Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашего исследования – выяснить, каким образом темперамент младшего школьника может влиять на развитие его отношений со сверстниками в классном коллективе.
Задачи исследования:
1. Анализ литературы по проблеме исследования.
2. Подбор методов и методик исследования.
3. Изучить межличностные отношения младших школьников в классном коллективе.
4. Подтвердить выдвинутую гипотезу.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками……………………………...5
1.1. Темперамент. Его типы и особенности проявления………………………...5
1.2. Возрастные изменения темперамента………………………………………..8
1.3. Взаимоотношения младших школьников со сверстниками и взрослыми.....10
Глава 2. Изучение влияния темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками………………………………………………………….13
2.1. База и методы исследования………………………………………………….13
2.2. Анализ полученных результатов и их интерпретация……………………...15
Вывод к главе 2……………………………………………………………………….26
Заключение…………………………………………………………………………….30
Список литературы……………………………………………………………………32

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 303.50 Кб (Скачать)

     Положение  ученика в системе межличностных  отношений в классе определяется  рядом факторов.

     1. Дети, получающие  наибольшее число выборов от одноклассников («звёзды») обычно обладают ровным характером, общительны, имеют хорошие способности, привлекательную внешность, с готовностью делятся вещами или сладостями.

     2. «Непривлекательные»  для сверстников дети как правило неуживчивы (драчливы, вспыльчивы, грубы, замкнуты); многие из таких детей неаккуратны и неряшливы, плохо учатся и отличаются плохим поведением, плаксивы.

     Первоклассники  оценивают сверстников прежде  всего по тем качествам, которые  не только ярко проявляются внешне, но и на которые обращает внимание учитель.

     С возрастом  (к 3-му классу) у детей снижается  адекватность осознания своего  положения в группе сверстников.  Это выражается в том, что  дети, имеющие благополучное положение  в классе склонны его недооценивать, а «неблагополучные» наоборот, считают своё положение вполне приемлемым. Значимость мнения сверстников в этом возрасте значительно возрастает. Младший школьник очень остро переживает замечания, полученные в присутствии одноклассников; он начинает стесняться незнакомых взрослых и незнакомых сверстников. Поэтому педагогам очень важно иметь ввиду, что зачастую «воспитательные мероприятия» за какой-либо проступок при всём классе являются для ребёнка мощным травмирующим фактором, последствия от которого нередко требуют срочного вмешательства психолога.

     Неудовлетворительное  положение в классе очень остро  переживается ребёнком, однако, если  он имеет хоть один взаимный  выбор, то это переживание заметно  сглаживается.

     Решающую  роль в формировании межличностных отношений в коллективе младших школьников принадлежит педагогу. В начале школьного обучения дети безоговорочно принимают оценки учителя, который является для них высшим авторитетом. Учителя сами невольно могут способствовать изоляции ребёнка в классе. Систематические отрицательные оценки, замечания со стороны педагога становятся для него  своеобразным «ярлыком». Неумеренное захваливание кого-то из учеников так же может оказать негативное воздействие на положение ученика в классе, так как его начинают считать «любимчиком» и избегают общения с ним. Вместе с этим именно педагог может сыграть решающую роль в ситуации, когда необходимо вывести ученика из статуса «изолированного». Это может быть сделано путём вовлечения изолированного ученика в интересную деятельность, преодоления аффективности и выработки уверенности в себе, предложения авторитетным сверстникам поддержать робкого ребёнка.

     Очень важно,  чтобы каждый ребёнок чувствовал  свою ценность и неповторимость. Успеваемость здесь не главный фактор, поскольку постепенно дети начинают видеть и ценить другие качества, не связанные с учёбой. Главная задача взрослого – помочь ребёнку реализовать свои потенциальные возможности, раскрыть ценность умений каждого школьника для его одноклассников.

 

 

ГЛАВА II. ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕМПЕРАМЕНТА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА РАЗВИТИЕ ОТНОШЕНИЙ СО СВЕРСТНИКАМИ

 

2.1. База и  методы исследования

 

       Моё исследование проводилось на базе Ишимбайской средней школы №11. В исследовании принимали участие учащиеся 2 и 3 класса, всего 36 детей в возрасте 8-10 лет.

     При исследовании  влияния темперамента младших  школьников на развитие отношений  со сверстниками нами были  использованы следующие методики.

     Как известно, лица с чётко выраженными свойствами, относящимися к одному типу темперамента, встречаются сравнительно редко. Гораздо чаще людям свойственны смешанные типы темперамента с преобладанием одного из них.

     Для определения преобладающего типа темперамента мы использовали две методики:

     1. Метод наблюдения, предложенный Б.С. Волковым.

Наблюдение проводилось мной неоднократно на переменах, на занятиях (обычных и творческих: по труду, на физкультуре в спортивных играх), в непривычной для учащихся обстановке (коллективный поход в парк).

После этого вывод о типе темперамента каждого ребёнка делался согласно опроснику Б.С. Волкова [прилож 1].

     2. Работа с родителями (использовался метод идентификации, предложенный А. Беловым в 1971 году).

Исследование проводилось  на родительском собрании. Родителям  последовательно предъявлялись 4 карточки, на каждой из которых было написано по 20 свойств, характерных для представителя каждого типа темперамента (само название типа не написано). От родителей требовалось поставить напротив каждого свойства знак «+», если он считает, что это свойство присуще его ребёнку и знак "-", если оно у него отсутствует. В сомнительных случаях ничего не ставится. Затем производились вычисления процентного соотношения типов темперамента [прилож 2] и выявлялся преобладающий тип.

     Следующие две методики, используемые нами в исследовании позволят определить общий психологический климат в каждом классе, а также положение (социометрический статус) каждого школьника в коллективе сверстников.

     3. Социометрический метод.

Этот метод используется для выявления положения ученика в системе межличностных отношений в классе. Ученикам задаётся вопрос: «С кем бы вы желали сидеть за одной партой?» (методика предполагает и другие вопросы схожие с этим по смыслу, но в начальной школе мы считаем целесообразнее использовать данный). После того как ученик ответит, производится сбор ответов (обсуждение между учениками не допускается) и последующий их анализ в установленной форме. [прилож 3]. С результатами может быть ознакомлен лишь педагог.

     4. Карта-схема Л.Н. Лутошкина.

Данный метод использовался мной для определения общего психологического климата каждого класса. Тестирование проводилось для педагога. Ему выдаётся бланк с вопросами, которые он должен внимательно прочесть и дать ответ согласно шкале баллов [прилож 4] . Затем мы производили анализ результатов по каждому классу, сложив все положительные и отрицательные баллы. Полученный результат может служить условной характеристикой психологического климата большей или меньшей степени благоприятности.

 

     После проведения  всех четырёх методик были  сопоставлены все результаты  с обоих классов и сделан  общий вывод о влиянии темперамента  младших школьников на развитие  отношений со сверстниками.

 

 

 

 

2.2. Анализ результатов  и их интерпретация.

    

     Сначала я определяла преобладающий тип темперамента каждого ребёнка в обоих классах.

2 класс

Испытуемый  №1. А.К.

1. Метод Б.С. Волкова: по этой методике испытуемый дал большинство ответов «а», то есть преобладающий тип темперамента у него сангвинический. Он легко включается в работу, если необходимо быстро действовать, в непривычной обстановке (в нашем случае при походе в парк) легко ориентируется, внимательно, не паникует и не теряется. Однако у испытуемого присутствуют помимо этого и признаки других типов темперамента. Замечания педагога он выслушивает внимательно и молча (флегматический тип), однако со  сверстниками в значимых для ребёнка ситуациях говорит быстро, со страстью, не слушая других (холерический тип).

2. Метод А. Белова: согласно ответам родителей, а именно матери ребёнка, было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 40% - сангвинический, 23% - флегматический, 17% - холерический и 20% - меланхолический.

Вывод: проанализировав результаты двух исследований можно сделать вывод о том, что у этого ребёнка доминирует сангвинический тип темперамента (сочетание с флегматическим). Черты холерического и меланхолического типов темперамента присутствуют в незначительной степени.

Испытуемый  №2. В.Г.

1. Метод Б.С. Волкова: в ситуации, когда необходимо быстро действовать, ребёнок действует спокойно, без лишних слов; когда педагог делает ему замечания, ребёнок обижается, но молчит; с другими детьми говорит медленно, спокойно, но уверенно; в непривычной обстановке теряется и становится робким. Согласно проведённому наблюдению можно сказать, что у ребёнка пересекаются два типа темперамента – это флегматический и меланхолический.

2. Метод А. Белова: на собрании присутствовали оба родителя, ответы на тест давали вместе. Было выявлено следующее соотношение типов темперамента: 47% - флегматический, 26% - меланхолический, 15% - холерический и 12% - сангвинический.

Вывод: сравнив результаты по двум методикам, можно сделать вывод о преобладании у ребёнка флегматического типа темперамента в сочетании с меланхолическим.

Испытуемый  №3. Р.О.

1. Метод Б.С. Волкова: по результатам этой методики нельзя сделать вывод о преобладании у ребёнка какого-либо одного типа темперамента, так как присутствуют черты всех типов почти в равной степени.

2. Метод А. Белова: согласно анализу ответов родителя (матери) ребёнка получаем следующее соотношение типов темперамента: 35% - холерический, 30% - сангвинический, 21% - меланхолический и 14% - флегматический.

Вывод: у ребёнка нельзя выявить ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента ( в большей степени, однако, проявляются черты холерического и сангвинического типов.

Испытуемый  №4. Е.А.

1. Преобладание холерического типа темперамента.

2. 52% - холерический, 6% - сангвинический, 4% - флегматический, 38% - меланхолический.

Вывод: ребёнок с ярко выраженным холерическим типом темперамента, который сочетается с меланхолическим.

Испытуемый  №5. В.У.

1. Очень активный, бурно реагирующий на замечания ребёнок; обидчивый, обладает повышенной возбудимостью ( холерический тип темперамента).

2. 43% - холерический, 38% - сангвинический, 11% - флегматический, 8% - меланхолический.

Вывод: у ребёнка сочетается холерический и сангвинический типы темперамента.

Испытуемый  №6. А.А.

1. Умеренно активный и любознательный ребёнок – сангвинический тип.

2. 25% - холерический, 47% - сангвинический, 12% - флегматический, 16% - меланхолический.

Вывод: Сочетание сангвинического с холерическим типом с ярким преобладанием сангвинического. Черты флегматического и меланхолического типов выражены незначительно.

Испытуемый  №7. Г.Д.

1. Меланхолический тип.

2. 54% - меланхолический, 12% - холерический, 17% - флегматический, 17% - сангвинический.

Вывод: яркое преобладание у ребёнка меланхолического типа темперамента.

Испытуемый  №8. К.О.

1. Нельзя сделать вывод о преобладании какого-либо одного типа темперамента, в равной мере присутствуют признаки всех типов.

2. 38% - холерический, 43% - сангвинический, 8%- флегматический, 11% - меланхолический.

Вывод: преобладание сангвинического и холерического типов темперамента.

Испытуемый  №9. Ж.А.

1. Флегматический тип.

2. 40% - флегматический, 25% - сангвинический, 10% - холерический, 25% - меланхолический.

Вывод: преобладание у ребёнка флегматического типа темперамента.

Испытуемый  №10. К.Д.

1. Сангвинический тип.

2. 3% - флегматический, 51% - сангвинический, 42% - холерический, 4% - меланхолический.

Вывод: ребёнок с доминированием сангвинического и холерического типов темперамента.

Испытуемый  № 11. Щ.З.

Вывод: Согласно анализу результатов по обеим методикам можно сделать вывод о преобладании холерического типа темперамента.

Испытуемый  № 12. Н.О.

Вывод: сочетание признаков всех типов темперамента почти в равной степени. Нельзя выделить какой-то один преобладающий тип.

Испытуемый  №13. А.Д.

Вывод: Сочетание меланхолического и холерического типов.

Испытуемый  № 14. Г.О.

Вывод: яркое преобладание сангвинического типа темперамента.

Испытуемый  № 15. Н.Е.

Вывод: Сочетание меланхолического и сангвинического типов.

Испытуемый  № 16.Ж.Д.

Вывод: Нет ярко выраженного преобладания одного из типов темперамента.

Испытуемый  № 17. Г.А.

Вывод: Преобладает флегматический тип.

Испытуемый  № 18.З.Ж.

Вывод: Сочетание холерического и меланхолического типов темперамента.

Испытуемый  № 19.А.О.

Вывод: Сочетание холерического и сангвинического типов.

Испытуемый № 20. Э.Л.

Вывод: Сочетание сангвинического и флегматического типов.

 

3 класс.

Испытуемый  №1.Ф.Е: Согласно анализу результатов по двум проведённым методикам (Волкова Б.С. и Белова А.) было выявлено преобладание у ребёнка сангвинического типа темперамента. Ребёнок легко включается в работу, прислушивается к высказываниям других детей, разговаривает быстро, в непривычной обстановке проявляет активность, легко ориентируется.

Информация о работе Влияние темперамента младших школьников на развитие отношений со сверстниками