Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4
1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8
1.3. Психологические аспекты формирования самооценки……………………..10
2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13
2.2. Ценностные ориентации………………………………………………………17
2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Под обособлением А.В.Мудрик понимает внутреннее выделение себя личностью из общности, к которой она принадлежит вследствие достижения ею определенного уровня самосознания. Как вне процесса общения невозможно усвоение общественного опыта, так без процесса обособления невозможно личностное присвоение этого опыта. Общение способствует включению личности в социум, в группу, что дает ей ощущение собственной защищенности, сопричастности к жизни группы, чувство эмоционального благополучия и устойчивости, значение которого особенно велико для старшеклассников, так как именно в этом возрасте возрастает роль понимания, сопереживания, эмоционального контакта в общении. Обособление личности позволяет ей персонифицировать себя, осознать свою индивидуальность.

     Таким образом, правильная самооценка в подростковом возрасте имеет большое значение для формирования мотивационно-ценностной базы ориентаций в будущей жизни. Самооценка - это продукт отражения информации субъектом о себе в соотношении с определёнными ценностями и эталонами. Самооценка связана с потребностью в самоутверждении, стремлением человека найти себя в этой жизни и непосредственно влияет на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Большую роль в становлении личности человека играет самооценка, подразумевающая оценку себя, своей деятельности, своего положения в группе и отношения к другим членам группы. Самооценка связана с одной из центральных потребностей человека - с потребностью в самоутверждении, со стремлением человека найти своё место в жизни, утвердить себя как члена общества в своих глазах и в глазах окружающих. Именно адекватная самооценка способствует внутренней согласованности личности.

     А для человека как личности очень  существенно возникновение в  его мотивационно-ценностной сфере  совершенно новых по своему строению психологических образований, освобождающих его от непосредственных ситуативных влияний. К этим образованиям относятся цели, побуждающие человека действовать в том или ином направлении. Принятые им решения, нравственные чувства и убеждения [33].

     Для того чтобы понять роль потребностей в формировании личности, необходимо учитывать, что в процессе жизни  у учащихся возникают и развиваются новые социальные потребности, что приводит к обогащению и усложнению его мотивационно-ценностной сферы. Здесь можно выделить два основных пути. Во-первых, путь изменения положения ребенка в жизни, в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Это порождает потребности, специфичные для каждого возрастного этапа. Так, у подростков с их положением в коллективе сверстников; а у старших школьников - с их будущим положением как членов общества. Такой путь возникновения потребностей характерен не только для ребенка, но и для взрослого.

     Во-вторых, формирование потребностей происходит в связи с усвоением новых форм поведения и деятельности. Ярким примером этого является возникновение разнообразных, в том числе и культурных привычек, когда усвоенные способы поведения сами начинают побуждать человека к их осуществлению.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  адекватная самооценка, т. е. потребность в самоутверждении, стремлении найти себя в этой жизни, влияет на правильную мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Список литературы

    1. Аронсон Э. Социальная психология: Психологические законы поведения человека в социуме - М: Олма-Пресс, 2004.
    2. Бодалев А. А. Личность и общение - М: Прогресс, 2000.
    3. Бэрон Р. Социальная психология: ключевые идеи - СПб: Питер, 2003.
    4. Вучков Ю. Искусство жить - М.: Политиздат, 1989.
    5. Карнеги Д. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. - М.: Оникс, 1994.
    6. Козлов Н. И. Как относиться к себе и людям, или Практическая психология на каждый день - М.: Новая шк., 1994.
    7. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий под редакцией Кузьмина Е. С. И Семенова В. Е.
    8. Лисина М. И. Общение, личность и психология ребенка. - Воронеж: Модэк, 1997.
    9. Немов Р. С. Психология. Книга 1.
    10. Психологические тесты под редакцией А. А. Карелина - М.: Владос, 1999.
    11. Психологические тесты -М.: Прогресс, 1990.
    12. Роббер М. А. Психология индивида и группы - М.: Прогресс, 1988.
    13. Сизанов А. Н. Познай себя - СПб: Питер, 2000.
    14. Теоретическая и прикладная социальная психология под ред. Уледова А.К., Журавлева В. В., Котельникова С. А. - М.: Мысль, 1988.
    15. Тернер Дж. Социальное влияние - СПб: Питер,2003.
    16. Шибутани Т Социальная психология - М.: АСТ; Ростов н/Д: Феникс, 1999.
    17. Винтин И. А. Особенности социального самоопределения старшеклассников / И. А. Винтин // Социс. 2004. № 2.
    18. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределния молодежи / Е. А. Климов. Ростов-на-Дону, 2006.
    19. Климов Е. Общая типология ситуаций (казусов) и структура мыслительных задач, возникающих в практике работы профконсультанта/ Е. Климов // Тр. ВНИИ профтехобразования. Л., 1976.
    20. Кон И.С. Психология старшеклассника /И.Кон - М,: Просвещение. 2004.
    21. Майерс Д.Социальная психология / Д.Майерс, Пер. с англ., - СПб.:Питер Ком, 2003.
    22. Мельников В.М., ЯмпольскийЛ. Т. Введение в экспериментальную психологию личности. / В.М. Мельников, М., 2004.
    23. Нравственность, агрессия, справедливость // Вопр. психологии. 2002. № 1.
    24. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы./ Л.Ф. Обухова. М., 2004.
    25. Общая педагогика, под ред. Сластёнина.; ч.1. М., 2003.
    26. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования./ Л.Первин. М., 2000.
    27. Мудрик А. В. Общение в процессе воспитания. -М., 2001.
    28. Профессиональная педагогика. М., 1999.
    29. Психология личности; в 2-х томах; Самара, 2002.
    30. Ремшилдт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности./ Х.Ремшилд. - М.: Мир, 1994.
    31. Столяренко Л.Д.; Основы психологии. /Л.Д. Столяренко, М.: Феникс, 2005.

      32.Андерсонс, Г. В. Индивидуализация профильного обучения школьников [Текст] / Г. В. Андерсонс // Гуманизация образования. - 2007. - № 3.

      33. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. –Воронеж. 1996.

Информация о работе Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет