Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

 

Введение

 

     Интерес  к проблеме изучения темперамента  был вызван очевидностью существования  индивидуальных различий между  людьми, которые обусловлены особенностями  биологического и физиологического  строения и развития организма.  Темперамент определяет наличие многих психических различий, в том числе по интенсивности и устойчивости эмоций, эмоциональной впечатлительности, темпу и энергичности действий, а так же других характеристик. Особенности темперамента человека проявляются в его поведении с другими людьми, в характере интеллектуальной деятельности.

     При поступлении  ребёнка в школу параллельно  с овладением учебной деятельностью  школьник включается и в другой  процесс усвоения социального  опыта – складывающиеся в школе  межличностные отношения.

     С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. Психологами доказано, что успешность обучения тесно связана с тем, какие отношения складываются у ребёнка с педагогами и сверстниками, а это во многом зависит от характера ребёнка и типа его темперамента. Поэтому очень важно как можно более подробно изучать проблему влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками и проводить специальные занятия по оказанию благоприятного влияния на межличностные отношения.

     Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.

     Объектом исследования являются межличностные отношения младших школьников в коллективе.

     Предмет исследования – зависимость межличностных отношений младших школьников от типов темперамента.

     В исследовании  можно выдвинуть следующую гипотезу: тип темперамента младшего школьника оказывает влияние на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.

     Задачи исследования:

1. Анализ литературы  по проблеме исследования.

2. Подбор методов и  методик исследования.

3. Изучить межличностные  отношения младших школьников  в классном коллективе.

4. Подтвердить выдвинутую  гипотезу.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ.

 

    1. Темперамент. Его типы и особенности проявления.

 

     Всем известно, что абсолютно одинаковых людей не существует. Каждый человек – это личность, обладающая своими особенностями, своим характером, своим темпераментом. Очень часто понятия характер и темперамент отождествляются. Этого не стоит делать ни в коем случае. Темперамент лишь характеризует тип нервной системы, её свойства, связан со строением тела и даже обменом веществ, но ни в коей мере не связан со взглядами личности, убеждениями, вкусами и не определяет возможности личности.

     В чистом  виде темпераменты встречаются  очень редко, поэтому можно определить лишь преобладающий тип темперамента. Один и тот же человек в различных ситуациях может обнаруживать черты разных темпераментов. 

     Темперамент  не определяет способности и  одарённость человека. Большие способности могут встречаться одинаково часто при любом темпераменте. Если взять, к примеру, крупнейших русских писателей, то у А.С. Пушкина мы можем отметить яркие черты холерического темперамента, у А.И. Герцена – сангвинического, у И.В. Гоголя и В.А. Жуковского – меланхолического, у И.А. Крылова и И.А. Гончарова – флегматического.

     Что же  такое темперамент?

     Сам термин  темперамент был введён античным  медиком Клавдием Галеном и  происходит от латинского «temperans», что означает умеренный. Само же слово можно перевести как «надлежащее соотношение частей».

     Создателем  учения о темпераменте считается  древнегреческий врач Гиппократ,  который считал, что тип темперамента  определяется преобладанием в  организме одной из жидкостей  (кровь, жёлтая желчь, чёрная  желчь, лимфа). Он утверждал, что преобладание крови делает человека подвижным (сангвиник), жёлтая желчь делает человека импульсивным и горячим (холерик), чёрная желчь – грустным, спокойным и боязливым (меланхолик), а преобладание лимфы придаст человеку спокойствия и медлительности (флегматик).

     Б.М. Теплов даёт  следующее определение темперамента: « Темпераментом называется характерная  для данного человека совокупность  психических особенностей, связанных  с эмоциональной возбудимостью,  то есть быстротой возникновения  чувств, с одной стороны, и силой их – с другой». В современных словарях темперамент определяется как врождённые особенности человека, которые определяют динамику протекания его психических процессов. Ю.Б. Гиппенрейтер в своём учебнике по общей психологии кратко определяет темперамент как динамические характеристики психической деятельности (общая активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности). Другими словами, темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности.

     Уже с первых лет  жизни у ребёнка обнаруживаются  такие черты, которые указывают  на принадлежность его к тому  или иному типу темперамента (особенно чётко это можно увидеть, когда дети уже овладели речью). Более уверенно о типе темперамента можно судить, если так же будут в достаточной мере учитываться особенности двигательной и общей активности ребёнка.

     Для составления психологических  характеристик типов темперамента  обычно используют основные свойства  темперамента, многие из которых были раскрыты в работах Б.М. Теплова и его учеников. Учитывая основные свойства темперамента, в современной психологии типы темперамента характеризуются следующим образом.

     Сангвиник. Люди этого типа обладают живой мимикой, выразительными движениями, громкой и отчётливой речью. У сангвиников слабая чувствительность, поэтому они не замечают очень слабых раздражителей, их привлекает всё новое. Если внешние раздражители долгое время не меняются, то люди с таким типом темперамента быстро отвлекаются от дел или эмоций и становятся вялыми и безразличными. Сангвиники легко сходятся с новыми людьми, быстро привыкают к новым требованиям и обстановке, без усилий переключаются с одной работы на другую, легко переучиваются, овладевая новыми навыками.

     Холерик. Отличается слабой чувствительностью, высокой реактивностью и активностью, как и сангвиник. Однако реактивность явно преобладает над активностью, поэтому холерик необуздан, несдержан, нетерпелив, вспыльчив. Он неуравновешен и ему трудно переключать своё внимание с одной деятельности на другую. Холерик очень ярко проявляет свои чувства, за новые дела берётся с огромным пылом, отдаётся им полностью, но при этом неадекватная оценка своих сил приводит зачастую к резкому спаду деятельности. Состояния обиды или гнева обычно устойчивы и продолжительны. Холерикам очень сложно усидеть на одном месте, они обладают торопливой, часто сбивчивой речью.

     Меланхолик. Это человек с высокой чувствительностью и малой реактивностью. Он чрезмерно обидчив и даже незначительный повод может вызвать у него слёзы. Мимика и движения у меланхолика невыразительны, голос тихий, обычно он неуверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет его опускать руки. Чаще всего меланхолики погружены в себя и предпочитают спокойную, хорошо знакомую им обстановку. Люди этого типа неэнергичны, ненастойчивы и быстро утомляются.

     Флегматик. Такие люди ровно идут по жизненному пути, они настойчивы и упорны, их очень сложно вывести из себя. Обычно у флегматиков бедная мимика, движения невыразительны и замедленны, как и речь. Флегматики с большим трудом переключают внимание и приспосабливаются к новой обстановке, при этом они энергичны и работоспособны. Как правило, они трудно сходятся с новыми людьми, слабо откликаются на внешние впечатления.

    Нельзя ставить вопрос о том, какой из темпераментов лучше. Каждый имеет свои положительные  стороны, которые необходимо разумно использовать в конкретной деятельности, а не пытаться корректировать и исправлять. В то же время при любом из темпераментов может возникать опасность развития нежелательных черт личности.

 

1.2. Возрастные  изменения темперамента.

 

     Как известно, все свойства организма подвержены  возрастным изменениям. Это связано главным образом с процессом анатомического и физиологического развития нервной системы и других систем организма.

     Факт возрастного  изменения свойств темперамента подтверждается результатами исследований, которые наиболее полно и систематично изложены в работах таких психологов, как В.Э. Чудновский, Н.С. Лейтес и Э.И. Маствилискер.

     Согласно  этим исследованиям можно выделить  некоторые закономерности возрастных  изменений темперамента. Рассмотрим 4 главные.

     1. На раннем  этапе своего развития дети  отличаются слабостью процессов  возбуждения и торможения. Слабость возбуждения проявляется в быстром утомлении и в лёгком возникновении охранительного торможения. Внешнее торможение может выражаться прежде всего в затормаживании действий под влиянием побочных раздражителей. Это можно наблюдать, к примеру, когда мельчайшее изменение обстановки в классе отвлекает учащихся от школьных занятий. Многие исследования показывают, что сила процесса возбуждения, ещё маленькая в дошкольном возрасте, достигает соответствующего данному индивиду максимального уровня примерно к 7-8 году жизни. Начиная с этого возраста, больших различий в работоспособности нервной системы между детьми и взрослыми уже не отмечается.

     2. Психологами  доказано, что сила процесса торможения, которая прежде всего выражается в способности к образованию и устойчивости различных тормозных реакций, достигает своего максимального уровня позднее, чем сила процесса возбуждения. Однако относительно возраста, в котором это свойство обнаруживается уже в зрелой форме, нет единого мнения.

     3. Если принять  во внимание тот факт, что сила торможения в нервной системе созревает более длительное время, то можно наблюдать в первоначальный период развития неуравновешенность при преобладании силы возбуждения. Ребёнок младшего школьного возраста своим поведением напоминает холерика. Для него типичен пониженный контроль за своим поведением. Затем эта неуравновешенность постепенно уменьшается и в возрасте 12 лет ребёнок в этом отношении уже заметно не отличается от взрослого.

     4. Подвижность  нервных процессов возрастает  с развитием индивида. Это проявляется в том, что дети школьного возраста легче и быстрее приспосабливаются к изменяющимся условиям, у них лучше протекает процесс переучивания или переделки различных навыков, чем у детей дошкольного возраста. Однако, в пожилом возрасте эта подвижность явно снижается, что выражается в пониженной адаптируемости к изменениям обстановки и значительной ригидности форм поведения.

     Чем младше  ребёнок, тем меньше его выносливость, но выше чувствительность, впечатлительность,  импульсивность, интенсивность эмоциональных переживаний (переходы от слёз к улыбке). К.Д. Ушинский писал по этому поводу: «Заставьте ребёнка сидеть – он очень скоро устанет, лежать – то же самое; идти он долго не может, не может долго ни говорить, ни петь, ни читать, и менее всего долго думать; но он резвится и движется целый день, переменяет и перемешивает все эти деятельности и не устаёт ни на минуту, а крепкого детского сна достаточно, чтобы возобновить детские силы».

     Нельзя  в этом случае не учитывать  сказанное Я. Стреляу в своей книге «Роль темперамента в психическом развитии», где он отмечал: «В каждом возрасте – своя специфика активности, эмоциональности и моторики. В младшем школьном возрасте – это лёгкость пробуждения интереса и краткость состояния сосредоточенности, связанные с той же слабостью нервной системы. И эмоциональность, и моторика в эту пору, конечно, иные, чем в последующие годы, когда одновременно происходит увеличение возможностей нервной системы и утрата её ценных детских свойств».

     Однако, на фоне возрастных особенностей у ребёнка обнаруживаются и такие черты, которые говорят о принадлежности его к тому или иному типу темперамента.

 

1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.

 

     Как уже  отмечалось, при поступлении ребёнка в школу, параллельно с овладением учебной деятельностью и выработкой обязательных школьных умений и навыков, школьник включается в не менее значимый процесс усвоения социального опыта – это межличностные отношения.

     Как правило,  у первоклассников в период адаптации к школе общение со сверстниками отступает на 2 план. Дети как бы «сами по себе», они поглощены своим новым статусом и обязанностями. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога. Однако вскоре они начинают активно овладевать навыками взаимодействия друг с другом. Умение заводить друзей является одной из главных задач для этого возраста.

     Результаты  исследований показывают, что само  понимание дружбы на протяжении  младшего школьного возраста  различно. Вначале дети больше внимания обращают на внешние характеристики (друг -  тот, с кем ребёнок сидит за одной партой, живёт рядом и.т.д.). Начиная примерно с 8-ми лет дети уже считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Постепенно у ребёнка складывается система личных отношений в классе, основу которых составляют непосредственно эмоциональные отношения.

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками