Влияние средств массовой информации на личность молодого человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Влияние средств массовой информации на Задачи исследования:
1) Понять, что представляет собой понятие личность
2) Изучить виды СМИ
3) Рассмотреть функции СМИ
4) Проанализировать характер влияния СМИ на молодежь
5) Разобрать влияние СМИ на формирование личности молодого человека
молодого человека

Оглавление

Введение 3
1. Подходы к изучению определения личности 5
2. Представление о средствах массовой информации (СМИ) 8
2.1. Виды СМИ 8
2.2. Функции СМИ 10
3. Анализ влияния средств массовой информации на молодых людей 13
3.1. Характер влияния СМИ на молодёжь 13
3.2. Влияние СМИ на личность молодого человека 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

     Вторым  по времени появления является радиовещание. Наиболее характерной его чертой является то, что носителем информации оказывается только звук. Радиосвязь позволяет мгновенно передавать информацию на неограниченные расстояния. Получение сигнала происходит в момент передачи, что даёт возможность оперативности радиовещания, когда сообщение поступает практически в момент свершения события.

     Недостатком радиовещания является то, что оно  принудительно — передачу можно слушать лишь в то время, когда она идет в эфир, притом в том же порядке, темпе и ритме, которые заданы в студии. Эти черты радио заставляют внимательно изучать возможности тех или иных слоев аудитории и составлять программы с учетом распределения времени, характера занятий, психического и физического состояния слушателей в различные временные отрезки.

     Телевидение вошло в жизнь в 30-х годах XX века. Развивалось оно опережающими темпами и по ряду параметров (событийная информация, культура, развлечение) выдвинулось на первое место.

     Телевизионная специфика появилась на пересечении  возможностей радио и кино. От радио  телевидение взяло возможность  передавать сигнал с помощью радиоволн  на далекие расстояния. Этот сигнал имеет как звуковую, так  и видеоинформацию. На экране телевизора может быть воспроизведен и печатный текст.

     Как и на радио, на телевидении возможна организация оперативных передач. Преимущества такой оперативной  передачи, идущей прямо в эфир с  места события, в значительно  большем, чем у радио, «эффекте присутствия», поскольку в органическом единстве находятся звуко- и видеоряд и задействованы оба важнейших типа рецепторов человека, что обеспечивает создание более прочных связей с аудиторией.

     К этим видам СМИ в последнее  десятилетие присоединяется и активно развивающийся четвертый тип каналов информации — интернет, в котором значительное место занимает массовая информация. Он содержит в себе электронные версии газет, т.е. сетевые газеты и журналы, радио- и теле – “сетевещание”, сайты отдельных журналистов, оперативно меняющие содержание и получаемые в режиме реального времени. Таким образом, компьютерные сети соединяют в себе возможности всех типов СМИ. Недостаток интернета заключается в том, что наибольшая часть информации передается на иностранных языках, что затрудняет для многих полноценное освоение информации даже при наличии в компьютере программы-переводчика.

2.2. Функции средств массовой информации

     В современном обществе СМИ выполняют  огромное количество функций. Различные  авторы по-разному рассматривают функции средств массовой информации. Но существует самое простое разделение функций СМИ, которое предлагают современные исследования6:

  1. гуманитарные функции СМИ - информирование, образование, развлечение и т.п.;
  2. политические функции СМИ.

     Одной из важнейших является информационная функция. Она включает получение и распространение сведений о наиболее важных событиях. Добываемая и передаваемая масс-медиа информация включает не только фотографическое освещение тех или иных фактов, но и их комментирование и оценку.

     Не  все распространяемые СМИ сведения имеют политический характер. К политической информации относятся те сведения, которые имеют общественную значимость и требуют внимания со стороны  государственных органов или  оказывают на них воздействие. На основе получаемой информации у граждан формируется мнение о деятельности правительства, парламента, партий и других политических институтов, об экономической, культурной и иной жизни общества. Особенно большую роль СМИ играют в формировании мнения людей по вопросам, не имеющих места в их повседневном опыте, например о других странах, о политических лидерах и т.п.

     Выполняя  образовательную функцию информационная деятельность СМИ позволяет людям  адекватно судить о политике. Она  проявляется в сообщении знаний, позволяющих адекватно оценивать сведения, получаемые из СМИ и других источников, правильно ориентироваться в сложном и противоречивом потоке информации.

     Образовательная роль СМИ тесно связана с их функцией социализации и по существу перерастает в нее. Однако, если политическое образование предполагает систематическое приобретение знаний и расширяет познавательные и оценочные возможности личности, то политическая социализация означает усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов поведения. Она позволяет личности адаптироваться к социальной действительности.

