Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 17:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.
Задачи исследования:
Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
Рассмотреть классификацию средств массовой информации и представить её характерологический анализ;
Подобрать диагностический инструментарий;
Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Тезаурус……………………………………………………………………………6
Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ
§1. Важнейшие концепции феномена детской агрессивности………………11
§2. Возрастные психологические особенности ребёнка шести семи лет………….21
Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
§1. Социальные аспекты, классификация средств массовой информации……………………………………………………………………..26
§2. Психологические аспекты средств массовой информации на примере телеинформации ..........33
Заключение……………………………………………………………………….63
Рекомендации для родителей…………..……………………………………….65
Список литературы……………………………………………………………....68
Приложения

Файлы: 1 файл

Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста.docx

— 146.14 Кб (Скачать)


 

Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста

 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Тезаурус……………………………………………………………………………6

Глава I. ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ: ГЕНЕЗ И ОНТОГЕНЕЗ

§1. Важнейшие  концепции феномена детской агрессивности………………11

§2. Возрастные психологические особенности ребёнка  шести–                    семи лет………………………………………………………………………….21

Глава II. СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

§1. Социальные аспекты, классификация средств  массовой                            информации……………………………………………………………………..26

§2. Психологические  аспекты средств массовой    информации на примере телеинформации …………..................................................................................33

Заключение……………………………………………………………………….63

Рекомендации  для родителей…………..……………………………………….65

Список литературы……………………………………………………………....68

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

    Информационный  бум охватил все слои общества, включая и дошкольников. Жить в современном обществе, игнорируя такие явления, как телевидение, газеты, журналы, кино, радио, Интернет невозможно. Однако семейное воспитание зачастую уделяет недостаточно внимания тому, что ребенок смотрит по телевизору, слушает в наушниках, в какие компьютерные игры играет, каких литературных и киногероев обожает. Или – почему именно то, а не другое. Гораздо чаще в этой сфере ребёнок предоставлен сам себе, детское самосознание несформированно, поэтому дети как самые впечатлительные и неискушенные зрители подвергаются наибольшему воздействию со стороны визуальных СМИ (*средства массовой информации).

    Ценностные  установки ребенка еще не достаточно  сформированы для адекватной  оценки происходящего на экране. Нередко явные агрессивные действия главного экранного героя (грабежи, драки, убийства, поджоги и т.п.) оказываются как бы «незначительными» на фоне его побед и «признания» окружающих. В результате грань между добром и злом для того, кто сидит у экрана (в нашем случае это ребёнок-дошкольник) стирается. Вся последующая продукция с использованием подобных персонажей закрепляет в ребенке устойчивое представление, которое впоследствии бывает весьма сложно исправить, поменять.

    Большинство  детей в считанные секунды  могут скопировать повадки и  манеру поведения любимого киногероя  или ведущего какой-нибудь популярной  телепередачи, пропеть рекламную  рифмовку, рассказать, что именно  они узнали из средств массовой  информации. Но, к сожалению, почерпнутые  ими знания могут включать  всякого рода негативную информацию. В наши дни для её получения детям достаточно только вставить кассету в видеомагнитофон, открыть журнал, или просто нажать кнопку…

    Пагубное воздействие агрессивных тенденций на детей в первую очередь ощущают их родители. Порою именно родители нуждаются в поддержке, испытывая беспомощность в борьбе с идеями насилия, которые свободно транслируются через средства массовой информации.

    Как  сделать так, чтобы в этой  непростой ситуации не замутить  сознание ребёнка, не сломать  его психику, не испортить его  физическое здоровье? Эти и аналогичные проблемы послужили началом для выбора темы нашего исследования, интегративного по своей сути, актуальность которого бесспорна.

    Цель исследования: выявление зависимости влияния средств массовой информации на проявление уровня агрессивности старших дошкольников.

    Объект исследования: средства массовой информации как фактор развития детей старшего дошкольного возраста.

    Предмет исследования: проявление уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от влияния различных средств массовой информации (на примере телеинформации).

    Задачи исследования:

  1. Провести теоретический анализ сущности и типологии детской агрессивности;
  2. Рассмотреть классификацию средств массовой информации и  представить её характерологический анализ;
  3. Подобрать диагностический инструментарий;
  4. Провести экспериментальные исследования по теме исследования;
  5. Проанализировать взаимосвязи проявления уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста в зависимости от телеинформации;
  6. Разработать рекомендации для родителей и воспитателей ДОУ.

   Гипотеза исследования: мы предполагаем, что в современных социоусловиях проявление уровня агрессивности ребёнка-дошкольника во многом зависит от воспринимаемой им  массовой информации (в частности, телеинформации).

    Методы исследования: теоретический анализ, наблюдение, опрос, анкетирование и др.

   Практическая новизна исследования. Впервые в рамках дипломных курсовых проектов на кафедре дошкольной педагогики и психологии ТвГУ поднимается проблема «телезависимости» дошкольников. Настоящее исследование может  стать основанием для дальнейших научных разработках (особенно в плане диагностики уровня агрессивности дошкольников).

   Структура работы: дипломный проект состоит из введения, тезауруса, трёх глав, выводов, заключения, рекомендаций, списка литературы и приложений.

    База исследования: подготовительная группа ДОУ №11  г. Твери.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕЗАУРУС

Агрессия - это мотивационное поведение, акт, который может часто наносить вред объектам атаки-нападения или же физический ущерб другим индивидам, вызывающее у них депрессию, психодискомфорт,  неуютность, напряженность, страх, боязнь, состояние подавленности, аномальное психопереживание (Современный словарь по психологии./Под ред. В.В. Юрчука) [В.В.Юрчук; 34]

Агрессивность – это поведение человека в отношении других людей, которое отличается стремлением причинить им неприятности, нанести вред. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)

Адекватность  восприятия (лат. adequaticus – приравненный, соответствующий) - “Это идеал, эталон совершенного восприятия данного произведения, основывающийся на опыте всей художественной культуры»   [В.В.Медушевский. О содержании понятия «адекватное восприятие» // Восприятие музыки. – М., 1980. – С142].

Адекватный (от лат. adequatos – приравненный, равный) – соответствующий, верное, точное; в теории познания – верное воспроизведение в мышлении связей и отношений объективного мира (Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М.Прохоров. – М.: «БРЭ», 1998. – С.18)

Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004.)

Восприятие – это психический процесс, представляющий собой отражение в сознании человека предметов и явлений материального мира в виде зрительных, слуховых, осязательных и  других образов. (В.С. Мухина, ??????)

Гипотеза – ( греч. - «основание, предположение») – в психологии компонент процесса мышления, направляющий поиск решения задачи посредством предположительного дополнения субъективно недостающей  информации, без которой результат решения не может быть получен. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, ???????????)

Диагностирование [от греч. diagnosis - распознавание] - это «деятельность по установлению и изучению признаков, характеризующих состояние каких-либо систем, для предсказания возможных отклонений и предотвращения нарушения нормального режима их работы» (Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителй общеобразовательных учреждений. Автор-составитель: В.А.Мижериков – Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1995, С.119).

Духовная потребность – культурная потребность, свойственная  только человеку. В культурных потребностях выражается зависимость активной деятельности человека от продуктов человеческой культуры. При разном экономическом и общественном строе в зависимости от воспитания и усвоения свойственных данному строю форм поведения человека приобретает различные культурные потребности. (В.С. Мухина, ??????)

Жанр – (фр. «род»), исторически складывающийся тип художественного произведения, объединяющий достаточно обширную группу явлений того или иного вида искусства на основании устойчивых общих черт. (А.А. Мелик – Пашаев, ???????????)

Информация - (от лат. information – разъяснение, изложение) – 1) сообщение, сведение о чём-либо…; 2) сведения, являющиеся объектом хранения, переработки и передачи… (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов. – М.: «Русская мысль», 1995. – С133-134).

Классификация – различные формы (способы) логического группирования. (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, ???????????)

Концепция – система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения (Ф.А.Кузин, ???????????).

Личность – понятие, обозначающее совокупность устойчивых  психологических качеств человека, составляющих его индивидуальность. (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004. ).

Массовая культура – один из видов деятельности, по созданию  произведений, зрелищных представлений, предметов, пользующихся массовым, главным образом, коммерческим, спросом, а также сами такие произведения, представления, предметы. (Музрукова Т.Г., Нечаева И.В. Краткий словарь иностранных слов: ок. 5000 слов.- М.: Рус.яз., 1995.395 с. )

Методика – 1) совокупность, методов, приёмов, целесообразного проведения какой-либо работы; 2) отрасль педагогической науки, исследующая закономерности обучения какому-либо учебному предмету (Т.Г.Музрукова, ?????????????).

Норма – «предписание, образец поведения или действия, маре заключения о чём-либо и мера оценки… Норма выражает то, что существует или должно существовать во всех без исключения случаях» [8, с.307: П.С.Гуревич].

Выделяют три основных вида нормы: 1) статистические, характеризующие  статистическое большинство описываемых  объектов; 2) физиологические, характеризующие  по избираемым параметрам процессы и  состояния здорового организма; 3) индивидуальные.  (Б.Г. Мещерикова, В.П. Зинченко, ???????????)

Норма моральная – «одна из наиболее простых форм нравственного требования; выступает в двояком виде – как элемент моральных отношений и как форма морального сознания» (Словарь по этике / Под ред. И.С.Кона. – М., 1981. - С.211).

Онтогенез – процесс индивидуального развития организма или личности (Немов Р. С. Психология. В 3-х кн. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Кн. 1, 2004)

Норма социальная – «правило, в соответствии с которым в данном обществе строятся взаимоотношения и поведение людей» (Немов Р.С. Психология: Словарь-справочник: В 2 ч. – Ч.2. – М., 2003. – С.70).

Патологическое  состояние - устойчивое отклонение от нормы, имеющее отрицательное для организма биологическое значение (нарушение гомеостаза) и проявляющееся клинико-психопатологической симптоматикой и социальной дезадаптацией (Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов. – М., 1995. - С.294).

Проблема – крупное обобщённое множество сформулированных научных вопросов, которые охватывают область будущих исследований (Ф.А.Кузин, ?????????????).

Развитие – естественное становление духовных, физических, нравственных и других качеств личности под воздействием самых различных факторов (А.С.Белкин, ?????????????).

Семья – основанная на браке, кровном или ином родстве малая социальная группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственности и взаимопомощью (В.В.Давыдов, ???????????).

Телевидение - (от греч. «вдаль», «далеко» и «видение»), 1) собирательное название ряда областей науки и техники, связанных с передачей изображения и звука на расстоянии; 2) средства массовой аудиовизуальной коммуникации; 3) вид искусства (А.А. Мелик – Пашаев, ???????????)

Тест (от англ. test – испытание, проба) -  это «стандартизированное задание, предназначенное для измерения в сопоставимых величинах индивидуально-психологических свойств личности, а также ЗУНов; один из методов психодиагностики» (В.В.Давыдов, ??????????????).

Тревога – «эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности» (Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. – М.: Наука, 1991).

Тревожность – 1) «… Переживание эмоционального неблагополучия, связанное с предчувствием опасности или неудачи. Субъективно ощущается как напряжение, озабоченность, беспокойство, чувство беспомощности и неопределённости» (В.В.Давыдов); 2) «Склонность к внешнему немотивированному беспокойству» (С.А.Козлова, Т.А.Куликова Дошкольная педагогика).

Уровень тревожности – характер, качественное состояние, степень выраженности тревожности, переживаемые личностью в данный момент времени (в данном возрасте, в данных условиях и т.п.).??????????????

Информация о работе Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста