Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

6. Обладание спокойной,  равномерной речью, без резко  выраженных эмоций, жестикуляций и мимики.

7. Сдержанность и терпеливость.

8. Доведение начатого  дела до конца.

9. Умение применять  свои силы в дело (не растрачивать  их по пустякам).

10. Строгое придерживание  выработанного распорядка жизни,  системы в работе.

11. Легкое сдерживание  порывов.

12. Маловосприимчивость  к одобрению и порицанию.

13. Незлобивость, проявление  снисходительного отношения к  колкостям в свой адрес.

14. Постоянство в своих  отношениях и интересах.

15. Медленное вовлечение  в работу и переключение с  одного вида работы на другой.

16. Ровность в отношениях  со всеми.

17. Аккуратность и порядок  во всем.

18. Трудное приспособление  к новой обстановке.

19. Обладание выдержкой.

20. Постепенное схождение  с новыми людьми.

МЕЛАНХОЛИК

1. Стеснительность и  застенчивость.

2. Растерянность в новой обстановке.

3. Затруднительность  в установлении контактов с  незнакомыми людьми.

4. Неверие в свои  силы.

5. Легкое перенесение  одиночества.

6. Чувство подавленности  и растерянности при неудачах.

7. Склонность уходить  в себя.

8. Быстрая утомляемость.

9. Обладание тихой  речью, иногда снижающейся до  шепота.

10. Невольное приспособление  к характеру собеседника.

11. Впечатлительность  до слезливости.

12. Чрезвычайная восприимчивость  к одобрению и порицанию.

13. Предъявление высоких  требований к себе и окружающим.

14. Склонность к подозрительности, мнительности.

15. Беспечная чувствительность  и легкая ранимость.

16. Чрезмерная обидчивость.

17. Скрытность и необщительность,  нежелание делиться своими мыслями.

18. Малоактивность и  робость.

19. Безропотность и покорность.

20. Стремление вызвать  сочувствие и помощь окружающих.

Обработка результатов.

1. Подсчитать количество  плюсов по каждой карточке  отдельно.

2. Вычислить процент  положительных ответов по каждому  типу темперамента:

X = (АХ : А) х 100; С = (АС : А) х 100; Ф = (АФ : А) х 100; М = (АМ : А) х 100,

где X, С, Ф, М -- типы темперамента;

АХ, АС, АФ, АМ -- число положительных ответов по карточкам;

А -- общее число положительных  ответов по 4 карточкам.

В конечном виде «формула темперамента» может приобрести, например, такой вид:

Т = 35 % X + 30 % С + 14 % Ф + 21 % М.

Это значит, что данный темперамент на 35 % -- холерический, на 30 % сангвинический, на 14 % -- флегматический и на 21 % -- меланхолический.

Если число положительных  ответов по какому-либо типу темперамента составляет 40 % и выше, значит, данный тип темперамента является доминирующим.

 

 

Приложение 3.

Социометрический  метод.

Список учащихся

1

2

3

4

5

1……

     

+

 

2……..

         

3……

       

+

Всего выборов

         

Взаимных

         



     Этот метод  используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?». После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ. Для облегчения анализа строится матрица, куда вносятся «результаты голосования».

 

 

 

 

 

 

 

 

Номера учащихся по списку вносятся в таблицу в верхней  горизонтальной строке и  слева вертикально. Затем знаком «+» отмечаются выборы учеников (в данной таблице показано, что ученик под номером 1 выбрал ученика под номером 4, а 3-й выбрал 5-го. После этого у каждого учащегося подсчитываем общее количество выборов, которое он получил, число взаимных выборов и вносим внизу таблицы под каждым учащимся.

     Статус  определяем по образцу:

 «Звёзды» - 6 и более  выборов + 2-3 взаимных.

«Предпочитаемые» - 3-5 выборов.

«Принятые или пренебрегаемые» - 1-2 выбора.

«Изолированные» - 0 выборов.

 

 

 

Приложение 4.

 

Карта-схема  Л.Н. Лутошкина (определение психологического климата группы).

 

     Данный  метод использовался нами для  определения общего психологического  климата каждого класса. Тестирование  проводилось для педагога. Ему  выдаётся бланк с вопросами,  которые он должен внимательно  прочесть и дать ответ согласно шкале баллов:

+3 – свойство, указанное  слева, проявляется в данном  коллективе всегда.

+2 – свойство проявляется  в большинстве случаев.

+1 – свойство проявляется  достаточно часто.

0 – ни это, ни  противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени.

-1 – достаточно часто  проявляется противоположное свойство (указанное справа).

-2 – свойство проявляется  в большинстве случаев.

-3 – свойство проявляется  всегда.

Бланк ответов

Положительные особенности

+3

+2

+1

0

-1

-2

-3

Отрицательные особенности

Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение

             

Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон

Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии

             

Преобладают конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии

В отношениях между группировками  внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание

             

Группировки конфликтуют между  собой

Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время

             

Члены коллектива проявляют безразличие  к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности

Успехи или неудачи отдельных  членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива

             

Успехи или неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство

Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются  с добрыми побуждениями

             

Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов

Члены коллектива с уважением относятся  к мнению друг друга

             

В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям  товарищей

В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное соединение по принципу «один за всех, все за одного»

             

В трудных случаях коллектив  «раскисает», появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения

Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные

             

Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей

Коллектив участливо и доброжелательно  относится к новым членам, старается  помочь им освоиться

             

Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется  враждебность

Коллектив активен, полон энергии

             

Коллектив пассивен, инертен

Коллектив быстро откликается, если нужно  сделать полезное дело

             

Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных  интересах

В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту

             

Коллектив подразделяется на «привилегированных»  и «пренебрегаемых», здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их

У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители

             

К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно


 

     Чтобы представить  общую картину психологического  климата коллектива, надо сложить  все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

 

 

 


Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками