Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 10:53, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.
Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

Оглавление

Содержание
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы изучения самооценки
1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4
1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8
1.3. Психологические аспекты формирования самооценки……………………..10
2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13
2.2. Ценностные ориентации………………………………………………………17
2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу
учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20
Заключение………………………………………………………………………….24
Список литературы…………………………………………………………………26

Файлы: 1 файл

Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2

1. Теоретические основы изучения самооценки

1.1. Понятие самооценки и её виды………………………………………………..4

1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет……………………………….8

1.3. Психологические  аспекты формирования самооценки……………………..10

2. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу

2.1. Мотив и мотивации………………………..………………………………….13

2.2. Ценностные  ориентации………………………………………………………17

2.3. Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу

учащихся 15-16 лет………………………………………………..………………..20

Заключение………………………………………………………………………….24

Список литературы…………………………………………………………………26

 

Введение

     Актуальность  данной работы состоит в изучении влияния самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет. Эта тема является важной в социальной психологии, так как ее актуальность для современников имеет большое значение.

     Большую часть своей жизни личность проводит в группе. И велико значение занимаемого  в группе положения. Исходя из этого, возникает вопрос: почему одни люди легко идут на контакт, хорошо принимаются в группе, другие - наоборот. Если личность сможет адаптироваться в коллективе, если каждый найдет «ключи к успеху», в мире станет на порядок меньше депрессий, стрессов и разочарований. Это оздоровит каждую нацию в отдельности и население Земли в целом.

     Объект  данного исследования – самооценка учащихся 15-16 лет.

     Предмет исследования - влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.

     За  основу я взяла следующую рабочую гипотезу.

     Люди  с высокой самооценкой более общительны, они быстрее сходятся с людьми и ярче проявляют качества своей личности, однако индивиды с завышенной самооценкой впоследствии могут потерять свой первоначальный статус ввиду того, что редко считаются с чужим мнением.

     Попутно планировалось проверить предположение, что люди со схожими уровнями самооценки тянутся друг к другу.

     Цель  исследования - выявление взаимосвязи  самооценки и мотивационно-ценностной сферы учащихся 15-16 лет.

     Задачи  в данной работе будут следующие:

    • раскрыть понятие самооценки и её виды;
    • охарактеризовать особенности самооценки учащихся 15-16 лет;
    • выявить психологические аспекты формирования самооценки;
    • раскрыть понятие мотивации и ценностных ориентаций;
    • показать влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет.

     В списке использованной литературы указать, какими источниками я пользовалась для написания курсовой работы. 

       
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические основы изучения самооценки

1.1. Понятие самооценки и ее виды

     Для того чтобы понять, как влияет самооценка на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет, необходимо раскрыть понятие самооценки.

     Самооценка — это представление человека о своей важности и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств, и недостатков, выражение их открыто или закрыто.

     В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида.

     Функции самооценки:

  • Регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора;
  • Защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности.

     Значительную  роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида. В теории, самооценка —  это оценивание человеком самого себя.

     Самосознание - не только познание себя, но и известное отношение к себе: к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то есть самооценка. 

     Человек как личность — самооценивающее существо. Без самооценки трудно и даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и её результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящего человека до невротического состояния. Максимально адекватное отношение к себе — высший уровень самооценки.

     Как и что влияет на самооценку.

     Многие  считают, что самооценка человека во многом зависит от понимания другими людьми его достоинств. Когда люди поддерживают человека, внимательны и добры к нему, выражают одобрение, человек утверждается в том, что он много значит для всех и самого себя. Но, исходя из концепций восточных философий, самооценка - это базовая сущность человека, это что-то, с чем он родился, это то, что есть у него по умолчанию, потому что ты человек, потому что ты родился, потому что ты живешь и по умолчанию являешься частицей Вселенной. Истинная самооценка, строится на принятии себя, людей, процессов жизни и этого мира, потому что так есть, просто так есть и все, и остается просто жить и получать удовольствие. Самооценка, это то, что не могут определить для тебя другие, ее нельзя понять умом, можно только почувствовать. В современной психологии есть три вида самооценки:

  • заниженная;
  • нормальная;
  • завышенная.

     Самооценка  является важным регулятором поведения  человека, от нее зависят взаимоотношения с окружающими, критичность и требовательность к себе, отношение к своим успехам и неудачам. Самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности, тесно связана с уровнем притязаний человека, то есть с трудностью целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным: возникают эмоциональные срывы, повышается тревожность[7].

     Вид самооценки - это соответствие самооценки реальному положению дел. Выделяют самооценку адекватную и неадекватную. Неадекватная самооценка подразделяется на завышенную и заниженную. Человек с адекватной самооценкой реально воспринимает свои способности, особенности и возможности. Он трезво осознает как свои недостатки, так и достоинства. При завышенной самооценке человек склонен себя переоценивать, при заниженной же, напротив, недооценивать. Склонность к определенному виду самооценки является достаточно устойчивым личностным качеством.

     Многое  из того, что человек делает или  отказывается делать, зависит от его  уровня самооценки. Те, кто сам не считает себя очень талантливым, не стремится к очень высоким  целям и не проявляет огорчения, когда ему не удается что-нибудь хорошо сделать. Человек, который думает о себе как о никчемном, ничего не стоящем объекте, часто неохотно прилагает усилия, чтобы улучшить свою судьбу. С другой стороны, те, кто высоко себя ценит, часто склонны работать с большим напряжением. Они считают ниже своего достоинства работать недостаточно хорошо[16].

     Человек с высоким уровнем самооценки воспринимает себя как более способную  и достойную личность, чем человек  с низким уровнем самооценки. Интересно  также, что отрицательное самовосприятие приводит к более предсказуемому поведению, чем положительное[3].

     Психиатры часто говорят о том, адекватна  или неадекватна самооценка человека, но всегда возникает вопрос о границах этой адекватности. Считается, что самооценка измеряется по континууму, по одномерной шкале от высокой к низкой. В действительности, вопрос этот гораздо сложнее, так как самооценка человека складывается из чувств, которые он испытывает к самому себе. Любая ориентация, возможная в отношении других людей, может быть обращена на самого себя. Точно так же, как другой человек может быть объектом бескорыстной любви, человек может подходить к себе как к объекту безусловно ценному. Точно так же, как на других можно обижаться или ненавидеть, человек может относиться к себе, как к опасному объекту. Тщеславие может рассматриваться как форма героепочитания, когда сам субъект выступает в качестве героя. Точно так же как к другим людям можно относиться с презрением, человек может унижать самого себя[16].

     Завышенная  и заниженная самооценки являются в равной мере нежелательными потому, что в первом случае имеется опасность формирования и сохранения многих отрицательных качеств, таких как нетерпимость к мнениям других, высокомерие, во втором - безынициативность, трудность общения с другими[7]. Допускалось, правда, что нереалистическая позитивная самооценка и завышенное чувство оптимизма являются признаками хорошего душевного здоровья (Taylor & Brayn, 1988); более поздние исследования свидетельствуют о том, что в долговременной перспективе точная самооценка является обязательным условием нормального душевно состояния (Solvin, Block&Funder,1995). Негативная самооценка приводит к ослаблению иммунной системы и, следовательно, большей уязвимости для болезней. (Striumen, Lenieux& Coe,1993) С повышенной самооценкой также повышается уровень серотонина в крови, гормона, участвующего в сужении кровяных сосудов, стимуляции и расслабления мускулов и передачи импульсов между клетками. Есть теория, что биохимические элементы могут использоваться для повышения самооценки[3].

     Самооценка  сильно влияет на наше восприятие окружающих. Человек, в глубине души не уважающий  себя, считающий, что он не способен вызвать к себе серьезное отношение  других, едва ли сможет сам кого-то уважать. Тот, кто думает, что недостоин любви, никогда не научится любить. Человек, низко себя ставящий, едва ли будет когда-либо счастлив. С другой стороны, в традициях воспитания стран постсоветского пространства уже с самого детства внушать человеку, что хорошего человека отличает самокритичность. Но самокритичность подразумевает конкретные недостатки, с которыми нужно бороться. Низкая самооценка отличает не отдельные недостатки, она отрицает ценность личности в целом. Поэтому является скорее препятствием к борьбе с отдельными недостатками, так как если человек считает себя плохим в целом, то не видит смысла в искоренении отдельных недостатков. Эта позиция вредна и опасна не только для самого человека, но и для окружающих, так как тот, кто не ценит собственной личности, не посчитается и с чужой.

     Полноценный человек, деятельный и полезный для  общества, реализующий свои творческие возможности, способный прийти на помощь близким - это человек с несколько  завышенной или адекватной самооценкой. К такому тянутся, с таким дружат, такому скорее повезет в любви. 

1.2. Особенности самооценки учащихся 15-16 лет

     Для самооценки учащихся 15-16 лет характерны типично юношеские особенности - она относительно устойчива, сравнительно бесконфликтна. Дети именно в это время отличаются оптимистичным взглядом на себя, свои возможности и не слишком тревожны. Именно в этом возрасте формируется активная жизненная позиция, самоопределение, осознание собственной значимости, формирование убеждений и ценностей.

     В 10-11 классе ситуация становится более напряженной. Жизненный выбор, перед которым им нужно определиться, становится реальностью. Часть старшеклассников и в этой ситуации сохраняет «оптимистичную» самооценку. Она не слишком высока, в ней гармонично соотносятся желания, притязания и оценка собственных возможностей. У других старшеклассников самооценка высока и глобальна - охватывает все стороны жизни; смешивается желаемое и реально достижимое.

     Другая  группа отличается, напротив, неуверенностью в себе, переживанием того разрыва  между притязаниями и возможностями, который ими ясно осознается. Их самооценка низка, конфликтна. В этой группе много девочек. В связи с изменениями в самооценке в 10-11 классе повышается тревожность.

Информация о работе Влияние самооценки на мотивационно-ценностную сферу учащихся 15-16 лет