Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 17:57, дипломная работа

Краткое описание

Изучение проблемы влияния средств массовой информации на уровень агрессии детей старшего дошкольного возраста в теоретических исследованиях и практической деятельности дошкольного образовательного учреждения позволило определить цель исследования: изучение влияния экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников.

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ.docx

— 280.65 Кб (Скачать)

Для диагностики уровня агрессивности  детей старшего дошкольного возраста нами были использованы следующие методики:

1. Проективная методика “Несуществующее животное” (Дукаревич М.З.) [50, с.111].

2. Анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка», (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.) [27, с.57]. 

С детьми двух подготовительных групп была проведена проективная методика «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) с целью выявления уровня агрессивности.

Проведение методики. Испытуемым предлагалось нарисовать цветными карандашами на листе бумаги формата А 4 несуществующее животное. Задание сопровождалось следующей инструкцией: «Пожалуйста, придумайте и нарисуйте несуществующее животное, т. е. такое, которое никогда и нигде ранее не существовало и не существует (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов). А также назовите его несуществующим именем».

Когда обследуемый закончит рисовать, его просят придумать животному  название, которое записывают в протокол. При необходимости выясняют, какой  части тела (или какому органу) соответствуют  те или иные детали изображения. Выяснив  название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажите про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают. Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы: 1.Чем оно питается? 2. Где живет? 3. Что любит делать больше всего? 4. Есть у него друзья? Кто они? 5. А враги у него есть? Кто? Сколько их?

Показатели агрессивности по данной методике следующие:

  1. Название и рисунок свидетельствуют об агрессивном характере животного.
  2. Голова повернута вправо - символизирует устойчивую тенденцию к

действию. Положение анфас  – эгоцентризм, склонность к агрессивному поведению, к лидерству отрицательной  направленности.

  1. Рот с зубами, клыками, клюв – вербальная агрессия, в большинство случаев защитная (огрызается, задирается, грубит).
  2. Глаза с резкой прорисовкой радужки, пустые, отсутствуют – страх, асоциальность, агрессивность.
  3. На туловище и голове расположены дополнительные детали: рога, 
    когти, щетина, иглы, колючки, роговые наросты, панцирь, клыки, наличие выступов, углов и др. – агрессивность.
  4. Оружие: режущее, колющее, рубящее – агрессивность.
  5. Затемнение линий контура, штриховка, шипы, выступы, иглы – приз-наки защиты от окружающих, если выполнена в острых углах; штриховка с сильным нажимом – низкая устойчивость к стрессу, склонность к появлению высокой эмоциональной напряженности в неблагоприятных ситуациях.
  6. Словесная характеристика животного: чем питается, какое по харак-теру: питается людьми, подробное описание поедание жертв – агрессивность; любимое или наиболее обычное занятие: ломает деревья, кусается и т.п. – агрессивность; друзья: злые, агрессивные персонажи – агрессивность; враги: большое число или полное отсутствие (боязнь агрессии).

В практических руководствах к проективным рисуночным методикам  результаты анализа представлены в  описательных формах, степень агрессивности  выражена количеством, расположением  и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или  иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы  агрессии - когти, зубы, клювы. Различные  виды агрессивности проявляются  в рисунке по-разному.

С целью стандартизации полученной информации качественный анализ рисунков испытуемых мы дополнили количественным, введя шкалу агрес-сивности в методике. Проанализировав психодиагностические руководства и выявив качественные признаки проявления различных видов агрессивности в рисунках несуществующего животного, была составлена шкала для получения «сырых» показателей агрессивности. Для этого были введены баллы, обозначающие выраженность того или иного параметра: 0 – не выражено, 1 – слабо выражено, 2 – сильно выражено (см. таблицу №1 в приложении).

На основании анализа  каждого рисунка подсчитывается итоговая сумма балов и делается вывод об уровне агрессивности ребёнка (чем больше итоговая сумма, тем выше уровень агрессивности ребёнка).

Шкала оценок результатов:

Высокий уровень агрессивности  – 19 – 42 балла.

Средний уровень агрессивности  – 9 – 18 баллов.

Низкий уровень агрессивности  – 1 – 8 баллов.

