Внимание. Процессы и свойства внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Простыми словами, внимание – это возможность направить и сосредоточить свое сознание: на своих мыслях, на каком либо объекте, действие или разговоре. Свое внимание мы можем сосредоточить только на чем-то одном. Поэтому когда мы заняты, что бы перейти с одного дела, на другое, надо сначала закончить одно, а потом преступать ко второму.

Оглавление

Введение 1
1. Основные понятия о внимании 1
2. Основные функции внимания 2
3. Теории о внимании 3
4. Физиологическая основа внимания 5
5. Виды внимания 7
6. Свойства внимания 10
7. Отвлекаемость и рассеянность 12
8. Способы развития внимания 14
Заключение 18
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Внимание. Процессы и свойства внимания.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

В последнее  время исследователи физиологических  механизмов внимания отмечают большую  роль в его динамике нейрофизиологических процессов. В частности, выявлено, то у здоровых людей в условиях напряженного внимания возникают изменения биоэлектрической активности в лобных долях головного  мозга. Данную активность связывают  с работой особого типа нейронов, располагающихся в лобных отделах. Первый тип нейронов - “детекторы новизны” - активизируются при действии новых  стимулов и снижают активность по мере привыкания к ним. В отличие  от них нейроны “ожидания” возбуждаются только при встрече организма  с предметом, способным удовлетворить  актуальную потребность. По сути дела, в этих клетках закодирована информация о различных свойствах предметов  и, в зависимости от возникающих  потребностей, организм сосредотачивается  на той или иной их стороне. Так, сытая  кошка не воспринимает мышь как пищу, но с удовольствием будет играть с ней.

Таким образом, внимание обусловлено деятельностью  целой системы зависимых между  собой мозговых структур, но их роль в регуляции разных видов внимания неравноценна.

  1. Виды внимания.

Существуют  несколько разных классификаций  внимания. Классификация по признаку произвольности является наиболее традиционной.

Виды внимания делятся на непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.

Непроизвольное.

По своему происхождению и способам осуществления  обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Непроизвольное внимание, наиболее простое  и генетически исходное, называют также пассивным, вынужденным, так  как оно возникает и поддерживается независимо от стоящих перед человеком  целей. Деятельность захватывает человека в этих случаях сама по себе, в  силу своей увлекательности или  неожиданности. Человек невольно отдается воздействующим на него предметам, явлениям, выполняемой деятельности. Стоит  нам услышать по радио интересную новость, как мы невольно отвлекаемся от работы и прислушиваемся. Возникновение непроизвольного внимания связано с различными физическими, психофизиологическими и психическими причинами. Эти причины тесно связаны между собой, но их для удобства можно разделить условно на категории.

К первой группе причин относятся характер и качество раздражителя, прежде всего его сила или интенсивность. Всякое достаточно сильное раздражение: громкие звуки, яркий свет, сильный толчок, резкий запах невольно привлекают наше внимание. Важную роль при этом играет не столько абсолютная, сколько относительная сила раздражителя. Поэтому если днем шаги в коридоре не привлекут внимания, то те же шаги ночью в полной тишине заставят нас прислушаться. Особое значение имеет контраст между раздражителями. То же самое относится к длительности раздражителя, а также к пространственной величин и форме предмета. В ту же группу причин следует отнести и такое качество раздражителя, как его новизна, необычность. При этом под “новизной” понимают не только появление ранее отсутствовавшего раздражителя, но и изменение физических свойств действующих раздражителей, ослабление или прекращение их действий, отсутствие знакомых раздражителей, перемещение раздражителей в пространстве.

Ко второй группе причин, вызывающих непроизвольное внимание, относятся те внешние раздражители, которые соответствуют внутреннему  состоянию человека, и прежде всего  имеющимся у него потребностям. Так, сытый и голодный человек будут  по-разному реагировать на разговор о пище.

Третья группа причин связана с общей направленностью  личности. Именно по этому, идя по одной  и той же улице, дворник обратит  внимание на мусор, архитектор или художник - на красоту здания. Направленность личности тесно связана с ее прежним  опытом и чувствами, поэтому их также  включают в эту группу причин. То, что интересно нам, что вызывает у нас определенную эмоциональную  реакцию, является важнейшей причиной непроизвольного внимания.

 

Произвольное.

В отличие  от непроизвольного произвольное внимание управляется сознательной целью. Оно тесно связано с волей человека и выработалось в результате трудовых усилий, поэтому его еще называют волевым, активным, преднамеренным. Приняв решение заняться какой-нибудь деятельностью, мы выполняем это решение, сознательно направляя наше внимание даже на то, что нам неинтересно в данную минуту, но чем необходимо заниматься. Основной функцией произвольного внимания является активное регулирование протекания психических процессов.

Причины произвольного  внимания по своему происхождению не биологические, а социальные: оно  не созревает в организме, а формируется  у ребенка при его общении  со взрослыми. На ранних фазах развития функция произвольного внимания разделена между двумя людьми - взрослым и ребенком. Первый выделяет объект из Среды, указывая на него и называя словом, ребенок отвечает на этот сигнал, прослеживая жест, схватывая предмет или повторяя слово. Таким образом, данный предмет выделяется для ребенка из внешнего поля. Впоследствии дети начинают ставить цели самостоятельно. Следует отметить тесную связь произвольного внимания с речью. Развитие произвольного внимания у ребенка проявляется вначале в подчинении своего поведения речевой инструкции взрослых, а затем, по мере овладения речью,- в подчинении своего поведения собственной речевой инструкции.

Несмотря  на качественное отличие от непроизвольного  внимания, произвольное также связано  с чувствами, с интересами, с прежним  опытом человека. Однако влияние этих моментов при произвольном внимании не неопосредованное, а косвенное. Оно опосредуется сознательно поставленными целями, поэтому в данном случае интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности. Сама деятельность может непосредственно не занимать нас, но так ее выполнение необходимо для решения поставленной нами задачи, то и она становится интересной в связи с этой целью.

 

Послепроизвольное.

Послепроизвольное внимание, подобно произвольному, носит  целенаправленный характер и требует  первоначальных волевых усилий, но затем человек как бы “входит” в работу: интересными и значительными  становятся содержание и процесс  деятельности, а не только ее результат. Возьмем студента, который решает трудную математическую задачу. Первоначально  она его может совсем не увлекать. Он берется за нее только потому, что ее нужно сделать. Студенту приходится возвращать себя к решению постоянными усилиями. Но вот решение начато, правильный ход намечается, задача становится более понятной. Студент все больше увлекается ею, она его захватывает, он перестает отвлекаться: задача стала для него интересной. Внимание из произвольного стало как бы непроизвольным. Однако, в отличие от подлинно непроизвольного внимания, послепроизвольное остается связанным с сознательными целями и поддерживается сознательными интересами. В то же время оно несходно и с произвольным вниманием, так как здесь нет или почти нет волевых усилий.

Послепроизвольное внимание характеризуется длительной сосредоточенностью, напряженной интенсивностью умственной деятельности, высокой производительностью  труда.

 

  1. Свойства  внимания.

Внимание  человека обладает пятью основными  свойствами: устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью, распределением и объемом. Рассмотрим каждое из них.

Устойчивость.

Устойчивость  внимания проявляется в способности  в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-либо объекте, предмете деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя внимание. Устойчивость внимания может определяться разными причинами. Одни из них связаны с индивидуальными физиологическими особенностями человека, в частности со свойствами нервной системы, общим состоянием организма в данный момент времени. Другие характеризуют психические состояния (возбужденность, заторможенность и т. п.). Третьи соотносятся с мотивацией (наличием или отсутствием интереса к предмету деятельности, значимостью для личности), четвертые — с внешними обстоятельствами осуществления деятельности.

 Люди со слабой нервной системой или перевозбужденные могут довольно быстро утомляться, становиться импульсивными. Человек, который не очень хорошо чувствует себя физически, также как правило, характеризуется неустойчивым вниманием. Отсутствие интереса к предмету способствует частому отвлечению внимания от него, и, напротив, наличие интереса сохраняет внимание в повышенном состоянии в течение длительного периода времени. При обстановке, которая характеризуется отсутствием внешне отвлекающих моментов, внимание бывает достаточно устойчивым. При наличии множества сильно отвлекающих раздражителей оно колеблется, становится остаточно устойчивым. В жизни характеристика общей устойчивости внимания чаще всего определяется сочетанием всех этих факторов, вместе взятых.

Сосредоточенность.

 Сосредоточенность внимания (противоположное качество – рассеянность) проявляется в различиях, которые имеются в степени концентрированности внимания на одних объектах и его отвлечении от других. Человек, к примеру, может сосредоточить свое внимание на чтении какой-нибудь интересной книги, на занятии каким-либо увлекательным делом и не замечал ничего, что происходит вокруг. При этом его внимание может быть сконцентрировано на определенной части читаемого текста, даже на отдельном предложении или слове, а также более или менее распределено по всему тексту.

Сосредоточенность внимания иногда называют концентрацией, и эти понятия рассматриваются как синонимы.

Переключаемость.

 Переключаемость понимается как перевод внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на иной. Данная характеристика человеческого внимания проявляется в скорости, которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой, причем такой перевод может быть как непроизвольным, так и произвольным. В первом случае человек невольно переводит свое внимание на что-либо такое, что его случайно заинтересовало, а во втором – сознательно, усилием воли заставляет себя сосредоточиться на каком-нибудь, даже не очень интересном самом по себе объекте.

Переключаемость внимания, если она происходит на непроизвольной основе, может свидетельствовать о его неустойчивости, но такую неустойчивость не всегда есть основание рассматривать как отрицательное качество. Она нередко способствует временному отдыху организма, анализатора, сохранению и восстановлению работоспособности нервной системы и организма в целом.

 С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй — тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.

 Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природнообусловленные.

Распределение.

 Распределение внимания — его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.

 Известно, что память на прерванные действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.

 Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.

Объем.

 Объем внимания — это такая его характеристика, которая определяется количеством информации, одновременно способной сохраняться в сфере повышенного внимания (сознания) человека. Численная характеристика среднего объема внимания людей – 5 – 7 единиц информации. Она обычно устанавливается посредством опыта, в ходе которого человеку на очень короткое время предъявляются большое количество информации. То, что он за это время успевает заметить, и характеризует его объем внимания. Поскольку экспериментальное определение объема внимания связано с кратковременным запоминанием, то его нередко отождествляют с объемом кратковременной памяти. Действительно эти феномены тесным образом связаны друг с другом.

 

  1. Отвлекаемость и рассеянность.

Отвлекаемость

Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение  внимания с одного объекта на другой. Оно возникает при действии посторонних  раздражителей на человека, занятого в этот момент какой-либо деятельностью. Отвлекаемость может быть внешней  и внутренней.

Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей; при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Наиболее отвлекают предметы или явления, которые появляются внезапно и действуют с меняющейся силой и частотой. В ответ на эти раздражители у человека появляется трудно угасаемый ориентировочный рефлекс.

Внутренняя отвлекаемость внимания возникает под влиянием сильных переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и чувства ответственности за дело, которым в данный момент занят человек.

Физиологической основой внешней отвлекаемости  внимания является отрицательная индукция процессов возбуждения и торможения, вызванная действием внешних  раздражителей, не имеющих отношения  к выполняемой деятельности. При  внутренней отвлекаемости внимания, обусловленной сильными чувствами  и желаниями, в коре головного  мозга появляется мощный очаг возбуждения; с ним не может конкурировать  более слабый очаг, соответствующий  объекту внимания, по закону отрицательной  индукции в нем возникает торможение. В случаях внутренней отвлекаемости, обусловленной отсутствием интереса, она объясняется запредельным торможением, развивающемся под влиянием утомления нервных клеток скучной монотонной работой.

Информация о работе Внимание. Процессы и свойства внимания