Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение

высшего профессионального  образования

«Тобольская государственная  социально-педагогическая

академия имени Д.И.Менделеева»

Кафедра практической психологии и педагогики

 

 

 

Курсовая работа

Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

 

Выполнила: студентка

3 курса СПФ очного обучения 

А.И.Степанова

Проверила: Е.В.Маняпова

 

 

 

 

 

 

Тобольск, 2010

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….3

Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6

    1. Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
    2. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
    3. Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
    4. Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25

Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28

2.1.  Цели, задачи и методы исследования……………………………….28

2.2.   Анализ  результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31

2.3.Практические рекомендации………….………………………………34

Заключение…………………………………………………………………………36

Список литературы……………………………………………………………….37

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность исследования. Самооценка является сложным образованием, системным по своей природе: она целостна и в то же время имеет многоуровневое строение и иерархическую структуру, включена во множество межсистемных связей с другими психическими образованиями, в разные виды деятельности, формы и уровни общения, в когнитивное, нравственное и эмоциональное развитие личности.

К началу подросткового  возраста роль самооценки в жизни  ребенка заметно усиливается, начинается переориентация с внешних оценок на самооценку. Усложняется содержание самооценки, в нее включаются нравственные проявления, отношения с окружающими, собственные возможности. В подростковом возрасте более выраженные темпы  наблюдаются в развитии эмоционального компонента самооценки; эмоционально-ценностное отношение к себе становится ведущим  переживанием внутренней жизни подростка. Обостряется восприятие внешних  оценок и самовосприятие, оценка собственных  качеств становится насущной задачей  подростка.

Проблемой самооценки подростков занимались такие исследователи как Л.В. Бороздина, Л.Н. Городецкая, А.В. Захарова, Л.И. Божович, И.С. Кон, В.В. Столин, Д.И. Фельдштейн и  другие.

Вопросы, связанные с человеческой агрессивностью, затрагиваются во многих психологических исследованиях. Наличие  чрезвычайно высокой концентрации агрессии в обществе и отсутствие однозначного и адекватного научного определения этого сложного феномена делают проблему исследования агрессивности  одной из наиболее актуальных проблем  современного мира, важной теоретической  и практической задачей. Под агрессией понимается любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Период взросления, подростковый возраст, сам по себе не являясь болезнью, может спровоцировать возникновение  глубоких психологических проблем. При этом кризис может перейти грань, отделяющую его от болезненного состояния, требующего вмешательства специалистов - психологов и психиатров. Поэтому изучение особенностей подросткового возраста необходимо для понимания психологии агрессии в подростковом возрасте.

Проблеме агрессии также  посвящено  большое количество работ. Среди  них работы С.Н. Ениколопова, Ю.Б. Можгинского, А.А. Реана, С.Л. Соловьевой, Л.М. Семенюка и других.

Однако, при достаточно большом  количестве теоретических и методологических разработок, проблема самооценки как  относительно устойчивого личностного  образования не достаточно выявлена. Возникает противоречие между имеющимися в литературе эмпирическими и теоретическими данными о проблеме самооценки и недостаточностью их разработок в научных областях, связанных с конкретными особенностями поведения, в частности, с проявлением агрессии.

Все вышесказанное и определяет актуальность нашего исследования.

Объектом исследования являются особенности самооценки и проявления агрессии у подростков.

Предмет: самооценка как фактор, влияющий на степень проявления агрессивности у подростков.

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.

В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.

Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:

  1. Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
  2. Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
  3. Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
  4. Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
  5. Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Теоретико-методологические основания  работы: были использованы труды следующих авторов – Б.С. Волкова, М.В. Гамезо, А.В. Захаровой, А.А. Реана, С.Л. Рубинштейна, Е.В. Сидоренко и т.д.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы;
  2. Эмпирические методы: наблюдение, тестирование, опрос, беседа;
  3. Количественный и качественный анализ данных.

Исследование  проведено на базе МОУ СОШ №5 г. Тобольска в рамках психологической практики; выборку составляют учащиеся 7Б класса, возраст испытуемых 13-14 лет, количество испытуемых – 17 человек, из них 9 мальчиков и 8 девочек. Всего в классе 26 детей: 13 мальчиков и 13 девочек.

Практическая значимость исследования состоит в разработке на основе полученных данных комплекса психолого-педагогических рекомендаций, позволяющих произвести коррекцию самооценки и снизить агрессивные проявления подростков.

Надежность и достоверность  данных, полученных в работе, обеспечивается применением методик, адекватных цели, объекту и предмету исследования, и качественным анализом эмпирического материала.

Структура курсовой работы. Работа содержит введение, две главы, заключение и список литературы, включающий в себя 30 источников.

 

Глава 1. Теоретические  основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков

    1. Понятие самооценки в современной психологии

В современной психологии проблема самооценки является одной  из наиболее разрабатываемых. Исходным для ее анализа служит традиционное представление о том, что самооценка функционирует как часть самосознания. При всей бесспорности такого положения  оно кажется слишком общим, задающим только ракурс анализа. Необходимо найти  формы соотношения самосознания и самооценки, установить место последней  в его структуре. В связи с  этим неизбежно встает вопрос об уточнении  понятия «самооценка».

При отсутствии общепринятого  определения самооценки в зарубежной и отечественной психологии сформирован все же более или менее устоявшийся взгляд на ее онтологический статус.

В зарубежной литературе принят термин «концепция «Я», обозначающий совокупность всех представлений индивида о себе. В концепции «Я» выделяются описательная составляющая, называемая образом «Я», как некая когнитивная подструктура, и эмоционально-ценностное отношение  человека к себе, именуемое самоотношением. Поведенческие реакции, порождаемые  образом «Я» и самоотношением, конструируют поведенческую составляющую концепции «Я». Самооценка в этой трехчастной схеме чаще всего отождествляется с эмоционально-ценностным отношением субъекта к себе, реже – с образом «Я» или концепцией «Я» в целом. Нетрудно увидеть, что при таком подходе, который типичен и для зарубежной, и для нашей психологии, а точнее – заимствован за рубежом и утверждается у нас, самооценка как самостоятельный предмет анализа пропадает, и мы приходим к полной потере очень важного личностного конструкта [5, с. 99].

Альтернативная точка  зрения советских психологов, декларированная С.Л. Рубинштейном, звучит так: «Не сознание рождается из самосознания, из «я», а самосознание возникает в ходе развития личности, по мере того, как она становится самостоятельным субъектом. Прежде чем стать субъектом практической и теоретической деятельности, «я» само формируется в ней. Реальная, не мистифицированная история развития самосознания неразрывно связана с реальным развитием личности и основными событиями ее жизненного пути» [23, с. 635].

Первый этап в формировании личности как самостоятельного субъекта, выделяющего из окружающего, – продолжает он, – связан с овладением собственным телом, с возникновением произвольных движений. Эти последние вырабатываются в процессе формирования первых предметных действий.

Дальнейшей ступенькой на этом же пути, считает Л.С. Рубинштейн, является начало ходьбы, самостоятельного передвижения. Ребенок реально начинает становиться относительно самостоятельным субъектом различных действий, выделяясь из окружающего. С осознанием этого объективного факта, – подытоживает С.Л. Рубинштейн, – и связано зарождение самосознания личности, первое представление ее о своем «я». Самосознание является относительно поздним продуктом развития сознания, предполагающим в качестве своей основы становление ребенка практическим субъектом, сознательно отделяющим себя от окружения.

Существенным звеном в  ряде основных событий в истории становления самосознания, – считает известный психолог, – является и овладение речью, представляющей собой форму существования мышления и сознания в целом. Играя значительную роль в развитии сознания ребенка, речь вместе с тем существенно увеличивает действенные возможности ребенка, изменяя его взаимоотношения с окружающими. Вместо того чтобы быть объектом направляющих на него действий окружающих взрослых, ребенок, овладевая речью, приобретает возможность направлять действия окружающих его людей по своему желанию и через посредство других людей воздействовать на мир. Все эти изменения в поведении ребенка и в его взаимоотношениях с окружающими порождают, осознаваясь, изменения в его сознании, а изменения в его сознании в свою очередь ведут к изменениям его поведения и его внутреннего отношения к другим людям.

С.Л. Рубинштейн справедливо подчеркивает, что этими внешними событиями и теми внутренними изменениями, которые они вызывают, никак не исчерпывается процесс становления и развития личности. Они закладывают лишь фундамент, создают лишь основу личности, осуществляют лишь первую, грубую ее формовку; дальнейшая достройка и отделка связана с другой, более сложной, внутренней работой, в которой формируется личность в ее высших проявлениях [23, с. 637].

Позиция А.В. Захаровой сводится к тому, что осуществляя целенаправленные воздействия на формирование самооценки, необходимо, прежде всего, отдавать себе отчёт в том, какую личность мы хотим спроецировать, какими качествами ее наделить. Хотим ли воспитать человека самоуверенного и самодовольного, центром устремлений которого будет его собственное «я», воспринимающего окружающих лишь в качестве средства достижения собственных целей, или хотим вырастить личность гуманную, творчески активную, критически относящуюся к себе, умеющую самостоятельно определять перспективы собственного развития?

Можно формировать самооценку как интеллектуальное действие, рефлексивное в своей основе, опирающееся на развернутый анализ ситуации оценивания, – полагает А.В. Захарова, – а можно строить ее как эхолалическое образование, односторонне ориентированное, некритически воспроизводящее оценки окружающих [13, с. 12].

Г.К. Валицкас предложил следующее  определение самооценки: Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами, существующий в единстве осознаваемого и неосознаваемого, аффективного и когнетивного, общего и частного, реального и демонстрируемого компонентов [26, с. 224].

В.А. Сысенко в своих работах так выражает понимание и необходимость самооценки: «Следует учитывать, что человек – сугубо противоречивое существо, в натуре которого смешаны в самой причудливой форме положительные и отрицательные качества: мораль и аморальность, честь и бесчестие, щедрость и жадность, и так до бесконечности» [25, с. 202].

В европейской мысли противоречивость человеческой природы превосходно  описал Блез Паскаль: «Мы не довольствуемся нашей подлинной жизнью и нашим подлинным существом, – нам надо создавать в представлении групп людей некий воображаемый образ, и ради этого мы стараемся казаться им. Не жалея сил, мы постоянно приукрашиваем и холим это воображаемое «я» в ущерб «я» настоящему. Если нам свойственно великодушие, или спокойствие, или умение хранить верность, мы торопимся оповестить об этих свойствах весь мир и, дабы украсить ими нас выдуманных, готовы отнять их от нас подлинных; мы даже не прочь стать трусами, лишь бы прослыть храбрецами. Неоспоримый признак ничтожеств нашего «я» в том и состоит, что оно не довольствуется ни самим собою, ни своим выдуманным двойником и часто меняет их местами! Мы так тщеславны, что хотели бы прославиться среди всех людей, населяющих землю, даже среди тех, что появятся, когда мы уже исчезнем; мы так суетны, что забавляемся и довольствуемся доброй славой среди пяти-шести близких нам людей» [25, с. 202].

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка