Влияние СМК на преступное поведение у подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2011 в 12:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – проанализировать зависимость проявления преступного поведения подростков в процессе их взаимодействия с СМК.

Проблема исследования – современные подростки оказались в ситуации активного воздействия на них СМК, которые транслируют огромное количество агрессивной информации (компьютерные игры, телепередачи, художественные фильмы и т.п.).

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы изучения СМК

1.1 СМК как социальный институт

1.2 Механизмы влияние СМК на подростков

Глава 2. Изучение влияния СМК на проявление преступного поведения среди несовершеннолетних подростков

2.1 Психолого-педагогические особенности подросткового возраста

2.2 Специфика проявления преступного поведения несовершеннолетних

2.3 Зависимость проявлений преступного поведения несовершеннолетних при взаимодействии со СМК

Заключения

Библиографический список

Файлы: 1 файл

влияние смк на прест поведение у подростков.docx

— 69.96 Кб (Скачать)

     Не  менее значимым для психического развития является общение подростков со взрослыми, в частности с родителями, однако именно в этой сфере сконцентрировано большинство конфликтов. Их главная  причина связана с противоречивостью  позиции и внутреннего мира подростка. С одной стороны, он нуждается  в любви и заботе родителей, в  их совете, с другой - испытывает сильное  желание быть самостоятельным, равным в правах с родителями и другими взрослыми. Поэтому для подростков характерно амбивалентное отношение к взрослым: стремление к эмансипации и, одновременно, зависимость от их мнения. Родители, в свою очередь, не всегда готовы осознать тот факт, что ребенок становится взрослым, и адекватным образом перестроить взаимоотношения с ним. Зачастую родители видят только негативные проявления подросткового возраста, не понимают проблем и переживаний детей, поэтому младшие подростки часто жалуются на то, что родители контролируют их, «как маленьких». К 14-15 годам основной причиной конфликтов становится непонимание внутреннего мира ребенка, его стремления понять свою уникальность и отстоять ее, в том числе и в общении с самыми близкими людьми. В то же время исследования показывают, что взрослый все еще остается значимым для подростка лицом. Если поделиться секретом, провести время он, действительно, хочет со сверстником, то посоветоваться в трудную минуту, рассказать о неприятностях стремится именно взрослым. Любовь и признание со стороны родителей важны для подростка не меньше, если не больше, чем для младших детей, и депривация этой потребности также ведет к серьезным отклонениям в их поведении, личностном росте.

     На  отношения подростков и родителей  влияют несколько факторов. Это, прежде всего, стиль воспитания, принятый в  семье, и особенности эмоциональных  отношений членов семьи с ребенком. Как известно, стиль - авторитарный, демократический, попустительский  и т.д. - определяется отвержением  или, наоборот, принятием ребенка, степенью контроля за его поведением и дистанцией между детьми и взрослыми. Как  и в кризисе трех лет, наиболее неблагоприятен для отношений подростка  с родителями авторитарный стиль, особенно если жесткий контроль сочетается с  отчуждением, недостаточно теплыми  эмоциональными отношениями в семье.

     Отсутствие  контроля может стать причиной проблем  с успеваемостью, в отношениях с  учителями, особенно у тревожных, не очень уверенных и одаренных  детей. В этом случае неформальные группы сверстников, иногда и компании с  асоциальной направленностью, могут  заместить и родителей, и педагогов. Но «уход» ребенка из семьи возможен и при самом жестком контроле, если родители совершенно не считаются  с новыми переживаниями ребенка, с его новыми друзьями, фрустрируя одно из главных новообразований  этого возраста - чувство взрослости, осознание себя самостоятельной  и уникальной личностью. Важно помнить  и об индивидуальных особенностях детей, проявляющихся в их реакции на чрезмерную опеку или отчуждение взрослого. Импульсивные, демонстративные дети с высокой самооценкой очень болезненно реагируют на авторитарность взрослых. В этом случае даже невнимание к подросткам может принести меньше вреда, чем чрезмерный контроль. Напротив, для ригидных, неуверенных в себе подростков наиболее неблагоприятно отсутствие контроля, в то время как гиперопека ими принимается не так болезненно, как демонстративными детьми, и не ведет к таким негативным последствиям. Естественно, что внимательное отношение, заинтересованность и создание эмоционального комфорта, доверия оптимальны для общения с детьми в любом возрасте, особенно в подростковом. Такой стиль позволит взрослому вовремя заметить происходящие с ребенком изменения, создать новую «социальную ситуацию развития», трансформировав и отношение к нему, и степень контроля за ним. Естественно также, что наличие в семье лиц с асоциальным поведением (страдающих алкоголизмом и наркоманией, акцентуированных личностей и т.д.) может стать причиной серьезных отклонений и проступков подростков. Однако исследования показали, что прямой связи между асоциальностью семьи и поведением подростка не существует.

     Рассматривая  значение общения со взрослыми и  ровесниками в подростковом возрасте для развития ребенка, большинство  исследователей отмечают, что подростки  склонны принимать родительские ценности, нормы, взгляды в тех  сферах, где эти ценности и нормы  достаточно устойчивы, а также в  тех случаях, когда они имеют  долговременные последствия, и ориентироваться  на сверстников там, где речь идет о достаточно изменчивых моделях  и нормах, непосредственно влияющих на повседневную жизнь. В условиях резкой смены социальной ситуации в обществе взрослые люди находятся в состоянии  некоторой дезориентации, не всегда адаптированы к новым социальным нормам, установкам и ценностям, поэтому  подростки не могут полностью  ориентироваться на родительские стереотипы в социальной сфере. Однако и в этом случае взрослые могут и должны быть носителями общечеловеческих ценностей, культурных традиций и идеалов. [13;228].

     Итак, одной из самых важных потребностей переходного возраста становится потребность  в эмансипации от контроля и опеки  родителей, учителей, старших вообще, а также от установленных ими  правил и порядков. Подросток стремиться к независимости, самостоятельности, в утверждении своей личностной достоинство.

     Характеризуя  переход от младшего школьного к  подростковому возрасту, что к  началу переходного возраста возникает  стремление занять иную, более «взрослую», позицию, выражающуюся таким поведением, которое не всегда может реализоваться  в школьной жизни, фрустрация мотивов, связанных с новым образом  себя и новыми ролевыми отношениями, порождает негативные компоненты кризиса  подросткового возраста: негативизм, агрессию, конфликты со взрослыми, которых  можно избежать в том случае, если окружающие понимают неоднозначность  позиции ребенка и признают его  права. 

     2.2 Специфика проявления преступного  поведения несовершеннолетних 

     В годы застоя правоохранительные органы, прежде всего милиция, убаюкивали общественность заверениями о неуклонном снижении преступности несовершеннолетних. За два последних десятилетия прошлого века молодежная преступность в стране выросла в полтора, а подростковая – почти в два раза. В 1987г. только несовершеннолетними совершено 165 тысяч  преступлений, треть из них –  учащимися ПТУ, 28% - школьниками, каждое пятое – работающими подростками. Только на учете в инспекциях по делам несовершеннолетних состояли почти полмиллиона ребят. [23;105].

     Согласно  ст. 87 Уголовного кодекса России, 1) несовершеннолетними  правонарушителями признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет. 2) К несовершеннолетним, совершившим преступления, могу быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказания, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Несовершеннолетний возраст в разделе 5 Уголовного кодекса РФ («Уголовная ответственность несовершеннолетних», ст. 87 – 96) рассматривается в качестве обстоятельства, смягчающего ответственность. Так, в отношении несовершеннолетних не предусмотрено применение некоторых видов наказания, в частности – исключительной меры, а максимальный срок лишения свободы составляет 10 лет (ст. 88 УК РФ).

     Если  подросток, совершивший правонарушение, не достиг возраста привлечения к  уголовной ответственности, т. е. ему  не исполнилось 14 лет, или применение к нему меры уголовного наказания  признается нецелесообразным, но он тем не менее нуждается в особых условиях воспитания, то такой подросток направляется в специальные учебно-воспитательное учреждение.

     Согласно  ст. 14 Уголовного кодекса России, понятие  преступления

     Преступлением признается виновно совершенное  общественно опасное деяние, запрещенное  настоящим Кодексом под угрозой  наказания.

     Не  является преступлением действие (бездействие), хотя формально и содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного настоящим Кодексом, но в силу малозначительности не предоставляющее общественной опасности. [16;31].

     В рамке социальной педагогике преступление – действие, нарушающий уголовное право страны. Преступность – относительно распространенное, статистическое устойчивое социальное явление, форма отклоняющегося поведения, достигшего степени общественной опасности, определяемой уголовным законом. [14;222]. Поведения – образ жизни и действий. Форма взаимодействия человека с окружающей средой, опосредованная его внешней (двигательной) и внутренней (психической) активностью. Поведение проявляется в действиях и поступках, привычках, обычаях. [14;205].

     Э. Эриксон отмечал, что сплоченность подростковых групп, одинаковая манера одеваться, единообразие телодвижений и мимики, так часто наблюдаемые  в этих коллективах, на самом деле служат защитой против запутанной, неопределенной идентичности. Подражание друг другу в одежде, поведении  дает подросткам, пока еще точно  не осознающим, что они собой представляют, ощущение некоторой уверенности, стабильности и безопасности. Кроме того, своя мода, свой стиль причесок и т. п. подчеркивают дистанцию между подростками  и взрослыми. По мнению Эриксона, принадлежность к группе сверстников позволяет  подросткам испытывать на себе влияние  разных новых идеологических систем - политических, социальных, экономических  и религиозных.

     Необходимо  учитывать уровень развития, ценностные ориентации той группы, в которую  входит подросток, чтобы понять, что  может ей дать подросток и что  группа может дать ему. Особенно важен  в этом плане анализ ценностей  и содержания деятельности неформальных, стихийно возникающих подростковых групп. Проводя в таких группах  большую часть времени, черпая из общения в них наиболее ценную для себя информацию, следуя образцам, подростки формируют направленность своего поведения, которое может  быть как просоциальным, так и  асоциальным. Нестандартное, отклоняющееся  от норм поведения часто называют девиантным. Девиантность, отклоняющееся  поведение, которое с высокой  степенью достоверности может быть диагностировано уже в этом возрасте, связано с неуспешностью детей  в просоциальным формах деятельности - учебе, общении с близкими взрослыми  и педагогами. Естественно, что все  эти трудности появляются не в  подростковый период, но значительно  раньше, однако в это время они  становятся устойчивыми, а не ситуативными. Те негативные черты в поведении и в личности, которые достаточно легко можно было компенсировать у младшего школьника, превращаются в черты характера подростка и с большим трудом поддаются коррекции. [13;232].

     Девиации  включают в себя девиантное, делинквентное  и криминальное поведение.

     Девиантное  поведение—один из видов отклоняющегося поведения, связанный с нарушениям соответствующих возрасту социальных норм и правил поведения, характерных  для микросоциальных отношений (семейных, школьных) и малых половазростных социальных групп. То есть этот тип  поведения можно назвать антидисциплинарным. Типичными проявлениями девиантного  поведения является ситуационно  обусловленные детские и подростковые поведенческие реакции, такие как: демонстрация, агрессия, вызов, самовольное  и систематическое отклонение от учебы или трудовой деятельности; систематические уходы из дома и  бродяжничество, пьянство и алкоголизм подростков; ранняя наркаматизация и  связанные с ней асоциальные  действия; антиобщественные действия сексуального характера; попытки суицида. [15; 216].

     Таким образом, девиантное поведение –  это система поступков, отклоняющихся  от общепринятой или подразумеваемой  нормой, будь то нормы психического здоровья, права, культуры или морали.

     Основные  виды девиантного поведения –  это преступность и уголовного ненаказуемые случаи аморального поведения, которые  тоже представляют определенную общественную опасность. Связь преступности и  аморального поведения состоит  в том что совершению преступления предшествует как правило, какая-то разновидность девиантного поведения, в форме.

     Формы девиантного поведения.

     Пьянство  и алкоголизм;

     Наркомания  и токсикомания;

     Агрессивное поведение;

     Суицидальные  поведение;

     Проституция;

     Психологические расстройства;

     Преступность[10; 236].

     В данной работе нас интересует агрессивное  поведения и преступность, поэтому  мы раскроем это понятие.

     Агрессивное поведение. Жестокость и агрессивность  всегда были характерными чертами группового поведения подростков. Подростковая агрессия – чаще всего следствие  общей озлобленности и пониженного  самоуважения в результате пережитых  жизненных неудач и несправедливостей (бросил отец, плохие отметки в школе, отчислили из спортсекции и т.п.). Изощренную жестокость нередко проявляют  также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве  возможности свободно экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них – своеобразный сплав  мести, самоутверждения и одновременно самопроверки.

     Подростковые  акты вандализма и жестокости, как  правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при  этом как бы стирается, личная моральная  ответственность устраняется. Совместное совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой  солидарности, доходящие в момент действия до состояния эйфории, которую  потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут  объяснить. [10; 256].

     Преступность. Это очень сложное социальное явление, определяемое с помощью  двух критериев: общественной опасности  и наказуемости в законном порядке.

     Под преступностью понимается массовое, статистически устойчивое социальное явление, одна из форм девиантного поведения, достигшего степени общественной, определяемой законодателем в уголовном законе.

     Преступление  – это противоправное, виновное, наказуемое общественно опасное  деяние, посягающее на охраняемые законом  общественные отношения и приносящее им существенные вред. Преступления квалифицируется  по нормам уголовно-процессуального  права.

     К причинам роста преступности среди  несовершеннолетних следует отнести: бесконтрольность продажи спиртных напитков подросткам, алкоголизм и  насилие в семьях, коммерциализация центров досуга, видеотек, игровых  залов, что толкает подростков на совершение корыстных преступлений с целью заполучить деньги. Актуальной остается проблема занятости: каждое третье преступление совершается нигде  не работающими и не учащимися  подростками. Оставшись вне стен учебного заведения и трудового  коллектива, несовершеннолетние быстро находят «место работы» в криминальных структурах, чаще в сфере организованной преступности. [10; 265].

Информация о работе Влияние СМК на преступное поведение у подростков