Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Июля 2013 в 15:18, дипломная работа

Краткое описание

Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на предпочтения в выборе системы воспитания ребенка.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
2. Установить психологические особенности детско-родительских отно-шений в неполной семье.
3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6
1.1.Типологии личности в современной психологии……………………….6
1.2. Проблема соотношения личности и семьи………………………………12
1.3. Психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13
1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13
Выводы по разделу 1…………………………………………………….22
РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23
2.1 Младший школьный возраст и его специфика…………………………....24
2.2 Подростковый возраст и его специфика……………………………………25
Выводы по разделу 2………………………………………………….….28
РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30
3.1. Методики и организация исследования………………………………… .30
3.2. Основные результаты исследования и их интерпретация……………….34
3.3. Практические рекомендации по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58
Выводы по разделу 3……………………………………………………..71
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….

Файлы: 1 файл

последняя версия диплома.doc

— 600.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ 

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 им. В.И.ВЕРНАДСКОГО 

 

Факультет психологии

Кафедра глубинной психологии и психотерапии

Килимник Ксения Андреевна

ВЛИЯНИЕ ТИПА ЛИЧНОСТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ МАТЕРИ НА ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ

 

Дипломная работа

На присвоение квалификационного  уровня специалист

По специальности 7.040101 – «психологии»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Симферополь – 2004 
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

РАЗДЕЛ 1. Теоретические проблемы типологии личности в детско-родительских отношениях.. …………………………………………………..6

1.1.Типологии личности  в современной психологии……………………….6

1.2. Проблема соотношения  личности и семьи………………………………12

1.3. Психологические особенности  детско-родительских отношений в неполной семье…………………………………………………………………………….13

1.4. Типы семейных взаимоотношений……………………………………….13

Выводы по разделу 1…………………………………………………….22

РАЗДЕЛ 2. Психологические особенности младшего школьного и подросткового возрастов………………………………………………………………….….23

2.1 Младший школьный  возраст и его специфика…………………………....24

2.2 Подростковый возраст  и его специфика……………………………………25

Выводы по разделу 2………………………………………………….….28

РАЗДЕЛ 3. Экспериментальное изучение связи между типом личности матерей и предпочитаемыми ими доминирующими стилями воспитания и взаимодействия с ребенком…………………………………………………………………..30

3.1. Методики и организация  исследования………………………………… .30

3.2. Основные результаты  исследования и их интерпретация……………….34

3.3. Практические рекомендации  по оптимизации стилей воспитания и взаимодействия матерей с их детьми………………………………………………….58

Выводы по разделу 3……………………………………………………..71

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….75

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….79

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестным является тот факт, что конец ХХ и начало ХI в. ознаменовалось не только радикальными политическими и экономическими изменениями, но также рядом изменений в социальной сфере. Так, под воздействием неукротимой волны глобализации взаимоотношения не только между государствами но и между людьми переходят на стадию рыночных отношений. Меняются ценности, традиции, устои. Наряду с глобальными изменениями происходит изменение внутри самого общества. И хотя в последние годы средствами массовой информации активно постулируется ценность полной, благополучной семьи, как ячейки общества, целью которой является не только взращивание нового поколения, но и развитие и личностный рост основы семьи – родителей, количество неполных, неблагополучных семей в настоящее время возрастает. Не удивительным является столь пристальное внимание к этой проблеме, ведь конец 80-х и 90-е годы ознаменовались значительным увеличением числа разводов, распадов семей и рождения детей вне брака. Но это не новые явления для нашего общества, они существовали и раньше, и важным нам видится вопрос о том, как может отразиться этот социальный феномен на развитии следующих поколений.  Как может повлиять воспитание без отца на  психическое и психо-социальное развитие ребенка, которому вскоре суждено стать полноправным членом нашего общества.

Проблема неполных семей  широко рассматривается в литературе, ей посвящено немало работ как отечественных, так и зарубежных авторов. Но отдельные аспекты данной проблемы, а конкретно влияние личностных особенностей матери на выбор определенной стратегии взаимодействия и воспитания ребенка остается не достаточно изученными. Этот факт и обусловил актуальность нашего дипломного исследования.

Объектом исследования являются детско-родительские отношения в неполных семьях.   

Предметом исследования является тип личностной организации матери и ее выбор определенной стратегии взаимодействия с ребенком в неполных семьях.

Цель исследования – выявление влияния личностных особенностей матери на  предпочтения в выборе системы воспитания  ребенка.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  1. Проанализировать основные типологии личности в контексте детско-родительских отношений.
  2. Установить психологические особенности детско-родительских отношений в неполной семье.
  3. Рассмотреть типологии стратегий семейного воспитания.
  4. Обосновать выбор методик для экспериментального исследования и дать им характеристику.
  5. Экспериментально выявить  личностные особенности матери в неполных семьях, исследовать связь между особенностями личности матери и стилем воспитания ребенка.
  6. Провести обработку полученных результатов и дать им интерпретацию.
  7. Разработать практические рекомендации по оптимизации различных стратегий взаимодействия матерей со своими детьми.

Теоретико-методологической базой нашего исследования выступают работы отечественных авторов по возрастной психологии В.А. Петровского и А.В. Петровского, М.И. Лисиной, по семейной психологии и психотерапии  Э.Г. Эйдмиллера, В.В. Юстицкиса.  Исследования зарубежных авторов в области семейной психологии и психотерапии: В. Сатир, Г. Клауд и Дж.Таунсенд, а так же исследования в области психологии личности отечественных авторов В.А.Семиченко, А.Г.Ковалева, К.Леонгарда и зарубежных авторов Н.Мак-Вильямс, Р. Кеттелла. 

Экспериментальная база: выборку составили 50 матерей учащихся школ № 2 г. Симферополя и № 320 г. Киева, самостоятельно воспитывающих своих детей. 25 из них воспитывают детей в возрасте 7-9 (13 девочек и 12 мальчиков)  и 25 – детей в возрасте 11-14 лет (13 девочек и 12 мальчиков).

Методы исследования. В ходе исследования использовались: наблюдение, изучение семейных биографий, тестирование, опрос. Конкретно были использованы методики, направленные на изучение особенностей родительской позиции матери по отношению к ребенку, выявление особенностей воспитания, определение типологических личностных характеристик матерей, построение личностного профиля для детей младшего школьного возраста и подростков: методика «Опросник родительского отношения» А.Я. Варги и В.В. Столина, методика PARY (методика измерения родительских установок и реакций) Е. Шеффера, методика «Персональный автопортрет» Дж.М.Олдхема и Л.Б.Морриса, Многофакторный личностный опросник для детей младшего школьного возраста Р.Кеттелла, методика «Построение личностного профиля» Р.Кеттелла.

Теоретическое значение исследования состоит в выявлении и уточнении аспектов влияния личностных особенностей  матери на  взаимодействие с собственным ребенком через предпочитаемый  стиль воспитания и взаимодействия с ним.

Практическое  значение исследования: полученные эмпирические данные  могут быть использованы в консультативной, просветительской и коррекционной работе практического психолога, работающего с женщинами, самостоятельно воспитывающими своего ребенка в предупреждении возможных или актуальных трудностей в воспитании и взаимодействии между матерью и ребенком.

Структура работы. Представленная работа состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ТИПОЛОГИИ  ЛИЧНОСТИ В ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЯХ.

1.1. Типологии личности  в современной психологии.

Почему мы разные и  какова природа наших различий –  эти вопросы интересовали лучшие умы всех времен и народов.

В III веке до н. э. ученик Аристотеля Геофраст задал вопрос: «Почему, если вся Греция находится под одним небом и все греки получают одно образование, они так сильно отличаются друг от друга?»

На протяжении веков  мудрецы чувствовали необходимость  классифицировать типы личности, определить, какие «хорошие», какие «плохие» и «ненормальные», «жизнестойкие» и «нежизнеспособные», каким требуется «помощь», какие «пробьются» сами. Попытки продолжаются и по сей день.

Тип личности, как его  описывали Дж.М. Олдхем и Л.Б. Моррис [27], это организующий принцип, который  толкает нас по жизненной колее, вносит коррективы в окружение, в мысли и чувства, в поведение, является характерной моделью психической реальности. Способ мышления, ощущения и поведения, который делает нас исключительно нами и ни кем другим.

Что всегда остается прежним  и узнается с первого взгляда, так это реакция на других, эмоциональный мир, способ самовыражения, язык жестов – внешние признаки внутренних черт, которые неизменно обозначали наш тип с ранних лет.

Научные исследования человеческой личности находятся на переднем крае современной психологии и психиатрии. Результаты последних исследований нейропсихиатрии и генетики показывают, что основы личности передаются по наследству, другими словами, являются биологически предопределенными. Но кроме того существует предрасположенность личности, возникающая в период ее развития. Окружающая сфера, родители, семья, культура, конструируют окончательный вариант нашего «Я». В худшем случае этот опыт становится альтернативой предрасположенности. На пример, мы могли бы быть выше ростом, если бы не перенесенное в детстве заболевание или плохое питание. В зависимости от того, как относились к нам в детстве родители, унижали и третировали, любили и холили, природная агрессивность может привести нас либо в тюремный двор, либо на боксерский ринг.

Родовым понятием для  терминов «личность», «индивидуальность» является понятие «человек».

А.В. Семиченко [41] отмечает, что, произнося слово «человек», мы обычно имеем в виду, что речь идет о существе, объединяющем в себе две линии развития:

  • биологическую – человек как представитель биологического вида характеризуется определенной телесной организацией, обладающей рядом существенных признаков: прямохождением, наличием приспособленных к труду рук, высокоразвитого мозга, особых морфологических признаков.
  • социальную – человек является носителем сознания, которое само по себе есть общественным продуктом. Освоение собственных биологических возможностей и их «очеловечивание», т.е. развитие в нормативном направлении, развитие психических свойств, процессов и состояний, формирование сознания и самосознания, механизмов саморегуляции происходит лишь в обществе и лишь благодаря человеку.

Взаимодействием биологических  и социальных предпосылок обеспечивается психологический результат: человек приобретает ряд присущих только ему особенностей – способность отражать мир в понятиях, планировать и прогнозировать, создавать теоретические модели, осуществлять мысленное моделирование, фантазировать и мечтать, оценивать и трансформировать объекты, осознавать самого себя и причины собственных поступков и действий, соотносить желания и обстоятельства с условиями жизни, действовать разумно.

Все эти аспекты (биологический, социальный и психологический) в  равной степени представлены в понятии «человек». Ни один из них не является доминирующим или определяющим.

Понятие «личность» несколько  более узкое. В нем акцент делается на общественной сущности человека. Иными словами, личность – тот же человек, только абстрагированный от его биологической, природной стороны (хотя и не игнорирующий ее полностью) и рассматриваемый в контексте его общественной сущности. Это член общества, занимающий в нем определенное положение и выполняющий определенные социальные функции (роли), взятый со стороны его общественной деятельности и общественной сущности.

Существенным признаком  личности является ее позиция. Ведь личность неизбежно оказывается включенной в множественные отношения, существующие в обществе: правовые, экономические, трудовые, политические, идеологические, нравственные, культурные, образовательные и пр., по отношению к которым у нее, в свою очередь, формируются собственные мнения, взгляды и в целом отношения. Позиция – иерархически организованная система отношения личности к отдельным аспектам ее жизнедеятельности, определяющая смысл и содержание этой жизнедеятельности, характер и направленность активности.

Среди психологов существуют разные точки зрения при определении  тех интегральных явлений, которые  возникают на личностном уровне. Примером подобной попытки дать более или  менее упорядоченное их описание является концепция, предложенная в рамках интеракционистской теории личности американским ученым У.Майшелом [8]. Согласно этой концепции, личностные факторы, которые в конкретной ситуации определяют поведение человека, могут быть разделены на ряд групп:

  1. Способности человека – то, что он в состоянии самостоятельно сделать в сложившейся обстановке;
  2. Когнитивные стратегии – способы восприятия и оценки сложившейся ситуации, выбора форм поведения в ней;
  3. Ожидания – вероятностные оценки последствий совершаемых поступков;
  4. Ценности – то, что имеет для данного человека смысл, значение, и способы поведения, приводящие к утверждению этих ценностей;
  5. Планы поведения – модели, алгоритмы действий, освоенные и предпочитаемые человеком, реализация которых с наибольшей вероятностью позволяет достигнуть требуемых целей.

В настоящее время  при рассмотрении личности как особого  психического явления, все больше внимания уделяют не поиску тех первичных  «кирпичиков», из которых выстраивается  ее структура, а осмыслению результатов (новых психических явлений, комплексных психических феноменов), к которым приводит процесс интеграции, осуществляющийся в ходе личностного развития. В.А. Семиченко [41] указывает, что основную сложность здесь представляет то, что в структуре личности как системного объекта одни и те же исходные элементы могут образовывать между собой множественные неоднозначные связи и взаимовлияния, благодаря которым и возникает новая неповторимая и уникальная индивидуальность – личность конкретного человека.

В истории психологии прослеживается ряд организованных попыток разработать типологии личности. Это вызвано стремлением отразить уникальность каждой конкретной личности как некоей целостности (т.н. «холический» подход в психологии) и одновременно определенным образом классифицировать имеющиеся индивидуальные отличия.   

Хотя в настоящее  время нет общепринятого  единственного  определения личности, тем не менее, в большинстве теоретических определений личность рассматривается как общая идея индивидуальных различий, как гипотетическая структура, как процесс развития на протяжении жизни, а также как сущность, объясняющая стабильные формы поведения.

Информация о работе Влияние типа личностной организации матери на детско-родительские отношения в неполных семьях