     В демократическом обществе главная  задача СМИ - массовое внедрение основанных на уважении закона и прав человека ценностей, обучение граждан мирно  разрешать конфликты.7

     Информационная, образовательная и социализационная деятельность позволяют СМИ выполнять функцию критики и контроля. Критика СМИ отличается широтой своего объекта. Объектом внимания масс-медиа являются и президент, и правительство, и королевские особы, и суд, и различные направления государственной политики, и сами СМИ.

     Их  контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. Хотя СМИ, в отличие от государственных  и хозяйственных органов контроля, не могут применять административные или экономические санкции к нарушителям, их контроль часто не менее эффективен и даже более строг, поскольку они дают не только юридическую, но и моральную оценку тем или иным событиям и лицам.

     В демократическом обществе в осуществлении  контрольной функции СМИ опираются  на общественное мнение и на закон. Они проводят собственные журналистские расследования, после публикации результатов которых порою создаются специальные парламентские комиссии, заводятся уголовные дела или принимаются важные политические решения.

     В современном мире доступ к СМИ это необходимое условие формирования влиятельной оппозиции. Не имея такого доступа, оппозиционные силы обречены на изоляцию и неспособны получить массовую поддержку. СМИ - это то, с помощью чего получает жизненные силы любая политическая организация.

     Таким образом, все рассмотренные выше функции СМИ служат осуществлению  ими мобилизационной функции, которая  выражается в побуждении людей к  определенным политическим действиям (или сознательному бездействию), в их вовлечении в политику. СМИ  обладают большими возможностями влияния на разум и чувства людей, на их образ мыслей, способы и критерии оценок, стиль и конкретную мотивацию политического поведения. 
 
 
 
 
 
 
 

3. Анализ влияния средств массовой  информации на молодых людей

3.1. Характер влияния средств массовой информации на молодёжь

       СМИ в настоящее время оказывают большое психологическое влияние на сознание и формирование личности человека. Роль СМИ связана с их влиянием на различные этапы и стороны информационного процесса в обществе. Поток информации в современном мире настолько разнообразен и противоречив, что самостоятельно разобраться в нем не в состоянии ни отдельный человек, ни даже группа специалистов, поэтому сильное воздействие оказывают именно СМИ. СМИ сегодня – это мощный фактор воздействия на психологическое, социальное состояние людей, степень же влияние на молодежь – аудиторию с неокрепшим самосознанием и мировоззрением – наиболее велика. 

     Сегодня в практике СМИ широко используются методы подсознательного воздействия, когда отношение общества к тем или иным явлениям окружающего мира формируется с помощью различных методов, которые внедряются в поток новостей, автоматически вызывая в массовом сознании либо отрицательную, либо положительную реакцию на конкретное событие.

     Средства массовой информации оказывают как положительное, так и отрицательное влияние на людей.

       Положительное влияние СМИ. Человеку постоянно приходиться собирать и обрабатывать поступающую информацию. По мере увеличения информация принимает различные значения. Часто человек, получивший какую-либо информацию в большом количестве по какому-нибудь конкретному объекту, не в состоянии сам определить значение этой информации. Тогда на помощь и приходят СМИ. Они освещают различные актуальные общественные проблемы, чем влияют на мнения и поведение людей, как в обществе, так и индивидуально. СМИ через воздействие на общество в целом влияют на каждого человека в отдельности, формируя определенные одинаковые эмоции и действия. Таким образом, благодаря СМИ  формируется общественное мнение – состояние массового сознания, заключающее в себе скрытое или явное отношение различных социальных общностей к проблемам, событиям  действительности. Например, существует четко сформулированное общественное мнение в отношении таких глобальных общечеловеческих проблем, как предотвращение экологической катастрофы, биологической войны и т.д.

     Всё большую популярность среди молодежи набирает Интернет. Он несет в себе оттенки трех функций - связи (как  источник коммуникаций), СМИ (как источник информации) и производства (как основы для бизнеса).

Сегодня на пути развития компьютерных информационных технологий почти полностью отсутствуют  какие-либо барьеры. Интернет - порожденная  этими технологиями система поиска и передачи информации, несомненно, в самом ближайшем будущем приобретет абсолютный набор степеней свободы. Это явление открывает для молодого человека, стремящегося к саморазвитию, огромные возможности для творчества, обучения и многих других областей.

     Отрицательное влияние СМИ. Одним из отрицательных воздействий является – пропаганда, утверждает Бессонов Б.Н.8. Пропаганда за многие годы отработала большое количество приемов для манипулирования общественным сознанием, которые действительно  эффективны и позволяют влиять на массу определенным образом. Одним из отрицательных воздействий на сознание молодежи является  метод дезинформации. Смысл в том, что в определенный момент СМИ “подается” ложная информация. Как правило, она подается из разных источников и западает в подсознание человека, используется в момент принятия какого-либо важного решения, и когда будет известна правда - цель дезинформации уже будет достигнута. Таким образом, этот метод довольно эффективен. Но метод дезинформации является откровенно “грубым” и нечасто используется в современных СМИ, в отличие от влияния, связанного с ассоциациями. Метод ассоциаций предполагает тщательный отбор и специальную компоновку понятий, которые вызывают либо позитивные, либо негативные ассоциации. Это позволяет влиять на восприятие информации. Поскольку метод основан на определенных ассоциациях, он позволяет легко повлиять на человека в силу его привычек и убеждений. Это в последствие ведет к формированию стереотипов. Стереотипы эффективно управляют всем процессом восприятия информации. Процесс восприятия - это всего-навсего механическая подгонка еще неизвестного явления под устойчивую общую формулу. Поэтому СМИ стандартизируют сообщение, т.е. особым образом “подводят” информацию под стереотип, всеобщее мнение. Человек должен воспринимать сообщение без усилий и безоговорочно, без внутренней борьбы и критического анализа.

     Стереотипы  формируются под воздействием двух факторов: бессознательной коллективной переработки и индивидуальной социокультурной  среды, а также при целенаправленном идеологическом воздействии с помощью СМИ.9 С помощью стереотипов легко манипулировать сознанием человека, поскольку стереотип тесно связан с жизнедеятельностью общества в целом и конкретных групп людей в частности. Например, в сознании жителей нашей страны сохранилась, как стереотип, ориентация на идеальные образцы. У молодежи зачастую благодаря подаче СМИ складывается мнение о невозможности влияния на свое будущее, незаинтересованности властей в будущих кадрах и др. Таким образом, СМИ приучают человека мыслить стереотипами и снижают интеллектуальный уровень сообщений так, что превратились в инструмент оглупления. Этому послужил главный метод закрепления нужных стереотипов в сознании - повторение.

     Велико  значение влияния СМИ не только на социальную позицию современной молодежи, но и на ее психическое состояние.10 Молодые люди отдают много сил учебе, работе поэтому, придя домой, он стремится расслабиться и отдохнуть. Зафиксировано, что наибольшую долю преступлений составляют те, которые были совершены в домашних условиях. Различные ссоры, стрессы, неудовлетворенность жизнью, приводят к подавленности, истерии. Возбужденный человек, оказываясь в домашних условиях, выплескивает свою злобу на ближних, в то время как под воздействием телевизора, радио и других факторов, резко приходит в торможение, т.е. в состояние повышенной внушаемости.

     Таким образом, человек глубже воспринимает информацию, острее испытывает чувство  радости или страха, его психика  может находиться в большей мере торможения или возбуждения.

     Барденштейн Л.М. и Можгинский Ю.Б. высказали твердое мнение о том, что одним из важнейших социальных звеньев формирования агрессии у детей и подростков является влияние СМИ.11 Они приводят данные американских исследователей, свидетельствующие о достоверной связи между выраженной детской жестокостью и агрессивностью, с одной стороны, и количеством увиденных на телеэкране эпизодов насилия.

     В докладе Всемирной организации  здравоохранения «О состоянии здравоохранения  в мире в 2001 г. Психическое здоровье: новое понимание, новая надежда» приведены данные, указывающие на то, что СМИ оказывают воздействие на уровень насилия и интерес к порнографии.12 Американские психологи из Стэнфордского университета под руководством А.Бандуры после многочисленных экспериментов и наблюдений сделали вывод о том, что сцены насилия на телеэкране вызывают сильные агрессивные импульсы у зрителей. Вид страданий жертвы насилия лишь усиливает интенсивность агрессивной реакции. В Германии после того как 19-летний ученик гимназии убил 16 человек, развернулась острая дискуссия о влиянии на психику человека насилия, которое он видит по телевизору. Первый канал немецкого телевидения исключил из своих программ фильмы со сценами насилия. Глава протестантской церкви в Германии М.Кок заявил, что то, что называют «отражением действительности» на самом деле не более, чем проповедь насилия в чистом виде. По мнению заместителя директора ГНЦ судебной и социальной психиатрии им. В.П.Сербского Е.Макушкина, показ фильмов-боевиков в дневные и утренние часы способствует воспитанию агрессии у подростков.13 В телепередаче «Свобода слова» на НТВ 6 декабря 2002 г. ее участники, среди которых были М.Плисецкая, Р.Щедрин, Ф.Бондарчук, единодушно признали, что СМИ несут ответственность за распространение и пропаганду культа насилия и жестокости в обществе.

Информация о работе Влияние средств массовой информации на личность молодого человека