Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

Анализ ошибок.

 

Обмен чувствами. 

Упражнение «Нестандартное приветствие»

 

Упражнение на развитие пантомимических  способностей самовыражения.

 

№7 

 

Знакомство с техникой конструктивного разрешения конфликтных  ситуаций.

 

Работа с убеждениями  родителей.

 

Разыгрывание конфликтных  ситуаций.

 

Знакомство с пятишаговой моделью конструктивного разрешения конфликта на примере конкретной ситуации.

 

Разыгрывание ситуации.

 

Обмен чувствами.

 

Вопросы родителей. 

Упражнение «Я хочу сегодня.

 

№8 

 

Диагностика общения родителей  с детьми.

 

Приветствие: «Я рад(а) что сегодня…».

 

Дискуссия: методы и правила  дисциплины, авторитетность и авторитарность родителей; какими по форме должны быть правила дисциплины.

 

Обмен впечатлениями. 

Упражнение «Сильные стороны  моего ребенка».

 

Упражнение «Когда мне  легко и сложно общаться с ребенком, то я…».

 

Заключительный этап –  обобщающе-закрепляющий. Обсуждение итогов занятий в кругу в форме  беседы по вопросам.

 

 

 

 В начале и в конце  цикла занятий проводятся совместные  занятия родителей с детьми (или  совместные консультации).

 

 Итогом коррекционной  работы должно быть проведение  совместных развлечений, игр для  детей и их родителей, что  вызывает интерес и желание  взрослых и в дальнейшем принимать  участие в подобных мероприятиях.

 

 

3. Эмпирическое исследование  проблемы влияния детско-родительских  отношений на межличностные отношения  старших дошкольников

 

 

3.1 Организация исследования

 

 

 Изучение детско-родительских  отношений в семье дает ключ  к пониманию того, как воздействуя  на эти отношения, можно влиять  на межличностные отношения старших  дошкольников к сверстникам.

 

 Гипотеза: предполагается, что есть связь между детско-родительскими  отношениями в семьях и межличностными  отношениями старших дошкольников; проведение специальных занятий  с родителями и детьми способно  улучшить межличностные отношения  старших дошкольников.

 

 Семейное воспитание, в частности тип детско-родительских  взаимоотношений считается одним  из ведущих факторов развития  качеств личности. В связи с  актуальностью темы, и для проверки  выдвигаемой гипотезы установлена  цель: исследование влияния детско-родительских  отношений в семье на межличностные  отношения старших дошкольников.

 

 Таким образом, задачи  исследования включают в себя  изучение межличностных отношений  старших дошкольников; изучение  взаимоотношений между родителями  и детьми; выявление особенностей  взаимосвязи между обозначенными  параметрами.

 

 Для достижения поставленной  цели было проведено эмпирическое  исследование, в основу которого  положены достоверные факты. Такое  исследование проводится с использованием  определенных методов сбора и  анализа фактов. Следует подчеркнуть,  что эмпирическое исследование  не предполагает создания искусственной,  экспериментальной ситуации для  выявления и сбора необходимых  фактов. В исследовании подобного  типа мы просто наблюдаем, фиксируем,  описываем, анализируем и делаем  выводы из того, что происходит  без нашего вмешательства.

 

3.2 Изучение детско-родительских  и межличностных отношений старших  дошкольников (на материале констатирующего  эксперимента)

 

 

 Констатирующий эксперимент,  цель которого в определении  детей с проблемными межличностными  отношениями, проводился 25.01.2010 года  в МДОУ «Детский сад №22 «Березка»  г. Зеленогорска Красноярского края.

 

 В качестве испытуемых  отобрана подготовительная группа  детей в возрасте 6–7 лет и  их родителей, всего 50 человек  (25 детей и 25 родителей).

 

 С помощью констатирующего  этапа происходит тестирование  детей и их родителей. Обследование  проводилось на основе методов  детских межличностных взаимоотношений  и детско-родительских отношений,  перечисленных в предыдущей главе.  Мы предлагаем методики, позволяющие  выявить особенности межличностных  отношений дошкольников, особенности  детско-родительских отношений.  Эти методы можно условно разделить на объективные и субъективные [57. C.60]. К первым относятся те, которые позволяют зафиксировать внешнюю воспринимаемую картину взаимодействия детей в группе сверстников. При этом можно констатировать особенности поведения отдельных детей, их симпатии и антипатии и воссоздать картину взаимоотношений дошкольников. В отличие от этого, субъективные методы направлены на выявление внутренних характеристик отношения к другим детям, которые всегда связаны с особенностями его личности и самосознания.

 

 Качественные и количественные  критерии анализа результатов  предоставляют возможность проверки  результатов исследования: действительно  ли своевременное выявление и  коррекция проблемных межличностных  отношений детей дошкольного  возраста, способствует развитию  социальной компетентности, облегчает  им прохождение процесса адаптации.

 

 Участие родителей  необходимо для определения содержания  будущих занятий, подборе методических  приёмов и материалов в работе  воспитателя, реализации индивидуального  подхода к детям с целью  коррекции имеющихся социально-эмоциональных  проблем. Перед началом исследования  с родителями была проведена  беседа – это помогло нам  ознакомиться с семьями дошкольников, непосредственно с детьми и  их родителями. Цель беседы: установить  контакт с семьей; получить основные  данные о семье; выявить характер  детско-родительских взаимоотношений.  Результаты беседы позволили  выяснить сведения о составе  обследуемых семей, количество  детей, их возраст, условиях  проживания, а также поведенческих  особенностях детей и степени  заинтересованности родителей успехами  ребенка.

 

 Для изучения детских  взаимоотношений, во время индивидуальной  работы с каждым ребёнком, мы  предлагали дошкольникам задания  в следующей последовательности:

 

 Методика «Два домика».  Ребёнку предлагается рассмотреть  иллюстрации, выбрать наиболее  понравившуюся для того, чтобы его заинтересовать, расположить к общению с взрослым;

 

 Затем «Тест-опросник детско-родительских отношений Столина»;

 

 И далее проективная  методика «Рисунок семьи».

 

 Анализ результатов  по каждой методике исследования  позволил нам сделать следующие  выводы о представлениях детей  дошкольного возраста о себе  и межличностных отношениях со взрослыми и сверстниками.

 

 Так, анализируя результаты  первой методики видим, что 24% детей (6 человек) имеют статус «отверженных», 12% (3 человека) – статус «изолированных». Характеристика непопулярных детей раскрывается сверстниками через описание негативных форм поведения: «дерётся», «обзывается», «не слушается», «всё ломает», «не даёт игрушки» и пр. В группу «изолированных» дошкольников попадают часто болеющие дети, вновь прибывшие в дошкольное учреждение.

 

 Основная масса группы  состоит из «предпочитаемых»  ребят, которые по наблюдениям  воспитателей проявляют активность, могут играть как в одиночестве,  так и с небольшой подгруппой  сверстников. Популярных детей  в коллективе дошкольников не  более 15% (2–3 человека).

 

 Из наблюдений воспитателей  видно, что именно такие «звёзды»  активно привлекают окружающих  детей к своим действиям, с  удовольствием откликаются на  инициативу сверстников, дружелюбно  ко всем относятся (рис. 4).

 

 

 

 

Рисунок 4 – Характеристика статусного положение ребенка в  группе

 

 

Результаты обратили внимание на тот факт, что около 40% детей  имеют неблагоприятный статус в  среде сверстников, конфликтные  ситуации дошкольники предпочитают разрешать путём агрессивных  действий или жалоб взрослым. При  этом самооценка завышенная в большинстве случаев (95% участников), что свидетельствовало о недостаточной критичности воспитанников к себе, к собственным поступкам (приложение 4).

 

Заниженная самооценка проявилась у 15% детей (4 человека) (рис. 5).

 

 

 

 

 Рисунок 5 – Уровень  самооценки у старших дошкольников

 

 Результаты диагностики  показали, что воспитанники с  благоприятным социальным статусом (75%), конфликтные ситуации предпочитают  разрешать самостоятельно или  с помощью взрослого. У детей,  которые отвергаются сверстниками, воспитатели наблюдают в поведении  преобладание агрессивных действий, возбуждённого состояния, чрезмерных  нарушений общепринятых правил. У некоторых детей наблюдаются  застенчивость, неуверенность в  себе, безынициативность. Эти факты  могут свидетельствовать либо  о разных подходах к семейному  воспитанию дошкольников, либо об  отсутствии продуктивных навыков  общения.

 

 Наблюдение за детьми  позволило обнаружить богатый  материал для анализа отношения  сверстников друг к другу. Так,  решая конфликтную ситуацию, дети  предпочитали:

 

 Уход от ситуации  или жалоба взрослому (убегу,  буду играть без них, позову  воспитательницу, всё расскажу  маме).

 

 Агрессивное решение  (тоже стукну, всё у него отберу  и сломаю, буду кидаться камнями,  заставлю чинить).

 

 Вербальное решение  (пусть извинится; скажу, что  так нельзя делать).

 

 Продуктивное решение  (буду чинить куклу, я умею; поиграю с ними потом; покажу, как надо правильно играть).

 

 Детям было легче  уйти от конфликтной ситуации, жалуясь взрослому. Именно так  поступает более половины испытуемых. Агрессивные решения преобладают  у 30% участников, самостоятельные  и конструктивные действия у  – 15% детей.

 

 Данный этап эксперимента  показал, что большой процент  испытуемых обозначенной выборки  показал неустойчивые межличностные  отношения, с достаточно высоким  уровнем агрессивности. Изучив  и обобщив полученные результаты  диагностики межличностных отношений  старших дошкольников, мы предположили, что причиной этому является  нарушение детско-родительских отношений  в семье. Это положение определило  наши дальнейшие исследовательские  задачи.

 

 Далее, мы определили  группу детей (11 дошкольников) с  выраженными проблемами во взаимоотношениях  со сверстниками. Эта часть исследования  состоит в проведении второго  этапа констатирующего этапа,  основная цель которого заключается  в выявлении характерных особенностей  влияния детско-родительских взаимоотношений  на взаимоотношения со сверстниками.

 

 С целью выявления  в этих семьях детско-родительских  взаимоотношений был проведен  тест-опрос по А.Я. Варгошшг и В.В. Столина. Проанализировав ответы, мы получили следующую картину родительского отношения к детям (Приложение 5):

 

 В семье 1 наиболее  выраженным параметром является  параметр III – симбиоз.

 

 В семьях 2,3,9,10,11 наиболее  выраженным является параметр IV – гиперсоциализация.

 

 В семьях 4,7 параметр V – инфантилизация.

 

 В семье 5 преобладающей  позицией отца по отношению  к ребенку является гиперсоциализация, а со стороны матери – социальная желательность.

 

 В семье 6 преобладающими  позициями являются со стороны  матери – симбиоз, а со стороны  отца – гиперсоциализация.

 

 В семье 8 со стороны  матери – социальная желательность,  а со стороны отца – отвержение.

 

 Из опрошенных родителей  I параметр выбрал 1 человек, II – 2, III – 2, IV – 9 и V – 3 человека. Отсюда видно, что преобладающим  параметром как у женщин, так и мужчин является гиперсоциализация (табл. 2).

 

 

 Таблица 2 – Сопоставительный  анализ полученных результатов

Параметры по шкалам 

Пол 

Общее количество полученных данных 

Процентные показатели по полу 

Общий процентный ранг

 

I. Отвержение 

Жен

 

муж 

0

 

0%

 

16,67% 

5,88%

 

II. Социальная желательность 

Жен

 

муж 

2

 

18,18%

 

0% 

11,76%

 

III. Симбиоз 

Жен

 

муж 

2

 

18,18%

 

0% 

11,76%

 

IV. Гипер

 

социализация 

Жен

 

муж 

5

 

45,45%

 

66,67% 

52,94%

 

V. Инфантилизация 

Жен

 

муж 

2

 

18,18%

 

16,67% 

17,65%

 

 

 

Общий процентный ранг всех опрошенных составляет (рис. 7):

 

 по шкале отвержение  – 5,88%

 

 по шкале социальная  желательность – 11,76%

 

 по шкале симбиоз  – 11,76%

 

 по шкале гиперсоциализация – 52,94%

 

 по шкале – инфантилизация – 17,65%

 

 Многие родители данной  выборки используют в воспитательных  целях высокий уровень контроля, часто применяют строгие меры  наказания, да же тогда, когда сильно выражено принятие своего ребенка. Прослеживается недостаточное применение сотрудничества, признание прав ребенка, частое присутствие воспитательной конфронтации в семье, стремление родителей к инфантилизации ребенка.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников