Внимание. Процессы и свойства внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Простыми словами, внимание – это возможность направить и сосредоточить свое сознание: на своих мыслях, на каком либо объекте, действие или разговоре. Свое внимание мы можем сосредоточить только на чем-то одном. Поэтому когда мы заняты, что бы перейти с одного дела, на другое, надо сначала закончить одно, а потом преступать ко второму.

Оглавление

Введение 1
1. Основные понятия о внимании 1
2. Основные функции внимания 2
3. Теории о внимании 3
4. Физиологическая основа внимания 5
5. Виды внимания 7
6. Свойства внимания 10
7. Отвлекаемость и рассеянность 12
8. Способы развития внимания 14
Заключение 18
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Внимание. Процессы и свойства внимания.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Рассеянность.

Рассеяностью  называется неспособность человека сосредоточиться на чем либо определенном в течение длительного времени. Встречается два типа рассеянности: мнимая и подлинная.

Мнимая рассеянность - это невнимание человека к непосредственно окружающим предметам и явлениям, вызванная крайней сосредоточенностью его внимания на каком-либо предмете. Мнимая рассеянность - результат большой сосредоточенности и узости внимания. Иногда ее называют “профессорской”, так как она нередко встречается у людей этой категории. Внимание ученого может быть настолько сконцентрировано на занимающей его проблеме, что он не слышит обращенных к нему вопросов, не узнает знакомых, отвечает невпопад. Физиологической основой мнимой рассеянности является мощный очаг оптимального возбуждения в коре головного мозга, вызывающего торможение в окружающих его участках по закону отрицательной индукции. Неясность отражения различного рода внешних воздействий при рассеянном внимании объясняется тем, что оно происходит на участках коры головного мозга, находящихся в состоянии торможения.

Рассеянность  как следствие внутренней сосредоточенности  не причиняет большого вреда делу, хотя и затрудняет ориентацию человека в окружающем мире. Хуже подлинная рассеянность. Человек, страдающий рассеянностью этого рода, с трудом устанавливает и удерживает произвольное внимание на каком-либо объекте или действии. Для этого ему требуется значительно больше волевых усилий, чем человеку не рассеянному. Произвольное внимание рассеянного человека неустойчиво, легко отвлекаемое. Физиологически подлинная рассеянность объясняется недостаточной силой внутреннего торможения. Возбуждение, возникающее под действием речевых сигналов, легко иррадиирует, но с трудом концентрируется. В результате этого в коре головного мозга рассеянного человека создаются неустойчивые очаги оптимальной возбудимости.

Причины подлинной  рассеянности внимания разнообразны, их знание необходимо, чтобы не укреплять  рассеянность, а бороться с ней. Причиной подлинной рассеянности может быть общее расстройство нервной системы (неврастения), малокровие, болезни  носоглотки, затрудняющие вентиляцию легких и, следовательно, обедняющие кислородное  питание мозговых клеток. Иногда рассеянность появляется в результате физического  и умственного утомления и  переутомления, тяжелых переживаний. Одной из причин подлинной рассеянности является перегрузка мозга большим  количеством впечатлений. Разбросанность интересов также может привести к подлинной рассеянности, неупорядоченность  увлечений укрепляет рассеянность. Еще одной причиной подлинной  рассеянности может быть и неправильное воспитание ребенка в семье: отсутствие режима в занятиях, развлечениях и  отдыхе ребенка, выполнение всех его  прихотей, освобождение от трудовых обязанностей. Скучное преподавание, которое не будит мысль, не затрагивает чувств, не требует напряжения воли - один из источников рассеянности внимания учащихся.

 

  1. Способы развития внимания.

Развивать внимание взрослому человеку необходимо. Если перестать развивать его, то можно  стать рассеянным, снизиться концентрация, появятся мелкие ошибки в работе. Развивая внимание, мы не только искореняем недостатки, но и получаем ряд существенных возможностей. Человек с развитым вниманием замечает самые мелкие особенности других людей, в связи с этим он может провести глубокий психологический анализ и узнать много того, о чем не подозревал раньше. Непроизвольное внимание позволяет быстро ориентироваться, в том числе, в новой и опасной ситуациях. Вот несколько упражнений для развития этого вида и других видов внимания.

 

Развитие  непроизвольного внимания.

Упражнение 1. Необычная прогулка

Если человек  ежедневно прогуливался мимо газона и не замечал растения, посаженные на нем, то специальная фиксация внимания на особенностях устройства газона, качестве его обработки, эстетических достоинствах и недостатках позволит тренировать  не только волевое усилие по концентрации внимания, но и создаст условия  для активизации процессов непроизвольного внимания.

Упражнение 2. Необычные условия

Тренировать непроизвольное внимание можно в  необычных для восприятия условиях и сознательно «ловить» то, что  привлекло внимание в «пограничном»  спектре, когда еще отмечается фиксация, но уже ясно, что оно ускользает:

• можно  понаблюдать за привычными предметами при недостатке освещенности,

• можно  «прислушаться» к работе непроизвольного  внимания при изменении параметров акустического восприятия (звук приятной музыки — привычная знакомая музыка — резкие неприятные звуки),

• сознательно  фиксироваться на переходах между  объектами (обратить внимание на то, что  привлекает внимание при переходе к  другому виду деятельности, при переходе взгляда от одного предмета к другому  и т.д.),

• поэкспериментировать с силой раздражителей (пастельные тона – яркие сочные краски, тихое  звучание музыки – музыкальное звучание средней силы – громкое звучание).

Упражнение 3. А что интересует других людей?

Читая книги, слушая радио, просматривая телевизионные  передачи, можно отмечать объекты, которые  попадают в сферу внимания других людей, а в сферу нашего внимания обычно не попадают.

Упражнение 4. Неожиданные раздражители

Надо фиксировать  внимание на неожиданных раздражителях, специально отмечать их, формулировать  предположения о том, что происходит с нашей психикой при воздействии таких раздражителей.

Упражнение 5. Когда новая информация мешает?

Желательно  отмечать моменты, когда появилась  внутренняя попытка отмахнуться  от неожиданного раздражителя, словесно определять, почему эта попытка появилась.

Упражнение 6. Необычные внутренние состояния

Фиксация  особенностей активизации непроизвольного  внимания во время необычных внутренних состояний (при повышении температуры  тела, при резких атмосферных изменениях, при возникновении нестандартных  ситуаций, возникших в общении) —  это способ лучше узнать особенности  своей системы непроизвольного внимания.

Помимо познавательной цели это упражнение позволит отвлечься  от грустных мыслей, которые часто сопутствуют болезни.

Упражнение 7. Нужны ли воспоминания о прошлом?

Фиксировать все, что оказывается в зоне «ускользания»  при воспоминаниях о прошлом  может быть очень полезным. Не зря  говорят, что ответы о будущем надо искать в прошлом.

Упражнение 8. Яркие эмоциональные реакции

Фиксировать яркие эмоциональные реакции, вызванные  удивлением от того факта, что вокруг так много объектов, которые при  обычном восприятии ускользают, доказывает, что многое проходит незамеченным. Возможно, многие проблемы можно решить, если постараться посмотреть на мир  по-новому.

 

Развитие  произвольного внимания.

Произвольное  внимание функционирует благодаря  сигналам, которые идут от второй сигнальной системы. Поэтому для тренировки замечательно подходят все виды учебной  деятельности, в том числе:

• развитие речи (устное и письменное),

• произвольная фиксация на смысле слов, как во внутренней речи, так и в процессе общения,

• совершенствование  в формулировании обобщающих утверждений,

• упражнения по работе с абстрактными понятиями.

Произвольное  внимание непосредственно связано  с работой воли, поэтому для  создания условий для развития, надо совершенствовать способность сознательно  управлять своей психической  деятельностью и своими поступками, а именно:

• тренироваться  преодолевать препятствия, связанные  с нехваткой времени, недостаточной  мобилизованностью к действиям,

• тренировать  такие личностные качества, как стойкость, настойчивость, решительность, самообладание, самостоятельность и самодостаточность.

• можно  развивать волю, выполняя «неинтересные» упражнения, но это доступно для  более тренированных людей, которых  не останавливает кажущаяся занудность такой деятельности (человека с развитой волей интересует сам процесс  выработки навыков, а виды деятельности по их содержанию представляются равнозначными).

Обязательные  условия по обеспечению безопасных условий при психических тренировках:

1. Тренировка  системы произвольного внимания  должна чередоваться выполнением  привычной работы, которая позволяет  привести душевное состояние  в равновесие.

2. При возникновении  избыточного напряжения воли  может возникнуть переутомление,  что может перечеркнуть весь  позитивный эффект, полученный от  тренировок. В этом случае необходимо  вернуться к обычной размеренной  жизни и дать возможность психике  отдохнуть.

3. Если самостоятельно  вернуться к спокойному состоянию  не получается, то есть смысл  обратиться к специалистам-психологам  или, в случае необходимости,  в медицинское учреждение.

4. При возникновении  симптомов переутомления необходимо  учитывать то, что психологический  аспект в этом случае, как правило,  «прячется» за проявление болезни  тела и лечение физического  состояния может значительно  затянуться.

 

Развитие  постпроизвольного внимания.

Для формирования этого вида внимания необходимо:

1. Формирование  психологической установки

Психологическая установка — это состояние  высокого уровня мобилизованности, повышенной готовности к действиям в определенном направлении. Для ее формирования необходимо наличие потребности, которая представляет высокую личностную значимость.

Формирование  психологической установки проходит по трем направлениям:

• формирование чувственного образа, к достижению которого стремиться человек — возможно при применении техники визуализации и словесном описании образа желаемого,

• представление, не осознанное, а в виде предвосхищения, о порядке действий, необходимых  для достижения цели (перечисление необходимого порядка действий может  осуществляться в рамках тренинга реализации личностного потенциала, а также  в форме ведения дневниковых  записей с последующим внесением  корректирующих замечаний),

• когнитивная  составляющая (умозрительная модель будущей деятельности: убеждения  и знания человека о том виде деятельности, к которому он стремится).

2. Достижение  уровня автоматизации

Для достижения этого уровня необходимо пройти последовательно  три этапа:

• аналитический  этап — знакомство с действиями и овладение отдельными элементами этого действия (при возникновении  желания писать стихи надо тренироваться  в подборе рифм, написании рифмованных  строк с учетом стихотворного  размера, тренироваться в подборе  синонимов, работать над выразительностью текста и т.д.),

• синтетический  этап — объединение отдельных  элементов в единое действие,

• многократное повторение порядка действий, который  представляется необходимым, чтобы  желаемая деятельность дала результат, к которому человек стремиться.

 

Заключение.

В заключении  можно сделать вывод о том, что в  задачу формирования внимания входит не  только  развитие  его  как  отдельного  психологического процесса, но и  формирование  таких  черт  личности,  которые  бы  облегчили переход произвольного внимания в  послепроизвольное.  Это  включает  в  себя формирование  чувства  ответственности  за  выполняемую  работу,   мотивации успешного выполнения деятельности,  развитие  интереса,  четкая  организация выполняемой деятельности. Конкретно поставленные задачи,  а  также  создание благоприятных условий для активной, самостоятельной работы.

Список литературы

1. Иванов  М. М. Техника эффективного запоминания.

2. Леонтьев А.Н. Хрестоматия по вниманию.

3. Немов Р.С. Психология.

4. Петровский А.В. Введение в психологию.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека.

 

Оглавление

Введение 1

1. Основные понятия о внимании 1

2. Основные функции внимания 2

3. Теории о внимании 3

4. Физиологическая основа внимания 5

5. Виды внимания 7

6. Свойства внимания 10

7. Отвлекаемость и рассеянность 12

8. Способы развития внимания 14

Заключение 18

Список литературы 18

 

 


Информация о работе Внимание. Процессы и свойства внимания