Влияния стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является выявить влияние стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива. Задачи:
1. определить особенности стиля руководства в трудовом коллективе;
2. определить уровень притязаний трудового коллектива;
3. изучить различия мотивации одобрения трудового коллектива.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 «Теоретические аспекты стиля руководства и уровня
притязаний трудового коллектива». 5
1.1 Общая характеристика стилей руководства и их типы 5
1.2 Определение уровня притязаний в психологии 9
Раздел 2 Результаты экспериментального исследования 11
2.1. Описание выборки и процедура исследования 11
2.2. Методы исследования 12
2.3. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3.1 Результаты исследования стиля руководства
по методике В. П. Захарова 19
2.3.2 Результаты исследования по методике
В Гербачевского 21
2.3.3.Результаты исследования уровня мотивации
социальной желательности по методике
Кроун-Марлоу 23
2.3.4. Результаты статистической обработки 25
Выводы 26
Использованная литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)

Руководитель должен владеть разными стилями руководства в зависимости от обстановки. При выборе конкретного стиля руководства нужно учитывать, по меньшей мере три фактора:

1           Ситуация (спокойная, стрессовая, неопределенная). В ситуации дефицита времени оправдан авторитарный стиль (крайний пример - военные действия).

2           Задача (насколько четко структурирована). К решению сложных проблем необходимо привлекать экспертов, организовывать дискуссии, и здесь необходим демократический стиль.

3           Группа (ее особенности по полу, возрасту, времени существования). Для сплоченного коллектива, заинтересованного в решении задачи, адекватен демократический стиль; в пределе, в творческих коллективах и при решении творческих задач - либеральный стиль (ситуация типа мозгового штурма и т.д.).

Эффективный руководитель должен иметь в своем арсенале все четыре стиля и использовать их в соответствии с конкретной ситуацией. Однако в реальности у каждого руководителя есть свой доминирующий, вспомогательный и нежелательный для него стиль. [17,С 234-241]

Крупнейший специалист в области знаний стилей руководства в социальной психологии А.Л. Журавлев. Он выделил также как и Левин три стиля руководства: директивный (автократический), демократический (консультативный), либеральный (попустительский). Характеристика данных стилей похожа на характеристику стилей выделенных К. Левиным. [9, C 100]

1.2.           Определение уровня притязаний личности в психологии

 

Уровень притязаний личности — это стремление к достижению цели той степени сложности, на которую человек считает себя способным. [17, C 342]

Уровень притязаний является важным структурообразующим компонентом личности. Это достаточно стабильное индивидуальное качество человека, которое характеризует: во-первых, уровень трудности намечаемых задач, во-вторых, выбор субъектом цели очередного действия в зависимости от переживаний успеха или неуспеха предыдущих действий, в третьих, желаемый уровень самооценки личности.

Если у человека высокий нереалистичный уровень притязаний, то, как правило, он сопровождается фрустрированностью, требовательностью к окружающим, экстрапунитивностью. Лица с таким уровнем притязаний ипохондричны и испытывают трудности в реализации собственных жизненных планов.

Люди, обладающие реалистическим уровнем притязаний, отличаются уверенностью, настойчивостью в достижении своих целей, большей продуктивностью по сравнению с людьми, уровень притязаний которых неадекватен их способностям и возможностям.

Низкий уровень притязаний зависит во многом от установки на неудачу. У лиц с нереалистично низким уровнем притязаний часто бывают неясными планы на будущее. Обычно они ориентированы на подчинение и часто проявляют беспомощность. Одной из проблем таких людей может стать планирование своих действий в ближайшем времени и соотнесение их с перспективой.

Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, его поведение становится неадекватным, возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т. п. Из этого следует, что уровень притязаний тесно связан с самооценкой личности и мотивацией достижения успехов в различных видах деятельности. [10,С 247]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Динамика уровня притязаний под влиянием стиля руководства

 

2.1. Описание выборки и процедура исследования

 

Исследование проводилось на базе трудового коллектива швейного цеха, состоящего из 30 человек (4 мужчин и 26 женщин). Вековая категория от 21 до 50 лет.

Исследование проходило в несколько этапов :

На первом этапе испытуемым была предложена методика определения стиля руководства В. П. Захарова;

На втором – методика В. Гербачевского для определения уровня притязаний трудового коллектива;

На  третьем – методика Кроун-Марлоу для определения уровня мотивации социальной желательности трудового коллектива.

Полученные результаты исчислялись с помощью методов статистической обработки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Методы исследования:

 

Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова

.

Данная методика разработана В. П. Захаровым. Основу методики составляют 16 групп утверждений, отражающих различные аспекты взаимодействия руководства и коллектива. Методика направлена на определение стиля руководства трудовым коллективом.

Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в блоке тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

Опросник содержит 16 групп утверждений, характеризующих деловые качества руководителя. Каждая группа состоит из трех утверждений, обозначенных буквами а, б, в. Испытуемому следует внимательно прочесть все три утверждения в составе каждой группы и выбрать одно, которое в наибольшей степени соответствует его мнению о руководителе. Отметить выбранное утверждение на опросном листе знаком «+» под соответствующей буквой. Если оценивается одновременно два руководителей или более, сравнивается между собой по приведенным трем утверждениям и выбирается по одному из утверждений, характеризующих каждого руководителя (или одно утверждение, характеризующее двух или более руководителей).

 

 

 

 

 

 

 

Опросник В. Гербачевского

 

Опросник В. К. Гербачевского предназначен для выявления уровней притязаний испытуемого посредством диагностики компонентов мотивационной структуры личности. Время на выполнение задания не лимитировано. В зависимости от конкретных случаев задание может выполняться с перерывами.

Данная диагностика выполняется в перерыве. Т. е. испытуемому предлагается в перерыве между частями заданной работы либо задания, ответить на тест опросник. Им необходимо прочесть каждое из приведенных в опроснике высказываний и отметить, в какой степени они согласны или не согласны с ним, в соответствии с нижеприведенной шкалой.

      +3 –полностью согласен;

      +2 – согласен;

      +1 – скорее да чем нет;

      -3 – полностью не согласен;

      -2 – не согласен;

      -1 – скорее нет, чем да

      0 – ни да, ни нет.

Все высказывания относятся к тому, о чем они думают, что чувствуют или хотят в момент, когда работа над заданием прерывается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опросник мотивации одобрения Кроун-Марлоу

 

Опросник разработан Д. Кроуном и Д. Марлоу в 1960 году для диагностики мотивации одобрения.

              Тест состоит из 33 утверждений 18 социальноодобряемых и 15 неодобряемых поведений с  каждым, из которых испытуемый должен выразить согласие или не согласие. Примеры утверждений (из русскоязычного варианта):

1. Я внимательно читаю каждый документ, прежде чем его подписать;

7. Иногда я люблю позлословить об отсутствующих;

17. Были случаи, когда я завидовал удаче других.

              Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в один балл. Итоговый показатель мотивации одобрения получают суммированием всех баллов. Этот показатель характеризует мотивационную структуру субъекта и, в частности, степень его зависимости от благоприятных оценок со стороны других людей, его ранимость и чувствительность к средовым и межличностным влияниям. Иными словами, шкала позволяет получить косвенную меру потребности человека в одобрении со стороны других людей.

              Авторы шкалы руководствовались стремлением разработать инструмент свободный от известной фиксированности на патологических симптомах, что в той или иной степени присуще ранее созданным шкалам. Кроме того, была поставлена задача дифференциации содержания утверждений от влияния собственно мотивов. Имеются данные о достаточной валидности и надежности шкалы социальной желательности Кроун-Марлоу.

              В СНГ известен русскоязычный сокращенный вариант шкалы (20 утверждений), стандартизированный на выборке более 800 человек с последующей проверкой валидности и надежности (Ю. Л. Ханин 1974, 1976). Шкала применяется при исследовании мотивации одобрения; для контроля за степенью установочного поведения и склонностью к соответствующим искажениям ответов в текстах; при изучении предпочтительных средовых  межличностных влияний. [12, C151-152]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Метод статистической обработки

 

              Критерий χ2 является одним из наиболее часто используемым в психологических исследованиях поскольку он позволяет решать большое число разных задач, и, кроме того исходные данные для него могут быть получены в любой шкале, начиная со шкалы наименований. [13,C125]

Критерий χ2, представляет собой сумму квадратов отклонений эмпирических частот (р) от теоретических частот (р’), отнесенную к теоретическим частотам.

              При полном совпадении эмпирических и ожидаемых частот  S(р-р’)=0.

При несовпадении производиться сравнение эмпирической величины с его критическим значением, определенным по таблицам. Нулевая гипотеза, которая предполагает, что расхождение меду эмпирическими частотами и математическим ожиданием носит случайный характер, и между вычисленными и эмпирическими частотами разницы нет, опровергается, если χ2≥ χ2кр для принятого уровня значимости (α) и числа степеней свободы (df).[12,C 149-152]

              Критерий χ2 обычно используется для проверки гипотез о соответствии (согласии) эмпирического распределения теоретическому; при проверке гипотез о статистической независимости признаков. Теснота связи может быть рассчитана с помощью коэффициента сопряженности Пирсона.

              Критерий χ2 может быть применен и для выявления сходства или различия в нутрии одной, но численно достаточной выборки. В этом случае вычисляются показатели (а их может быть два и больше), по которым и осуществляется сравнение. Этот аспект применения критерия χ2 сближает его с коэффициентом корреляции, который также находит степень связи между двумя или большим числом признаков. Различие между этими двумя методами прежде всего в том, что для подсчета коэффициента корреляции необходимо знать все величины сравниваемых признаков, а для использования критерия χ2 важно знать только уровни (градации) сравниваемых признаков.

              При сравнении показателей с помощью критерия χ2 нулевая гипотеза Н0 звучит так: сравниваемые признаки не влияют друг на друга. В  терминах корреляционных отношений между признаками связи нет, корреляция не отличается от нуля.

              Соответственно альтернативная гипотеза Н1 звучит следующим образом: сравниваемые признаки влияют друг на друга. В терминах корреляционных отношений между признаками связь есть, корреляция значимо отличается от нуля.

              Преимущество Критерия χ2 являются применимость его для различных распределений дискретных  и непрерывных признаков, необязательность предварительных сведений о законе распределения изучаемой переменной. При использовании Критерия χ2 следует учитывать такие ограничения[13, С 129-130]:

1.      Измерение может быть проведено в любой шкале

2.      Выборки должны быть случайными и независимыми

3.      Желательно чтобы объем выборки был ≥20. с увеличением объема выборки точность критерия повышается

4.      Теоретическая частота для каждого выборочного интервала не должна быть меньше 5

5.      сумма наблюдений по всем интервалам должна быть равна общему количеству наблюдений

6.      Таблица критических значений критерия χ2 рассчитана для числа степеней свободы v, которое каждый раз рассчитывается по определенным правилам.

Информация о работе Влияния стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива