Влияние самооценки на проявление агрессии подростка

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 20:00, курсовая работа

Краткое описание

Целью данного исследования является выявление взаимосвязи между особенностями самооценки и агрессией, как поведенческой характеристикой детей подросткового возраста.
В качестве гипотезы выдвинуто предположение о том, что низкая самооценка способствует повышению уровня агрессивности подростка.
Задачи, необходимые для достижения поставленной цели и проверки гипотезы исследования:
Изучить научную литературу по заявленной тематике: влияние самооценки на проявление агрессии подростка;
Рассмотреть самооценку как личностную характеристику и агрессию как поведенческую характеристику;
Исследовать степень влияния самооценки на проявление агрессии у подростка;
Провести количественный и качественный анализ результатов исследования;
Разработать психолого-педагогические рекомендации по результатам исследования.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….6
Понятие самооценки в современной психологии…………………..6
Психологические аспекты формирования самооценки у подростков........................................................................................15
Понятие агрессии и агрессивности, основные теоретические подходы……………………………………………………………….19
Специфика агрессии в подростковом возрасте……………...........25
Глава 2. Эмпирические основы исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков……………………………………………………….28
2.1. Цели, задачи и методы исследования……………………………….28
2.2. Анализ результатов исследования самооценки и проявлений агрессивности у подростков…………………………………………….….31
2.3.Практические рекомендации………….………………………………34
Заключение…………………………………………………………………………36
Список литературы……………………………………………………………….37

Файлы: 1 файл

kursovaya_3_kurs.docx

— 195.25 Кб (Скачать)

В реальной жизни не так  уж редко приходится встречаться  с людьми, для которых характерна ложно понятая ими гордость. Она  представляет чрезмерно высокое  мнение о самом себе, ни на чем  не основанное высокомерие. Для подобных людей характерно стремление значить  больше, чем они есть на самом  деле. Они часто стремятся выделиться среди окружающих, обратить на себя внимание, чем-то «блеснуть» и чем-либо похвастаться.

Как правило, люди ищут признания  ценности своей личности, прежде всего  у близких, родных, а также в  кругу друзей. Именно в таких группах уровень притязаний дружеского общения человек желает получить знаки внимания, уважения, подтверждения своей значимости. Потребность в сохранении и поддержания чувства собственного достоинства является проявлением нужды человека в положительной оценке самого себя через оценки и отношения других людей. Такая потребность вызвана также постоянным желанием испытывать самоуважение, так как последнее является показателем внутренней душевной гармонии, сбалансированности нашей психики.

Есть два полюса – высокая самооценка, самоуважение и низкая, когда человек упрекает, осуждает себя за какие-то проступки. Высокая самооценка и самоуважение свидетельствуют о том, что психическая жизнь личности протекает без острых внутренних конфликтов; а если они и случаются, то человек достаточно успешно справляется с ними.

Достаточно высокое самоуважение – необходимый элемент душевной гармонии человека. Для сохранения и поддержания душевной уравновешенности, гармонии ему крайне необходимо сохранение и поддержание чувства собственного достоинства. Таким образом, это не какая-нибудь прихоть человека, а психологическая необходимость, нужда.

Всем известно, что человек  – существо сугубо общественное, не мыслящее своего существования без других людей. Он больше всего боится одиночества, отчуждения от близких и дорогих ему людей. Поэтому быть любимым и почитаемым близкими людьми есть весьма сильная гарантия того, что опасности одиночества, отчуждения или изоляции практически нет. «Нужность – это условие полноценной жизни. Когда я нужен, со мною ум, сила и обаяние. Тогда я тверд и уверен в своей правоте. Когда я не нужен, я слаб и беспомощен, плохой действует мой ум и способности. Я чувствую себя жалким, виноватым, сам не знаю в чем». Осознание человеком своей необходимости и нужности для близких и родных людей - мощнейший источник внутренней психической энергии личности. «Лишь одна мысль о своей нужности другому придает тебе силы, уверенность» [25, с. 279].

У. Джеймс выделяет следующие два рода самооценки: самодовольство и недовольство собой. «Самолюбие может быть отнесено к третьему отделу, к отделу поступков, ибо сюда по большей части относят скорее известную группу действий, чем чувствований в узком смысле слова. Для обоих родов самооценки язык имеет достаточный запас синонимов. Таковы, с одной стороны, гордость, самодовольство, высокомерие, суетность, самопочитание, заносчивость, тщеславие; с другой – скромность, униженность, смущение, неуверенность, стыд, унижение, раскаяние, сознание собственного позора и отчаяние. Указанные два противоположных класса чувствований являются непосредственными, первичными дарами нашей природы. Без сомнения, при чувстве довольства собой мы охотно перебираем в уме все возможные награды за наши заслуги, а, отчаявшись в самих себе, мы предчувствуем несчастье; но простое ожидание награды еще не есть самодовольство, а предвидение несчастья не является отчаянием, ибо у каждого из нас имеется еще некоторый постоянный средний тон самочувствия, совершенно не зависящий от наших объективных оснований быть довольными, или недовольными. Таким образом, человек, поставленный в весьма неблагоприятные условия жизни, может пребывать в невозмутимом самодовольстве, а человек, который вызывает всеобщее уважение и успех которого в жизни обеспечен, может до конца испытывать недоверие к своим силам».

Впрочем, - продолжает Джеймс, - можно сказать, что нормальным возбудителем самочувствия является для человека его благоприятное и неблагоприятное  положение в свете - его успех или неуспех. [11, с. 276].

Будучи сложноструктурированной  системой, самооценка функционирует  в разных формах, видах, на разных уровнях  организованности как развивающая  система. Ее структура представлена двумя компонентами - когнитивным  и эмоциональном. Когнитивный компонент  отражает знания человека о себе разной степени оформленности и обобщенности – от элементарных представлений до концептуально-понятийных. Эмоциональный – отношение человека к себе, накапливающийся у него «аффект на себя», связанный с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей. В процессе самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве; ни то, ни другое, как отмечает И.И. Чеснокова, не может быть представлено в «чистом виде». Знания о себе человек приобретает в контексте, и они неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых зависят от значимости для него оцениваемого содержания. Любая самохарактеристика содержит оценку, функционирующую в той или иной степени проявленности.

Самооценка функционирует  в двух основных формах - как общая  и частная (парциальная, или конкретная). Исследователи единодушны в том, что частные самооценки отражают оценку субъектом своих конкретных проявлений и качеств: поступков, действий, отношений, возможностей, физических данных. Они могут носить как ситуационный, так и обобщенный характер. Особое место среди них занимает так  называемые оперативные самооценки, отражающие непосредственный учет личностью  изменяющихся обстоятельств.

Менее исследованной является природа общей самооценки. Ее рассматривают  как одномерную переменную, отражающую приятие или неприятие личностью  себя, т.е. позитивное или негативное отношение ко всему тому, что входит в сферу «я». Такое понимание  общей самооценки сводит ее сущность к эмоционально-ценностному отношению  личности к себе; ее когнитивный  компонент, особенности его развития и функционирования выпадают из поля зрения исследователей [11, с. 277].

Функцией актуальной самооценки является оценка и основанная на ней  коррекция исполнительских действий по ходу развертывания деятельности (поступка). Х. Хекхаузен употребляет для определения этого вида самооценки термины «текущая» и «интроспективная» самооценка, отмечая, что она фиксирует эмоциональные состояния, изменение ожиданий, степень «удачности деятельности». Важным психологическим механизмом этого вида самооценки являются действия самоконтроля, содержащие в своей итоговой части парциальные самооценки [11, с. 281].

Функция ретроспективной  самооценки - оценка субъектом достигнутых  уровней развития, итогов деятельности, последствий поступков и т.п. Однако ее назначение не ограничивается лишь подведением итогов, она участвует  в определении субъектом перспектив своего развития, поскольку в ходе ее актуализации он отмечает как позитивные, так и негативные стороны своей деятельности и личности. Важной характеристикой прогностической самооценки является мера ее критичности, отражающая степень требовательности к себе субъекта.

Выполняя регулятивные функции, самооценка выступает необходимым  внутренним условием организации субъектом  своего поведения, деятельности отношений. По направленности и конечному результату регулятивные функции самооценки подразделяются на оценочные, контрольные, стимулирующие, блокирующие, защитные. Ее функции не ограничиваются решением задач адаптации, приспособления субъекта к окружающим условиям: она является важнейшим  фактором мобилизации человеком  своих сил, реализации скрытых возможностей, творческого потенциала. Как механизм саморегуляции, самооценка задействована  во всех сферах жизнедеятельности человека - в деятельности, в поведении, в  познании, в общении. Она опосредствует  интерпретацию собственного опыта  и внешних воздействий, восприятия самого себя и окружающей среды, определение  перспектив собственного развития и  отношения с окружающими. В исследованиях  получены данные, свидетельствующие  о том, что успешность деятельности человека зависит от его представлений  о своих способностях не меньше, чем от самих этих способностей. Регулятивные функции самооценки значительно  повышаются в личностно значимой для субъекта деятельности.

Функции психологической  защиты реализуются, как правило, при  завышенной самооценке, способствующей развитию эмоциональных барьеров, которые  блокируют восприятие внешних воздействий, ведущих к искажению и игнорированию  опыта. В качестве ее средств выступают  следующие механизмы: занижение  оценок других людей; необоснованные переносы высоких самооценок из одних сфер в другие; подъем уровня самооценки в значимых областях и снижение его  в менее значимых, рост агрессии, отчуждения, отвлечений, снижение интереса к деятельности; появление резонерства, самооправданий, назиданий, инфантильных форм поведения [11, с. 282].

Таким образом, самооценка – это наличие критической позиции индивида по отношению к тому, чем он обладает, но это не констатация имеющегося потенциала, а именно его оценка с точки зрения определенной системы ценностей. По итогам проводимой самооценки формируется то или иное отношение к себе, позитивное или негативное, с чертами отрицания, неприятия. Самооценка как таковая автономно является очень важным, если не ключевым, элементом самосознания, который в значительной мере может детерминировать личностный комфорт или дискомфорт, выраженный в степени самоприятия субъекта, его удовлетворения самим собой. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе.

    1. Психологические аспекты формирования самооценки у подростков

Подростковый возраст – возраст перехода от детства к взрослости. Изменения происходящие в отношениях с родителями и сверстниками, в сфере когнитивных возможностей и в отношении к обществу в целом способствуют процессу поиска самого себя. Самооценка, отношения подростка к себе во многом определяют его поведения и успеваемость. Но все же, как самооценка формируется у подростков и как она влияет на него [7, с.70].

В начале периода полового созревания большинство подростков начинают проводить  тщательную оценку самих себя, сравнивая  свои внешние данные, способности, социальные умения с аналогичными качествами своих  сверстников. Эта критическая самооценка обычно сопровождается периодом застенчивости, когда подросток очень уязвим и легко смущается. Подростков волнует, как примирить собственное «Я» с идеальным «Я».

По мнению К. Роджерса, представление о себе, если «Я» в собственном восприятии и идеальное «Я» начинают сливаться, то подросток может принять себя, а если нет, то это может привести к психологическим проблемам [19, с. 223].

Также усиливается склонность к  самонаблюдению, появляется эгоцентризм, несколько снижается общее самоуважение, изменяется самооценка некоторых качеств. Самооценка сильно зависит от стереотипов (каким должен быть мужчина, какой должна быть женщина) [27, с. 160].

Из-за широкой изменчивости процессов  роста и стремления молодых людей  сравнить себя со сверстниками у многих может наблюдаться снижение самооценки и чувства собственной значимости. Всё это может приводить к  беспокойству и переоценке себя как личности [22, с. 95].

Если в младшем возрасте самооценка отличается неустойчивостью, то у подростков она носит относительно устойчивый характер. Поведение и деятельность подростка во многом определяются особенностями  самооценки. Так, при завышенной самооценки у него части возникают конфликты  с окружающими. Самооценка оказывает  влияние на самовоспитание подростка. Оценивая свои особенности и возможности по сравнению с другими, он может намечать программу самовоспитания. Подростку очень важно иметь свою оценку, собственное мнение [9, с. 181].

Также подросток переоценивает  свои действия и поступки. Больше подросток  ориентируется на мнение сверстников, товарищей, а учитель для него уже не является таким непререкаемым  авторитетом, как раньше. Подростки  предъявляют высокие требования к деятельности, поведению, личности учителя. Подростки постоянно оценивают  отношения и поведение учителей [8, с. 134].

Подростки, изучая себя, представляют, что и другие люди тоже постоянно  наблюдают за ними, оценивают их. Это явление в западной психологии называется «воображаемой аудиторией». Он всё время открыт, что усиливает  его ранимость [14, с. 201].

Из этого следует: чем богаче опыт и выше уровень мировоззрения  человека, тем больше значение в  его развитии приобретают обращение  к себе, самооценка своих личностных качеств. В этом смысле самооценка выступает  как относительно устойчивое представление  личности о себе, которое является результатом многократного и  многостороннего самооценивания [10, с. 25].

Самооценка тесно связана с социально-психологическим статусом подростка в группе. Социально-психологический статус – понятие, обозначающее положение человека в системе межличностных отношений и меру его психологического влияния на членов группы.

Исследования отечественных психологов показывают на наличие взаимосвязи  самооценки и социально-психологического статуса. Она положительно коррелирует  с уровневой характеристикой  самооценки подростков.

Так же было выявлено: чем критичнее  к себе подросток и чем выше его самооценка, тем выше его положительный  социальный статус в группе. И далее, чем выше самооценка и чем выше уровень притязаний, тем ниже положительный  социальный статус или выше отрицательный  статус, в зависимости от поведенческих особенностей человека, проявляющихся по отношению к группе: склонные к рациональному конформизму попадают в группу «пренебрегаемых», склонные к нонконформизму - в группу «отвергаемых».

Причину такого поведения некоторые  авторы находят в росте критичности  подростков к себе. Они указывают, что неправильное осознание подростком своего положения в коллективе нередко  является одной из главных причин возникновения конфликтных ситуаций [18, с. 20].

В условиях, когда самооценка не находит  опоры в социуме, когда его  поведение оценивается другими  исключительно негативно, когда  потребность в самоуважении остаётся нереализованной, - развивается резкое ощущение личного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации его  самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из путей решения этой проблемы является переход подростка в  группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна  самооценки или даже превосходит  её.

В такой среде подростка ценят  и постоянно подтверждают это  вербально и не вербально, что  приводит к удовлетворению потребности  в уважении и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Информация о работе Влияние самооценки на проявление агрессии подростка