Влияние самооценки на успеваемость младших школьников

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 09:10, курсовая работа

Краткое описание

Целью нашего исследования является изучение связи самооценки и успешности обучения детей в младшем школьном возрасте.
В исследовании были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику самооценки как структурной составляющей самосознания;
2. описать особенности самооценки младшего школьника;
3. проследить связь между самооценкой и успешностью обучения в младшем школьном возрасте.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ 5
Глава 1 психолого-педагогические подходы к изучению проблемы влияния самооценки на учебную деятельность младших школьников 5
1.1 Общая характеристика самосознания, его структура 5
1.2 Характеристика самооценки как структурной составляющей самосознания 8
1.3 Самооценка младшего школьника 13
1.4 Влияние самооценки на успехи младших школьников в процессе учебной деятельности 16
Глава 2 Эмпирическое исследование влияние самооценки на успешность обучения младших школьников 21
2.1 Организация 21
2.2 Описание метода исследования 21
2.3 Описание хода эксперимента 22
2.4 Анализ результатов исследования уровня самооценки у детей младшего школьного возраста 23
2.5 Анализ результатов успешности обучения 24
2.6 Сравнительный анализ полученных результатов 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по психу - готовая.doc

— 229.50 Кб (Скачать)

     Обнаружилось, что нет никакой связи между  самооценкой ребенка и материальной обеспеченностью семьи. Зато прочность  семьи оказалась очень важным фактором; в распавшихся семьях чаще встречались дети с заниженной самооценкой.

     Не  выявилось связи между самооценкой  ребенка и количеством времени, которое родители проводят вместе с  ним. Главнее - не сколько, а как общаются родители с ребенком. Важно бережное, уважительное отношение родителей к личности ребенка, их интерес к жизни сына или дочери, понимание характера, вкусов, знание друзей. В семьях, где воспитывались дети с высокой самооценкой, родители, как правило, привлекали детей к обсуждению различных семейных проблем и планов, К мнению ребенка внимательно прислушивались и относились к нему с уважением и тогда, когда оно расходилось с родительским.

     Совсем  другая картина открылась в семьях, где жило большинство детей с  пониженной самооценкой. Родители этих учеников не смогли сколько-нибудь содержательно охарактеризовать своего ребенка. Эти родители включаются в жизнь своих детей только тогда, когда они создают для них определенные трудности; чаще всего толчком к вмешательству служит вызов родителей в школу.

     Дети  с низким уровнем притязаний и низкой самооценкой не претендуют на многое ни в настоящем, ни в будущем. Они не ставят перед собой высоких целей и постоянно сомневаются в своих возможностях, быстро смиряются с тем уровнем успеваемости, который складывается в начале обучения.

     Если  ребенок приходит в школу, принимая ценности и притязания родителей, то позже он в большей или меньшей мере начинает ориентироваться на результаты своей деятельности, свою реальную успеваемость и место среди сверстников. К концу младшего школьного возраста появляется рефлексия и, тем самым, создаются новые подходы к оценке своих достижений и личностных качеств.

     Самооценка  становится, в целом, более соответствующей действительности, суждения о себе - более обоснованными. В то же время здесь наблюдаются значительные индивидуальные различия. Следует особо подчеркнуть, что у детей с завышенной и заниженной самооценкой изменить ее уровень крайне сложно.

     Таким образом, можно заключить, что самооценка является сложным личностным образованием, в котором находят свое выражение знания ребенка о себе, его активность, направленная на открытие своего «Я» в общении и деятельности.

     Для формирования здоровой «Я - концепции» личности, способной к саморазвитию, созиданию, реализации своих творческих возможностей родителям и учителю необходимо создать атмосферу любви и добра. Постоянная критика и недоброжелательное отношение со стороны близких людей, сравнивание ребенка с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал личности; ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом. 

     1.4 Влияние самооценки на успехи младших школьников в процессе учебной деятельности

     Изучение  роли самооценки в познавательной деятельности обнаружило, что особое значение ребенок придает своим интеллектуальным возможностям, оценка этих возможностей другими его всегда очень беспокоит. Так, в проведенном исследовании ни один из учеников (в том числе неуспевающие), перечисляя причины своей недостаточно эффективной или плохой успеваемости, не сослался на затруднения в понимании учебного материала, в овладении навыками, приемами мыслительной деятельности и пр. Все дети предпочитали считать себя (и считаться) ленивыми, недисциплинированными, но никто не относил свой неуспех за счет недостаточных интеллектуальных способностей.

     Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и  самостоятельно ищут свои ошибки в  своих работах, выбирают задачи, соответствующие  своим возможностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную. Такие дети отличаются активностью, стремлением к достижению успеха в учебной деятельности. Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха в учебной деятельности. Это основывается на правильной самооценке своих возможностей и способностей.

     Неадекватная  заниженная самооценка у младших  школьников проявляется ярко в их поведении и чертах личности. Дети выбирают легкие задачи. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой учебной деятельности. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Они ждут только неудачи. Эти дети очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

     У детей с заниженной и низкой самооценкой  часто возникает чувство собственной неполноценности и даже безнадежности. Даже в тех случаях, когда дети компенсируют свою низкую успеваемость успехами в других областях, «приглушенное» чувство неполноценности, ущербности, принятие позиции отстающего приводят к негативным последствиям.

     Дети  с завышенной самооценкой часто переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.

     Устойчивая  самооценка младшего школьника формирует  его уровень притязаний. При этом у младшего школьника возникают  потребность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень  притязаний.

     Усваивая  в процессе обучения и воспитания определенные нормы и ценности, школьник начинает под воздействием оценочных суждений других (учителей, сверстников) относиться определенным образом как к реальным результатам своей учебной деятельности, так и к самому себе как личности. С возрастом он все с большей определенностью различает свои действительные достижения и то, чего он мог бы достичь, обладая определенными личностными качествами. Так у ученика в учебно-воспитательном процессе формируется установка на оценку своих возможностей - один из основных компонентов самооценки.

     В самооценке отражается то, что ребенок  узнает о себе от других, и его  возрастающая собственная активность, направленная на осознание своих  действий и личностных качеств.

     Известно, что дети по-разному относятся  к допускаемым ими ошибкам. Одни, выполнив задание, тщательно его проверяют, другие тут же отдают учителю, третьи подолгу задерживают работу, особенно если она контрольная, боясь выпустить ее из рук. На замечание учителя; «В твоей работе есть ошибка» - ученики реагируют неодинаково. Одни просят не указывать, где ошибка, а дать им возможность самим найти ее и исправить. Другие с тревогой, бледнея или краснея, спрашивают; «А какая, где?» И, безоговорочно соглашаясь с учителем, покорно принимают его помощь. Третьи тут же пытаются оправдаться ссылками на обстоятельства.

     Наиболее  естественно реагируют на свои ошибки дети с правильной самооценкой. Они обычно даже с интересом самостоятельно ищут ошибку: «Интересно, в чем? Какая?» Дети с заниженной самооценкой, если им предложить самим найти свою ошибку, обычно молча, перечитывают работу несколько раз, ничего в ней не меняя. Нередко они сразу опускают руки и отказываются проверять себя, мотивируя тем, что все равно ничего не увидят. Благожелательное отношение учителя, поощрения служат существенным стимулом, поддерживающим их деятельность.

     Поощряемые  и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко  сами находят ошибку.

     Как уже говорилось, в самооценке ребенка  отражается не только его отношение  к уже достигнутому, но и то, каким он хотел бы быть, его стремления, надежды. Самооценка теснейшим образом связана с тем, на что человек претендует.

     Самооценка  ребенка обнаруживается не только в  том, как он оценивает себя, но и  в том, как он относится к достижениям  других. Из наблюдений известно, что дети с завышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с заниженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

     Дети, которые не критичны к себе, часто  очень критичны к другим. Если маленькому школьнику (первокласснику, второкласснику), который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

     Отношение к допущенным ошибкам, к собственным  промахам, недостаткам не только в  учении, но и в поведении - важнейший  показатель самооценки личности.

     Ребенок не рождается на свет с каким-то отношением к себе. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и школе.

     Дети  с высокой самооценкой отличались активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх.

     Совсем  по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность - неуверенность в себе. Во всех своих  начинаниях и делах они ждут только неуспеха.

    Многообразие  исследований, посвященных психологическим  проблемам успешности обучения, показывает, что на пути к решению этих проблем сделано немало. Однако еще возникает много вопросов о причинах, обуславливающих трудности в учении. Необходимо более углубленное изучение особенностей личности школьника, помогающие ему в устранении трудностей и успешному овладению им школьной программой.

     Таким образом, основными  факторами влияющими  на формирование самооценки детей младшего школьного  возраста, являются оценочные воздействия  учителя, родителей  и их отношение  к учебной деятельности.

     Уровень самооценки является одним из важнейших  факторов, оказывающим  влияние на успешность обучения младшего школьника, поэтому учитель  начальных классов  должен знать психологические  особенности младших  школьников и учитывать  индивидуальные особенности самооценки в учебном процессе.

 

      Глава 2 Эмпирическое исследование влияние самооценки на успешность обучения младших школьников 

     2.1 Организация

     Для того чтобы провести нашу экспериментальную  работу, мы выявили главную цель исследования: определение влияния самооценки младшего школьника на успешность обучения.

     Гипотезой исследования послужило предположение о том, что самооценка влияет на успешность обучения младших школьников.

     Объектом исследования явились дети 2 класса. Предметом исследования явилась самооценка детей.

     Задачи исследования:

  1. выбор методов исследования;
  2. изучение самооценки детей;
  3. установление связей между самооценкой и успешностью обучения;
  4. анализ полученных результатов.

     Эксперимент проводился в городе Барнауле, в СОШ № 64.

     Для проведения эксперимента был выбран 2 класс. В эксперименте участвовало 23 человека. 

     2.2 Описание метода исследования

     В процессе нашего эмпирического исследования осуществлялось выявление уровня самооценки детей и отслеживалось её влияние на успешность обучения младших школьников.

     Психологические особенности уровня самооценки определялись с помощью методики «Лесенка», В.Г. Шур.

     Данная  методика разработана В.Г. Щур и  предназначена для выявления  системы представлений ребенка  о том, как он оценивает себя сам, как, по его мнению, его оценивают  другие люди и как соотносятся эти представления между собой.[22]

     Для целей данного курсового проекта  методика была модифицирована. Изучалась  только самооценка ребенка, как общее  отношение к себе. На самом деле эта методика представляет собой 7-ми балльную шкалу, адаптированную для детей.

Информация о работе Влияние самооценки на успеваемость младших школьников