Влияние средств массовой информации на личность молодого человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Влияние средств массовой информации на Задачи исследования:
1) Понять, что представляет собой понятие личность
2) Изучить виды СМИ
3) Рассмотреть функции СМИ
4) Проанализировать характер влияния СМИ на молодежь
5) Разобрать влияние СМИ на формирование личности молодого человека
молодого человека

Оглавление

Введение 3
1. Подходы к изучению определения личности 5
2. Представление о средствах массовой информации (СМИ) 8
2.1. Виды СМИ 8
2.2. Функции СМИ 10
3. Анализ влияния средств массовой информации на молодых людей 13
3.1. Характер влияния СМИ на молодёжь 13
3.2. Влияние СМИ на личность молодого человека 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     В интернете была помещена информация о социально-психологической экспертизе двух программ нижегородского телеканала «Сети НН» общей продолжительностью 136 минут. Авторы экспертизы на основании  структурно-психологического и статистического анализа пришли к выводу, что эти программы содержали значительное число свойств и приемов, стимулирующих отрицательные и деструктивные эмоции и установки. Опасным для психического здоровья телезрителей экспертами были признаны: подчеркивание негативных аспектов реальности, демонстрация социально-патологических форм поведения, эксплуатация шоковых, эмоционально воздействующих подробностей криминальных событий (показ тяжких телесных повреждений, деталей трупа и т.п.). Эксперты пришли к заключению, что отрицательным последствием такого рода передач могут быть депрессивные расстройства или очерствление, притупление эмоциональных качеств личности.

     На  телеэкранах российского телевидения  почти ежедневно освещаются в  подробностях «кладбищенские», по выражению «Московского комсомольца»,14 новости, траурные события, катастрофы, убийства, несчастные случаи, жертвы, их плачущие родственники. Зрелище смерти регулярно вводится почти в каждую квартиру, каждую семью. В силу психологического механизма сопереживания, эмоционального резонанса подобные новости вызывают у многих телезрителей чувство сострадания, снижение настроения, тревогу за своих близких, которые могут оказаться в кризисных или чрезвычайных ситуациях. Отрицательные эмоции, возникающие при просмотре указанных телепередач, в результате их накопления и суммации могут приводить к подрыву психического здоровья, повышению уровня тревожности, нарушениям сна, развитию невротических расстройств. Таким образом, телевидение и другие СМИ становятся источником и средством доставки в сознание людей разнообразных социально-стрессовых воздействий, многократно тиражируемых, что способствует развитию массовых социально-стрессовых расстройств в форме разнообразных невротических, депрессивных, тревожных расстройств.

     Некоторые СМИ иногда доходят до информационного садизма, когда отдельные журналисты почти с упоением в подробностях описывают издевательства преступников над жертвой, ее страдания и смерть. Одних людей, впечатлительных и ранимых, такая информация травмирует и сенсибилизирует, понижая порог психической травматизации. Других же приучает к восприятию смерти, насилия, жестокости, способствуя формированию цинизма и равнодушия по отношению к несчастью других. В 1997 г. газета «Московский комсомолец» объявила конкурс читателей на лучший криминальный сюжет, выделив темы: «Самая мучительная смерть», «Самая жестокая смерть», «Самая справедливая смерть».

     В очень редких случаях, по телевизору все же предупреждают о необходимости  изолировать детей от кровавого  зрелища. Имеются также указания, что после просмотра фильма ужасов некоторые дети в течение нескольких месяцев боятся увидеть в темноте скрывающийся там угрожающий ему персонаж из этого телефильма.15 Как считает Б.С.Положий, на смену массовому страху перед репрессивными органами в эпоху сталинизма пришел массовый страх перед возможностью стать жертвой уличной и организованной преступности.16 Почти каждый день СМИ сообщают о заказных убийствах, ограблениях, изнасилованиях, криминальных разборках. Нередко эти сообщения даются с необязательными подробностями, которые отрицательно влияют на потребителей этой информации, способствуют нагнетанию опасений и страха. Но этого для телевидения недостаточно. На НТВ транслировалась программа «Фактор страха». В ней под видом игры на деньги искусственно создается и нагнетается атмосфера страха с игнорированием всяких этических норм и психологической корректности. Участники игры совершают экстремальные трюки и действия с тем, чтобы вызвать чувство страха у телезрителей. Имитируя переживание страха, они по механизму психической индукции и психологического заражения передают его телезрителям, держат их в состоянии эмоционального напряжения и волнения. В этой программе к тому же демонстрируются эстетически неприемлемые и омерзительные сцены, когда голова и лицо каждого участника покрываются ползающими крысами или большими пауками, или когда участников заставляют на виду у всех поедать больших тараканов, выходить на подиум обнаженным перед многочисленной смеющейся публикой. Подобные телепередачи способствуют формированию отсутствия в обществе социальных и моральных норм.