С воспитателями двух старших  групп была проведена анкета «Критерии агрессивности у ребенка» (разработана Лаврентьевой Г.П., Титаренко Т.М.).

Цель: выявление агрессивности у ребенка в группе детского сада.

Анкета для воспитателей предложена для того, чтобы увидеть  взгляд других людей на детей. А воспитатель  – тот человек, который большую  часть времени проводит с этими  детьми.

 Анкета состоит из 20 вопросов, на которые воспитатель  должен ответить утвердительно  или отрицательно. Положительный  ответ на каждое предложенное  утверждение оценивается в 1 балл.

Шкала оценок результатов:

Высокая агрессивность – 15 – 20 баллов.

Средняя агрессивность – 7 – 14 баллов.

Низкая агрессивность  – 1 – 6 баллов.

 

 

 

 

 

3.2. Особенности проявления агрессивности детей старшего дошкольного возраста на констатирующем этапе исследования

 

На этапе констатирующего  эксперимента была проведена первичная  диагностика уровня агрессивности  у детей старшего дошкольного  возраста в экспериментальной и  контрольной группе по двум методикам: «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) и анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.).  По полученным данным мы провели количественный и качественный анализ. Нами были получены следующие результаты:

1. а) Оценка уровня агрессивности детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 24% детей имеют низкий уровень агрессивности, 52% средний, 24% высокий уровень агрессивности.

б) Оценка уровня агрессивности  детей-дошкольников экспериментальной группы по методике «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.): 33% детей имеют низкий уровень агрессивности, 43% - средний и 24% высокий уровень агрессивности.

Уровни агрессивности  старших дошкольников экспериментальной  группой по проведенным методикам («Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М., «Несуществующее животное» Дукаревич М.З.) мы наглядно представили в виде таблицы, выделив также уровни агрессивности (низкий, средний, высокий), которым соответствовало количество баллов по каждой методике, набранных реципиентами.

Также в проведенной нами ниже таблице указано, что на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень агрессии присутствует у 24% детей старшего дошкольного возраста экспериментальной группы.

 

 

Уровни агрессивности  у детей экспериментальной группы по методикам «Несуществующее животное» и  анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» до коррекционно-развивающей работы.

 

Таблица 2

 

 

Методика

«Несуществующее животное»

«Критерии агрессивности у ребенка»

Ф И О 

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Саша А.

17

С

10

С

2.

Полина Б.

12

С

13

С

3.

Даниил Б.

13

С

14

С

4.

Саша Г.

19

В

15

В

5.

Максим Г

25

В

17

В

6.

Влад К.

11

С

16

В

7.

Полина К.

9

С

7

С

8

Настя К.

7

Н

2

Н

9

Максим М.

11

С

11

С

10

Соня П.

22

В

18

В

11

Даша П.

8

Н

4

Н

12

Даниил Е.

19

В

14

С

13

Соня С.

6

Н

4

Н

14

Наташа Х.

11

С

8

С

15

Вика Х.

8

Н

11

С

16

Илья О.

6

Н

6

Н

17

Настя Ш.

19

В

14

С

18

Кристина К.

18

С

16

В

19

Карина И.

8

Н

10

С

20

Никита Ж.

5

Н

3

Н

21

Лера К.

16

С

14

С

Уровни агрессивности

Высокий

5 (24 %)

5 (24 %)

Средний

9 (43 %)

11 (52 %)

Низкий

7 (33 %)

5 (24 %)




 

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в экспериментальной  группе наглядно видно в гистограмме  № 1. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей.

Уровень агрессивности  в экспериментальной группе до реализации коррекционно-развивающей программы

Гистограмма 1

     

2. а) Оценка уровня агрессивности  детей контрольной группы по  методике «Критерии агрессивности у ребенка» Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М.: 30 % детей имеют низкий уровень агрессивности, 45% средний, 25% высокий уровень агрессивности.

     б) Оценка  уровня агрессивности детей-дошкольников  контрольной группы по методике  “Несуществующее животное” (Дукаревич М.З.): 25% детей имеют низкий уровень агрессивности, 60% - средний и 15% высокий уровень агрессивности.

Результаты проведенных  методик в контрольной группе мы наглядно представили в таблице.

 

Уровни агрессивности  у детей контрольной группы по методикам “Несуществующее животное” и  анкета для воспитателей «Критерии агрессивности у ребенка» на этапе констатирующего эксперимента.

                                                                                                        Таблица 3

 

Методика

 «Несуществующее животное»

«Критерии агрессивности  у ребенка»

Ф И О

баллы

уровень

баллы

уровень

1.

Кирилл А.

19

В

14

С

2.

Вероника Г.

17

С

10

С

3.

Регина Г.

10

С

11

С

4.

Вика Д.

8

Н

3

Н

5.

Лиза К.

11

С

11

С

6.

Артем Л.

21

В

5

Н

7.

Артем М.

8

Н

16

В

8.

Марина Н.

14

С

15

В

9.

Вика О.

4

Н

4

Н

10.

Кристина П.

10

С

5

Н

11.

Максун С.

13

С

16

В

12.

Полина С.

19

В

7

С

13.

Витя С.

10

С

9

С

14.

Алина Т.

13

С

10

С

15.

Костя Р.

12

С

4

Н

16.

Саша Р.

15

С

11

С

17.

Кирилл Ш.

18

С

15

В

18.

Дима А.

7

Н

17

В

19.

Маша Е.

12

С

8

С

20.

Настя И.

8

Н

6

Н

Уровни агрессивности

Высокий

3 (15 %)

5 (25 %)

Средний

12 (60 %)

9 (45 %)

  Низкий

5 (25 %)

6 (30 %)




 

Соотношение уровней агрессивности  по двум методикам в контрольной  группе наглядно видно в гистограмме  № 2. В ней ось х означает уровень агрессивности, а ось y процент детей с данным уровнем.

 

 

 

Уровень агрессивности  в контрольной группе на этапе  констатирующего эксперимента

Гистограмма 2

       

По результатам двух методик  можно сделать вывод, что в  экспериментальной группе агрессивность  выражена ярче, чем в контрольной  группе. В экспериментальной группе из 21 ребенка в особом внимании  нуждаются 7 детей (Саша Г., Максим Г., Влад К., Соня П., Даниил Е., Настя Ш., Кристина К.), у которых на этапе констатирующего эксперимента по результатам двух методик выявился высокий уровень агрессивности. И при проектировании коррекционных занятий следует отбирать игры и упражнения, направленные на развитие эмоционально-волевой сферы, коммуникативных умений и выработку приемлемого поведения.

 

 

3.3. Опытно-экспериментальная работа по коррекции агрессивности на формирующем этапе исследования

 

Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять: есть иные способы проявления силы и привлечения внимания, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения маленьких детей можно использовать коллективные игры, способствующие выработке у них терпимости и взаимовыручки [46, 24].

Программа составлена, опираясь на общую методологическую основу, заложенную в трудах А.В. Запорожца, И.А.Фурманова, М.И. Чистяковой, Бреслава Г.Э., Е.К. Лютовой, Г.Б. Мониной и других, которые изучали влияние и действие психокоррекционной работы с детьми.

Психологическая коррекция  должна содействовать всестороннему  развитию личности ребенка, поэтому  коррекционно-развивающая программа  основывается на следующих принципах:

- принцип гуманизма и  ненасильственного взаимодействия;

- принцип сотрудничества, личностно - ориентированного взаимо-действия;

- принцип систематичности,  последовательности и постепенности.

Название программы: «Коррекционно - развивающая программа для детей старшего дошкольного возраста с агрессивным поведением на основе подвижных игр и игровых упражнений».

Дадим краткое описание данной программы.

Пояснительная записка.

Повышенная агрессивность  детей является одной из наиболее острых проблем не только для врачей, педагогов и психологов, но и для  общества в целом. Актуальность темы несомненна, поскольку число детей  с таким поведением стремительно растет. За последнее десятилетие  во всем мире отмечается рост насильственных действий, жестокости над людьми. Особенно остро, в настоящий момент, является проблема роста детской преступности. Между тем, особенно важной является помощь дошкольникам, агрессивность которых находится только на стадии становления. Это позволяет предпринять своевременные корригирующие меры.

Информация о работе Влияние экспонированной агрессии, представленной в средствах массовой информации на уровень агрессивности старших дошкольников