Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

 

Уровень притязаний:

76,5% - очень высокий уровень притязаний - обычно свидетельствует о нереалистическом, некритичном отношении школьника к собственным возможностям. Нереалистический уровень притязаний часто свидетельствует о том, что школьник не умеет правильно ставить перед собой цели.

23,5% - адекватность притязаний.

Самооценка:

47% учащихся имеют завышенную самооценку. Завышенная самооценка может свидетельствовать о личной незрелости, неумении правильно оценивать результаты своей деятельности, сравнивать себя  с другими. Кроме того, завышенная самооценка может указывать на существование искажения в формировании личности – «закрытость для опыта», нечувствительность  к своим ошибкам неуспехам, замечаниям и оценкам окружающих. 

23,5% - высокая самооценка, оптимальная для личностного развития.

11,8% - средняя, реалистичная самооценка.

17,6% - заниженная самооценка (недооценку себя). Как показывают исследования, за низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе, т.е. отношение к себе, как ни к чему не способному, неумелому, и "защитная", когда декларирование (в том числе и самому себе) собственного неумения, отсутствия способностей, того, что «всё равно ничего не выйдет», позволяет не прилагать никаких усилий, или, по меткому выражению  В.Н. Мясищева, подменить деятельность отношением к ней (см. Диаграмма 1).

Диаграмма 1. Самооценка учащихся


Расхождение между  уровнем притязаний и уровнем  самооценки:

41% - норма, школьник ставит перед собой такие цели, которые он действительно стремиться достичь. Притязания в значимой части случаев основываются на оценке им своих возможностей, служат стимулом личностного развития.

59% - резкий разрыв между самооценкой и притязаниями. Такое соотношение указывает на конфликт между тем, к чему школьник стремиться и тем, что он считает для себя возможным.

 

Для изучения агрессии был  использован опросник уровня агрессивности Басса-Дарки. При обработке подсчитываются данные по всем шкалам и отдельно высчитывается индекс враждебности и индекс агрессивности (см. Приложение 2). Полученные данные приведены в таблице 2 (см. Приложение 3).

У данной группы испытуемых отмечаются средние показатели по шкалам косвенная  агрессия и склонность к раздражению (5,625 и 6,563 соответственно). Шкала «косвенная агрессия» свидетельствует о том, что испытуемые с высокими показателями по данной шкале временами не могут справляться с желанием причинить вред другим, однако нечасто раздражаются настолько, чтобы кидать предметами, они не способны на грубые шутки, и не бывают мрачны от злости; никогда не проявляют явных вспышек гнева, хотя могут порой выражать свой гнев тем, что стучат кулаком по столу. Испытуемые с высокими показателями по шкале «раздражение» могут иногда чувствовать, что готовы первыми начать драку. Они не огорчаются из-за мелочей, но гораздо более раздражительны, чем кажется.

Также средние показатели проявляются  по шкалам «физическая агрессия», «обида», «вербальная агрессия», «чувство вины». Высокие показатели по шкале «физическая агрессия» свидетельствуют о том, что некоторые подростки временами не могут справиться с желанием причинить вред другим; если они не одобряют поведение друзей, то дают им это почувствовать; тот, кто оскорбляет их семью или их самих, тот напрашивается на драку по их мнению; эти подростки требуют к себе уважения и нередко дают сдачи, если их ударят; если для защиты своих прав им нужно применить физическую силу, то они, несомненно, это сделают. Шкала «обида»: испытуемые считают, что часто не получают то, что им положено; другие по их мнению умеют почти всегда пользоваться благоприятными обстоятельствами; этих подростков немного огорчает собственная жизнь, судьба; хотя подростки могут не показывать этого, но их иногда гложет зависть; если бы все знали, что они чувствуют, то по их мнению, считалось бы, что это люди, с которыми нелегко работать. Шкала «вербальная агрессия»: если кто-нибудь раздражает подростков с высокими показателями по данной шкале, то они готовы сказать этому человеку, что о нем думают; когда на них кричат, они начинают кричать в ответ; часто они лишь угрожают людям, хотя и не собираются приводить угрозы в исполнение; в споре эти подростки часто повышают голос, при этом стараются спорить, прежде чем согласиться с чьей-либо точкой зрения. Шкала «чувство вины»: высокие показатели по данной шкале говорят о том, что некоторые испытуемые , когда им случается кого-нибудь обмануть, испытывают мучительные угрызения совести; иногда им на ум приходят мысли, которых они стыдятся; люди, увиливающие от работы, по их мнению должны испытывать чувство вины; подростков угнетает то, что они мало делают для своих родителей; они делают много такого, о чем впоследствии жалеют; неудачи огорчают этих подростков; когда они поступают неправильно, их мучает совесть; более того, такие подростки часто думают, что жили все это время неправильно.  

