Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 280.65 Кб (Скачать)

Никакое другое поведение  так не раздражает взрослых, как  агрессивное. Это одно из немногих состояний, когда родители стараются привести ребенка к специалисту. Агрессивность  проявляется в широком диапазоне  от резких высказываний до физических действий, когда ребенок вызывает вместо сочувствия всеобщее раздражение  и нередко – ответную агрессию.

Назначение.

Данная программа предназначена  для детей старшего дошкольного  возраста (5 –7 лет) с агрессивным  поведением, воспитывающихся в детских  садах. Занятия проводятся в условиях малой группы 2 – 3 раза в неделю. Их продолжительность 25- 35 мин. Всего занятий – 10. (см. Приложение № 3)

   Цель программы: снижение уровня агрессивности детей старшего дошкольного возраста средствами подвижных игр и игровых упражнений, которые снимают эмоциональное напряжение, устраняют патологические стереотипы реагирования, обучают адаптивному поведению.

Задачи программы:

- устранить у ребенка  неконтролируемые чувства гнева  и злости;

- научить его контролировать  свою агрессию, в социально-приемлемой  форме выражать недовольство  и взаимодействовать с окружающими;

- формировать представления  детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать;

- нормализовать эмоциональное  состояние ребенка и развить  чувство эмпатии;

-обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля;

- закрепить положительные  коммуникативные модели поведения:  устранить ругательства и драчливость  ребенка.

Методы:

  • Подвижные игры и игровые упражнения
  • Психогимнастика
  • Релаксация
  • Беседа

Структура коррекционно-развивающих занятий.

Каждое занятие состоит  из 3 частей (этапов):

1.Разминка – разогрев, подвижные игры на сплочение,  установление контактов, настрой  на работу;

2. Основная часть – подвижные игры и игровые упражнения, направленные на достижение основной цели занятия; беседа;

3. Заключительная часть  – подвижные игры на снятие напряжения, приведение в равновесие эмоционального состояния детей; релаксация; дыхательные упражнения; беседа.

Коррекционно-развивающая  работа с агрессивными детьми мы строили  по схеме:

1. Установление контакта  с ребенком, формирование доверительной и дружелюбной атмосферы.

2. Вызов эмоциональной  реакции агрессии, выявление источника  раздражения и успокоение ребенка.

3. Изменение поведенческих  стереотипов и реакций, повышение  самооценки, формирование положительного отношения к себе и окружающим.

4. Выработка и закрепление  навыков нормального поведения,  социально приемлемой коммуникации [5, с.37].

Занятия мы строили в доступной и интересной для детей форме. В основном использовались подвижные игры разной степени подвижности и игровые упражнения, элементы релаксации. Все они явлись хорошим средством формирования у детей навыков адаптивного поведения.

Отработка навыков адаптивного  поведения во время реализации коррекционно-развивающей программы происходила в три этапа.

На  первом этапе, нам было необходимо сбросить инертность физического и психического самочувствия, поэтому использование подвижных игр и упражнений на разрядку агрессивных тенденций явилось эффективным. В свою очередь выход психоэмоционального напряжения позволил переключиться с агрессивного состояния на иное и, в итоге, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Нами использовались подвижные игры и игровые упражнения (см. Приложение № 3):

  1. На установление контактов; на развитие групповой сплоченности, произвольности, согласованности движений («Будь внимателен», «Паровозик», «Ловкий мяч», «Карусели», «Светофор», «Жмурки», «Мышеловка», «Прогулка с компасом» и др.).
  2. На разрядку агрессивных тенденций, на снятие эмоционального напряжения («Ловишка», «Ловцы обезьян» и др.).

Задача  второго этапа заключалась в преодолении нарушений коммуникации в системах «ребенок - сверстники». Поэтому на данном этапе коррекционной работы мы использовали коммуникативные игры и упражнения, которые помогли агрессивным детям получить признание со стороны сверстников, научиться ориентироваться на их чувства и переживания, добиться совместных результатов в деятельности. Подвижные игры и игровые упражнения на этом этапе были направлены на:

  1. На развитие коммуникативных навыков, снятие вербальной агрессии («Обзывалки», «Жужа», «Бабка-Ежка», «Добрые слова», «Комплименты» и др.).
  2. На формирование представления детей об эмоциональных состояниях, умение их различать и понимать («Жужа», «Тигренок», «Таня-плакса» и др).
  3. На умение ориентироваться на чувства и переживания свои и других детей, на осознавание неконструктивных способов выражения агрессии. («Полотенцем машу – злым ветром себя назову!», и др.).
  4. На выплескивание гнева и разрядку агрессии в приемлемой форме, на снятие излишнего эмоционального и мышечного напряжения («Два барана», «Невод», "Гроза", «Боксеры», и др.) (см. Приложение № 3). 

Третий  этап работы был направлен на расширение поведенческого «репертуара» дошкольников, развитие у них умения позитивно разрешать проблемные ситуации, способности к произвольной регуляции поведения («Толкалки», «Бумажные мячики», «Шаг за шагом», «Бабка-Ежка», «Чай-чай, выручай!» и др.).

Нами использовались следующие рекомендации по проведению занятий.

1. Занятия состояли из подвижных игр и игровых упражнений, поэтому проводились в спортивном зале, где достаточно места.

2. Мы специально работали над созданием доверительной обстановки во время занятий, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя, быть открытым и не бояться ошибок.

3. Наше поведение при проведении занятий по коррекционно-развивающей программе служило образцом для подражания и способом усиления и подкрепления все положительных изменений в поведении ребенка.

Ожидаемые результаты по программе - нормализация эмоционального состояния ребенка, повышение уверенности в себе, развитие эмпатии, социализации и позитивного отношения к другим людям, умение выплескивать гнев в приемлемой форме и как следствие снижение вербальной и невербальной агрессии старшего дошкольника.

Реализация программы  в условиях ДОУ. В начале каждого занятия осуществлялся ритуал приветствия, где дети здоровались и говорили, что они сделали за прошедшие дни хорошего (не обидели ли кого-нибудь и т.д.), как прошел их день. А в конце дети вставали в круг и, положив руки на мяч, хором говорили «До свидания». Если на занятиях оставалось время, мы повторяли с детьми игры с предыдущих занятий, снова проигрывали их. В конце занятий проводилась беседа о том, кто сегодня как себя вел, кто кого обидел и т.д.

Доступным и интересным способом выплеснуть гнев и снять психоэмоциональное напряжение являлись игры с подушками, боксирование груши. Дети были активны, отдавали всю свою энергию и силу, после чего успокаивались, и коррекционная работа продолжалась в спокойной обстановке.

Одним из наиболее сложных этапов в реализации коррекционной  работы оказалась организация подвижных игр, целью которых было осознавание детьми неконструктивных способов выражения агрессии. Перед разыгрыванием ситуации происходило обсуждение данной ситуации, обговаривался характер персонажей, их возможные действия и суждения. По окончании игры также проводилась беседа о том, удалось ли играющим передать характер героев, их чувства. При обсуждении игры обращалось внимание детей на то, как повлияла грубость, несдержанность, невнимательность героев на их взаимоотношения, почему нельзя так поступать.

Таким образом, коррекционные  подвижные игры могут быть эффективным  средством преодоления проблем, связанных с неадекватным поведением агрессивных дошкольников. Обсуждение негативных особенностей  неорганизованных, упрямых, агрессивных персонажей совместно с другими детьми позволило увидеть недостатки подобного поведения со стороны (а также побывав на месте героя, к которому выражается агрессия). Атмосфера добрых отношений в группе послужила основой того, что дошкольники, преодолев определенный этап развития, научились правильно соотносить добро и зло и выбрали в жизни правильные приоритеты. Дети осознали необходимость избегать агрессивные проявления в собственном поведении, старались в дальнейшем контролировать себя.

 

3.4. Динамика проявления агрессивности на контрольном этапе исследования

 

После реализации коррекционно-развивающей  программы нами были повторно проведены те же диагностические методики в тех же условиях, что и на этапе констатирующего эксперимента. По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1. а) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 24% детей имеют низкий уровень агрессивности, 52% средний, 24% высокий уровень агрессивности.

б) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников экспериментальной  группы по методике “Несуществующее  животное” (Дукаревич М.З.): 38% детей имеют низкий уровень агрессивности, 57% - средний и 5% высокий уровень агрессивности.

Полученные результаты на данном этапе эксперимента после проведения коррекционно-развивающей программы, направленной на снижение уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста, мы наглядно представили в таблице, в которой можно проследить динамику изменения уровня агрессивности старших дошкольников.

 

 

Уровни агрессивности  у детей экспериментальной группы по методикам «Несуществующее животное»  и  анкета для воспитателей «Критерии  агрессивности у ребенка» после  коррекционно-развивающей работы

Таблица 4

 

Методика

«Несуществующее животное»

«Критерии агрессивности  у ребенка»

Ф И О 

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Саша А.

14

С

9

С

2.

Полина Б.

8

Н

11

С

3.

Даниил Б.

10

С

13

С

4.

Саша Г.

13

С

16

В

5.

Максим Г

20

В

15

В

6.

Влад К.

10

С

15

В

7.

Полина К.

11

С

7

С

8.

Настя К.

15

С

4

Н

9.

Максим М.

9

С

11

С

10.

Соня П.

10

С

15

В

11.

Даша П.

6

Н

5

Н

12.

Даниил Е.

14

С

10

С

13.

Соня С.

6

Н

6

Н

14.

Наташа Х.

15

С

9

С

15.

Вика Х.

8

Н

8

С

16.

Илья О.

10

С

7

С

17.

Настя Ш.

7

Н

12

С

18.

Кристина К.

9

С

11

С

19.

Карина И.

7

Н

12

С

20.

Никита Ж.

3

Н

3

Н

21.

Лера К.

6

Н

10

С

Уровни агрессивности

Высокий

1 (5 %)

4 (19 %)

Средний

12 (57 %)

13 (62 %)

Низкий

8 (38 %)

4 (19 %)





   

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в экспериментальной  группе наглядно видно в гистограмме  № 3. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.

 

 

Уровень агрессивности  в экспериментальной группе после  реализации коррекционно-развивающей  программы

Гистограмма 3

      

 2. а) Оценка уровня агрессивности детей контрольной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 30% детей имеют низкий уровень агрессивности, 45% средний, 25% высокий уровень агрессивности.

б) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников контрольной группы по методике “Несуществующее животное” (Дукаревич М.З.): 25% детей имеют низкий уровень агрессивности, 60% - средний и 15% высокий уровень агрессивности.

Данные результаты также  были представлены нами в виде таблицы.

 

 

 

 

Уровни агрессивности  у детей контрольной группы по методикам «Несуществующее животное» и  анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» на этапе контрольного эксперимента.

Таблица 5

 

Методика

«Несуществующее животное»

«Критерии агрессив-ности у ребенка»

Ф И О

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Кирилл А.

17

С

13

С

2.

Вероника Г.

9

С

9

С

3.

Регина Г.

6

Н

12

С

4.

Вика Д.

15

С

3

Н

5.

Лиза К.

10

С

12

С

6.

Артем Л.

18

С

6

Н

7.

Артем М.

17

С

15

В

8.

Марина Н.

20

В

16

В

9.

Вика О.

8

Н

5

Н

10.

Кристина П.

10

С

8

С

11.

Максун С.

7

Н

15

В

12.

Полина С.

12

С

7

С

13.

Витя С.

16

С

8

С

14.

Алина Т.

17

С

10

С

15.

Костя Р.

15

С

9

С

16.

Саша Р.

13

С

12

С

17.

Кирилл Ш.

22

В

15

В

18.

Дима А.

22

В

16

В

19.

Маша Е.

10

С

10

С

20.

Настя И.

5

Н

6

Н

Уровни агрессивности

Высокий

3 (15 %)

5 (25 %)

Средний

13 (65 %)

11 (55 %)

Низкий

4 (20 %)

4 (20 %)

Информация о работе Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников