Влияние СМК на преступное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.

Проблема исследования – современные подростки оказались в ситуации активного воздействия на них СМК, которые транслируют огромное количество агрессивной информации (компьютерные игры, телепередачи, художественные фильмы и т.п.).

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения СМК

1.1 СМК как социальный институт

1.2 Механизмы влияние СМК на подростков

Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков

2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних

2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК

Заключения

Библиографический список

Файлы: 1 файл

влияние смк на прест поведение у подростков.docx

— 69.96 Кб (Скачать)

     Делинквентное поведение, в отличие от девиантного, характеризуется как повторяющиеся асоциальные проступки подростков, которые складывается определенный устойчивый стереотип действий, нарушающих правовые нормы, но не влекущих уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности или недостижения ребенком возраста, с которой начинается уголовная ответственность.

     Выделяются  следующие типы делинквентного поведения:

     Агрессивно-насильственное поведение, включая оскорбления, побои, поджоги, садистские действия, направленные, в основном, против личности человека;

     Корыстное поведение, включая мелкие кражи, вымогательство, угоны автотранспорта и другие имущественные  посягательства, связанные со стремлением  получить материальную выгоду;

     Распространение и продажа наркотиков.

     Делинквентное поведение выражается не только во внешней, поведенческой стороне, но и во внутренней, личностной, когда  у подростка происходит деформация ценностных ориентаций, ведущая к ослаблению контроля системы внутренней регуляции.

     Криминальное  поведение определяется как противоправный поступок, который по достижению возраста уголовной ответственности служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса. Криминальному  поведению, как правило, предшествуют различные формы девиантного  и делинквентного поведения. [13;216].

     Т. о., в процессе потребления информации задействуются такие своеобразные рычаги социально-психологической структуры личности, как потребности, мотивы, интересы, установки, определяющие отбор информации и отношение к ней. Социально-психологические особенности несовершеннолетнего возраста это: повышенная потребность в социальном общении; необходимость самоутверждения, усиление авторитета друзей на фоне падения авторитета родителей обуславливают повышенную внушаемость и склонность подражать кумирам в выборе одежды, стиля жизни, поведении. Проповедуемый в голливудских фильмах, практически ежедневно демонстрируемых российским телевидением, стиль жизни, основанный на власти денег, наживы, силы,- стал в короткий срок как бы общепризнанным, как бы «официальным» в среде нашего общества, особенно в молодежном его спектре.

     Результатом влияния СМК является привыкание к росту преступности, формированию неоправданной терпимости по отношению к ней. Тем самым в обыденном сознании как бы снимаются психологические барьеры, стоящие на пути нарушения уголовного закона, препятствующие переходу на путь совершения преступлений. 

 

      2.3 Зависимость проявлений преступного  поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК 

     Мы  знаем, что во время наблюдений агрессивной модели поведения может провоцировать жестокость и насилие. Также неблагоприятные общесоциальные и личностные факторы способствуют формированию делинквентного поведения, ведут к росту подростковой преступности. Могут ли подобное влияние оказывать СМК?

     Сосредоточим  свое внимание на телевидении. При этом будем иметь в виду, что печатные сообщения оказывают то же самое  влияние, различие в том, что они  обеспечивают наилучшую включенность и запоминание. Выбор телевидения  для обсуждения связан с тем, что  печатную продукцию: газеты, журналы, книги  и др. – малолетние правонарушители  практически не читают, следовательно, их влияние на них невелико, а  вот телевизор (видео) подростки  смотрят регулярно. В среднестатистической семье телевизор работает до 7 часов  в день: на каждого члена семьи  приходится по 4 часа. Две из каждых трех вечерних программ сюжеты насилия («действия физического принуждения, сопровождающиеся угрозами избиения или убийства, либо избиения или убийства как таковые»). К моменту окончания средней школы ребенок просматривает по телевидению около 8000 сцен с убийствами и 100000 других действий с применением насилия.

     Существует  гипотеза, что просматривание драмы, содержащей насилие, помогает людям  высвободить загнанную внутрь агрессию. Защитники массовой культуры часто  ссылаются на эту теорию и напоминают нам, что насилие появилось раньше телевидения. Споры продолжаются до сих пор. Однако бесспорным является тот факт, что телевидение предоставляет  нам большой веер образцов насилия. Наблюдение образцов насилия по ТВ: а) ведет к усилению агрессивности; б) повышает порог чувствительности зрителей к насилию; в) формирую неадекватные взгляды на социальную реальную.

     Примеров  воспроизведения преступлений, показанных по телевидению, множество. В опросе 208-ми заключенных каждые 9 из 10 допускали: телевизионные программы о преступности могут научить новым криминальными трюкам. А каждые 4 из 10 сказали, что пытались совершать некоторые преступления, увиденные когда-то на экране телевизора (о которых узнали из газет).

