, алкоголикам) лучше работать совместно с пациентами с той же симптоматикой. Клиенты с сильными страхами должны готовиться к групповой работе в индивидуальном консультировании или психотерапии. 

    Преимущество  психодрамы по сравнению с другими методами групповой психотерапии состоит в том, что ее процесс представляет собой естественное осуществление взаимосвязей повседневной жизни. То, что пережито, проделано и обсуждено, – лучше всего прочего наполнено смыслом.

    Но  чтобы полностью использовать это  преимущество, без сомнения, требуется  особая сенситивность и осторожность руководителя. Для развития психосоциальной компетентности в процессе психодраматической терапии от руководителя требуется большой опыт саморазвития и самоконтроля так же, как и для осуществления встречи требуется открытая, здоровая и выносливая личность. 

Специфика  использования при  работе с детьми разных возрастов. 

    Специфичность работы с детьми обусловлена общими особенностями их развития на данном жизненном этапе. Это и неустойчивость психики, и неразвитые процессы торможения и волевые процессы, и эгоцентризм (ребенок не включает себя в систему  мира). Помимо общих особенностей не будем забывать и о том, что  на психокоррекцию, в основном, приводят детей с различными проблемами, которые также отражаются на поведении ребенка. Большую трудность составляют уже проявляющиеся акцентуации характера малыша. Детям, к примеру, шизоидного типа трудно сосредоточиться на процессе, а психастенику сложно выдержать эмоциональное напряжение, неизбежно появляющееся в психодраматическом сеансе при вскрытии проблем.

         Психодраматическая терапия с детьми дошкольного возраста весьма специфична. Здесь возникает целый ряд сложностей, начиная с банальных принципов групповой работы и кончая обратной связью. Время проведения сеанса психодрамы для малышей и численность группы значительно меньше, чем у взрослых (время — до 50 минут, численность 4-5 человек; варьируются в зависимости от возраста). Многие авторы считают, что психодраматическая терапия с дошкольниками теряет много полезных ортодоксальных приемов, которые не применимы к ребенку 3 — 5 лет. Однако опытные терапевты, работающие в этой области, полагают, что, кроме физиологических параметров (к примеру, перерывы на еду и туалет), разницы между взрослой и детской психодрамой нет. Главное — говорить на языке ребенка. 

   

       Терапевту очень важно определить уровень развития ребенка. Это должно быть сделано в процессе индивидуальной работы на первой же сессии. Такую же оценку уровня развития детей, входящих в состав группы, следует сделать перед первой сессией. Если во время первого интервью возникают хотя бы малейшие сомнения, в начале работы следует пользоваться только самыми простейшими игрушками и самыми элементарными вспомогательными средствами. В противном случае дети приходят в замешательство, пытаясь что-то сделать с игрушками, которые оказались для них сложными либо не соответствующими их возрасту. Это только усиливает их ощущение бесполезности и неполноценности.

        Часто психодраматические сеансы с дошкольником проводятся один на один с терапевтом, а роль второстепенных "я" играют куклы из кукольного театра и игрушки. Такой индивидуальный подход применяется в тяжелых случаях, когда ребенок не способен работать в группе. Впоследствии, по мере улучшения психического здоровья, он включается в групповую терапию.       

    Если  препятствовать тому, чтобы дети проявляли  в игре естественные для них формы  выражения и общения и предъявлять  к ним чрезмерные требования на «чуждом» для них языке, то можно натолкнуться на сопротивление с их стороны. Это  сопротивление часто выражается в виде беспокойства, дурашливости, агрессии или в виде скуки и  отрешенности.

      Не следует ожидать от детей готовности и способности ограничиваться только вербализацией своих фантазий, желаний, мыслей и чувств. Чем младше ребенок, тем скорее он воплощает свою внутреннюю жизнь в игру, в движения и драматизацию. А чем ребенок старше, тем большую роль играет вербализация. Метод работы со старшими подростками уже во многом напоминает метод работы со взрослыми.

      Игра с детьми всегда приносит неожиданные результаты, увлекая за собой в мир переживаний. Хочется акцентировать при этом внимание о высоком значении личности психолога, степени его профессионализма в процессе детской психодрамы. В большинстве случаев именно эти параметры — залог успешной коррекции психики маленького человека. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           Практикум по II практическая часть. 

      культуре  общения

        «Учимся разрешать  конфликты». 

        Занятие рассчитано на учащихся 8-9 классов. 

        Цель: создание условий для развития умений учащихся анализировать конфликтные ситуации и разрешать их. 

        Задачи:

  1. стимулировать воображение участников в поисках собственного выхода из конфликтной ситуации;
  2. сформировать интерес у учащихся к самопознанию и саморазвитию;
  3. способствовать развитию навыков работы в группе.
 

                        Перечень навыков и умений, которые формируются:

  • рефлексивная деятельность,
  • толерантное отношение и эмпатия к людям,
  • навыки работы в группе,
  • умение анализировать,
  • умение разрешать конфликты.
 

        Инструкции  для участников:

        Класс делится на три команды, избираются капитаны команд.  

        План  содержания работы: 

      Вступление.                                                                                                           1 этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

      2 этап  Деловая игра « Три вопроса».

      3 этап.  Кейс (ситуация конфликта).

      Заключение. 
       

        Содержание  работы:

        Вступление.

          Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю  вам подумать о том, как мы ведем  себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся? Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению. Поэтому важно знать, как вести  себя в конфликтных ситуациях. Сегодня  мы будем учиться разрешать конфликты.

              А пока давайте узнаем, как  мы сами ведём себя в конфликтной  ситуации.

          1 этап.

          Тест «Оценка собственного поведения в                                        конфликтной ситуации». 

          Ребята! Постарайтесь искренне ответить на вопрос: «Как вы обычно ведете себя в конфликтной ситуации или споре?». Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте соответствующее количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего определенный стиль поведения. 

          Приложение  №1.Тест.

          Желающие  могут обсудить свои результаты тестирования. Обсуждение перетекает во 2-ой этап занятия.                                                                                   Давайте те же попробуем разобраться в сущности понятия «конфликт» и в том, как можно выйти из конфликтной ситуации, не ущемляя прав обеих сторон. 

          2 этап                                                                                                       Деловая игра « Три вопроса»

          Каждая  команда получает по одному вопросу, и немного обсудив, капитаны с  помощью своей команды по очереди  попытаются ответить на них. 

          Вопросы:

  • В чем сходство и различие понятий «конфликт» и «спор»?
  • Можно ли разрешить конфликт, не ущемляя права и чувства 
    достоинства всех людей, задействованных в конфликте?
    • Что мешает вам или другим людям разрешать конфликты с пользой для обеих сторон?

          (Происходит  дискуссия между участниками  команд). 

          Так как противоречия существуют всегда, надо понимать, что конфликты будут возникать постоянно, надо лишь научиться разрешать конфликты. Прежде всего надо знать, что такое конфликт. 

          Приложение  №2. Блок информации. 

          А теперь давайте попробуем определить и запомнить правила предупреждения конфликтов. Каждый участник команды  по очереди выражает своё мнение о  том, как можно сразу избежать конфликтной ситуации. 

          В результате общего обсуждения проблемы, мы можем выделить несколько правил предупреждения конфликтов:

  • не говорите сразу со взвинченным, возбужденным человеком;
    • прежде     чем     сказать     о     неприятном,     постарайтесь     создать 
      доброжелательную   атмосферу,   отметьте   заслуги   человека,    его 
      хорошие дела;
    • постарайтесь     посмотреть     на     проблему     глазами     оппонента, 
      постарайтесь «встать на его место»;
    • не  скрывайте  доброго   отношения  к  людям,  чаще  высказывайте 
      одобрение своим товарищам, не скупитесь на похвалу;
    • умейте заставить себя молчать, когда вас задевают в мелкой ссоре, 
      будьте выше мелочных разборок!
 

      Эти правила  необходимо записать либо на доске, либо на листе ватмана.

                    А теперь давайте вспомним, когда выполнение этих правил кому-то из вас                   действительно помогло избежать конфликта.

          (Подростки  делятся своим опытом).

3 этап                                                                                                                                                 Кейс (ситуация конфликта).

            Ребята, после знакомства с правилами  «беспроигрышного» разрешения конфликтов  предлагаю вам проанализировать  конфликтные ситуации разыграв их по ролям и придумав для них благополучный исход. Для этого каждая группа получает одну карточку с записанной на ней ситуацией. В течение 10 минут вы коллективно в группах распределяете роли и анализируете ситуации в соответствии с усвоенными правилами. После обсуждения представители от групп по очереди демонстрируют своё видение данной конфликтной ситуации,  анализируют её и предлагают свой путь разрешения конфликта.

Информация о работе Возможности использования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско- подростковых группах.