Из таблицы видно, что у испытуемых проявляются средние показатели с тенденцией к низким цифрам по шкале «подозрительность». Данная форма  поведения проявляется реже всех, но при этом может колебаться в  диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения  в том, что другие люди планируют  и приносят вред. Такие подростки держатся настороженно с людьми, которые относятся к ним несколько более дружественно, чем они ожидали. Они думают, что многие люди недолюбливают их, а некоторые даже завидуют; иногда данным испытуемым кажется, что над ними смеются; они живут по принципу «никогда не доверять чужакам»; раньше они считали, что большинство людей говорит правду, но теперь в это не верят.

Наряду со средневыраженными шкалами  у испытуемых проявляются и высокие  показатели по шкале «негативизм» (4, 125 из 5 возможных баллов). Данная шкала  свидетельствует об оппозиционной  манере в поведении, от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов. Испытуемые с высокими показателями по этой шкале никогда не выполнят просьбу, если их об этом не попросить в вежливой форме; если им не нравится установленное правило, то им хочется его нарушить; эти дети всегда поступают наперекор тем, кто воображает себя начальником, и делают все, чтоб те не зазнавались. Поскольку негативизм проявляется наиболее четко, что чаще всего он носит характер борьбы за право собственного мнения.

Переводя количественные данные в  проценты мы получили следующее: испытуемые с высоким уровнем агрессивности – 11,8%, со средним – 82,3%, с низким – 5,9% (см. Диаграмма 2).

Диаграмма 2. Уровень агрессивности  у испытуемых


Для дальнейшего анализа  результатов необходимо выявить  зависимость между уровнем самооценки испытуемых и степенью проявления агрессивности. Для этого необходимо сравнить результаты по шкале «самооценка» (методика Дембо-Рубинштейн) и по шкале «агрессивность» (методика Басса-Дарки) с помощью такого метода математической обработки, как линейный корреляционный анализ. Суть метода заключается в установлении прямой (обратной) связи между переменными величинами по их значениям.

Для расчета коэффициента корреляции необходимы результаты по шкале «агрессивности», которая  будет обозначена как Х, и по шкале  «самооценка», которая будет принята  за Y.

Расчетные данные приведены  в таблице 1.

Таблица 1.

Y

X

XY

YY

XX

1

17

60

1020

289

3600

2

19

80

1520

361

6400

3

19

75

1425

361

5625

4

12

50

600

144

2500

5

17

75

1275

289

5625

6

19

75

1425

361

5625

7

19

75

1425

361

5625

8

17

65

1105

289

4225

9

17

60

1020

289

3600

10

14

35

490

196

1225

11

19

75

1425

361

5625

12

19

75

1425

361

5625

13

19

60

1140

361

3600

14

21

40

840

441

1600

15

23

40

920

529

1600

16

18

75

1350

324

5625

17

19

55

1045

361

3025

Сред.арифм.

308

1070

19450

5678

70750


 

Коэффициент корреляции находится  по формуле:

 

Подставив данные в формулу, мы получили коэффициент корреляции, равный r = 0,111. Данный результат говорит о том, что связь между самооценкой и уровнем агрессивности является слабой прямой.

Рассмотрим соотношение  уровневых характеристик самооценки со степенью проявления агрессии у испытуемых (см. Диаграмма 3).