     В телевизионных программах актов  насилия в 4 раза больше, чем проявлений нежности, во всех других отношениях (реклама, шоу, видеоклипы и пр.) телевидение  моделируют нереальный мир. Полицейский  в кино палят из оружия почти в  каждом эпизоде.

     Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут  выключить телевизор, но не могут  «выключить» влияние ТВ. Педагогический аспект ситуации заключается не в  обсуждении того «как это плохо», а  в том, как обучить, «вакцинировать»  подростка противостоять этому. [25;119]

     Можно проанализировать влияние СМК на подростков, опираясь на реальные случаи, опубликованные в различных изданиях.

     Федоров А.В. в одной из своих работе написал: « Одна газета как-то рассказала страшную, но, к сожалению, реальную историю. «Изучив» роман «Молодая гвардия», 17-летние парни  и девчонки стали разыгрывать  кровавые спектакли: «гестаповцы» садистски  пытали «подпольщиков».

     15-летний  Коля ходил к приятелю видео  смотреть. Домой после просмотров  возвращаться не хотелось. А энергии  было хоть отбавляй. Сначала, дурачились, отрабатывая увиденные на экране  удары друг на друге. Потом  захотелось попытать счастья  по-настоящему. Шумной ватагой остановили  в парке пожилого мужчину, сбили  с ног, вывернули карманы. На  найденные там деньги купили  выпивку…

     После просмотра очередной видеоленты о похождениях сексуального маньяка  и садиста Коля сказал дружкам: «А что, если и нам так?». Сказано  – сделано. Узнав, что их одноклассница  осталась на воскресенье в квартире одна, «приняли для храбрости», курнули травки, зашли к ней «на огонек»… На следующий день родители нашли дочь мертвой. Она была изнасилована, а затем зверски убита столовым ножом. И хотя, используя уроки видеофильма, Коля и его «пацаны» попытались скрыть свои следы, угрозыск на сей раз сработал четко: вся компания оказалась на скамье подсудимых… Коля пустил слезу… Он еще раз подтвердил свои предварительные показания: убийство совершено под впечатлением видео…»[18;40]

     Федоров А.В. в одной из своих работе писал  историю из своего детства. «Тогда на экраны страны вышел пародийно-фантастический боевик «Фантомас». Фильм стал сенсацией сезона. Переполненные кинозалы, километровые очереди за билетами… На переменах мои одноклассники только о нем и говорили. Вскоре кто-то додумался густо рисовать на ладони мелом латинскую букву F и смачно припечатывать ее на спинах (или чуть ниже) своих приятелей. А через месяц-другой после премьеры «Фантомаса» в городе, где я тогда жил, в ларьках, обчищенных ночью юными хулиганами, стали находить записки с одной и той же незамысловатой фразой: «Это сделал Фантомас»… Реакция властей была вполне оперативной: пресловутый «Фантомас» был повсеместно снят с городских экранов.

     Увы, ларьки грабили задолго до выхода «Фантомаса». Правда, записок не оставляли. Не уменьшилось число краж и после  «кинорепрессивных мер». И отсутствие на месте преступления злополучной  записки нисколько не облегчило  работу следствия».

     И ведь на самом деле малолетние преступники  всегда были, но зато у них не было таких «героев» которые существуют сейчас. По каналу НТВ шла передача о подростковых преступников и рассказали одну историю подростки 13-14 лет которые  просмотрели телесериал «Бригада», только в отличие от главных героев у них все закончилось арестом.

     Проблема  жестоких игр актуальна для России. Если за рубежом к решению этой проблемы привлекаются значительные силы, то в нашей стране ситуация иная. Масштабы научной деятельности, направленной на изучение игрового насилия, в России и Западе несоизмеримы. Надо признать, что в России на данный момент она практически не ведется. Ограничиваются лишь заявлениями. Так, заместитель генерального прокурора России С. Фридинский заявил о необходимости обратить внимание на жестокие игры, поскольку «материалы ряда уголовных дел, способы и обстоятельства совершения преступлений подростками часто свидетельствуют о том, что взяты они из фильмов, компьютерных игр и других произведений». В недавнем послании патриарх Алексий II обратил внимание на то, что компьютерные игры «с малых лет приучают к убийству»[4;20]

     Сначала подросток играет в жестокие игры, «убивая» объект неприязни в виртуальном  мире. Потом совершает убийство по-настоящему. Для реального убийства ему необходимо преодолеть психологический барьер. В это ему помогают жестокие игры. Они ориентируют сознание на допустимость такого поведения, пусть даже виртуального. Игра сама может стать формой поведения на время «заменяющего» реальную агрессию.

     Один  из примеров 15-летнего В.Федорова, убившего свою мать и сестру. Отмечено, что  подросток много времени проводил за компьютером, играя в 3D Action. После  очередной ссоры с матерью  «парень схватил кухонный нож… и  несколько раз ударил мать. Женщина  упала на пол, стала кричать —  просила сына опомниться. Но тот  уже не мог остановиться. От злости он ударил ножом в стену с такой  силой, что нож сломался. Тогда… взял молоток, тоже лежавший наготове, и ударил им мать по голове. На крики прибежала из своей комнаты Вика. Вася взял другой нож — и резанул им сестру».

     Следствие установило вину мальчика, но, интересно, что в ходе обыска был обнаружен  его дневник с записью: «Сегодня придет отец. Я вижу его раз в  полгода. Когда он придет, я украду у него деньги. Как я зол! Сейчас пойду убивать семью на компьютере». То есть, не исключено, что в моменты  гнева ребенок переносил образы своих родителей на компьютерных врагов. И таким образом мстил  им за свои обиды. Со временем, под воздействием многих обстоятельств, в том числе и видеоигр, он совершил жестокое убийство. [4;28]

     Патологическая  потребность в играх может  приводить и убийству. Как раз  о таком случае писала «Российская  газета». В Воронеже 15-летний учащийся вечерней школы убил 11-летнего мальчика. «На преступление учащийся пошел  из-за того, что ему захотелось поиграть в компьютерные игры. Потратив украденные у старшего брата 50 рублей, он задался  целью бы вернуть деньги. Пришел в голову единственный способ –  «потрясти малолеток». Встретив троих  ребят явно младше себя, парень смог поживиться только пятью рублями. Потом  двоих он отпустил, а третьего мальчика повел на крышу многоэтажного дома, где избил его до смерти, затащил труп в будку, которая была на крыше, а сам ушел домой». [4;54]

     «GTA»  была одной из самых любимых игр  братьев Джошуа и Уильяма Банкеров. После того, как игра была пройдена, 13-ти и 16-летний подростки решили попробовать  пострелять по колесам автомобилей, также как делали это на экране. Они заняли удобную позицию на холме, засели там и принялись  расстреливать из винтовки проезжавшие  трейлеры и автомобили. Братья успели сделать 25 выстрелов и в результате одного из них погиб гражданин  Канады Аарон Хэмел и ранена женщина. Когда преступников задержали, они  сказали, что не хотели никого убивать, «а хотели всего лишь остановить какой-нибудь автомобиль, как того требовали правила "Grand Theft Auto"». «По данным сайта Reuters, "...прокурор Эл Шмутцер (Al Schmutzer) сообщил судье Бену Стренду (Ben Strand) о заявлении подростков, сделанном  ими в полиции о том, что  они решили поступить так же, как  делали в игре, стреляя в проезжающие  мимо грузовики». Братья Банкер не имели  криминального опыта, до этого происшествия ничего противозаконного не совершали.

     Учитывая  последнее обстоятельство, суд признал  их виновными в непредумышленном убийстве, нападении при отягчающих обстоятельствах и создании угрозы для жизни людей. В качестве наказания подросткам был установлен полицейский надзор до достижения совершеннолетия. [4;47]

     В мае 2004 г. Верховный суд республики Татарстан вынес приговор трем подсудимым. Каждый получил наказание в виде 10 лет лишения свободы. На момент приговора только один Ильнур Сабитов достиг совершеннолетия. Его сообщникам было по 16 лет.

     Они обвинялись в убийстве доцента кафедры  теории относительности КГУ Сергея Гаврилова и нанесении и травмировали еще одного человека. С. Гаврилова, возвращавшегося  из магазина, подростки забили до смерти ногами и молотком. На суде присяжным  заседателям были продемонстрированы фотографии, приложенные к протоколу  осмотра места происшествия. Снимки вызвали шок. «Продавщица из мини-маркета  рассказала суду, что Гаврилов купил  у нее хлеб и молочные продукты, а через полчаса приполз в  магазин окровавленный, говорить он уже не мог». Одной жертвы, очевидно, не было достаточно. «Первая кровь только распалила убийц. Троица вернулась в квартиру лишь для того, чтобы переодеться: одежда была забрызгана кровью. Правда, у самого старшего из них, 18-летнего Ильнура Сабитова, нервы не выдержали, и он отказался продолжать жестокую игру. А его шестнадцатилетние приятели, захватив еще один молоток, вернулись на улицу - искать новую жертву. Ею стал водитель автобуса, возвращавшийся после смены, домой. Парни напали на него сзади и стали бить молотками по голове… Мужчина три дня не приходил в сознание, потом перенес несколько …операций, частично потерял зрение и стал инвалидом». После задержания выяснились, что молодые люди были членами одной местной группировки. Они часто собирались у одного из них дома поиграть на компьютере. «Отдавали предпочтение тем "игрушкам", где были реки крови и груды трупов… Вот и в тот день они засели за компьютер с четырех часов, подогревая себя крепким пивом…. Каждый [выпил] по полуторалитровому баллону. А когда пошли прогуляться, почему-то захватили с собой молоток» [4;52].

Информация о работе Влияние СМК на преступное поведение у подростков