Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 20:42, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является исследование взаимосвязи условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
Рассмотреть возрастную периодизацию
Ознакомиться с особенностями воспитания различных возрастных групп
Выявить влияние воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности.
Объект исследования – этапы возрастного развития.

Оглавление

Введение………………………………………………………………..…………….3

1.Основные психологические особенности развития в раннем детстве.……… ..5
1.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве....5
1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.16

2 Основные психологические особенности развития в ранней юности………..19
2.1 Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте ……………………..19
2.2 Личностное самоопределение в ранней юности……………………………..22
2.3 Становление мировоззрения в ранней юности..……………………………..23

3 Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности…………………………………………………... 27

Заключение……………………………………………………………………….....38

Список литературы……………

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Республики Казахстан.docx

— 120.05 Кб (Скачать)

Министерство образования и  науки Республики Казахстан

Карагандинский университет «Болашак»

 

 

 

Бектау К.С.

 

 

 

Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

 

 

Специальность 5В010300 – «Педагогика  и психология»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:        студентка  группы ЗПИП-12-1С

                                                   Бектау К.С

 

                      Научный руководитель:

                      к.п.н., доцент   Н.И. Хван

                     

 

 

          Курсовая  работа защищена с оценкой  _____________

 

 Протокол №_____ от «_____»__________2012 г.

 

 

 

 

 

 

Караганда 2012

Содержание

 

Введение………………………………………………………………..…………….3

 

1.Основные психологические особенности развития в раннем детстве.……… ..5

1.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве....5

1.2 Методы научно-психологического изучения детей дошкольного возраста.16

 

2 Основные психологические особенности развития в ранней юности………..19

2.1 Развитие Я-концепции в раннем юношеском возрасте ……………………..19

2.2 Личностное самоопределение в ранней юности……………………………..22

2.3 Становление мировоззрения  в ранней юности..……………………………..23

 

3 Влияние условий воспитания  в раннем детстве на формирование  личностных особенностей в ранней  юности…………………………………………………... 27

 

Заключение……………………………………………………………………….....38

 

Список литературы…………………………………………………………………40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Личностное развитие человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы.

Если же возможности этого  периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное.

В то же время не могут  дать эффекта попытки забегать вперед, осуществляя физическое, умственное и нравственное развитие ребенка без учета его возрастных возможностей. Многие педагоги обращали внимание на необходимость глубокого изучения и умелого учета возрастных и индивидуальных особенностей детей в процессе воспитания.

Они исходили из того, что  ребенок якобы от природы является существом совершенным и что  воспитание не должно нарушать это  природное совершенство, а идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Однако все они сходились в одном: нужно внимательно изучать ребенка, знать его особенности и опираться на них в процессе воспитания.

В возрастной и педагогической психологии принято выделять следующие  периоды развития детей и школьников: младенчество (до 1 года), ранний детский возраст (2—3 года), преддошколъный возраст (3-5 лет), дошкольный возраст (5—6 лет), младший школьный возраст (6—10 лет), средний школьный, или подростковый возраст (11—15 лет), старший школьный возраст, или ранняя юность (15—18 лет).Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.К.Д. Ушинский.

Личность человека формируется  и развивается в результате воздействия  многочисленных факторов, объективных  и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное существо, которое фотографически отображает внешнее воздействие. Он выступает как субъект своего собственного формирования и развития. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена недостаточной изученностью механизмов становления индивидуального опыта и взаимосвязей раннего индивидуального опыта с особенностями личности в юности, отсутствием адекватных методов исследования и необходимостью учета генетических основ развития индивидуального опыта. 

Целью исследования является исследование взаимосвязи условий  воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть возрастную периодизацию                                            
  2. Ознакомиться с особенностями воспитания различных возрастных групп
  3. Выявить влияние воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности.

Объект исследования –  этапы возрастного развития.

Предмет исследования содержание раннего индивидуального опыта  и его взаимосвязи с личностными  особенностями в юношеском возрасте.

Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, определяются объект и предмет исследования, формулируются цель, задачи исследования, определяются методологическая основа и методы исследования, характеризуется структура и содержание работы.

В первой главе «Основные психологические особенности развития в раннем детстве» изучаются психологические особенности в раннем возрасте, а также рассмотрены особенности воспитания.

Во второй главе «Основные психологические особенности развития в ранней юности» изучаются психологические особенности в ранней юности.

В третьей главе «Влияние условий воспитания в раннем детстве на формирование личностных особенностей в ранней юности» рассматривается взаимосвязь между воспитанием в раннем детстве и отражение результатов в ранней юности.

В заключении делаются выводы, полученные в результате исследования.

В списке литературы дан  перечень книг, статей, использованных в процессе работы над выбранной  темой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Основные психологические  особенности развития в раннем детстве

1.1 Психологическая характеристика деятельности ребенка в раннем детстве

 

За кризисом первого года жизни приходит стабильное раннее детство. Оно охватывает возраст от 1 до 3 лет  и заканчивается кризисом 3 лет.

Психофизиологическими особенностями  этого периода можно считать: 1) наличие тесной взаимосвязи физического  и психического развития (любые отклонения в физическом развитии могут привести к психическим нарушениям); 2) индивидуальные темпы развития (в силу неравномерности и гетерохронности органы и системы организма развиваются не одинаково быстро); 3) высокую ранимость ребенка, что предъявляет особые требования к его воспитанию; 4) восприимчивость детей к обучению (в этом возрасте легко образуются условные связи).

К концу первого года жизни  социальная ситуация полной слитности  ребенка со взрослым буквально взрывается изнутри: в ней появляются двое — ребенок и взрослый. В это время ребенок приобретает некоторую степень автономии и самостоятельности, но, конечно, в очень ограниченных пределах. На грани между возрастами в кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий — как предпосылки перехода на качественно новую ступень развития.

1) в это время речь  ребенка носит автономный характер (слова ситуативные, многозначны, полисемантичны, они лишь сколки слов взрослых), что само по себе содержит противоречие: как средство общения эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений. Как разрешение противоречия важнейшим приобретением (новообразованием) возраста становится развитие речи, которая понятна другим и используется как средство общения с другими и управления собой.

2) до сих пор почти  в каждом действии, которое ребенок  осуществляет с тем или иным  предметом, как бы присутствует  взрослый человек. И прежде  всего — через конструирование  предметов, с которыми ребенок  манипулирует. Это явление встречается  только в конце младенческого  периода. Самостоятельно манипулируя предметом и ориентируясь на его физические свойства, ребенок ни при каких условиях не сможет открыть его общественно закрепленного назначения.

Это противоречие разрешается  при построении новой социальной ситуации развития, а именно — ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, содержание которой — усвоение общественно выработанных способов употребления предметов, которые ребенку открылись, а затем стали его достоянием. Социальная ситуация развития в раннем возрасте такова: «ребенок—предмет—взрослый» (вместо прежней «ребенок—взрослый»).

В это время ребенок  целиком поглощен предметом. Но в  наличной социальной ситуации способ действия с предметом, образец действия принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие. Это противоречие должно разрешиться в новом типе деятельности — предметной деятельности, направленной на активное усвоение общественно выработанных способов действия с предметами (второе основное новообразование раннего детства). В этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной  ходьбы, которую ребенок начал  осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических  характеристиках периода раннего  детства, Л. С. Выготский отмечал ряд существенных моментов [1].

1. Связанность ребенка  с конкретной ситуацией: ребенок  входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею, входит в нее как составная динамическая связь. Ребенок раннего возраста, в отличие от более поздних возрастов, не привносит в наличную ситуацию знаний о других возможных вещах, его вообще не привлекает ничего, что лежит за пределами этой ситуации, ничего, что могло бы ее изменить. Это поведение обусловлено несколькими факторами: во-первых, возникновением единства между сенсорными и моторными функциями, появляющимися в начале раннего детства, во-вторых, тесной связанностью восприятия и эмоционального отношения. В результате мы имеем дело с такой своеобразной системой сознания, когда восприятие непосредственно связано с действием, определяет поведение. Сознавать для ребенка раннего возраста — еще не значит воспринимать и перерабатывать воспринимаемое с помощью внимания, памяти, мышления. Все эти функции еще недостаточно отдифференцировались друг от друга и действуют в сознании как нерасчлененное целое, подчиняясь восприятию, поскольку они в нем участвуют.

2. Ведущей психической  функцией этого периода можно  считать восприятие. Общеизвестно, что память ребенка раннего возраста проявляется всегда только в активном восприятии — узнавании; мышление в это время проявляется исключительно как наглядно-действенное (т.е. как умение восстановить связь, но только действуя в наглядно данной ситуации) — мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в данных эмоционально окрашенных связях и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия; эмоции в раннем детстве обнаруживаются преимущественно в момент наглядного восприятия того объекта, к которому они направлены.

Восприятие в раннем детстве  отличается двумя особенностями. 1 —  его аффективный характер, его  страстность. 2 — когда восприятие является доминирующей функцией сознания, это значит, что оно поставлено в максимально благоприятные условия развития.

Центральным новообразованием возраста является возникновение у  ребенка сознания, выступающего для других в виде собственного «Я». Оно появляется примерно к 3 годам. Ребенок впервые начинает противопоставлять свои самостоятельные действия совместным действиям со взрослым: например, берет ложку и хочет есть сам, протестуя против того, чтобы его кормили. Из единства ребенок—взрослый ребенок начинает выделять собственное «Я».

Остановимся подробнее на «трех китах» раннего детства  — прямохождении, предметной деятельности и развитии речи.

Прямохождение. Уже в конце младенческого периода ребенок начинает делать свои первые шаги, сначала держась двумя ручками, потом без опоры. В раннем детстве его активность в освоении пространства еще более нарастает и расширяется: к 3 годам он научается не только ходить, но и бегать, взбираться по лестнице, залезать на стулья, перелезать через препятствия и т.д.

Являясь полностью физическим приобретением, способность к самостоятельному передвижению приводит к психологическим последствиям.

Овладение ходьбой расширяет  границы доступного ребенку мира, дает ему возможность самостоятельно, без посредничества взрослых, знакомиться  с новыми предметами и местами. Расширяются свобода и самостоятельность ребенка в ориентировке во внешнем пространстве.

Мышечное чувство становится мерой отсчета расстояния и пространственного расположения предметов (совместное функционирование зрения, кинестезии и осязания). Главное же, освобожденные от участия в ползании руки расширяют возможности ребенка в манипуляциях с предметами.

Предметная деятельность. Манипулятивная деятельность, свойственная раннему младенческому возрасту, начинает сменяться в раннем детстве предметной деятельностью.

Информация о работе Влияние условий воспитания в раннем детстве на личностные особенности в ранней юности