Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
Подобрать диагностический инструментарий;
Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11
§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести семи лет………….21
Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26
§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации ..........33
Заключение……………………………………………………………………….63
Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………....68
Приложения

Файлы: 1 файл

Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста.docx

— 146.14 Кб (Скачать)

    4. Судя по конкретным результатам исследования, проведённого среди детей подготовительной к школе группы ДОУ №11 г.Твери, наша первоначальная гипотеза о том,  что   в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации) получила своё экспериментальное подтверждение.

      Проанализировав результаты исследования (которое отражает только в  некоторой степени реальную картину  проникновения в сознание и  самосознание малышей виртуальной  агрессивности, провоцируя, тем самым,  реальное её проявление через  поступки, поведение, наконец, через,  образ мыслей), мы считаем своим  долгом дать соответствующие  рекомендации для родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

(ПРИМЕЧАНИЕ: знакомство с данными рекомендациями наиболее целесообразно делать на тематическом родительском собрании, в форме беседы или занятия родительского лектория)

 

     Несмотря на демократизацию жизни  в нашей стране (которую многие  интерпретируют  как вседозволенность), на свободу выбора, в том числе  и ребёнка, родителям необходимо  помнить и неукоснительно выполнять  следующие ТРЕБОВАНИЯ.

    1. В отсутствии цензуры как таковой (как политико–нравственной системы) каждый человек, тем не менее, а в особенности родители,  должен руководствоваться адекватными нормами в отношении воспитания ребёнка, формирования его как личности и как гражданина.

    1. Согласно социальным нормам («правила, в соответствии с которыми в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей») любые социальные явления, воздействующие на личность  как элемент общества, должны отвечать прежде всего идеалам гуманизма: справедливости, долгу, чести, добродетели и пр.
    2. К сожалению, ни на государственном, ни на семейном уровне не регламентировано, сколько и что смотреть ребёнку по телевизору. В связи с этим вступают в силу нормы моральные («одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания»), которые составляют основу педагогической культуры родителя, систему его воспитательных ценностей, которая в идеале и должна составлять ядро гуманизма.

      Социальный опыт (в т.ч. научные исследования, посвящённые «телезависимости» детей и подростков, мнения выдающихся педагогов и психологов, медиков и юристов и пр.) подсказывает, что:

    а) Продолжительность  пребывания ребёнка-дошкольника  у телевизора должна находиться  в чёткой взаимосвязи с его  эмоциональным складом, интеллектуальными  возможностями, физическими данными  и т.п. Большинство учёных (медики, педагоги, психологи) определяют верхний порог утомляемости дошкольника в этом аспекте как два часа. В случае перегрузки психическое и даже физическое здоровье ребёнка находится под прямой угрозой к негативному (а порой и необратимому!) развитию. Поэтому нужно ограничивать телепросмотр  для малышей под разными предлогами (этического или же физиологического свойства).

    б) Основными методами регуляции процесса визуализации телепрограмм для ребёнка-дошкольника могут быть:

  • беседы  с воспитателями ДОУ и детскими психологами (о пользе и вреде тех или иных передач, подражания тем или иным героям и пр.);
  • личные и общественные примеры  (с показом прежде всего позитивных и негативных моментов, прекрасного и безобразного, доброго и злого и пр.);
  • игры (желательно т.н. дидактические, т.е. одновременно развивающего и воспитывающего характера);
  • образовательные программы (в т.ч. и телевизионные, и компьютерные).

    2. Постепенно ребёнок должен овладевать необходимыми знаниями, связанными с телевидением на уровне привычек (причем, привычек хороших, сообразных адекватному восприятию действительности и виртуального мира, познаваемого через экран телевизора или монитора компьютера, что иногда равнозначно). В этой связи, Вам необходимо повышать свой культурный уровень. Для решения этой непростой проблемы целесообразно самим тщательным образом просматривать телепрограммы и выбирать из них те, которые доступны Вашим детям как в плане интеллектуальном, так и эмоциональном. Но с тем расчётом, что после просмотра каждого конкретного телематериала сознание и психика ребёнка подвергается некоторой трансформации (преображению). Вопрос лишь в том, в какую сторону будет направлена эта информация. Например, в случае «передозировки» программ, связанных со сценами насилия, жестокости и агрессивности, эта трансформация будет носить явно негативный характер. Необходимо постоянно помнить, что в неокрепшей личности ребёнка некоторые процессы, увы, необратимы.

    3. Очень важно добиться взаимопонимания и согласия с Вашим ребёнком в отношении конкретных установок (что смотреть, когда смотреть, сколько смотреть) между отдельными членами Вашей семьи (чтобы не получилась, образно говоря,   схема «лебедь, рак и щука»). Ребёнку очень важно видеть цель воспитания через поведение самих взрослых и в первую очередь ближайшего окружения (мама, папа).

    В любом случае ребёнок  соизмеряет свои наблюдения, мнения, идеи со взрослыми людьми (подражание). Таким образом, через подражание развивается и самостоятельные элементы в личности и психике ребёнка, что ведёт, в конечном счёте, к его собственной «продукции», к положительным эмоциям и образам, а в итоге -  и смыслу жизни.

    4. Отцу или матери необходимо периодически знакомиться не только с беллетристикой (т.е. литературным изданиям т.н. бытового уровня) по проблеме агрессивного воздействия масс-медиа на самосознание ребёнка, но и следить за новинками научной литературы. В частности, этого можно добиться через постоянные тесные контакты с воспитателем, достаточно эрудированным в данной области (консультации, родительские собрания, презентации и пр.), а также через постоянное посещение специальных занятий, консультаций и лекториев, проводимых ДОУ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Аверин В.А.  Психология детей и подростков. — СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1998. — 520 с.
  2. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие / под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2004 – 336 с.
  3. Айхорн А. Трудный подросток. -  М.: Академия, 2001. — 336 с.
  4. Бандура А. Подростковая агрессия. Изучение влияния и семейных отношений. – М.: Просвещение, 1999.- 202 с.
  5. Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. — М.: Владос, 2001. — 512 с.
  6. Бондаренко Е.А. Диалог с экраном. - М.:  SVR-Аргус, 1994. - 96 с.
  7. Бондаренко Е.А. Экскурсия в мир экрана. Учебное пособие для среднего и старшего школьного возраста. - М.:  SVR-Аргус, 1994. - 64 с.
  8. Бориснев С.В. Социология коммуникации. - М., 2003.
  9. Буданцев Ю.П. Социология массовой коммуникации.- М., 1995.
  10. Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997. — 336 с.
  11. Бюттер К. Жить с агрессивными детьми. — М.: Просвещение, 1997. — 122 с.
  12. Влияние средств массовой коммуникации на интересы детей. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1989. - 116 с.
  13. Воспитательные функции средств массовой коммуникации: Сб.научн.тр./Отв.ред. В.С. Хелемендик, Л.С. Школьник. – М.:изд. АПНСССР, 1990. – 90 с.
  14. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Проф.Т.Д. Марцинковской. – М.: Гардарики, 2004. – 255 с.
  15. Дроздов О. Ю. Агрессивное телевидение: социально – психологический анализ феномена // СоцИс. - №8/2001. - 62-68 с.
  16. Дроздов О. Ю. Массовая коммуникация как фактор агрессивного поведения // Вестник Харьковского университета. Серия «Психология». №483/2000. -  с.51
  17. Детская психология / В.С. Мухина.-2 изд.-М.: Апрель Пресс: ЭКСМО ПРЕСС, 2000.-352с.
  18. Интернет в гуманитарном образовании/ Под. ред. Е.С.Полат. – М.: Владос, 2001. – 272 с.
  19. Киященко Н.И. Современные концепции эстетического воспитания. – М.: ИФРАН, 1998, - 204 с.
  20. Колосова С.Л. Детская агрессия. – СПб.: Питер, 2004, - 224 с.
  21. Лалаянц И. Энергия агрессивности.// Семья и школа. — №6/1995. — С.20-21.
  22. Левитов Н.Д. Психические состояния агрессии // Вопросы психологии - №6/1967. – с.18-21
  23. Лешли Дж. Как работать с маленькими детьми. – М.:Педагогика., 1991. – С. 25-37.
  24. Лоренц К. Агрессия (так называемое “зло”). — М.: Арко, 1994. —269 с.
  25. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1997,  617с.
  26. Медиаобразование/Под ред. Л.С. Зазнобиной.- М.: МИПКРО, 1996.- 80 с.
  27. Мельник Г.С. Mass-media: психологические процессы и эффекты. - СПб, 1996. – 196 с.
  28. Можгинский Ю.Б. Агрессия: эмоциональный и кризисный механизм. – СПб.: Питер, 1999. – 204 с.
  29. Мудрик А.В. Социальная педагогика:Учеб.для студ.пед.вузов / Под ред.В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.
  30. Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов.-М.: Рус.яз., 1995.395с.
  31. Назаров М.М. Массовая коммуникация и общество. – М.: Аванти плюс, 2004. – 428 с.
  32. Науменко Т.В. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер, 2005. – 288 с.
  33. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. – Таганрог: Изд-во Кучма, 2004. – 168 с.
  34. Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. — 687 с.
  35. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. Учебное пособие для студентов Вузов и практических работников. – М.: ТЦ Сфера при участии «Юрайт-М», 2001. – 448 с.
  36. Паренс Г. Агрессия наших детей. — М.: Юнити, 1997. — 125 с.
  37. Паренти М.  Media. – М.:Юнити, 1992.- 120 с.
  38. Проблемы медиапсихологии/Сост. Е.Е.Пронина. – М., 2002.
  39. Психология человеческой агрессивности./ Под ред.К.В. Сельченок. — М., 1999. — 656 с.
  40. Румянцева Т.Г.  Агрессия и контроль.// Вопросы психологии. — №5/6/1992. —  С.35-40.
  41. Румянцева Т.Г. Понятие агрессивности в современной зарубежной психологии.// Вопросы психологии. — № 1/1991. — С. 81-88.
  42. Сила телевидения. Обзор семинара // ПОЛИС.-  № 6/1994  - с. 20-26
  43. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. — М.: Академия, 2001. — 336 с.
  44. Усов Ю.Н. Основы экранной культуры. - М.: Новая школа, 1993. - 90 с.
  45. Усов Ю.Н. Рекомендации по использованию киноискусства в учебно-воспитательном процессе. – SvR – Аргус, 1995. – 223 с.
  46. Федотова Л.Н. Массовая информация: стратегия производства и тактика потребления. – М., 1996.
  47. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – М.: Аспект Пресс, 2002. - 238 с.
  48. Федотова Л.Н. Социология массовой коммуникации. – СПб.: Питер. 2004. - 397 с.
  49. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991. – 455 с.
  50. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. М.: Республика, 1990. – 446 с.
  51. Фурманов И.А. Детская агрессивность: психодиагностика и коррекция. – Минск.:Литера., 1996. – 296 с.
  52. Хилько Н.Ф. Социокультурные аспекты экранного медиатворчества. – М.: Изд-во Российского ин-та культурологии, 2004. – 96 с.
  53. Цехместренко Т. А. У теленяньки дитя без друга // Психология. №2/2006. – с.27-28
  54. Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. - М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990. - 66 с.
  55. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации. М.: Социальные отношения. Перспектива,  2003. – 248 с.
  56. Шарков Ф.И., Родионов А.А. Социология массовой коммуникации. – М.: Социальные отношения, 2003.
  57. Шерковин Ю.А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. – М.: Мысль, 1973. – 213 с.
  58. Шкондин М.В.  Средства массовой информации: системные характеристики. – М., 1995.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П Р И Л О Ж Е Н И Я

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Анкета для родителей

ИНСТРУКЦИЯ: «Уважаемые родители, пожалуйста, ответьте на несколько  вопросов, касающихся поведения Вашего ребенка!»

 

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.

Да__________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

  1. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается   отплатить тем же.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

4.Иногда ему без всякой причины  хочется выругаться.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

5. Бывает, что он с удовольствием  ломает игрушки, что-то разбивает,  потрошит.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

6.Иногда он так настаивает  на чем-то, что окружающие теряют  терпение.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

7. Он не прочь подразнить животных.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

8. Переспорить его трудно.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

9. Очень сердится, когда ему кажется,  что кто-то над ним подшучивает.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

10. Иногда у него вспыхивает  желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

11. В ответ на обычные распоряжения  стремится сделать все наоборот.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

12. Часто не по возрасту ворчлив.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

13. Воспринимает себя как самостоятельного  и решительного.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

14. Любит быть первым, командовать,  подчинять себе других.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

15. Неудачи вызывают у него  сильное раздражение, желание  найти  виноватых.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________

16. Легко ссорится, вступает в  драку.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.

Да_________________________________________________________

Нет________________________________________________________ 
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________________ 
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Да_________________________________________________________

Нет_________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2

Беседа с детьми на тему: «Я и телевизор»

(авторская разработка  В.Д. Пурина)

УТВЕРЖДЕНИЯ:

  1. Тебе предложили на выбор посмотреть по телевизору:

а) Мультфильм «Вини Пух в гостях у кролика»;

б) Мультфильм «Человек – Паук»;

в) Мультфильм «Дикая семейка Торнберри»;

г) свой вариант.

 

2) Какую взрослую передачу  по телевизору ты смотришь  с большим удовольствием:

а) «В мире животных»;

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста