Возможности использования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско- подростковых группах.

Автор: Анастасия Ломоносова, 17 Октября 2010 в 19:17, контрольная работа

Краткое описание

Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

Оглавление

I. теоретическая часть. «Возможности ипользования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско-подростковых группах».
1. Общая характеристика метода.
2. Цели и задачи данного вида.
3. Специфика организации и проведения.
3.1 Разминка
3.2 Игровая фаза
3.3 Заключительная фаза интеграции
4. Специфика использования при работе с детьми разных возрастов.
II. практическая часть. Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты».
1. Цели и задачи мероприятия.
2. Вступление.
3.1 этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
4. 2 этап Деловая игра « Три вопроса».
5. 3 этап. Кейс (ситуация конфликта).
6. Заключение.
7. Приложение.
8. Список литературы.

Файлы: 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.docx

— 44.17 Кб (Скачать)

ПЛАН: 

    I. теоретическая часть.

    «Возможности  ипользования психодрамы в

    групповой работе. Специфика психодраматической

    работы  в детско-подростковых группах». 

    1. Общая характеристика метода.

    2. Цели и задачи данного вида.

    3. Специфика организации и проведения.

      3.1 Разминка

       3.2 Игровая фаза

    3.3 Заключительная фаза интеграции

    4. Специфика  использования при работе с детьми разных возрастов. 

II. практическая часть.                                                             Практикум по культуре общения «Учимся разрешать конфликты». 

    1. Цели и задачи мероприятия.

    2. Вступление.                                                                                                           3. 1 этап. Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

    4. 2 этап  Деловая игра « Три вопроса».

    5. 3 этап.  Кейс (ситуация конфликта).

    6. Заключение.

    7. Приложение.

    8. Список литературы. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     

           I теоретическая часть. 

        «Возможности  ипользования психодрамы в

        групповой работе. Специфика  психодраматической

        работы  в детско-подростковых группах». 
       

    Общая характеристика метода.

    Психодрама (от греч. drama — действие) — вид групповой психотерапии, в котором пациенты попеременно выступают в качестве актеров и зрителей, причем их роли направлены на моделирование жизненных ситуаций, имеющих личностный смысл для участников, с целью устранения неадекватных эмоциональных реакций, отработки социальной перцепции, более глубокого самопознания.

      Понятие и процедура психодрамы предложены Д. Морено, неправомерно трактовавшим этот метод как средство решения социальных проблем. (За рубежом использовался также термин «социодрама», означавший способ устранения конфликтов в группах здоровых людей).

    Для психодрамы. важны спонтанность, активность, импровизационность поведения. Психодрама применяется при неврозах, в том числе детского возраста, при психосоматических заболеваниях и алкоголизме, при обострении психопатий и отклоняющемся поведении подростков. Возможна семейная психодрама. Элементы психодрамы входят в поведенческую психотерапию, социально-психологический тренинг, деловые игры. 

Цели  и задачи данного  вида. 

Цель психодрамы - диагностика и терапия неадекватных состояний и эмоциональных реакций, их устранение, отработка социальной перцепции, углубление самопознания. 

    Считается, что в условиях групповой поддержки, в драматических построениях, содержательно  близких переживаниям участника  психодрамы, он проявит свои личностные особенности, что и определяет диагностическое значение.

    Важные  условия - доброжелательность группы, спонтанность поведения, импровизация. "Проживая" важные ситуации, человек  по-новому осознает проблемы, способы  своего реагирования, отношение к  событиям, ценностям, к конкретным людям; он открывает новые возможности  построения отношений и самореализации.

    Психодрама применяется при неврозах, в том числе детских; при заболеваниях психосоматических и алкоголизме; при обострении психопатий и поведении девиантном подростков. Возможна семейная психодрама.

    Элементы  психодрамы широко применяются и в других терапевтических направлениях - в психоанализе, гештальт-терапии, терапии поведенческой, тренинге социально-психологическом, играх деловых, и пр. 
 

    Содержательные  моменты психодрамы: 

  • долгосрочно вскрыть и переработать историю жизни. Здесь проявляются те же феномены, что и в психоанализе: регрессия, перенос, сопротивление;
  • центрирование на конфликте и на настоящем в смысле локальной терапии: здесь можно увидеть связь с тренировкой в рамках терапии поведения;
  • имеет отношение и к будущему, причем реальное разыгрывание проблемной ситуации при помощи членов группы оказывается действеннее, чем ее обдумывание;
  • психодрама способствует пробуждению креативности, спонтанности и ролевой подвижности.

   Психодрама доставляет радость и удовольствие руководителю и группе в отличие                             от многих прочих "серьезных" занятий в нашей жизни. 

Специфика организации и  проведения. 

          Типичное занятие в группе психодрамы протекает в трех фазах, общей продолжительностью 1,5-2,5 часа.  

  1. Разминка  (около получаса) - имеет аналитические и диагностические цели; здесь необходимо выявить и собрать любой материал о конфликтах и переживаниях, и это образует основу для психодраматической работы в игровой фазе.

    После открытия группового заседания на этой фазе психодрамы члены группы приходят к активизации и открытию себя. Страх ожидания должен быть преодолен и групповой процесс "встречи" друг с другом должен помочь получить от отдельных участников или от группы в целом материал о конфликтах или переживаниях, который потом будет разрабатываться в игровой фазе. Этот процесс "размораживания" в разных психотерапевтических группах протекает с разной скоростью, для размораживания тяжелобольных и страдающих членов группы требуется больше времени. Задача руководителя психодрамы состоит в том, чтобы определить, что происходит в группе. 

Некоторые техники фазы разминки:

  • Вспышка: После короткого обдумывания каждый участник группы говорит, что он воспринимает в данный момент, чувствует или хочет сделать.
  • Идентификация с частью: От членов группы требуют поставить себя на место какого-либо предмета, одежды или части тела и говорить от его имени в   Я-форме.
  • Диалог на ходу: Разговор между руководителем и членом группы, причем внешнее совместное движение должно дать ход также и психическим процессам.
  • Косвенное представление: После того, как участники разобьются по парам и поделятся информацией друг о друге, каждый член группы представляет другим своего партнера.

    В качестве заданий  для размораживания полностью подходят также любые из множества невербальных упражнений. 
     
     
     

  1. Игровая фаза (час-полтора) - имеет психокатартические цели; повторением ролевой игры должен быть получен эмоциональный опыт.

    После того, как в ходе разминки выкристаллизовывается  тема для игровой фазы, например, материал о конфликтах и переживаниях кого-либо из членов группы или же общая  групповая тема, в игровой фазе этот материал будет перенесен на сцену и разыгран на сцене, причем будут применяться различные  техники психодрамы. Содержанием этой игровой фазы будет игра протагониста, в которой один из участников будет представлять свои актуальные проблемы или психические ситуации из прошлого. Это будет поддерживаться руководителем психодрамы, а также членами группы, которые будут исполнять специфические роли. Может быть разыграна общая групповая тема. Материалом для игровой фазы могут быть также сны, сказки или планы на будущее. 

    Важнейшими  психодраматическими техниками являются следующие:

  • Дублирование: Здесь руководитель психодрамы, ко-терапевт или отдельный член группы стоит позади протагониста и вчувствуется в его действия, тон голоса, жестикуляцию. От своего лица он говорит то, что мог бы сказать протагонист. Хорошее дублирование позволяет протагонисту глубже погрузиться в переживания и этим существенно помогает процессу терапии. Чаще всего дублирование бывает поддерживающим, однако оно может быть также провоцирующим, конфронтирующим и даже парадоксальным. Дублирование не является "внушением", протагонист, как показывает опыт, воспринимает то, что ясно лишь для него. Дублирование связано с кажущейся неограниченной близостью и идентификацией между Я и Ты (или между матерью и младенцем).
  • Зеркало: Здесь член группы – часто по просьбе руководителя – копирует по возможности точно или слегка акцентированно действия, речь протагониста в какой-либо сценке. Вследствие этой конфронтации протагонист получает знание о себе, и его поведение изменяется. Поскольку ожидается, что эта конфронтация сильно заденет протагониста, то кто-либо из членов группы должен оказывать ему поддержку. Аналогично с зеркалом происходит осознание себя в раннем детстве.
  • Смена ролей: Здесь протагонист в игровой сценке исполняет роль другого, причем, насколько это возможно, он думает, чувствует и ведет себя как этот другой. В истории раннего детства смена ролей соответствует ступени познания другого (Ты) – когда ребенок, например, становится в состоянии понять роль своей матери.

    Также к числу техник психодрамы принадлежат "речь в сторону", "внутренний монолог", "активная социограмма" (члены группы располагаются в пространстве с дистанцией, которая соответствует их взаимной симпатии или антипатии).

    Особыми формами активной социограммы является "социальный атом" (Морено) (протагонист группирует вокруг себя соответственно существующим в реальности отношениям важнейших людей из своего окружения, которых изображают другие члены группы) и "спектрограмма" (члены группы подразделяются в пространстве в соответствии с их самовосприятием между полярными полюсами, например, активные/пассивные). 
 
 
 
 

    Так как готовность протагонистов к  игре, в которой каждый в отдельности  будет играть свои собственные проблемы, достигается быстрее, если группа хорошо себя знает и справилась со страхом  или редуцировала его, то для начала группы лучше всего подходят "игры-экспромты". Другой возможностью групповых игр  являются игры-сказки. Здесь игровым  материалом служит известная или  сочиняемая по ходу игры сказка.

        Помимо названных "специальных" техник Д. Киппер выделяет так называемые общие базовые техники. В данном случае речь идет об отношении элементов психодраматической практики к "универсальным величинам" времени и действительности.

  • Шаг в будущее предполагает разыгрывание ситуации из ожидаемого или воображаемого (желаемого или нежелаемого) будущего.
  • Возврат во времени предполагает воссоздание картин прошлого, но разыгрываемых, соответственно принципам психодрамы, "здесь и теперь".
  • Тест на спонтанность означает, что ведущий при помощи вспомогательных "я" стремится поставить протагониста в неожиданную ситуацию; эпизоды, отражающие такие ситуации, подготавливаются заранее, включая действия вспомогательных "я", планируемые как независимые от действий протагониста. Протагониста же просят действовать как можно естественнее.
  • Техника "сновидение". Содержание сновидения разыгрывается, как если бы это была реальная ситуация; при этом задача работы со сновидением видится не только в толковании его символов и понимании смысла (не в психоаналитическом, а в экзистенциальном плане) но и в том, чтобы научить протагониста видеть более приятные сны, если данный сон и сходные с ним его мучают.
  • Психодраматический шок - техника, используемая при работе с психотическими приступами (галлюцинациями и видениями) и применяемая по окончании приступа. Протагониста просят воспроизвести галлюцинацию при помощи вспомогательных "я", словно вернувшись в нее.
  • Гипнодрама означает, что с определенного момента ведущий начинает гипнотическую индукцию, распространяемую только на протагониста и не распространяемую на вспомогательные "я"; драматическое действие при этом осуществляется по обычным принципам. Гипнотическое состояние протагониста поддерживается вплоть до шеринга. С точки зрения Киппера, техника может быть использована и в терапевтических, и в диагностических целях.
 
  1. Заключительная  фаза интеграции (чуть более получаса) имеет аналитико-коммуникативные цели, анализ с рациональной точки зрения.

    По  окончании игровой фазы в фазе интеграции должно быть достигнуто рациональное осмысление полученного опыта. Здесь  члены группы демонстрируют чувственное  участие в играх (в том числе  и играх протагонистов). Они, например, вкратце сообщают о похожих событиях из своей собственной биографии, воспоминания о которых были актуализированы  игрой. Чувственные реакции в  группе возникают тогда, когда протагонист  что-либо делает совместно с группой.

Информация о работе Возможности использования психодрамы в групповой работе. Специфика психодраматической работы в детско- подростковых группах.