     Таким образом, телевидение, радио, печать, интернет, реклама стали основными источниками  информации, формирующими внутренний мир человека. Преобладающая неблагоприятная  информационная среда отрицательно влияет на личность, её формирование и психическое здоровье молодого человека.

3.2. Влияние средств массовой информации  на личность молодого человека

     Очевидным является тот факт, что мировосприятие людей находится сейчас под очень  сильным влиянием средств массовой информации, причем воздействие это усилилось по сравнению с советским периодом.  Молодое поколение, мировосприятие которого складывается в изменившейся информационной среде, часто оказывается неспособным приобрести верные ориентиры в потоке сильно искаженной информации, передаваемой разными каналами СМИ. При существующем идеологическом вакууме противоречивость информационных потоков способствуют тому, что мировоззрение простых людей становится все менее цельным, оказывается  более подверженным манипуляции, воздействию пропаганды ложных идеалов и ценностей жизни.17

     Главным   препятствием в  общественном   воспитании  молодежи в настоящее время является противоречие между его нравственным характером и аморальными условиями отечественных нецивилизованных рынка, инфраструктуры досуга и СМИ, вопиющий разрыв между богатыми и крайне бедными слоями населения. Современный молодой человек в России, с одной стороны, находится в более или менее нравственной обстановке семьи, школы, высшего учебного заведения,  а с другой стороны, на улице, в транспорте, в сфере развлечений и досуга оказывается в совершенно иной атмосфере. Его окружает двусмысленная реклама, иногда переходящая все нормы элементарной этики, ключевыми словами которой являются  "наслаждение", "соблазн", "искушение". Активно пропагандируется образ жизни, связанный с потреблением алкоголя, пива, сигарет, сомнительных для здоровья напитков.18

     Газетно-журнальные киоски на улицах, в метро, универсамах  изобилуют обнаженными телами, вызывающими позами, сенсационными заголовками – о преступлениях, извращениях и пороках, а также видеопродукцией (фильмы, насыщенные жестокостью и садизмом, порнографией). Радиоэфир забит бесконечно повторяющимися негативными новостями, наркотической и агрессивной музыкой и соответствующими текстами, в том числе криминальным жаргоном и ненормативной лексикой. Особенно активно в этом плане телевидение. Бесконечные сериалы о бандитах и мошенниках, реалити-шоу, которые пропагандируют безответственность  ("Дом-2"). Нашествие сексуальной пропаганды, в том числе гомосексуальной (передачи типа "Азбука секса", "Секс с Анфисой Чеховой", "Сексуальная революция"). В последнее время к развращению молодежи активно подключились и средства мобильной связи. Разные компании рекламируют под лозунгом "Be free!" ("Будь свободен") цветные картинки с названиями вроде "Любовь брюнеток" и т.д.

     Негативное  влияние СМИ носит столь всеохватывающий  характер, что, по мнению некоторых  исследователей, от них зависит технологический  и социальный прогресс государства, место в мировой экономике и экономическая конкурентоспособность страны, эффективная реализация роли в международном распределении труда и развитие демократических институтов. Все это сопровождается и становлением нового мировоззрения, новой мировой культуры, в этом смысле СМИ выступают в качестве одного из основных социализирующих институтов, в качестве наиболее доступного и наиболее влиятельного механизма формирования личности. По глобальности воздействия на личность и возможности способствовать формированию мировоззрения информационные технологии и средства массовой информации, в первую очередь телевидение, можно сравнить только с участием семьи в Социализации личности. Телевизор для современного человека стал практически основным источником информации, познания окружающей действительности. По подсчетам некоторых специалистов, в одной среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов в сутки.19

     Результат программирующего воздействия сказался, прежде всего, на  "пивном" алкоголизме  среди подростков и молодежи. Исследования потребления молодежью психоактивных веществ показывают, что 81,8 % молодых людей потребляют алкоголь, 75,9 % опрошенных пьют пиво, в равной степени и в бедных и в состоятельных семьях. Каждый третий из подростков в возрасте 12 лет, а в составе 13-летних двое из каждых троих, в том числе девочки употребляют пиво. Разовая доза в среднем у юношей составляет по 1,3 л, а у девушек – по 0,9 л пива. Исследователи молодежных культур также озабочены ролью телевидения в усилении тенденций к агрессивности и формированию стиля поведения, и внешней атрибутики криминальных субкультур. Агрессивность молодежной среды – проблема далеко не частная. Исследования показывают, что подростки не только наиболее часто подвергаются насилию, но зачастую рассматривают внешний мир как некую агрессивную среду, а сама агрессия как социальный феномен становится одним из факторов социализации, позволяющих личности усваивать ценности и образцы поведения, необходимые порой для успешного функционирования в условиях современного российского общества. Некоторые исследователи предлагают ссылаться на западные данные, учитывая четко выраженную ориентацию телевидения многих постсоветских республик на западную, в частности американскую, культуру. Так, А.Ю. Дроздов ссылается на данные эксперта по вопросам телевидения О. Ларсена, который подсчитал, что средний 18-летний подросток уже имеет на своем "счету" 1700 часов, проведенных перед телевизором, и 15 тысяч наблюдаемых актов убийств и 100 тысяч актов другого насилия. По данным Уильямс, Забрак и Джой в наиболее популярных телевизионных программах на каждый час вещания приходится в среднем около 9 актов физической и 8 актов вербальной агрессии. Даже анонсы телепрограмм по данным исследователей содержат до 60 % сцен секса и насилия.20

     Люди  часто сами оценивают свою погруженность  в СМИ как чрезмерную, иногда вредную. Результаты многих социологических  исследований показывают, что постоянные сообщения СМИ об отклоняющихся  от общепринятых в обществе норм явлениях и событиях, подаваемых, как правило, сенсационно, порождают у читателей, слушателей, зрителей беспокойство и страх перед нарушением привычного миропорядка, привычного течения жизни, страх за свое место в обществе, за свое будущее и т.д. В то же время факты свидетельствуют, что у людей, активно потребляющих продукцию СМИ, сильнее вырабатываются негативные установки относительно окружающего мира.

     Постоянно дискутируются вопросы о том, насколько необходимо отражать в СМИ все негативные аспекты жизнедеятельности общества, должны ли СМИ быть объективными во всем или воспитывать молодых людей через соответствующий подбор информации и методов ее подачи, характера освещения реальных событий. Молодое поколение является группой населения, наиболее восприимчивой к новым становящимся условиям жизни, так как эти условия предстают для нее привычной средой обитания, в которой она вырастает. Молодежь впитывает в себя превалирующие программные направления общественного развития, широко освещаемые и рекламируемые в СМИ, и в преломленном виде включает их в свои ценности. Ценностные ориентации молодежи фактически оказываются зеркалом, во многом отражающим приоритеты общественного сознания в период ее социализации.

     Среди других СМИ нельзя не сказать об Интернете, который на сегодняшний  день из технического изобретения превратился в абсолютный феномен, влияющий на все стороны жизни человечества. Интернет как новое средство социальной коммуникации объективно меняет образ жизни многих людей, вносит все больший вклад в процесс трансляции и воспроизводства определенных социальных норм и ценностей, моделей социального поведения и правил взаимодействия. Возможность использования Интернета для общения делает глобальную сеть не столько хранилищем информации и средством перекачки файлов, сколько именно социальной средой. Социальные идеалы, нормы, эталоны поведения, которые определяют сущность и выбор молодым человеком жизненного пути, трансформируются в его личностных ценностных ориентациях через представления, мнения, оценки, получаемые в социальных группах, с которыми в наибольшей степени идентифицирует себя человек. Интернет раздвигает границы культурного пространства, тем самым, предоставляя возможности культурной самоидентификации личности. Путешествуя по просторам Интернет, молодые люди получают широкий доступ к общечеловеческим ценностям и богатствам как отечественной, так и мировой культуры, что, несомненно, оказывает огромное влияние на эффективность процесса становления личности. Однако следует отметить, что легкость публикации в глобальной компьютерной сети при возможности сохранения анонимности может привести и приводит к злоупотреблениям. Дезинформация и плагиат, экстремизм и порнография, мошенничество и воровство – это также реалии Интернета.

     О средствах массовой информации можно  говорить как об институте, занимающем важнейшее место в формировании личности молодых людей и общества в целом. Новые установки широко пропагандируются СМИ, их диктуют складывающиеся условия жизни, и в этих условиях вырастает человек с новыми ценностными устремлениями, с новым отношением к себе и окружающим. Трудно дать однозначную интегральную оценку роли информационных технологий в процессе социализации личности и формирования ценностных ориентаций. Можно лишь констатировать тот факт, что любой компонент, любая функция средств массовой информации и коммуникации несет в себе и позитивную и деструктивную составляющую, и, соответственно, может способствовать как интеграции общества, так и его дезорганизации.

     В связи с этим, исследуя  роль СМИ  в формировании ценностных ориентаций молодёжи, можно сделать следующие выводы:

  1. интенсивно воздействующие на каждого человека СМИ заняли первостепенное место в свободном времени человека. Они информируют его о состоянии планеты, воспитывают, развлекают, обучают, изменяют строй мышления человека, стиль восприятия и тип культуры;
  2. СМИ – мощный канал агитационного и пропагандистского воздействия, имеющий колоссальное значение для идейного воспитания общества;
  3. в условиях кризиса институтов семьи и образования, СМИ и Интернету предстоит стать новыми факторами формирования социально-позитивных ориентаций молодежи.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на личность молодого человека