Влияние средств массовой информации на личность молодого человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 12:51, курсовая работа

Краткое описание

Влияние средств массовой информации на Задачи исследования:
1) Понять, что представляет собой понятие личность
2) Изучить виды СМИ
3) Рассмотреть функции СМИ
4) Проанализировать характер влияния СМИ на молодежь
5) Разобрать влияние СМИ на формирование личности молодого человека
молодого человека

Оглавление

Введение 3
1. Подходы к изучению определения личности 5
2. Представление о средствах массовой информации (СМИ) 8
2.1. Виды СМИ 8
2.2. Функции СМИ 10
3. Анализ влияния средств массовой информации на молодых людей 13
3.1. Характер влияния СМИ на молодёжь 13
3.2. Влияние СМИ на личность молодого человека 18
Заключение 23
Список использованной литературы: 24

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

Оглавление

                                                                         
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

 

     Современное общество находится в стадии перехода от постиндустриального к информационному, в котором огромную роль играет информация. Объективной закономерностью развития такого общества стали возрастание скорости передачи сообщении; увеличение объема передаваемой информации; ускорение ее обработки. Эти процессы могут оказывать негативное влияние на человека, приводя к информационным перегрузкам, что в свою очередь ослабляет способность думать, размышлять.

     Сегодня, когда качество информационных технологий и их использования все в большей  степени определяют характер жизни  общества, вопрос о взаимоотношении  общества и СМИ, о степени свободы  СМИ от общества, власти и государства приобретает особое значение. Средства массовой информации, взятые как целое и являясь важной составной частью массовой коммуникации общества, несут в себе различные социально-политические роли, те или иные из которых - в зависимости от определенного числа типичных социально-политических ситуаций - приобретают особую общественную значимость. Это могут быть роли организатора, объединителя, его просветителя. Но они могут играть и разъединительную роль.

     Деятельность  СМИ оказывает большое влияние  на жизнь общества в целом, на социально-психологический и нравственный облик каждого из членов этого общества, потому что любая новая информация, поступающая по каналам СМИ, несет в себе многократно повторяемые политические ориентации и ценностные установки, которые закрепляются в сознании людей.

     Особое  беспокойство вызывает факт воздействия  современных средств массовой информации на молодое поколение. То, что это  воздействие сегодня во многом негативно, уже не оспаривает никто. Это подтверждается и существующими исследованиями и в целом ситуацией в обществе. Волна насилия, захлестнувшая общество, рост немотивированной агрессии, разрушение традиционных общечеловеческих ценностей, отсутствие у молодежи нравственных ориентиров, духовных лидеров, снижение порога чувствительности – все это не в последнюю очередь обусловлено современным состоянием средств массовой коммуникации.

     Данная  тема особенно актуальна сегодня, когда  речь заходит об отсутствии контроля над рынком средств массовой информации, неконтролируемой подаче информации различной аудитории, что, в конечном счете, пагубно сказывается на формировании морально-нравственных ценностей подрастающего поколения.

     Таким образом, целью исследования является рассмотреть и проанализировать влияние СМИ на формирование личности молодых людей.   

     Задачи  исследования:

    1. Понять, что представляет собой понятие личность
    2. Изучить виды СМИ
    3. Рассмотреть функции СМИ
    4. Проанализировать характер влияния СМИ на молодежь
    5. Разобрать влияние СМИ на формирование личности молодого человека

     Объектом изучения выбраны средства массовой информации.

     Предметом -  влияние СМИ  на личность молодого человека.

     Гипотеза  – СМИ оказывает негативное влияние на молодежь. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Подходы к изучению определения личности

 

     Понятие личности начало складываться  еще в древности. Личность обозначала реальную роль человека в общественной жизни.

     Направленность  на целостный подход к психологическому изучению личности человека издавна  интересовала философов и психологов. Среди них можно выделить У.Джеймса, З.Фрейда, А.Адлера, К.Хорни, Э.Фромма, К.Юнга и других.

     Личность  по У.Джеймсу, возникает как взаимодействие инстинктивных и привычных граней сознания, а также личных волевых  аспектов.

     З.Фрейд  и А.Адлер говорили, что личность это группа иррациональных бессознательных  влечений.

     З. Фрейд трактовал личность как  биологическую индивидуальность, живущую  в обществе и испытывающую его  влияния, но противостоящую ему. Источники  активности личности это подсознательные  влечения: сексуальные и влечения к смерти. Смысл жизни состоит  в удовлетворении этих биологических влечений. Общественное развитие, цивилизация с её многочисленными моральными запретами, по Фрейду, вредят нормальному развитию личности.

     Неофрейдисты (К.Хорни, Э.Фромм) стремились обновить фрейдизм за счёт уменьшения значения сексуальности в жизни человека, признания положительной роли культуры (К.Хорни) и общественных условий в целом (Э.Фромм). По Фромму, общественное развитие приводит ко все большей индивидуализации и свободе личности.  Фромм различает позитивную и негативную свободу: первая – это власть человека над природой; вторая – это одиночество человека вследствие борьбы людей друг с другом. Таким образом, фрейдизм и неофрейдизм остаётся реакционной, ненаучной концепцией личности, служащей делу оправдания существующего капиталистического строя, тяжёлого положения личности в нём.1

     Личность, по Юнгу, имеет сложную структуру, где отдельные её элементы наделены личностными свойствами, которые  живут самостоятельной жизнью, борются  друг с другом и пытаются управлять  человеком. Личность включает три основные системы:

  1. Эго – это центр сознания, представляющий собой часть души (личности), включающей чувства, ощущения, воспоминания, мысли и всё то, что позволяет человеку чувствовать свою целостность и осознавать свою идентичность.
  2. Личное бессознательное – это структура, включающая в себя, как и у Фрейда, вытесненные воспоминания, чувства, переживания. Однако по представлениям Юнга в личное бессознательное входят также и комплексы (например, материнский комплекс, комплекс власти и др.). При этом комплекс может захватить контроль над личностью и управлять её поведением.
  3. Коллективное бессознательное – по Юнгу, представлено архетипами, являющимися универсальными общечеловеческими моделями восприятия, содержащими значительный эмоциональный элемент.

     Изучением личности человека занимались также  отечественные психологи: Б.Г.Ананьев; Б.Ф.Ломов; А.В.Петровский; А.Г.Ковалёв; Е.В.Шорохова; Д.Н.Узнадзе;  И.М.Палей  и др.

     А.Н.Леонтьев писал, что личность выступает как  член общества, как исполнитель определённых социальных ролей.2

     Социальная  роль - это выработанная обществом  программа действий человека в определённых обстоятельствах.

     Личность, по мнению А.Н.Леонтьева, - это психологическое  образование особого типа, порождаемое  жизнью человека в обществе.

     Соподчинение  различных деятельностей создаёт  основание личности, формирование  которой происходит на протяжении всей жизни. А.Н.Леонтьев не относил к  личности такие особенности человека, как тип нервной системы, темперамент, природные задатки, а также прижизненно приобретённые навыки, знания, умения, в том числе профессиональные.

     Общий подход к пониманию проблемы личности, обозначенный А.Н.Леонтьевым, нашёл  своё развитие в работах А.В.Петровского  и В.А.Петровского.

     А.В.Петровский определяет личность, как системное социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, и характеризующее уровень и качество представленности  общественных отношений в индивиде».3

     Личность- это качество, которое индивид  приобретает в обществе. Личность неотделима от системы социальных связей, в которую она включена. Личность воплощает в себе систему общественных отношений, которые вмещаются в сферу бытия индивида как его системное качество.4

Общественные  отношения – часть личности как  социального качества индивида. Включённость индивида в те или иные общности определяет особенности его образа жизни. Но образ жизни отдельных индивидов, тех или иных общностей людей, а также общества в целом определяется исторически развивающейся системой общественных отношений.

     Личность  каждого человека наделена только ей присущими особенностями, образующими  её индивидуальность – сочетание  психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие. Индивидуальность проявляется в характере, темпераменте, привычках, преобладающих интересах, в способностях, индивидуальном стиле деятельности.

     Ковалёв А.Г. определил личность как сложное, многогранное явление общественной жизни, часть системы общественных отношений. Личность является продуктом  общественно-исторического развития, с одной стороны, и деятель общественного развития – с другой.

     Таким образом, обобщив определения понятия  «личность», существующие в рамках различных психологических теорий и школ (К.Юнг, З.Фрейд, У.Джеймс, А.Адлер, К.Хорни, Э.Фромм А.Н.Леонтьев, А.В.Петровский и др.), можно сказать, что личность понимается как синтез всех характеристик индивида в уникальную структуру, которая определяется и изменяется в результате адаптации к постоянно меняющейся среде и в значительной мере формируется реакциями окружающих на поведение данного индивида. 

2. Представление о средствах массовой  информации

2.1. Виды средств массовой информации

     Средства  массовой информации появились в  эпоху Просвещения. Задачами СМИ  были просвещение широких масс, донесение  до них прогрессивных идей, обмена опытом между людьми. У СМИ в ту эпоху были инструментом воздействия на власть имущих, из публикаций они должны были узнавать о проблемах и нуждах простых людей, о том, что думают представители наиболее прогрессивные представители общества.

     В начале XX века ситуация поменялась. Важность СМИ как наиболее эффективного инструмента, воздействие на массы осознают и  правительства, и оппозиционные  организации, рвущиеся к власти. Современные  СМИ представляют собой организационно-технический комплекс, обеспечивающий создание, передачу и массовое тиражирование информации с целью массовой коммуникации. Отличительные черты СМИ – это неограниченный круг пользователей; наличие специальных технических приборов, аппаратуры; непостоянный объем аудитории.

    Понятие “средства массовой информации”  не следует отождествлять с понятием “средства массовой коммуникации”, поскольку СМК характеризует  более широкий спектр массовых средств. СМК – это специальные каналы и передатчики, благодаря которым  происходит распространение информационных сообщений на большие территории.5 Благодаря использованию этих коммуникационных средств возникли три подсистемы СМИ: печать, радио и телевидение. Каждая состоит из огромного числа каналов — отдельных газет, журналов, альманахов, книжной продукции, программ радио и телевидения, способных распространяться как по всему миру, так и в небольших регионах. Каждая подсистема выполняет свою долю функций журналистики на основе своих специфических особенностей.

     Печать (газеты, еженедельники, журналы, альманахи, книги) приобрела особое место в системе СМИ. Вышедшая из-под печатного станка продукция несет информацию в виде напечатанного буквенного текста, фотографий, рисунков, плакатов, схем, графиков и других изобразительно-графических форм, которые воспринимаются читателем без помощи каких-либо дополнительных средств. Печатные издания легко иметь «при себе» и обращаться к “извлечению" информации в удобное время, не мешая окружающим, и в обстоятельствах, не позволяющих или мешающих слушать радио или смотреть телепередачи.

     При этом чтение текста и восприятие изобразительного печатного материала проходит в  соответствии с желанием избирательно, в том порядке, темпе и ритме, которые устанавливает сам читатель. Он может обращаться к одному и тому же произведению несколько раз, хранить нужную информацию, делать пометки на полях. Все это определяет множество положительных сторон печатных изданий, что делает их на настоящий период незаменимыми и важными носителями массовой информации.

     У печати также есть и недостатки. Если телевидение и особенно радио способны передавать информацию практически непрерывно и оперативно, то печать самой технологией обречена на прерывистость выпуска номеров и книг. В настоящее время частота выпуска печатной периодики колеблется от ежедневного до ежегодного. 

Информация о работе Влияние средств массовой информации на личность молодого человека