Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование взаимосвязи условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть возрастную периодизацию
Ознакомиться с особенностями воспитания различных возрастных групп
Выявить влияние воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности.
Объект исследования – этапы возрастного развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………….3

1.Основные психологические особенности развития в раннем детстве.……… ..5
1.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве....5
1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.16

2 Основные психологические особенности развития в ранней юности………..19
2.1 Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте ……………………..19
2.2 Личностное самоопределение в ранней юности……………………………..22
2.3 Становление мировоззрения в ранней юности..……………………………..23

3 Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности…………………………………………………... 27

Заключение……………………………………………………………………….....38

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 120.05 Кб (Скачать)

Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система  ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой [13].

 

2.3 Становление мировоззрения  в ранней юности

 

Социальное самоопределение  и поиск себя неразрывно связаны  с формированием мировоззрения.

Юность — решающий этап становления мировоззрения, потому что именно в это время созревают  и его когнитивные, и его эмоционально-личностные предпосылки. Юношеский возраст  характеризуется, не просто увеличением  объема знаний, но и громадным расширением  умственного кругозора старшеклассника, появлением у него теоретических интересов и потребности свести многообразие фактов к немногим принципам. Хотя конкретный уровень знаний, теоретических способностей, широта интересов у ребят весьма неодинаковы, какие-то сдвиги в этом направлении наблюдаются у всех, давая мощный толчок юношескому «философствованию» [14].

Мировоззрение — это взгляд на мир в целом, система представлений  об общих принципах и основах  бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Познавательными (когнитивными) предпосылками  мировоззрения являются усвоение определенной и весьма значительной суммы знаний (не может быть научного мировоззрения без овладения наукой) и способность индивида к абстрактному теоретическому мышлению, без чего разрозненные специальные знания не складываются в единую систему.

Но мировоззрение —  не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации.

Для понимания проблемы личностного  самоопределения следует отметить чрезвычайно существенное положение: уровень личности - это уровень  ценностно-смысловой детерминации, уровень существования в мире смыслов и ценностей. Как указывают Б.В.Зейгарник и Б.С.Братусь, для личности “основная плоскость движения - нравственно-ценностная [15;16].

Первый момент – это, что  существование в мире смыслов  есть существование на собственно личностном уровне (на это указывал еще Л.С. Выготский); область смыслов и ценностей есть та область, в которой и происходит взаимодействие личности и общества; ценности и смыслы есть, собственно говоря, язык этого взаимодействия. Второй момент - ведущая роль ценностей для формирования личности: Исповедание ценностей закрепляет единство и самотождество личности, надолго определяя собой главные характеристики личности, ее стержень, ее мораль, ее нравственность.

 Ценность обретается  личностью, поскольку “... иного  способа обращаться с ценностью,  кроме ее целостно-личностного  переживания, не существует. Таким  образом, обретение ценности есть  обретение личностью самой себя. И третий - выделяемые Б.В. Зейгарник  и Б.С. Братусем функции смысловых образовании: создание эталона, образа будущего и оценка деятельности с ее нравственной, смысловой стороны [15;16].

Ценностные ориентации - это элементы структуры личности, которые характеризуют содержательную сторону ее направленности. В форме ценностных ориентаций в результате обретения ценностей фиксируется существенное, наиболее важное для человека. Ценностные ориентации - это устойчивые, инвариантные образования (“единицы”) морального сознания - основные его идеи, понятия, “ценностные блоки”, смысловые компоненты мировоззрения, выражающие суть нравственности человека, а значит, и общие культурно-исторические условия и перспективы. Содержание их изменчиво и подвижно. Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры.

Ценность представляет собой  один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества.

Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят  свои действия. Таким образом, ценности, ценностное сознание лежит в основе целеполагания.

Цели могут воздействовать на человеческую деятельность не реально-каузально, но как идеальные ценности, реализацию которых человек считает своей  насущной потребностью или долгом”.

Старший школьник находится  на пороге вступления в самостоятельную  трудовую жизнь. Перед ним встают фундаментальные задачи социального  и личностного самоопределения. Юношу и девушку должны волновать  многие серьезные вопросы: как найти  свое место в жизни, выбрать дело в соответствии со своими возможностями  и способностями, в чем смысл  жизни, как стать настоящим человеком  и многие другие.

Психологи, изучающие вопросы  формирования личности на данном этапе  онтогенеза, связывают переход от подросткового к юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания интересов, планов старшеклассников.

Юноша (девушка) стремится  занять внутреннюю позицию взрослого  человека, осознать себя в качестве члена общества, определить себя в мире, т.е. понять себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни.

Практически стало общепринятым рассматривать личностное самоопределение как основное психологическое новообразование раннего юношеского возраста, поскольку именно в самоопределении заключается то самое существенное, что появляется в обстоятельствах жизни старшеклассников, в требованиях к каждому из них. Это во многом характеризует социальную ситуацию развития, в которой происходит формирование личности в этот период. Заинтересованность глобальными проблемами смысла жизни вообще и собственного существования в частности - является существенной характеристикой формирующегося самоопределения.

Выбор собственного пути осуществляется юношей самостоятельно. В каком-то смысле это может показаться педагогическим фиаско: воспитывали, воспитывали, а он взял и выбрал совсем другое. Однако должное воспитание до юношеского кризиса не проходит бесследно.

Сформулированная главная  задача вполне соответствует тому, что ведущей деятельностью юности считается поиск своего места  в жизни.

В поисках смысла своего существования, в наиболее общей  форме проявляется ценностно-смысловая природа личностного самоопределения. Потребность в смысле жизни характеризует взрослые формы поведения и потому не может быть обойдена, когда мы имеем дело с процессом взросления личности, становлением человеческого “я”. Виктор Франкл рассматривает стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития взрослого человека [17].

Личностное самоопределение  отнюдь не завершается в подростковом и раннем юношеском возрасте, и  в ходе дальнейшего развития человек  приходит к новому личностному самоопределению (переопределению). Личностное самоопределение выступает основание собственного развития.

Такое понимание позволяет  нам выстроить целостную картину  самоопределения в юношеском возрасте, в рамках которой обретает смысл пестрая мозаика различных “самоопределений”, встречающихся в литературе. Личностное самоопределение задает личностно значимую ориентацию на достижение определенного уровня в системе социальных отношений, требования, предъявляемые к нему, т.е. задает социальное самоопределение. На основе социального самоопределения вырабатываются требования к определенной профессиональной области, осуществляется профессиональное самоопределения [18].

В психологии развития профессиональное самоопределение обычно подразделяют на ряд этапов, продолжительность которых варьирует в зависимости от социальных условий и индивидуальных особенностей развития.

Первый этап — детская  игра, в ходе которой ребенок принимает  на себя разные профессиональные роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения.

Второй этап — подростковая фантазия, когда подросток видит  себя в мечтах представителем той или иной привлекательной для него профессии.

Третий этап, захватывающий  весь подростковый и большую часть  юношеского возраста,— предварительный выбор профессии. Разные виды деятельности сортируются и оцениваются с точки зрения интересов подростка («Я люблю исторические романы, стану-ка я историком»), затем с точки зрения его способностей («У меня хорошо идет математика, не заняться ли ею?») и, наконец, с точки зрения его системы ценностей («Я хочу помогать больным людям, стану врачом»; «Хочу много зарабатывать. Какая профессия отвечает этому требованию?»).

Характерная черта ранней юности — формирование жизненных  планов. Жизненный план возникает, с  одной стороны, в результате обобщения  целей, которые ставит перед собой  личность, как следствие построения «пирамиды» ее мотивов, становления  устойчивого ядра ценностных ориентации, которые подчиняют себе частные, преходящие стремления. С другой стороны — это результат конкретизации целей и мотивов.

Периодом возникновения  сознательного "я", как бы постепенно ни формировались отдельные его компоненты, издавна считается подростковый и ранний юношеский возраст.  
    Таким образом, в период ранней юности (14,5-17 лет) в рамках становления нового уровня самосознания происходит формирование относительно устойчивого представления о себе, Я-концепции. К 16 - 17 годам возникает особое личностное новообразование, которое в психологической литературе обозначается термином "самоопределение".  
    Теоретический анализ литературы по проблеме самоопределения в подростковом и раннем юношеском возрасте позволяет сделать следующие выводы:  
    · В основе самоопределения в ранней юности лежит личностное самоопределение, имеющее ценностно-смысловую природу; активное определение своей позиции относительно общественно выработанной системы ценностей, определение на этой основе смысла своего собственного существования.  
    · Наиболее емким определением личностного самоопределения является процесс формирования смысловой системы, в которой слиты представления человека о себе и о мире.  
    · Я-концепция может быть рассмотрена, как фактор личностного самоопределения в ранней юности. 

 

 

3 Влияние условий воспитания  в раннем детстве на формирование  личностных особенностей в ранней  юности

 

Формирование психики  ребенка начинается задолго до его  появления на свет. Уже в тот  момент, когда родители планируют  появление ребенка в семье, начинает формироваться жизненный сценарий, жизненный стиль, «Я-концепция».

Критерием перехода от стадии новорожденности к стадии младенчества является комплекс оживления, который проявляется в эмоционально-положительной реакции ребенка (движения, звуки) на взрослого. Разлука матери и ребенка в первый год жизни вызывает серьезные нарушения в психическом развитии ребенка и накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь. Психолог Р. Спите описывал многочисленные симптомы нарушения поведения и задержку психического и физического развития детей, воспитывающихся в детских учреждениях [19].

Несмотря на то, что уход, питание, гигиенические условия  в этих учреждениях отвечали нормам, процент смертности был очень большим. Отмечено, что способность ребенка любить окружающих тесно связана с тем, сколько любви он получил сам и в какой форме она выражалась. В телесных играх с ребенком мать помогает ему ощутить и эмоционально прочувствовать, прожить отдельные части его тела в контакте с ее руками. Пальчики рук, головка, ладошки ребенка становятся персонажами сюжетных игр, наделяются именем, исполняют определенную роль.

Важное значение для формирования личности имеет домашний уклад семьи, ритмы ее жизни, позиции, которые занимает каждый ее член. Дом должен олицетворять надежность, безопасность, предсказуемость для ребенка [20].

На развитие данной потребности  стоит обратить особое внимание: с  ребенком надо говорить, улыбаться, рассказывать ему сказки, не смущаясь тем, что дитя еще не все понимает из того, что говорит ему взрослый. Раннее детство (от 1 года до 3 лет). Ребенок после года существенным образом отличается от младенца. Он уже не беспомощное существо, нуждающееся в постоянной заботе взрослых. Ребенок сам способен перемещаться в пространстве, может находить пищу и питье, способен к деятельности при отсутствии взрослых. Он становится относительно самостоятельным в своих действиях. Начавшие ходить дети разрываются между желанием быть рядом с матерью и желанием быть независимыми. Ребенок сталкивается с первыми нормами, запретами и ограничениями. Важной задачей этого возраста становится овладение навыками контроля над своей эмоциональной жизнью, формирование способности к опрятности и дисциплине. Кризис этого возраста связан с приучением ребенка к чистоплотности. Если родители понимают ребенка и помогают ему контролировать естественные отправления, ребенок получает опыт автономии. Напротив, слишком строгий или непоследовательный контроль приводит к развитию у ребенка стыда или сомнений, связанных со страхом потерять контроль над собой.

Информация о работе Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности