Внимание. Процессы и свойства внимания

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 23:28, реферат

Краткое описание

Внимание – это направленность и сосредоточенность сознания, которые предполагают повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
Простыми словами, внимание – это возможность направить и сосредоточить свое сознание: на своих мыслях, на каком либо объекте, действие или разговоре. Свое внимание мы можем сосредоточить только на чем-то одном. Поэтому когда мы заняты, что бы перейти с одного дела, на другое, надо сначала закончить одно, а потом преступать ко второму.

Оглавление

Введение 1
1. Основные понятия о внимании 1
2. Основные функции внимания 2
3. Теории о внимании 3
4. Физиологическая основа внимания 5
5. Виды внимания 7
6. Свойства внимания 10
7. Отвлекаемость и рассеянность 12
8. Способы развития внимания 14
Заключение 18
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Внимание. Процессы и свойства внимания.docx

— 58.61 Кб (Скачать)

Реферат

По учебной  дисциплине «Психология и педагогика»

«Внимание. Процессы и свойства внимания»

Введение:

Внимание  – это направленность и сосредоточенность  сознания, которые предполагают повышение  уровня сенсорной, интеллектуальной или  двигательной активности человека.

Простыми  словами, внимание – это возможность направить и сосредоточить свое сознание: на своих мыслях, на каком либо объекте, действие или разговоре. Свое внимание мы можем сосредоточить только на чем-то одном. Поэтому когда мы заняты, что бы перейти с одного дела, на другое, надо сначала закончить одно, а потом преступать ко второму. Когда внимание рассеянное, и мы начинаем сосредоточенно работать на том, что нам не очень интересно, например, слушать лекцию или читать книгу, то можем начать думать совсем о другом и не запомнить что слушали или читали. Поэтому внимание необходимо на всех этапах работы памяти, и в особенности на первом этапе - восприятия. Без целенаправленного, устойчивого внимания невозможна никакая серьезная работа и запоминание.

 

  1. Основные  понятия о внимании.

Внимание  можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее  динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на мнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени. Внимание — это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирование другой.

Психическая деятельность не может протекать  целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Возьмем человека, увлеченного рисованием. Он целиком  углублен в свою работу, сосредоточен на ней, обдумывает, какой цвет выбрать, как расположить предметы на листе. При этом он может не слышать, о чем говорят присутствующие, не откликаться, если его позовут. В этом случае говорят, что он сосредоточил внимание на том, что делает, отвлекаясь от всего остального. Это свидетельствует, что человек не может одновременно думать о разных вещах и выполнять разнообразные работы. Поэтому в каждый отдельный момент его сознание направляется на те предметы и явления, которые являются для него наиболее важными и значительными.

  1. Основные функции внимания.

Внимание  в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций. Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности.

 Со вниманием связана направленность и избирательность познавательных процессов. Их настройка непосредственно зависит от того, что в данный момент времени представляется наиболее важным для организма, для реализации интересов личности. Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной бдительности – словом, качество и результаты функционирования всей познавательной активности.

 Для перцептивных процессов внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображений. Для человеческой памяти внимание выступает как фактор, способный удерживать нужную информацию в кратковременной и оперативной памяти, как обязательное условие перевода запоминаемого материала в хранилища долговременной памяти. Для мышления внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи. В системе межчеловеческих отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. О внимательном человеке говорят как о приятном собеседнике, тактичном и деликатном партнере по общению. Внимательный человек лучше и успешнее обучается, больше достигает в жизни, чем недостаточно внимательный.

 Рассмотрим основные виды внимания. Таковыми являются природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

 Природное внимание дано человеку с самого его рождения в виде врожденной способности избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элемент информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом. Он связан с активностью ретикулярной формации и нейронов детекторов новизны.

 Социально обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с избирательным сознательным реагированием на объекты.

 Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека. Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

 Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, произвольное обладает всеми этими качествами. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных, противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

 Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание.

Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

 

  1. Теории  о внимании.

Интересные  и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли  происхождение и сущность внимания. Н.Н. Ланге выделил такие основные подходы к проблеме внимания:

1. Внимание  как результат двигательного  приспособления. Раз мы можем  произвольно переносить внимание  с одного предмета на другой, то внимание невозможно без  мускульных движений. Именно движения  приспосабливают органы чувств  к условиям наилучшего восприятия.

2. Внимание  как результат ограниченности  объема сознания. Не объясняя, что  они понимают под “объемом  сознания” и какова его величина, И. Герберт и У. Гамильтон  считают, что более интенсивные  представления вытесняют или  подавляют менее интенсивные.

3. Внимание  как результат эмоции. Эта теория, особенно развитая в английской  ассоциационной психологии, указывает  на зависимость внимания от  интересности представления. Дж. Миль указывал: “Иметь приятное  или тягостное или идею и быть к ним внимательным - это одно и то же”.

4. Внимание  как результат апперцепции, т.е. как результат жизненного опыта индивида.

5. Внимание  как особая активная способность  духа. Некоторые психологи принимают  внимание за первичную и активную  способность, происхождение которой  необъяснимо.

6. Внимание  как усиление нервного раздражителя. - внимание обусловлено увеличением местной раздражительности центральной нервной системы.

7. Теория  нервного подавления объясняет основной факт внимания - преобладание одного представления над другим - тем, что лежащий в основе первого физиологический нервный процесс задерживает или подавляет физиологические процессы, лежащие в основе других представлений и движений, результатом чего является факт особой концентрации сознания.

Среди отечественных  психологов П.Я. Гальперин выдвинул оригинальную трактовку внимания. Основные положения его концепции заключаются  в следующем:

1) внимание  является одним из моментов  ориентировочно-исследовательской  деятельности и представляет  собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося  в данный момент в психике  человека;

2) по своей  функции внимание представляет  контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Последняя и представлена вниманием как таковым;

3) в отличие  от действий, направленных на  производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного особого  результата;

4) с точки  зрения внимания, как деятельности  психического контроля, все конкретные  акты внимания - и произвольного  и непроизвольного - являются  результатом формирования новых  умственных действий.

Все эти теории опираются на реальные факты, но абсолютизируя  выделенные феномены, они игнорируют все остальные проявления. Правильно  понять феномен внимания можно лишь в совокупности всех его свойств.

Итак, внимание - направленность и сосредоточенность  сознания на каком-либо реальном или  идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

 

  1. Физиологическая основа внимания.

Нужно отметить, что отбор значимых воздействий возможен только тогда, когда организм находится в бодром состоянии, то есть активна мозговая деятельность. Выделяют 5 стадий бодрствования: чрезмерное, активное, спокойное, дремотное состояние и глубокий сон. Эффективное внимание возможно лишь на стадии активного и спокойного бодрствования, в то время как на других стадиях основные характеристики внимания изменяются и могут выполнять лишь отдельные функции. Например, в дремотном состоянии возможна реакция только на 1-2 наиболее важных раздражителя, в то время как на остальные реакции полностью отсутствуют. Например, мать просыпается от легкого движения ребенка в кроватке, и может крепко спать при различных шумах. Активизация мозга осуществляется его неспецифической системой, включая ретикулярную формацию. Так, раздражение восходящей ретикулярной формации вызывает появление быстрых электроколебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности, что очень сходно с общим состоянием внимания организма. Среди “пусковых” механизмов ретикулярной формации следует, прежде всего, отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей Среды у людей и животных. Например, студенты сосредоточенно решают контрольную по математике. Дверь в аудиторию слегка приоткрылась. Несмотря на поглощенность работой, все студенты и преподаватель повернули голову к двери. Этот рефлекс И.П. Павлов назвал рефлексом “что такое?”

Но для  объяснения избирательного характера  внимания этого недостаточно. Выделяют две основные группы механизмов, осуществляющих фильтрацию раздражений из среды: периферические и центральные. К периферическим механизмам можно отнести настройку  органов чувств. Прислушиваясь к  слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и, одновременно, соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение  барабанной перепонки ослабевает, что  ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха. По мнению Д.Е. Бродбента, внимание - это фильтр, отбирающий информацию именно на входах, т. е. на периферии. Он установил, что если человеку подавали информацию одновременно в оба уха, но, согласно инструкции, он должен был воспринимать ее лишь левым, то подававшаяся при этом в правое ухо другая информация полностью игнорировалась. В дальнейшем было показано, что периферические механизмы отбирают информацию по физическим характеристикам. У. Нейсер назвал эти механизмы “предвниманием”, связывая их с относительно грубой обработкой информации (выделение фигуры из фона, слежение за внезапными изменениями во внешнем поле).

Центральные механизмы внимания связаны с  возбуждением одних нервных центров  и торможением других. Выделение  внешних раздражений и течение  процессов в данном направлении  определяется прежде всего силой нервных возбуждений, которая в первую очередь зависит от силы внешнего раздражения. Более сильные возбуждения подавляют возникающие одновременно с ними слабые возбуждения и определяют течение психической деятельности в соответствующем направлении.

Для понимания  физиологической картины динамики внимания важен установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым закон индукции нервных  процессов, согласно которому, возбуждение, возникающее в одной области  коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (одновременная индукция) или сменяется торможением данного участка мозга (последовательная индукция). При этом данный участок характеризуется благоприятными, оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи, это в данный момент - “творческий отдел больших полушарий”. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека. Возбуждение в коре полушарий не закреплено в одном пункте, а постоянно перемещается. Большое внимание имеет также принцип доминанты, выдвинутый академиком А. А. Ухтомским. Понятие “доминанта” обозначает временно господствующий очаг возбуждения, обуславливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты суммируются и накапливаются импульсы, текущие в нервную систему, одновременно подавляя активность других центров, за счет чего очаг возбуждения еще больше усиливается. Благодаря этим свойствам, доминанта является устойчивым очагом возбуждения, что, в свою очередь, позволяет объяснить нервный механизм длительной интенсивности внимания. Основой возникновения господствующего очага является не только сила данного раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными в предшествующем опыте нервными связями. Ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не вскрывают до конца механизмы внимания, особенно его произвольный характер. Человек целенаправленно управляет своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Объяснить механизм возникновения доминирующего очага возбуждения можно через взаимодействие первой и второй сигнальной систем, осуществляемое путем избирательной иррадиации возбуждения из речевой (второй) сигнальной системы в первую. В свою очередь, первоначальные раздражители, отражаясь в речи, способствуют уточнению цели и усилению очага оптимальной возбудимости.

Информация о работе Внимание. Процессы и свойства внимания