Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

 В данном аспекте  отметим, что существует целый  ряд концепций, рассматривающих  формы таких отклонений. Так Э.Г.  Эйдемиллер выделяет характеристики типов воспитания ребёнка: степень гиперпротекции; удовлетворённость потребностей; требования, предъявляемые ребёнку; санкции, накладываемые на него; воспитательная неуверенность родителей. На основе этих характеристик дается формальное описание стилей воспитания: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение, повышенная моральная ответственность и гипопротекция. А.Я. Варга выделяет типологию детско-родительских отношений: принимающее-авторитарное, отвергающее с явлениями инфантилизации, симбиотическое отношение и симбиотически–авторитарное, отличающееся от предыдущего типа наличием гиперконтроля.

 

 Основной исследовательский  вопрос, на который ведутся поиски  в рамках данного подхода, можно  сформулировать следующим образом:  «Какими должны быть детско-родительские  отношения, чтобы они максимально  способствовали развитию ребёнка  и обеспечивали достижение целей  его воспитания?» Основная идея  психологической помощи связана  с ориентацией родителей в  системе знаний о закономерностях  возрастного развития ребёнка,  расширением репертуара воспитательных  воздействий, обучением адекватным  способам взаимодействия с ребёнком.

 

 К недостаткам данного  подхода во взаимодействии с  родителями можно отнести его  унифицированность. У педагогов возникает соблазн утверждения некого образца родительского поведения. В данном аспекте рассмотрения игнорируется уникальность каждого взрослого в его отношении к собственному ребёнку, а также неповторимость семейных отношений в целом. И самое главное, функциональный подход существенно ограничивает коррекционные возможности работы с теми родителями, для которых ребёнок и отношения с ним выходят за рамки достижения воспитательных целей. Это наблюдается, в частности в ситуации разрыва супружеских отношений, тяжёлой болезни ребёнка, потери одного из родителей или одинокого родительства.

 

 Личностный аспект  взаимодействия с родителями  обращается к тому, что с появлением  ребенка в семье супруги сознательно  или неосознанно приобретают  новую роль – родителей. Биологическая  способность быть родителем не  всегда совпадает с психологической  готовностью к родительству. В данном подходе признаётся, что качество детского воспитания зависит, прежде всего, от осознанности родителями своих педагогических воздействий на ребенка (В.Н. Дружинин, В.В. Бойко, А.И. Антонов, Р.В. Овчарова и др.). То есть точкой приложения сил в коррекционном воздействии является формирование готовности личности взрослого к детско-родительским отношениям. К серьёзным достижениям данного подхода в изучении детско-родительских отношений можно отнести раскрытие понятия родительства.

 

 Родительство – субъективное осознание духовного единства с брачным партнером по отношению к своим или приемным детям, представляющее собой интегральную психологическую структуру, проявляющуюся как на уровне индивида, так и на надындивидуальном уровне. Связь компонентов в структуре родительства осуществляется через взаимообусловленность составляющих их когнитивных, эмоциональных и поведенческих аспектов, которые являются психологическими формами проявления родительства. Формирование родительства является источником педагогических целей и средством их достижения одновременно, в плане рассмотрения семьи как педагогической системы. Психолого-педагогическое формирование родительства в изучаемой системе основывается на педагогическом потенциале семьи и включает в себя два аспекта – формирование родительства как средства воспитания ребенка и как частного случая социализации ребенка в аспекте передачи представлений о семейных ролях, родительских и супружеских функциях.

 

 Основной исследовательский  вопрос в рамках данного подхода,  связан со следующим: «Какими  должны быть индивидуально-личностные  особенности родителей, чтобы  они были способны сознательно выстраивать гармоничные детско-родительские отношения и собственный стиль воспитания ребёнка в семье?». Основная идея психологической помощи семье связана с формированием готовности взрослых к детско-родительским отношениям, развитием осознанности исполнения родительской роли, согласованности представлений и поведенческих проявлений родительства в паре со своим супругом или супругой посредством специальных психолого-педагогических технологий, проблемно-ориентированных тренингов, основанных на диадном взаимодействии отца и матери.

 

 Данный аспект взаимодействия  с родителями позволяет учитывать  индивидуальные особенности родителей  и воздействовать на детско-родительские  отношения системно, достигая целей  их гармонизации. Если в функциональном  аспекте взгляд специалистов  образовательного учреждения на  положение ребёнка в семье  скорее внешний, то в личностном  аспекте внешнее (стиль воспитательных  воздействий) рассматривается в  соотношении с внутренним (осознанность воспитательных воздействий). Если в функциональном аспекте взаимодействия с семьёй основное внимание родителей фиксируется на конечной цели воспитания, то есть на том для чего они должны реализовывать потенциал своих отношений с ребёнком, то в личностном аспекте фокус смещается на том, как они это делают.

 

 Рассмотренные аспекты  взаимодействия с родителями, функциональный  и личностный, в совокупности  позволяют успешно решать коррекционные  и развивающие задачи. В рамках  данных подходов разработано  множество психолого-педагогических  программ и технологий работы  с родителями, в том числе различного  рода тренингов отдельно для  взрослых и совместно с детьми. На недостающее звено в этой  работе указывают сложные случаи, с которыми всё чаще приходится  сталкиваться специалистам в  системе образования. В современном  мире быть родителем становится  всё сложней и сложней. В  отношениях между родителями  и детьми возникает нечто такое,  чего не было в детском опыте  современных взрослых.

 

 В контексте предмета  рассмотрения данной статьи это  означает, что всё большую роль  начинает играть внутренний аспект  детско-родительских отношений,  на раскрытие которого направлен  смысловой подход. К.А. Абульханова-Славская, основываясь на идеях С.Л. Рубинштейна, выделяет два типа отношений: функциональные отношения и отношения, основанные на утверждении ценности другого человека. В первом случае, другой человек выступает как средство удовлетворения определённых потребностей, а отношения протекают лишь на поведенческом уровне. Во втором случае, один партнер к другому относится как к личности, то есть за ним признается вся совокупность человеческих прав и качеств, в том числе и право быть не похожим на меня, поступать в соответствии со своими интересами, право на собственный жизненный путь. В детско-родительских отношениях реализуются оба типа отношений. Ребенок для родителя и родитель для ребенка, с одной стороны, выступают средством удовлетворения своих потребностей – в этом смысле можно говорить о материальной стороне отношений. С другой стороны существует духовный пласт детско-родительских отношений, где присутствует открытое личностное общение между родителем и ребенком, цель которого – полное раскрытие и развитие индивидуальных особенностей друг друга. В рамках данного подхода также изучается проблема восприятия родительского отношения детьми: сначала с позиции психоанализа через понятие «imago» (А. Фрейд, З. Фрейд), последующие работы основывались на данных проективных методик («Рисунок семьи», тест Р. Жиля и т.п.).

 

 В отечественной психологии  после адаптации опросника «Подростки о родителях» Л.И. Вассерман и И.А. Горьковой, разработки детского варианта методики «Взаимодействие родителя и ребенка» И.М. Марковской, данный анализ приобрел более точный характер. Основной исследовательский вопрос данного подхода связан со следующим: «Какую роль играют детско-родительские отношения в жизни конкретного человека, и каким смыслом они наделяются в зависимости от позиции участников?» В оказании психологической помощи родителям предлагается содействовать формированию позитивного опыта самоидентификации в родительской роли и осуществлять сопровождение детско-родительских отношений в кризисные моменты их развития.

 

 Таким образом, детско-родительские  отношения можно рассматривать  с различных методологических  позиций. Функциональный аспект  позволяет анализировать это  явление с точки зрения достижения  полезного приспособительного результата  и предполагает развитие их  эффективности. Личностный аспект  обращает внимание на согласованность  когнитивного, эмоционального и  поведенческого компонентов и  предполагает формирование гармоничности  в детско-родительских отношениях. Феноменологический взгляд фиксируется  на ценностно-смысловом аспекте  этих отношений, предполагающих  достижение в них определённой  зрелости.

 

 

2.2 Методы изучения детско-родительских  и межличностных отношений дошкольников

 

 

 Исследование осуществляется  в три этапа: констатирующий, формирующий  и контрольный. Исходя из результатов  и выводов констатирующего этапа  эксперимента, должна быть поставлена и цель формирующего эксперимента, т.е. развития у дошкольников навыков межличностного взаимодействия со сверстниками через коррекцию детско-родительских отношений. Согласно этой цели определяются задачи:

 

 формирование адекватной  самооценки, способности к осознанию  себя и своих возможностей;

 

 коррекция нежелательных  личностных особенностей;

 

 формирование способности  к произвольной регуляции своей  деятельности;

 

 актуализировать и  разрешать проблемы межличностных  отношений со сверстниками и  взрослыми.

 

 Результаты диагностического  обследования определяют состав  группы, т.е. коррекционная работа  проводится с дошкольниками, имеющими  проблемы в межличностном отношении.

 

 Диагностика межличностных  отношений дошкольников является  достаточно сложной и тонкой  областью практической психологии. Использование диагностических  методик может дать достаточно  надёжные и достоверные результаты  только при соблюдении следующих  условий.

 

 

 Методики должны использоваться  в комплексе (не менее трёх-четырёх), так как ни одна из них  в отдельности не может дать  достаточно полной и надёжной  информации. Особенно важно сочетание  объективных и субъективных методов.  Использование проективных методик  обязательно должно дополняться  наблюдением за поведением детей  в естественных условиях или  в проблемных ситуациях. Диагностику  лучше проводить в отдельном  помещении, где ничто не отвлекает  ребёнка от решения предложенной  задачи. Присутствие посторонних  может существенно повлиять на  поведение и на ответы, исказив  реальную картину отношений. Все  диагностические процедуры должны  представлять собой доверительные  и доброжелательные отношения  между ребёнком и взрослым. Диагностическое  обследование проводится в естественной  и привычной для дошкольников  форме игры или беседы. Недопустимы  оценки, порицания или поощрения.  Результаты диагностического обследования  должны оставаться только в  сфере компетенции диагноста,  не сообщаются ребёнку и его  родителям.

 

 Положение детей в  группе выявляются социометрическими  методами, которые позволяют выявить  взаимные (невзаимные) избирательные  предпочтения. Ребёнок в воображаемых  ситуациях осуществляет выбор  предпочитаемых и непредпочитаемых членов своей группы. Уже в средней группе детского сада существуют достаточно прочные избирательные отношения. Дети начинают занимать разное положение среди сверстников: одни более предпочитаемы для большинства детей, а другие – менее. Степень популярности ребёнка в группе ровесников имеет большое значение. От того, как складываются детские отношения, зависит последующий путь личностного и социального развития человека. Остановимся на описании следующих методик [31. С. 129].

 

 Два домика. Для проведения  методики необходимо приготовить  лист бумаги, на котором нарисованы  два дома. Один из них – большой  красивый, красного цвета, а другой  – маленький, чёрного цвета.  Взрослый показывает ребёнку  обе картинки и говорит: «Посмотри  на эти домики. В красном –  много разных игрушек, книжек, а в чёрном – игрушек нет. Представь, что ты живёшь в большом доме и можешь пригласить к себе тех ребят из своей группы, кого хочешь. Кого бы ты поселил в чёрный дом?». После инструкции взрослый записывает ответы ребёнка.

 

 В результате данных  процедур каждый ребёнок в  группе получает определённое  количество положительных и отрицательных  выборов со стороны своих сверстников.

 

 Ответы детей заносятся  в специальный протокол (матрицу). Сумма отрицательных и положительных  выборов, полученных каждым ребёнком, позволяет выявить его положение  в группе (социометрический статус). Выделяют следующие варианты  социометрического статуса:

 

 популярные («звёзды») –  дети, получившие в 2 раза больше  положительных выборов от среднего  показателя (3 балла);

 

 предпочитаемые – дети, получившие как положительные,  так и отрицательные выборы (2 балла);

 

 изолированные – дети, не получившие ни положительных,  ни отрицательных выборов (они  остаются как бы незамеченными  своими сверстниками) (1 балл);

 

 отвергаемые – дети, получившие в основном отрицательные  выборы (0 баллов).

 

 При анализе результатов  важным результатом является  также взаимность выборов детей.  Не всякая группа имеет столь  чёткую структуру, где есть  ярко выраженные «звёзды» и  «отверженные». Иногда дети получают  примерно равное количество положительных  выборов, что свидетельствует  о правильной стратегии воспитания  межличностных отношений.

 

 Опросник детско-родительских отношений, разработанных А.Я. Варгой и В.В. Столиным (Приложение 3). Данный тест представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения к ребенку, которое понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ними, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка и его поступков. Опросник состоит из 5 шкал.

 

1. «Принятие-отвержение».  Шкала отражает интегральное  эмоциональное отношение к ребенку.  Содержание одного полюса шкалы:  родителю нравится ребенок таким,  какой он есть. Родитель уважает  индивидуальность ребенка, симпатизирует  ему. Родитель стремится проводить  много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников