Влияния стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 22:05, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного курсового проекта является выявить влияние стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива. Задачи:
1. определить особенности стиля руководства в трудовом коллективе;
2. определить уровень притязаний трудового коллектива;
3. изучить различия мотивации одобрения трудового коллектива.

Оглавление

Введение 3
Раздел 1 «Теоретические аспекты стиля руководства и уровня
притязаний трудового коллектива». 5
1.1 Общая характеристика стилей руководства и их типы 5
1.2 Определение уровня притязаний в психологии 9
Раздел 2 Результаты экспериментального исследования 11
2.1. Описание выборки и процедура исследования 11
2.2. Методы исследования 12
2.3. Результаты исследования и их интерпретация 19
2.3.1 Результаты исследования стиля руководства
по методике В. П. Захарова 19
2.3.2 Результаты исследования по методике
В Гербачевского 21
2.3.3.Результаты исследования уровня мотивации
социальной желательности по методике
Кроун-Марлоу 23
2.3.4. Результаты статистической обработки 25
Выводы 26
Использованная литература 27

Файлы: 1 файл

Курсовик.doc

— 236.50 Кб (Скачать)


26

 

Министерство образования и науки Украины

Национальный аэрокосмический институт им. М. Е. Жуковского

«Харьковский авиационный институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовой проект

По дисциплине психология личности

«Влияния стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива»

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка гр. 93П4

Ефременко Ксения

 

 

Проверил:                            Жидко М. Е.

 

 

 

Харьков 2006

Содержание:

 

Введение                                                                                                                                                                        3

Раздел 1 «Теоретические аспекты стиля руководства и уровня

притязаний трудового коллектива».                                                                                    5

1.1   Общая характеристика стилей руководства и их типы                                          5

1.2   Определение уровня притязаний в психологии                                                        9

Раздел 2 Результаты экспериментального исследования                                                  11

2.1. Описание выборки и процедура исследования                                    11

2.2. Методы исследования                                                                                            12

2.3. Результаты исследования и их интерпретация                                    19

                            2.3.1 Результаты исследования стиля руководства                     

по методике В. П. Захарова                                                    19

                                          2.3.2 Результаты исследования по методике

В Гербачевского                                                                      21

                                          2.3.3.Результаты исследования уровня мотивации

социальной желательности по методике

Кроун-Марлоу                                                                         23

                                          2.3.4. Результаты статистической обработки                       25

Выводы                                                                                                                   26

Использованная литература                                                                                 27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Если человека назначают руководителем, всегда ли он задумывается над тем, как сложатся отношения между людьми в той группе, которой он будет руководить. Понимают ли его будущие сотрудники друг друга и поймут ли нового человека - руководителя. Настроение каждого из нас в огромной степени зависит от поведения и отношения людей, с которыми мы общаемся. Хорошее отношение радует, плохое огорчает, тревожит, настораживает. А руководителю еще труднее, потому что по своему социальному статусу он как бы противостоит группе людей, объединенных общим “мы”. И вот такое взаимодействие человеческого “я” и группового “мы” очень сложно и противоречиво, изменчиво и неустойчиво. Мы часто, говоря о коллективе, рассматриваем это взаимодействие как соотношение индивидуальности и коллективности, при этом, как правило, отдаем предпочтение коллективности. Отсюда - стремление к усреднению, уравниванию людей и нелюбовь к “выскочкам”, желание поставить их “на место”.

Такая тенденция очень вредна для развития общества, особенно его творческого, интеллектуального потенциала. Оказывается, что чем ярче и богаче индивидуальность, выше уровень развития каждого члена коллектива, тем более дееспособным, человечным является и коллектив в целом. Поэтому так важно проникнуть в особенности тончайшей ткани взаимоотношений “я” и ”мы”, складывающихся в социальной группе, т.е. в коллективе, которым мы руководим или собираемся руководить. Психология может стать здесь хорошим помощником.

Для достаточного взаимоотношения и становления здорового климата в коллективе нужно учитывать взаимосвязь множество факторов. В данной курсовой работе рассмотрена взаимосвязь двух: это уровень притязаний трудового коллектива и стиль руководства трудовым коллективом.

              Целью данного курсового проекта является выявить влияние стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива.

              Объектом курсового проекта является уровень притязаний трудового коллектива.

              Предметом – влияние стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива.

              Задачи:

1.      определить особенности стиля руководства в трудовом коллективе;

2.      определить уровень притязаний трудового коллектива;

3.      изучить различия мотивации одобрения трудового коллектива.

Выборка состоит из 30 человек (4 мужчин и 26женщин), коллектива швейного цеха, вековая категория от 21 до 50 лет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1 Теоретические аспекты стиля руководства и уровня притязаний трудового коллектива

 

1.1.           Общая характеристика типологий стиля руководства

 

Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют особенности стиля руководства коллективом. Под стилем руководства понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей [9, C 98]

              Существует много типологий стиля руководства и факторов, действующих на ее предопределение.

 

Типология К. Левина.

Индивидуальный набор ролей конкретного руководителя и особенности их исполнения характеризуют управленческий стиль. В психологию понятие «стиль» впервые попало из концепции К. Левина. Именно он предложил разделить системы воздействия одного человека на группу людей на три типа. [3, C 103]

Классический эксперимент проведен под руководством К. Левина (1938). Группа детей-подростков (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье-маше. Руководители трех групп (взрослые руководители, а не лидеры, стихийно выдвинувшиеся из среды детей) демонстрировали разный стиль руководства, а экспериментаторы сравнивали затем эффективность деятельности трех групп. Именно этот эксперимент позволил выделить три основных стиля руководства/лидерства:

      - авторитарный (директивный);

      - демократический (коллегиальный);

      - попустительский (разрешительный, либеральный).

Каждый из стилей имеет две характеристики - формальную (Ф), в которую входят приемы и способы руководства, и содержательную (С), которая определяет решения, предлагаемые группе.

Рассмотрим характеристики каждого из стилей руководства.

Авторитарный стиль

      Ф: деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами; четкий язык, неприветливый тон; похвала и порицания субъективны; эмоции игнорируются; позиция лидера - вне группы.

      С: дела в группе планируются заранее во всем их объеме; определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны; голос руководителя решающий.

Демократический стиль

      Ф: инструкции в форме предложений; товарищеский тон; похвала и порицание с советами; распоряжения и запреты с дискуссиями; позиция лидера - внутри группы.

      С: мероприятия планируются не заранее, а в группе; за реализацию предложений отвечают все; все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.

Попустительский стиль

      Ф: отсутствие похвалы, порицаний; никакого сотрудничества; позиция лидера - незаметно в стороне от группы.

      С: дела в группе идут само собой; лидер не дает указаний; работа складывается из отдельных интересов участников группы.

Левин в своих работах рекомендовал именно демократический стиль как наиболее эффективный стиль руководства. Эту позицию разделяли многие специалисты по психологии управления, то есть задачей руководителя считалось "совершенствование индивидуального стиля руководства в сторону его демократизации".

Типология Блейка-Моутон. Типология стилей управления по Левину сейчас рассматривается как несколько устаревшая. Поэтому, используется интерпретированная типология Блейка-Моутон:

Характеристика стилей управления Блейку-Моутон

      1.1 - руководитель прилагает минимальные усилия, достаточные лишь для того, чтобы сохранить организацию;

      1.9 - внимательное отношение к людям, что создает приятную, дружественную атмосферу в организации (атмосферу "загородного клуба");

      9.1 - руководитель обеспечивает высокий уровень функционирования организации, при этом пренебрегая интересами людей;

      5.5 - баланс между необходимостью выполнять работу и поддерживать моральное состояние людей на удовлетворительном уровне;

      9.9 - выполнение работы осуществляется преданными делу людьми, понимающими цели организации, что создает отношения доверия и уважения.

Блейк и Моутон также, как и К. Левин, выделяют самый эффективный, по их мнению, стиль - 9.9 - но признают, что при изменении ситуации (особенно в конфликте) возможна перестройка основного стиля.

Типология Херси-Бланшара. В 70-е гг. 20 в. к изучению организаций стали применять теорию систем и системного подход, в соответствии с которыми организация рассматривается как открытая система, активно взаимодействующая с внешней средой. Это привело к отказу от универсализма и возникновению ситуационной теории управления, в соответствии с которой не существует идеального управления, а его эффективность зависит от адекватности действий руководителя в зависимости от ситуации.

Сильная ориентация на людей означает, что для руководителя важен микроклимат в коллективе (группе), насколько сотрудники заинтересованы заданием, поручают ли они удовольствие от порученной им работы. Слабая ориентация на людей, в свою очередь, не означает, что руководителя вообще не волнуют нужды его подчиненных; она означает, что в данной ситуации (при решении данной задачи) руководитель непосредственно не решает проблемы создания благоприятного микроклимата, его контакты с подчиненными минимальны.

Ориентация на задачу означает степень структурированности задания (руководитель лишь обозначает проблему или четко указывает, что, как и в какие сроки должно быть сделано). Другими словами, слабая ориентация на задачу вовсе не означает, что руководителя на заботит конечный результат.

Характеристика стилей руководства по Херси-Бланшару.

Предписание - руководитель точно ставит задачу перед подчиненным, при этом ему не важно, насколько его взгляды разделяются в коллективе, он не принимает предложения подчиненных и не объясняет им происходящих процессов. Работа персонала строится в соответствии с четко определенными инструкциями, строго контролируется руководителем; поощряется четкое следование инструкциям и четкое выполнение задания.

Убеждение - руководитель рекламирует свою позицию и идеи, посредством убеждения старается превратить своих сотрудников в союзников. Возникающие идеи могут обсуждаться совместно с подчиненными. Идеи группы принимаются, но при этом руководитель сам контролирует и направляет работу.

Сотрудничество - руководитель на равных с подчиненными участвует в формировании задачи. Инициатива в определении тактики и ее реализации принадлежит группе, а задача руководителя - постоянно поддерживать инициативу и заинтересованность подчиненных, наравне с ними участвовать в работе и не слишком контролировать.

Делегирование - руководитель делегирует право принятии решения группе (или подчиненному), однако при необходимости готов оказать помощь. Группа самостоятельно определяет задачи, вырабатывает тактику и выполняет работу. Процесс обсуждения проблем может происходить и без руководителя. Руководитель лишь наблюдает за ходом выполнения работы (не всегда впрямую), но ответственность за конечный результат лежит на нем.

Информация о работе Влияния стиля руководства на уровень притязаний трудового коллектива