Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:31, дипломная работа

Краткое описание

Актуальность. Психическое развитие ребенка определяется его эмоциональным благополучием. Однако среди типичных детских эмоций нередко существенное место занимают не только положительные, но и отрицательные эмоции, негативно влияющие как на общий психологический настрой ребенка, так и на его деятельность.ков

Файлы: 1 файл

Дипломка11111111.docx

— 108.76 Кб (Скачать)

 

Итак, исходя из анализа можно заключить, что позиции родителей играют немаловажную роль в психическом благополучии ребенка. Результаты полученные при подсчетах, подтверждает выводы, сделанные в ходе эмпирического анализа.

 

 Анализ результатов  по методике «Рисунок семьи»  показал следующее: конфликтность  проявляется во всех семьях, но  наиболее высокий уровень этот  параметр имеет в семьях 1,3. В  семьях 2,4,5,6,7,8,9,10,11 – в процентном  выражении наиболее высок уровень  тревожности.

 

 Всего по параметру  тревожности было выявлено 9 детей,  по параметру конфликтности –  2 ребенка, по параметру враждебности  детей выявлено не было. Отметим,  что из 11 обследованных детей  4 ребенка оказались обладателями  повышенного и высокого уровня  тревожности, 2 ребенка – со средним  и 5 детей с низкими показателями  тревожности (Приложение 6).

 

 В целом, в данной  группе детей общие показатели  тревожности по степени выраженности  среди других оказались достаточно выше (81,82%), чем уровень конфликтности, который составил – 18,18% (табл. 3).

 

 

 Таблица 3 – Итоговый  процент по кинестетическому  рисунку семьи

Параметры 

Общее количество 

%

 

Тревожность 

81,82%

 

Конфликтность 

18,18%

 

Враждебность 

0%

 

 

 

 При сопоставлении  полученных показателей мы получили  следующую картину соотнесения  стиля родительского отношения  и уровня конфликтности:

 

 В семье 1, в которой  преобладающей позицией матери  является симбиоз, у ребенка  наиболее выражен параметр конфликтности.  Однако следует отметить, что несмотря на выраженность этого параметра среди всех остальных его процентный показатель относительно невелик и составляет всего 29,41%. Конфликтность ребенка обусловлена особенностями внутрисемейных отношений и общего семейного неблагополучия.

 

 В семье 2, в которой  преобладающей позицией обоих  родителей является гиперсоциализация, у ребенка наиболее выражен параметр тревожности. Однако, несмотря на выраженность этого параметра среди остальных его процентный показатель невелик (33,33%), параметр благоприятной семейной ситуации оценивается 100%. Тревожность связана с жестким контролем поведения ребенка со стороны матери.

 

 В семье 3, где у  ребенка наиболее выражен параметр  конфликтности, преобладающей позицией  матери является гиперсоциализация. Однако уровень конфликтности ребенка составил 35,29%. Конфликтность в данном случае, скорее всего, связана с жестким контролем поведения ребенка со стороны матери. И если отношение матери к сыну не изменится, то уровень конфликтности ребенка начнет расти.

 

 В семье 4, в которой  преобладающей позицией матери, также является инфантилизация у ребенка наиболее выражен параметр тревожности. Процентные показатели тревожности превышают норму и составляют 66,67%, тревожность напрямую зависит от неадекватной позиции матери по отношению к ребенку. Возможно, что такая позиция матери связана с неосознанным переносом на ребенка негативных чувств по отношению к бывшему мужу.

 

 В семье 5, в которой  преобладающими позициями являются социальная желательность у матери и гиперсоциализация у отца, у ребенка наиболее выражен параметр тревожности. Несмотря на выраженность этого параметра среди всех остальных, его процентный показатель низок и составляет 25%, в то время как показатели благоприятной семейной ситуации относительно высоки (66,67%). Низкий уровень тревожности ребенка скорее всего связан с относительно невысокими показателями по параметру гиперсоциализации в семье.

 

 В семье 6, где у  ребенка наиболее выражен параметр  тревожности, преобладающими позициями  являются со стороны матери  – симбиоз, а со стороны  отца – гиперсоциализация. Процентный показатель тревожности у ребенка находится на отметке 50%, что является предельно-допустимым значением нормы.

 

 В семье 7, в которой  преобладающей позицией родителей  является инфантилизация, у ребенка наиболее выражен параметр тревожности. Из-за неадекватного отношения родителей к ребенку уровень тревожности последнего значительно превышает норму, составляя 83,33%. Со стороны отца, помимо инфантилизации равной 100%, на втором месте следует отвержение, процентный показатель которого составляет 98,73%. Высокий уровень тревожности ребенка связан с тем, что оба родителя задают ему негативную установку на будущее, т.о. программируя на социальную несостоятельность.

 

 В семье 8, в которой  преобладающими позициями являются социальная желательность со стороны матери и отвержение со стороны отца, у ребенка наиболее выражен параметр тревожности. Несмотря на социальную желательность со стороны матери, уровень тревожности ребенка превышает норму (58,33%), что является следствием отвержения со стороны отца (93,67%).

 

 В семье 9 у ребенка  наиболее выражен параметр тревожности,  преобладающей позицией матери  является гиперсоциализация (100%). Несмотря на выраженность данного параметра, уровень тревожности всего 25%.

 

 В семье 10, в которой  преобладающей позицией матери  является гиперсоциализация, у ребенка выражен параметр тревожности. Процентные показатели тревожности превышают норму и составляют 66,67%. Вероятнее всего повышенный уровень тревожности связан с жестким контролем поведения ребенка (гиперсоциализация). Причем со стороны матери, помимо гиперсоциализации, равной 83,79%, на втором месте следует параметр инфантилизация, процентный показатель которого составляет 70,25%.

 

 В семье 11, где у  ребенка наиболее выражен параметр  тревожности, преобладающей позицией  обоих родителей является гиперсоциализация. Процентный показатель тревожности у ребенка находится на отметке 50%, что является предельно допустимым значением нормы.

 

 Проведя анализ результатов  диагностики, обобщив все полученные  в ходе исследования данные, мы  подошли к завершению констатирующего  эксперимента. Как видим, значительная  часть старших дошкольников испытывают  дефицит в проявлениях любви,  ласки и эмоциональном тепле.  Отношения чаще всего строятся  на основе родительских воздействий,  базирующихся на формальной стороне  воспитания. Видно, что между родителями  и ребенком ярко выражена межличностная  дистанция.

 

 Анализ также показал,  что уровень благополучия ребенка  зависит от уровня конфликтности  в семейной ситуации. При высоком  уровне конфликтности наблюдается  как семейное, так и эмоциональное  неблагополучие. Тревожная семейная  обстановка наблюдается в конфликтных  и враждебных семьях. Конфликтная  семейная обстановка характеризуется  высоким уровнем тревожности  и эмоциональным неблагополучии  ребенка.

 

 Таким образом выявлено, что детско-родительские отношения сказываются как на уровне конфликтности старших дошкольников, так и на их отношение к сверстникам.

 

 Причины неправильного  взаимоотношения в семье весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание, чаще – низкая педагогическая культура самих родителей. Во втором случае нередко основную роль в нарушениях воспитательного процесса играют личностные особенности самих родителей.

 

 Исходя из результатов  констатирующего этапа, мы пришли  к пониманию о необходимости  разработки рекомендаций по коррекции  детско-родительских отношениях, поэтому  следующий этап работы с детьми  «группы риска» – это формирующий  эксперимент: особенности, цели, задачи и содержание которого  рассмотрены в предыдущей главе.

 

 

3.3 Анализ контрольного  этапа эксперимента

 

 

 Перед проведением контрольного этапа эксперимента, мы сделали предварительные выводы о том, что цели и задачи коррекционной работы были успешно достигнуты, так как постепенно дети научились выделять в себе и окружающих индивидуальные особенности; совместно разрешать проблемные ситуации, различать эмоциональные состояния, выражать свои чувства в рисунке, рассказе; нести ответственность за выполнение домашних заданий. А родители, во время совместных занятий, увидели своих детей в разных ролях, познакомились с различными способами бесконфликтного общения.

 

 Программа основывалась  на предположении о том, что  межличностные взаимоотношения  дошкольников находятся в зависимости  от особенностей детско-родительских  отношений в семье. Таким образом,  мы видели основную задачу  в создании условий, направленных  на улучшение взаимоотношений  дошкольников к сверстникам посредством  оптимизации детско-родительских  отношений. Кроме того, программа  нацелена как на расширение  знаний родителей и детей, так  и на организацию определенной  деятельности, где возможно формирование  тех или иных умений и навыков.

 

 Контрольный этап исследования  был проведен 22.03.2010 года с использованием  всё тех же диагностических  материалов, что и на констатирующем  этапе.

 

 Цель данного этапа  работы заключалась в определении  эффективности коррекционных мероприятий.

 

 Результаты повторного  обследования были произведены  и соотнесены с данными констатирующего  эксперимента, что позволило определить  динамику развития представлений  о межличностных отношениях у  дошкольников.

 

 Итак, по истечении  месяца у некоторых ребят повысился  статус, у других значительно  уменьшилось количество отрицательных  выборов, хотя неблагоприятный  статус сохранился (рис. 8).

 

 

 

 

 

 Рисунок 8 – Характеристика  статусного положения ребенка  в группе

 

 

 Сравнивая результаты  на начало и конец эксперимента видим, как в динамике изменилось соотношение статусного положения ребенка в группе: количество предпочитаемых увеличилось на 11% и стало 60%, одновременно снизилось количество изолированных и отверженных на 2% и 5% соответственно.

 

 

 

 

Рисунок 9 – Динамика статусного положение ребенка в группе до и после эксперимента

 

 

В ходе индивидуальной беседы дети достаточно критично оценивали  себя и поведение сверстников, обращая  внимание не только на особенности  поведения, но и их личностные качества («добрый», «спокойный», «весёлый» и  т.д.). Разрешая конфликтные ситуации, могли предложить уже несколько  вариантов ответов.

 

Проведя наблюдение за детьми, мы увидели, что многие ребята стали  чаще проявлять инициативу при взаимодействии со сверстниками, хотя продолжали пользоваться неэффективными способами общения (вербальная агрессия), что не исключает  возможности продолжать развивающе-коррекционную работу.

 

Родители, принявшие участие  в совместных занятиях со своими детьми, ответили на вопросы анкеты иначе, нежели в первый раз. Многие критично оценили  ребёнка, особенно сформированность у него навыков общения. Результаты анкеты показали, что благодаря коррекционным занятиям, совместному выполнению с ребёнком домашних заданий, консультациям со специалистами взрослые осознали важность поднятой нами проблемы.

 

Таким образом, сравнительно краткая программа по результатам  внедрения оказалась все же достаточно эффективной и информативной:

 

во-первых, подтвердилось  наше предположение о принципиальной возможности целенаправленного  воздействия на испытуемых с целью  формирования доброжелательных отношений  со сверстниками;

 

во-вторых, подобранные нами стандартизированные методики могут  быть использованы для диагностики  детско-родительских отношений.

 

Использование психолого-педагогических рекомендаций способствует превращению  пассивной личности в сознательно  действующую, преобразующую свои отношения с другими людьми – с родителями и сверстниками. Нельзя забывать о и том, что человеческие отношения развиваются, изменяются в течение всей жизни, наблюдение за ними – процесс очень трудоёмкий и достаточно субъективный. И если нам удалось направить детскую активность на получение положительных впечатлений от процесса общения, повысить детскую самооценку, значит, ощущение успешности и значимости останется в памяти человека и позволит выбрать такую жизненную позицию, которая всегда будет конструктивной, позитивной, созидательной.

 

 

Заключение

 

 

 Завершая выпускную  квалификационную работу, выделим  основное.

 

 Анализ психолого-педагогической  литературы показал, что решающее  влияние на формирование личности  ребенка оказывает семья. Именно  в семье осуществляется первый  адаптационный период социальной  жизни человека. До 6–7 лет для  ребенка – это главное социальное  окружение, которое формирует  его привычки, основы социальных  отношений, систему значимости  и т.д. В этот период определяется  система отношений ребенка к  себе, другим (отношение к близким  и к людям вообще), различным  видам действий. Складываются субъективные  оценочные суждения, определяемые  значимыми отношениями, формируется  характер, усваиваются нормы, развиваются  социальные качества.

 

 Детско-родительские отношения  отличаются от всех других  видов межличностных отношений  и, в этом смысле, они достаточно  специфичны, характеризуются сильной  эмоциональной значимостью как для ребенка, так и для родителя.

 

 На детско-родительских  отношениях сказывается тип семьи,  позиция, которую занимают взрослые, стили отношений и та роль, которую они отводят ребенку  в семье. Под влиянием типа  родительских отношений формируется  его личность. В зависимости от  того, как ведут себя с ребенком  взрослые, какие чувства и отношения  проявляются со стороны близких  людей, ребенок воспринимает мир  притягательным или отталкивающим,  доброжелательным или угрожающим. Это является основой формирования  позитивного самоощущения ребенка.  Эмоционально-благоприятные взаимоотношения  в семье стимулируют у всех  ее членов чувства, поведение,  действие, направленные друг на  друга.

Информация о работе Влияние детско-родительских отношений в семье на межличностные отношения старших дошкольников