Диаграмма 3. Соотношение уровневых характеристик самооценки со степенью проявления агрессивности


Из диаграммы видно, что  подростки с низким уровнем самооценки имеют отклонения показателя уровня агрессивности в сторону его увеличения (11,8% испытуемых) или уменьшения (5,8% испытуемых) (по Басса-Дарки). В то время как дети с завышенной, высокой и адекватной самооценкой имеют средние показатели по уровню агрессивности (82, 3% испытуемых).

Таким образом, по результатам проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы: между уровнем самооценки и проявлением агрессивности у подростков существует слабая прямая взаимосвязь. Обычно уровень выраженности агрессивных реакций коррелирует с самооценкой личности. Общая тенденция здесь заключается в наличии прямой связи: чем выше уровень самооценки, тем выше показатели общей агрессии и различных ее составляющих. Такая взаимосвязь характерна как для инструментальной агрессии, так и для другой формы агрессии – враждебности. В нашем исследовании подобная взаимосвязь прослеживается, но она незначительна и не может свидетельствовать о том, что у данных испытуемых уровень самооценки является ведущим фактором, определяющим степень проявления агрессивности с их стороны.

В проведенном нами исследовании дети, имеющие высокие показатели уровня самооценки, обнаруживают степень проявления агрессивности в пределах нормы, в то время как 11,8% испытуемых, обладающих низкой самооценкой, проявляют повышенную агрессивность по отношению к окружающим. Согласно исследованиям, проведенным Н.Б.Трофимовой и А.А.Реан в 2002 году, более агрессивные подростки чаще имеют крайнюю, экстремальную самооценку — либо чрезвычайно высокую, либо крайне низкую. С учетом подобных закономерностей, выявленных учеными, мы можем предположить, что в нашем случае низкая самооценка и является той экстремальной самооценкой, которая может побуждать подростков к проявлению агрессивности. При этом наша гипотеза «низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка» все же остается недоказанной, поскольку в данном случае не прослеживается достаточно четко корреляции между самооценкой и уровнем агрессивности у исследуемой выборки, следовательно, вышеупомянутые 11,8% испытуемых не являются показателем того, что наша гипотеза верна.

Для понимания подростковой агрессии большое значение имеет не только рассмотрение самой по себе самооценки личности, но и анализ соотношения самооценки и внешней оценки, которая дается референтными лицами, например учителями или сверстниками. Если самооценка не находит должной опоры во внешнем социальном пространстве, если оценка подростка значимыми лицами из ближайшего окружения всегда (или преимущественно) ниже его самооценки, то эта ситуация, несомненно, должна рассматриваться как фрустрирующая. При этом здесь фрустрация касается не чего-то второстепенного, так как блокируется одна из базовых, фундаментальных потребностей личности, каковой, несомненно, является потребность в признании, уважении и самоуважении. И как любой фрустратор, эта ситуация может провоцировать проявление агрессии.

Наше исследование показало, что, несмотря на наличие допустимого  уровня агрессивности, 47% испытуемых имеют  неадекватную, завышенную самооценку, что в дальнейшем может привести к повышению уровня агрессивности  в связи с внутриличностным конфликтом, выражающемся в расхождении между  восприятием подростков самих себя и восприятием их другими людьми, в частности референтными лицами. На основании этого мы разработали тренинговую программу, как один из возможных способов разрешения проблемы, позволяющую произвести коррекцию самооценки, т.е. снизить самооценку до уровня адекватной, для того чтобы подростки могли в дальнейшем избежать внутриличностных конфликтов, которые приводят к межличностным конфликтам. Тренинговая программа «Коррекция завышенной самооценки подростка» представлена ниже. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тренинговая программа

 «Коррекция  завышенной самооценки подростка»

Пояснительная записка

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, она является важнейшим регулятором её поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам.

В подростковом возрасте самооценка поднимается на качественно новую  ступень, обогащается новым содержанием, приобретает новые функции. Самое  важное: именно в этом возрасте ребенок  начинает осознавать себя как личность, обладающую определенными психическими качествами, включенными в определенную систему социальных отношений. Знания подростка о себе приобретают  обобщенный характер. Познавая себя в  постоянном сравнении с другими  людьми, он начинает активно выделять и усваивать нормы и эталоны  взаимоотношений; в сферу осознаваемого  включаются все виды его деятельности и взаимоотношений с окружающими.  

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка