Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Файлы: 1 файл

последняя версия диплома.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

М. Раттер отмечает, что  влияние на ребенка как психологических, так и физиологических травм  почти равнозначно. К психологическим  травмам относятся неуважение родителями чувство собственного достоинства ребенка, подавление у него чувства радости, любви и идентичности. К физическим травмам относят всевозможные виды насилия.[2]

Также у подростка  – юноши прибавляются и новые  физиологические проблемы. Гормональный всплеск, неконтролируемость настроения, изменения внешности и пропорции тела, запаздывание развития мальчиков по сравнению с девочками – ровесницами приводят к формированию множества комплексов.

В период 12 – 14 лет у  мальчика возникает острое чувство  потребности в отце, так как  половая идентификация у подростков осуществляется в соотнесении себя с родителями своего пола. Кроме того, для подростка очень важна и его общая социальная ситуация, которая формируется, помимо прочего, и составом семьи.  Наличие обоих родителей положительно представляет подростка в среде сверстников. Отсутствие отца ослабляет его социальную позицию.[5]

Последствия разводов (или  других обстоятельств, разделяющих  семью) сильнее сказываются на мальчиках, чем на девочках. Они становятся неуправляемыми, агрессивными, теряют самоконтроль, проявляют несамостоятельность и тревожность. Их поведение, как в школе, так и дома более инфантильно, чем у детей из полных семей. Эта особенность поведения проявляется от двух месяцев до одного года, но по прошествии этого периода многие трудности сглаживаются [26].

Матери с ревностью  относятся к своим сыновьям, отдают им ту любовь и нежность, которую  не растратили в своем общении  с мужчинами. В результате у сыновей  образуется неразрывная связь, которую  даже с годами трудно разрушить. При воспитании девочек, матери часто навязывают им свои представления о представителях противоположного пола, часто неадекватные и наполненные негативными смыслами. Образ родителя противоположного пола оказывает существенное влияние на выбор партнера в будущем.[15]

Мужской идеал мальчика в подростковом возрасте редко связан с отцом (каким он предстает в  повседневной жизни) Обычно это дядя, старший брат или друг семьи, причем такие, какими их преподносит ему (часто  неосознанно) его мать [40].

В пубертатный период подросток усваивает основные жизненные роли, которым он учится изо дня в день от своих родителей. Поэтому для мальчика  важен образец отца, которому можно следовать, а для девочки – образец любящего и заботливого мужчины, черты которого она в дальнейшем будет искать в своем муже.. В противном случае у молодого человека может развиться “диффузия идентичности”, которая составляет основу специфической патологии юношеского возраста. “Диффузия идентичности” – термин Э. Эриксона [32], означающий не объединение подростком всего, что он знает о себе и об окружающем мире, в единое целое, не осмысливание этого  и не использование этой информации в своей жизни. При благополучных обстоятельствах молодой человек должен избежать этого и приобрести положительное «чувство идентичности». Другими словами, это твердо усвоенный образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственного “я” независимо от изменений “я” и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, возникающих перед ней”.

Подростковый возраст  – ответственный период в становлении  мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контексте реальных межличностных отношений. Подросток, с одной стороны, стремится сохранить свою индивидуальность, быть собой, а с другой – быть вместе со всеми, принадлежать к группе, соответствовать ее ценностям и нормам. Разрешить это противоречие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эгоцентризма и ухода в себя ценой потери контактов со сверстниками и дружбы с ними до слепого конформизма – некритического восприятия любых групповых предписаний, отказа от личной свободы и самостоятельности во мнениях и суждениях. Потребность быть собой – это и стремление к совершенствованию своего “я”, что неотделимо от беспокойства, тревоги, страха быть не собой, то есть стать кем – то другим, в лучшем случае – обезличенным, в худшем – потерявшим самоконтроль, власть над своими чувствами и рассудком. [32]

Итак, начальный школьный и подростковый возраст являются своеобразным индикатором эмоционального настроя в семье. Возраст 11 – 14 лет для подростка – определенный фундамент взаимоотношений с родителями. Их основы закладываются в это время, а раскрываются в более поздние кризисные моменты.

 

Выводы по разделу 2.

В ходе теоретического  рассмотрения  психологической литературы по проблеме  психологических особенностей младшего школьного и подросткового возрастов с учетом специфики детско-родительских отношений в неполных семьях нами были сформулированы следующие выводы:

  1. Роли отца и матери в жизни ребенка на каждом возрастном этапе различны и дифференцированы. Так, в раннем школьном возрасте – ребенок подражает родителям. Подросток – по разным проблемам имеет дело то с одним, то с другим родителем (мать – отвечает за эмоциональную сферу, а отец – за реализацию его в жизни).
  2. Возраст 11 – 14 лет для подростка является определенным фундаментом взаимоотношений с родителями. Их основы закладываются в это время, а раскрываются в более поздних кризисных периодах и ситуациях.
  3. Начальный школьный и подростковый возраст являются своеобразным индикатором эмоционального настроения в семье.
  4. Результаты исследований свидетельствуют, что модель семейной жизни и супружеских отношений, усвоенная в детстве ребенком от родителей, имеет тенденцию неосознанно повторяться и проявлять себя во взрослой жизни в супружеских отношениях. И важным, в данном случае, является то, сколь оптимальна  родительская модель и не создаст ли она препятствий в дальнейшей жизни их ребенка.
  5. В ситуации отсутствия в семье отца младшие школьники теряют объект идентификации с любящим, вызывающим чувство восхищения отцом, развивается чувство собствен<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_0441_0442_0443_043f_043e_043c__Char" style=" font-size: 14pt

Информация о работе Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях