Влияние самооценки на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
2. описать особенности самооценки младшего школьника;
3. проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Глава 1 психолого-педагогические подходы к изучению проблемы влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников 5
1.1 Общая характеристика самосознания, его структура 5
1.2 Характеристика самооценки как структурной составляющей самосознания 8
1.3 Самооценка младшего школьника 13
1.4 Влияние самооценки на успехи младших школьников в процессе учебной деятельности 16
Глава 2 Эмпирическое исследование влияние самооценки на успешность обучения младших школьников 21
2.1 Организация 21
2.2 Описание метода исследования 21
2.3 Описание хода эксперимента 22
2.4 Анализ результатов исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 23
2.5 Анализ результатов успешности обучения 24
2.6 Сравнительный анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психу - готовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

 

Введение

 

     Знание  психологических особенностей детей  младшего школьного возраста является одной из актуальнейших проблем современности. Ведь недаром младший школьный возраст называют вершиной детства. Ребёнок ещё сохраняет много детских качеств – легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него становиться значимой деятельностью, т.к. от характера и результативности учебной деятельности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника и наоборот.

    Формирование  социально активной, нравственной, реализующей свои способности личности, казалось - бы, главные задачи образования. Но, несмотря на все многообразие форм обучения, педагогических учреждений, возникающих в настоящее время, многообразие трудов отечественных и зарубежных авторов (Е.В. Черносвистов, Н.Г. Алексеев, Л.И. Божович, А.И. Липкина, Б.Г. Ананьев, Ю.К. Бабанский, П.П. Блонский, Дж. Брунер, Л.С. Выготский, Э.А. Голубева, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, А.Р. Лурия, М.Н. Скаткин, Д.Б. Эльконин и др.), на тему взаимосвязи развития личности и формирование учебной деятельности, основными, по-прежнему, остаются задачи обучения и воспитания детей, а не развитие личности.

    Между тем, именно развитие личности является одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на формирование учебной деятельности младших школьников. Поэтому учитель начальных классов должен знать психологические особенности своих воспитанников и учитывать индивидуальные особенности личности ребенка в учебном процессе, осуществляя индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

    Актуальность данной темы состоит в том, что борьба за повышение качества обучения и усвоения знаний продолжает оставаться главной задачей на сегодняшний день. Для установления причин успешности или неуспеваемости обучения, обусловленных особенностями личности ученика, необходимо выявить, от какого комплекса свойств личности зависит главным образом успех и неуспех обучения. Несмотря на многообразие этих свойств, все же удается выделить некоторые типические их сочетания, которые в наибольшей степени влияют на успешность обучения в младшем школьном возрасте.

    Поэтому целью нашего исследования является изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.

    Предметом исследования – взаимосвязь самооценки и успеваемости детей младшего школьного возраста.

    Объектом исследования является самооценка младших школьников.

    Гипотезой послужило предположение о том, что уровень самооценки определяет уровень успешности обучения младших школьников.

    В исследовании были поставлены следующие задачи:

  1. дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
  2. описать особенности самооценки младшего школьника;
  3. проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

    Методы:

  1. анализ литературы;
  2. эмпирические методы исследования – эксперимент, тестирования;
  3. методы обработки и анализа полученных результатов.

 

ОСНОВНАЯ  ЧАСТЬ

 

    Глава 1 психолого-педагогические подходы к изучению проблемы влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников 

     1.1 Общая характеристика самосознания, его структура

     Становление человека как субъекта деятельности неразрывно связано с развитием  самосознания. В осуществлении различных  видов активности субъекта, в том  числе его деятельности, общения, поведения, значительная роль принадлежит самосознанию.

     Психологический словарь определяет самосознание как осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям, выражающимся также в эмоционально – смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающих в качестве основания целесообразных действий и поступков [10, с. 440].

     Лишь  благодаря самосознанию мы осознаем несоответствие свойств нашей личности социально-нравственным требованиям, предъявляемым нам; мы осознаем также несоответствие наших физических и психических возможностей нашим стремлениям. Основными функциями самосознания считаются: развитие и совершенствование своей личности в соответствии с социально-нравственными требованиями общества и сознательное использование психологических закономерностей своей личности для наиболее успешного преобразования природы и общества.

     В психологических исследованиях  разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи  пытаются уделить больше внимания изучению «Я-образа» (И.С. Кон, Е.Т. Соколова, А.А. Налчаджян, В.Н. Козиев, А.А. Бодалев и др.) При этом в изучении и понимании «Я - образа» акцентируют внимание на разных подходах. Образ «Я» понимается как установочная система (И. С. Кон); в системе ценностей человека его «Я»  обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его «Я» составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение (Бодалев А.А.); «Я» – как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа «Я», понятия «Я» (И.И. Чеснокова).

Другие  исследователи останавливаются  на изучении проблемы самоотношения и его строения (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, Н.И. Сарджвеладзе).

     В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение самосознания (В.Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру «Я – концепции» (А.Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И.И. Чеснокова, В.С. Мерлин).

Л.С. Выготский, изучая проблему структуры самосознания, вслед за А. Буземаном останавливается на шести направлениях, которые характеризуют его структуру: накопление знаний о себе, рост их связности и обоснованности; углубление знаний о себе, психологизация (постепенное вхождение в образ представлений о собственном внутреннем мире); интеграция (осознание себя единым целым); осознание собственной индивидуальности; развитие внутренних моральных критериев при оценке себя, своей личности, которые заимствуются из объективной культуры; развитие индивидуальных особенностей процессов самосознания.

     Структура самосознания человека зависит от той  социальной среды, к которой он принадлежит. Связь между социально-культурной средой и самосознанием заключается не во влиянии среды на темпы развития самосознания, а в том, что ею обусловлен сам тип самосознания и характер его развития.

     Более подробно мы рассмотрели структуру  самосознания по И.И. Чесноковой. И.И. Чеснокова рассматривает самосознание как сложный (20, с. 58) психологический процесс, заключающийся в восприятии личностью многообразных "образов" самого себя  в различных ситуациях деятельности и в соединении этих образов в единое целостное образование – в представление, а затем в понятие о собственном «Я». Процесс самопознания тесно связан с разнообразными переживаниями, которые в дальнейшем обобщаются в эмоционально-ценностное отношение личности к себе. Обобщённые результаты познания себя и эмоционально-ценностного отношения закрепляются в соответствующую самооценку, которая становится регулятором поведения личности.

     Таким образом, И.И. Чеснокова рассматривает  самосознание как единство трёх сторон: познавательной (самопознание), эмоционально-ценностной (самоотношение) и действенно-волевой (саморегуляция). Подчеркивается процессуальность самосознания, несводимость его к конечному результату. Здесь имеется в виду процесс накопления знаний о себе, который не приводит к конечному, абсолютному знанию, но делает знание все более адекватным.

     Самосознание, согласно Чесноковой, представляет собой процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях и в соединении этих образов в единое целостное образование – представление, а затем и понятие своего собственного «Я». В результате этого процесса формируется обобщенный «образ Я». Здесь самопознание представлено как обобщение, при котором в последовательности образ восприятия – представление-понятие из многочисленных образов самого себя в различных ситуациях выделяется общее, устойчивое. Самосознание - противоречивое единство, понимается как единство изменчивого и устойчивого в отношении личности к себе.

     Наиболее  частные, существенные черты личности выделяются как постоянные, устойчивые, преходящие – изменчивые. В зависимости от изменения ситуации, в которой личность живет и действует, возможно изменение этого соотношения – компоненты изменчиво переходят в устойчивое и, наоборот. Самый важный устойчивый компонент – «более или менее постоянное содержание самооценки, в которой отражается уровень знания личностью себя и отношения к себе». Этот относительно устойчивый компонент является, по мнению автора, необходимым внутренним психологическим условием тождественности личности, ее константности.

     Обобщенный  образ своего «Я», возникший из отдельных, единичных, ситуативных образов, содержит общие, характерные черты и представления о своей сущности, общественной ценности. В нем отдельные восприятия сливаются воедино, выделяется нечто устойчивое, обобщенное, неизменное во всех восприятиях. Этот обобщенный образ выражается в соответствующем понятии о себе.

     Вступая в разнообразные отношения с  другими людьми, человек ориентируется  на определенные нормы, правила, обычаи. «Я - образ» на индивидуальном уровне отражает степень соответствия - несоответствия человека требованиям, предъявленным ему обществом. Осознавая себя как социального индивида, человек отождествляет себя с определенной группой людей – половой, возрастной, этнической, профессиональной и др. Идентифицируя себя с этими группами, индивид «смотрит» на себя глазами других, оценивая свои поступки с позиций той или иной группы.

     Понятие идентификации в психологическом  смысле употребляется для обозначения  механизма усвоения социальных ролей, стандартов поведения, основанных на их воспроизведении и копировании. Различными могут быть люди, с которыми отождествляет себя человек: родители, близкие, значимые другие, герои произведений литературы и искусства, а также представители животного мира. Идентификация может быть различной по полноте – сравнение по одному или нескольким признакам, качествам, может быть сознательной и неосознаваемой, иметь рациональный или эмоциональный характер.

     Таким образом, структура самосознания понимается как единство познания себя (понятого как отражение своих более или менее постоянных черт и представлений о своей сущности и общественной ценности), самооценки (которая тоже отражает уровень знания личностью себя и отношения к себе) и саморегуляции. 

     1.2 Характеристика самооценки как структурной составляющей самосознания

     Самооценка  – оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, возможностей, качеств, своего места  среди других людей. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая  в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     Самооценка - непременный спутник нашего «Я». Она проявляется не столько в том, что человек думает или говорит о себе, сколько в его отношении к достижениям других. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.

     Как же личность осуществляет самооценку? Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми.

     Именно  деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Поэтому уже в детском саду часто можно слышать: «Коля - хороший мальчик, он всегда спит в тихий час»; или: «Игорь - плохой, он плохо ест». Таким образом, воспитатель дает ребенку точку отсчета для оценки его поведения. По подобным ориентирам мы постоянно сверяем то, что делаем, с тем, чего от нас ожидают окружающие.

     В конечном счете, все, что человек делает для себя, он вместе с тем делает и для других, даже если ему кажется, что он делает что-то только для себя. Уже сложившиеся оценки собственного «Я» есть результат постоянного сопоставления того, что личность наблюдает в себе, с тем, что видит в других людях. Человек, уже зная что-то о себе, присматривается к другому человеку, сравнивает себя с ним, предполагает, что и тот небезразличен к его качествам, поступкам. Все это входит в самооценку личности и определяет ее психологическое самочувствие. Другими словами, у личности всегда имеется круг людей, с которыми она считается, среди которых черпает свои ценностные ориентации.

Информация о работе Влияние самооценки на успеваемость младших школьников