Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 280.65 Кб (Скачать)

С.Ю.Чижова и О.В.Калинина для снятия агрессии у детей предлагают также использовать подвижные игры, которые учат ребенка снимать напряжение (догонялки, прыгалки, зарядка и т.п.). Дети с удовольствием играют в такие игры с взрослыми. Эти занятия снимают агрессивное напряжение и дают положительные эмоции ребенку. После снятия излишней напряженности (подвижной игры) С.Ю.Чижова и О.В.Калинина советуют провести релаксацию, расслабление, массаж. Можно чередовать движение и покой. Это научит ребенка произвольно контролировать свое поведение, а значит, и эмоциональное состояние [46, с.58].

На первых этапах работы с агрессивными детьми Лютова Е.К. и  Монина Г.Б.  рекомендуют подбирать  такие игры и упражнения, с помощью  которых ребенок мог бы выплеснуть свой гнев. Существует мнение, что этот способ работы с детьми неэффективен и может вызвать еще большую агрессию. Как показывает многолетний опыт проведения игровой терапии Лютовой Е.К., Мониной Г.Б., на первых порах ребенок действительно может стать более агрессивным, но через 4 —8 занятий, по-настоящему отреагировав свой гнев, «маленький агрессор» начинает вести себя более спокойно. Подвижные игры («Обзывалки», «Два барана», «Толкалки», «Жужа», «Рубка дров», «Да и нет», «Тух-тиби-дух», «Ворвись в круг» и др.), по их мнению, способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных способов легального выплескивания гнева [46, с.83].

Другому способу выражения  гнева - переносу чувств на неопасные объекты – Лютова Е.К. и Монина Г.Б. рекомендуют обучать в основном меленьких детей, которые не всегда могут вербализовать свои мысли и тем более чувства. Для работы с такими детьми в арсенале взрослого должны иметься резиновые игрушки, каучуковые шарики, которые можно бросать в ванну, наполненную водой, подушки, поролоновые мячи, мишень с дротиком, кусок мягкого бревна, молоток и гвозди, спортивный инвентарь и т. д. [46, с.87].

Все эти предметы нужны  для того, чтобы ребенок не направлял  гнев на людей, а переносил его  на неодушевленные предметы, выплескивал  его в игровой форме. В процессе коррекционной работы можно говорить с ребенком о том, что такое  гнев и каковы его разрушительные действия, можно объяснить ребенку, каким злым и некрасивым становится человек в порыве гнева. Поэтому  важно работать над собой, управлять  и владеть своими отрицательными эмоциями [46, с.87].

Во время проведения подвижных  игр не следует ругать и уж тем  более применять физические методы наказания по отношению к агрессивному ребенку — это способно ожесточить его еще больше и превратить агрессив-ность в насущную потребность, в своеобразную меру зашиты от жестокости окружающего мира. Агрессивности ребенка следует наглядно противопос-тавить доброту, ласку, внимание. Ребенок должен понять, что своим поведением он доставляет огорчение, причиняет страдание близким людям.

Игротерапия - метод лечебного воздействия игрой на детей и взрослых, страдающих эмоциональными нарушениями, страхами, неврозами и т.п. [3, с.250]. Игротерапия выполняет три функции — диагностическую, терапевтичес-кую и обучающую, которые связаны между собой и реализуются как на начальном этапе (в спонтанной игре), так и в направленной игре. Эффект игротерапии определяется практикой новых межличностных отношений, которую приобретает ребенок в игре как со взрослым, так и со сверстниками. Отношения свободы и сотрудничества, формирующиеся взамен отношений принуждения и агрессии, приводят в конце концов к терапевтическому эффекту [3, с.253].

Подвижная игра – могущественное средство воспитания, формирования личности ребёнка, развития её разных содержательных сторон. Подвижная игра поможет сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и  застенчивых. Играя и реализуя различные  формы активности, дети-дошкольники  познают окружающий мир, себя, своё тело изобретают, творят окружающее, при  этом развиваются гармонично и целостно, формируются как личность.

В игре агрессия приобретает  некий социально наполненный  и оправданный смысл. Так, в игре "казаки-разбойники" агрессивное  поведение ребенка, выступающего в  роли разбойника, считается допустимым, и вместе с тем на уровне подсознания  такая методика формирует мысль  о том, что агрессия характерна только для плохих, злых людей. Во время  игры не следует избегать контроля агрессивных эмоций, допускать слишком  сильного их проявления, жестокости со стороны ребенка. В то же время в некоторых случаях следует предложить ребенку сыграть роль "доброго" персонажа, чтобы, почувствовав контраст, он понял, что добрым быть лучше

Именно игровая деятельность помогает ребенку научиться сопереживать окружающим и выработать определенные навыки социального поведения. Поэтому  вопросы игр как средства преодоления  поведенческих и личностных проблем  ребенка широко изучались в отечественной  и зарубежной психологии и психотерапии многими исследователями: М. Клайн, Г. Л. Лэндретом, А.И. Захаровым, А.С. Спиваковской и др.

Подвижные игры должны быть направлены на развитие коммуникативных  навыков, на преодоление внутренней изоляции, на формирование способности  видеть и понимать других. Необходимо отказаться от соревновательного начала в подвижных играх и занятиях, так как в конечном счёте, независимо от того, выигрывает ребёнок или проигрывает, это ведёт к разобщённости и отчуждённости детей. Основной задачей в работе педагога и психолога с агрессивными детьми должно стать формирование общности с другими, возможности видеть и понимать своих сверстников.

Анализ психотерапевтической, психологической, психолого-педагогической литературы позволяет определить игры, специально направленные на преодоление  проблем в поведении ребенка, как коррекционные. При этом можно  выделить два основных направления  практического использования коррекционных  игр в работе с дошкольниками.

Первое направление предполагает использование свободных и самостоятельных  подвижных игр для детей, и  получило название «недирективной игровой терапии», цели которой состоят в помощи ребенку в самопознании и развитии самоуправления. Основная задача данного направления игровой терапии состоит в создании или восстановлении отношений между ребенком и взрослым. Во время игры взрослый демонстрирует ребенку его безусловное принятие - не требует никаких изменений, создает чувство безопасности и вседозволенности, веру в возможности ребенка, позволяет ему всегда быть лидером и самому решать свои проблемы. Вместе с тем игровой терапевт демонстрирует ребенку сочувствие, отражая его чувства в речи таким образом, что ребенок постепенно приходит к осознанию своих переживаний [40, с.47].

Второе направление в  практике использования коррекционных  игр предполагает создание взрослыми  и проигрывание вместе с детьми социальных игр и упражнений, помогающих преодолеть различные трудности в поведении, развить эмоциональную сферу, обучить  его адекватным способам реагирования на проблемную ситуацию [40, с.7].

Одним из первых отечественных  исследователей, предложивших использование  игр, в том числе и подвижных («Пятнашки», «Жмурки», «Проникновение в круг» и др.), для коррекции  поведения дошкольников, является А.И. Захаров [20, 62]. Его игры строятся по принципу игр-демонстраций, отличаются от них более свободным построением  сюжета, отсутствием большого количества декораций, специально разучиваемых слов. А.И.Захаров подчеркивает, что, поскольку  правила коррекционной игры накладывают  определенные ограничения, дети вынуждены  как-то соизмерять свои действия, подстраиваться под общую тональность игры там, где они раньше действовали напрямик - «хочу и все» [20, 73].

В работах М.И. Чистяковой, Н.В. Самоукиной и др. разработаны системы коррекционных занятий для дошкольников, куда игра входит как один их методов наряду с арт-терапией и другими методами. Так, М.И. Чистякова в процессе игровой коррекции особое внимание уделяет этюдам, направленным на развитие эмоциональной сферы дошкольников. В них дошкольники учатся правильно передавать и воспринимать различные эмоциональные состояния и черты характера героев (этюды: «Чуня-задавака», «Ябеда» и т.д.) [20, 83]. Особое внимание М.И. Чистякова уделяет индивидуальным этюдам, подчеркивая, что многие из них должны создаваться исходя из конкретных негативных особенностей характера поведения ребенка.

Основным принципом игровой  коррекции терапии, по мнению А.С. Спиваковской (Нарушения игровой деятельности. 1980), является воздействие на ребенка с учетом специфичности обстановки и контакта - чтобы включить в действие механизм перестройки поведения детей, следует изменить условия, т.е. вывести их из той среды, в которой у них появились нежелательные формы поведения [40, с.139].

В работах психологов и  психотерапевтов последнего десятилетия  отмечается не только возможность, но и необходимость использования  педагогами коррекционных игр в  ДОУ. Это обусловлено, с одной  стороны, большим количеством поведенческих  проблем у современных дошкольников, с другой стороны - слабым развитием  психологической службы в нашей  стране, необходимостью профилактики поведенческих и личностных проблем  детей, начиная с дошкольного  возраста [40, с.23].

Таким образом, анализ проблемы использования подвижных игр  как средства коррекции показывает, что в отечественной психологической  и психотерапевтической практике используются разные виды коррекционных игр и упражнений, предлагаются системы коррекционных игр для преодоления трудностей поведения, развития эмоциональной сферы ребенка и социальных навыков поведения. О.Г.Кокорева, Т.И.Осокина, Е.А.Тимофеева, Н.В.Полтавцева, Е.А.Сагайдачная, Э.Я.Степаненкова  считают, что подвижная игра является средством гармоничного развития ребенка, формирования положительных взаимоотношений, благополучного эмоционального состояния, школой управления собственным поведением. По мнению Лютовой Е.К. и Мониной Г.Б. подвижные игры способствуют снижению вербальной и невербальной агрессии и являются одним из возможных терапевтических эффектов. Поэтому подвижная игра рассматривается как эффективное средство для снижения уровня агрессивности старших дошкольников.

Выводы по Главе II

 

1.Дошкольный возраст - это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения со сверстниками.

2.У старшего дошкольника происходит интенсивное развитие центральной и периферической нервной системы, сердечно-сосудистой системы, дыхательного аппарата, опорно-мышечного аппарата, эндокринной системы.

3.Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный характер, но постепенно оно становиться более устойчивым. Память в старшем дошкольном возрасте носит непроизвольный характер. Формирование воображения находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

4.Происходит интенсивное формирование и развитие навыков и умений; при выполнении волевых действий значительное место занимает подражание, которое произвольно управляемо.

5.Именно в игре у ребенка есть возможность «отыграть» свой негативный опыт, т.е. «отреагировать» на ситуации, которые в реальной жизни слишком сложны, запутаны, неприятны.

6.Учитывая то, что для старшего дошкольника наиболее приемлемым видом деятельности является игра, мы считаем целесообразным построить коррекционную программу по снижению уровня агрессии детей старшего дошкольного возраста на основе игр, а именно подвижных игр.

 

 

Глава 3. Экспериментальная  работа по снижению уровня агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста посредством подвижных  игр

3.1. Постановка цели и задач исследования, методы и методики исследования

 

Выполняя экспериментальную  часть нашего исследования, мы преследовали цель: снизить уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста при помощи реализации коррекционной программы, разработанной на основе комплекса подвижных игр.

Реализовать данную цель нам  позволили следующие задачи:

1. Подобрать комплекс  методик для диагностики уровня агрессивности у     старших дошкольников.

2. Провести констатирующий  эксперимент по определению уровня  агрессивности у детей старшего  дошкольного возраста.

3. Провести коррекционно-развивающую  работу, направленную на снижение  уровня агрессивности у старших  дошкольников.

4. Провести повторную  диагностику и проанализировать  эффективность коррекционно-развивающей  программы.

Описание выборки: Экспериментальная работа была проведена на базе МБ ДОУ ЦРР д/с № 15 «Светлячок» ст. Тбилисской Краснодарского края. Число детей участвующих в исследовании составило 41 человек, из них в контрольной группе 20 человек, в экспериментальной группе 21 человек. Пол детей: в экспериментальной группе мальчиков – 9, девочек – 12; в контрольной группе мальчиков - 9, девочек – 11. В экспериментальную группу вошли дети подготовительной группы № 1, в контрольную – дети подготовительной группы № 2.

Возраст испытуемых: 5 – 7 лет (старший дошкольный возраст).

Сроки проведения исследования: декабрь 2011 – февраль 2012 года.

Диагностика агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста проводится с помощью наблюдения (в том числе наблюдение может  проводиться посредством подвижных игр), проективных и опросных методов [45, с.280].

Информация о работе Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников