Влияние самооценки на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
2. описать особенности самооценки младшего школьника;
3. проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Глава 1 психолого-педагогические подходы к изучению проблемы влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников 5
1.1 Общая характеристика самосознания, его структура 5
1.2 Характеристика самооценки как структурной составляющей самосознания 8
1.3 Самооценка младшего школьника 13
1.4 Влияние самооценки на успехи младших школьников в процессе учебной деятельности 16
Глава 2 Эмпирическое исследование влияние самооценки на успешность обучения младших школьников 21
2.1 Организация 21
2.2 Описание метода исследования 21
2.3 Описание хода эксперимента 22
2.4 Анализ результатов исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 23
2.5 Анализ результатов успешности обучения 24
2.6 Сравнительный анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психу - готовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     Цель  исследования: определить особенности самооценки ребенка, как общего отношения к себе.

     Материал  и оборудование: вырезанная из картона лесенка, фигурка человечка из бумаги, протокол, ручка (Приложение А).

     Методика  проводится индивидуально. Процедура исследования представляет собой беседу с ребенком с использованием определенной шкалы оценок, на которой он сам помещает себя и сказочного героя.

     Сказочный герой является вспомогательным  звеном, возможностью убедиться, что  ребенок понимает инструкцию, что от него хотят, а также может объяснить, что такое хорошо и что такое плохо. Но эти данные можно использовать и для отдельного исследования о том, кто сейчас является для детей образцом положительного или отрицательного поведения.

     Ребенку показывают рисунок лестницы, состоящий из семи ступенек. Посередине нужно расположить фигурку ребенка мальчика или девочки, в зависимости от пола тестируемого ребенка, которую можно двигать по лесенке. 

     2.3 Описание хода эксперимента

     Взрослый  объясняет значение нарисованных ступенек: «Посмотри на эту лесенку. Видишь, тут стоит мальчик (или девочка). На ступеньку выше (показывают) ставят хороших детей, чем выше, тем лучше дети, а на самой верхней ступеньке самые хорошие ребята. На ступеньку ниже ставят не очень хороших детей (показывают), еще ниже - еще хуже, а на самой нижней ступеньке - самые плохие ребята. На какую ступеньку ты себя поставишь? Почему? А кого из сказочных героев или героев из мультиков ты поставишь на самую верхнюю ступеньку? Почему? Кого на самую нижнюю? Почему?»

     Важно проследить, правильно ли понял ребенок  объяснение взрослого. В случае необходимости следует повторить его. По мере ответов ребенка психолог фиксирует названые позиции в протоколе. Беседа с одним ребенком занимает 7-10 минут. 

     2.4 Анализ результатов исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста

     При анализе результатов, прежде всего, обращали внимание, на какую ступень ребенок себя поставил. Номер ступеньки соответствует количеству баллов. Чем меньше номер ступеньки, тем выше уровень самооценки.

     Позитивным  признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом  случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой  из нижних ступенек (а уже тем  более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Хотя в этом возрасте у ребенка только формируется устойчивая самооценка, мы можем говорить о неадекватно завышенной самооценке, особенно, если ребенок не может обосновать свой выбор.

     Исходя  из полученных результатов, мы можем  сделать вывод о том, что практически  у всех детей в данной выборке (94%) достаточно высокая самооценка. Уже само это является, как было сказано выше, позитивным признаком.

Полученные  результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Уровень самооценки учеников 2 класса

Фамилия И. Кол-во

баллов

Уровень самооценки
1 Алексеев А. 3 Средний
2 Аристов Р. 1 Высокий
3 Бирюкова К. 4 Средний
4 Будеева К. 4 Средний
5 Игнатенко Н. 2 Высокий
6 Исаев Т. 5 Низкий
7 Кутало С. 5 Низкий
8 Лаврушенко  А. 1 Высокий
9 Леницкая Л. 3 Средний
10 Майоров Д. 2 Высокий
11 Маисеенко А. 1 Высокий
12 Макушин Д. 1 Высокий
13 Маисеева А. 2 Высокий
14 Маисеенко И. 2 Высокий
15 Никушина Ю. 1 Высокий
16 Панова П. 1 Высокий
17 Петрова И. 2 Высокий
18 Полюга К. 2 Высокий
19 Пряхова Н. 1 Высокий
20 Решетникова О. 1 Высокий
21 Скачкова К. 2 Высокий
22 Трошев Д. 1 Высокий
23 Фадеева Н. 1 Высокий
 

     2.5 Анализ результатов успешности  обучения

     Используя методы математической статистики, мы вычислили средний бал успешности обучения для каждого ученика. К слабым ученикам мы отнесли детей имеющих средний бал от 2,5 до 3,5. На среднем уровне находились дети, имеющие средний бал от 3,5 до 4,5. К сильным ученикам отнеслись дети, имеющие от 4,5 до 5 баллов.

Таблица 2 - Показатели успешности обучения детей 2-го класса

Фамилия И. Чтение Русский язык Математика Ознакомление  с окр. миром ИЗО Музыка Английский  язык Внеклассное чтение Средний балл Уровень успеваемости
1 Алексеев А. 5 4 5 4 4 5 5 5 4,6 Высокий
2 Аристов Р. 5 4 4 4 5 5 4 5 4,5 Высокий
3 Бирюкова К. 4 4 4 4 4 4 4 4 4,0 Средний
4 Будеева К. 3 3 3 4 4 4 3 3 3,4 Низкий
5 Игнатенко Н. 5 5 5 5 5 4 4 5 4,8 Высокий
6 Исаев Т. 3 3 3 3 4 4 3 4 3,4 Низкий
7 Кутало С. 5 4 4 5 5 5 4 4 4,5 Высокий
8 Лаврушенко  А. 4 4 4 4 5 5 4 4 4,3 Средний
9 Леницкая Л. 4 3 3 4 4 5 4 4 3,9 Средний
10 Майоров Д. 4 3 3 4 5 4 4 4 3,9 Средний
11 Маисеенко А. 4 4 5 5 5 5 4 5 4,6 Высокий
12 Макушин Д. 4 4 4 5 5 5 4 5 4,5 Высокий
13 Маисеева А. 5 4 4 5 5 5 4 5 4,6 Высокий
14 Маисеенко И. 4 4 4 5 4 4 4 5 4,3 Средний
15 Никушина Ю. 5 5 5 5 4 5 4 4 4,6 Высокий
16 Панова П. 5 4 5 4 5 4 4 5 4,5 Высокий
17 Петрова И. 4 3 3 4 4 5 3 4 3,5 Низкий
18 Полюга К. 4 4 4 5 5 5 4 4 4,4 Средний
19 Пряхова Н. 5 4 4 5 5 5 4 5 4,6 Высокий
20 Решетникова О. 4 4 5 5 5 5 4 4 4,5 Высокий
21 Скачкова К. 4 4 4 5 5 4 4 5 4,4 Средний
22 Трошев Д. 4 4 3 4 5 5 3 4 4,0 Средний
23 Фадеева Н. 5 5 5 4 5 5 4 4 4,6 Высокий
 

     2.6 Сравнительный анализ полученных результатов

     В ходе исследования влияния самооценки на успешность обучения детей младшего школьного возраста, были получены результаты, представленные в таблице 3.

Таблица 3 – Взаимосвязь самооценки и успешности обучения

Фамилия И. Уровень успеваемости Уровень самооценки
1 Алексеев А. Высокий Средний
2 Аристов Р. Высокий Высокий
3 Бирюкова К. Средний Средний
4 Будеева К. Низкий Средний
5 Игнатенко Н. Высокий Высокий
6 Исаев Т. Низкий Низкий
7 Кутало С. Высокий Низкий
8 Лаврушенко  А. Средний Высокий
9 Леницкая Л. Средний Средний
10 Майоров Д. Средний Высокий
11 Маисеенко А. Высокий Высокий
12 Макушин Д. Высокий Высокий
13 Маисеева А. Высокий Высокий
14 Маисеенко И. Средний Высокий
15 Никушина Ю. Высокий Высокий
16 Панова П. Высокий Высокий
17 Петрова И. Низкая Высокая
18 Полюга К. Средний Высокий
19 Пряхова Н. Высокий Высокий
20 Решетникова О. Высокий Высокий
21 Скачкова К. Средний Высокий
22 Трошев Д. Средний Высокий
23 Фадеева Н. Высокий Высокий
 

     Для наглядности была составлена таблица  процентного соотношения уровня успеваемости с уровнем самооценки (Табл. 4). 

Таблица 4 – Процентное соотношение успеваемости и самооценки

Уровень

самооценки

Уровень успеваемости
Высокий Средний Низкий
Высокий 58,83% 35,29% 5,88%

     Продолжение таблицы

Средний 25% 50% 25%
Низкий 50% 0% 50%
 

     Сравнивая процентное соотношение уровней успеваемости и самооценки, можно заметить, что успеваемость во многом зависит от самооценки ребёнка, следовательно, самооценка влияет на успешность обучения, что доказывает выдвинутую нами гипотезу.

 

Заключение

     В практике современной школы учителя  часто ограничиваются формированием  у ребёнка знаний, умений и навыков, не придавая большого значения внутреннему  миру ребёнка, его переживаниям, проблемам, отношению к себе и к окружающим.

     Самооценка  относится к центральным образованиям личности, её ядру. Это является причиной пристального внимания психологов к проблематике, связанной с самооценкой и отношением личности к себе. Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. В структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

     Влияние самооценки на успешность обучения ребенка достаточно велико. В младшем школьном возрасте обнаруживаются первые успехи и неуспехи детей в учении. Причём следует отметить, что в эти годы отставание ребёнка в учебной деятельности ещё может быть успешно ликвидировано. Тем самым можно также предупредить и закономерное снижение самооценки ребёнка, которая намного труднее поддаётся коррекции, нежели элементарные учебные навыки и умения.

Информация о работе Влияние самооценки на успеваемость младших школьников