Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46

Файлы: 1 файл

влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

 

Достоверно значимыми  можно считать различия в группах:

- 1 и 4 по ценности  терпимость;

- 2 и 3 по ценности  твердая воля;

- 2 и 4 по ценностям  непримиримость к недостатка в себе и других и рационализм.

Усредненные показатели по всей выборке не выявили взаимосвязи  между профессиональными предпочтениями старшеклассников и ценностными  ориентациями. Полученные результаты можно объяснить тем, что на профессиональное самоопределение учеников влияет:

1. Позиция старших  членов семьи или лиц, их  заменяющих.

2. Позиция сверстников  – подруг, товарищей, «значимых  других» из круга внесемейного  общения .

3. Позиция учителей, школьных  педагогов, воспитателей, классного  руководителя, школьного психолога,  если он имеется.

4. Сложившиеся к данному  моменту личные профессиональные  планы учащегося, оптанта (включая  и случаи их полной неопределенности, отсутствия).

5. Способности, умения, достигнутый уровень развития  учащегося как субъекта деятельности.

6. Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

7. Информированность  учащегося.

8. Склонность к тем  или иным видам деятельности.

Таким образом, мы видим, что каждый отдельный – пусть  даже простенький – выбор на жизненном  трудовом пути является обязательным процессом, т. е. некой цепочкой взаимосвязанных шагов. Эта цепочка обычно начинается с более или менее развернутой ориентировки в обстановке, далее может следовать перебор и оценка возможных вариантов дальнейшего действия и их последствий, более или менее выраженная борьба побуждений и, наконец, формулировка того или иного решения.

Обычно сам человек  не наблюдает за собой со стороны  и просто не замечает хода упомянутых выше процессов во «внутренней обстановке»  души так же, как он, например, не обращает внимания на свое сердцебиение и дыхание. Просто пребывает в задумчивости «томится», «волнуется», «злится» и пр. Но из этого не следует, что лучше не знать, как протекает процесс принятия решения, напротив, исследования в этой области позволили бы более эффективно организовывать профконсультационную деятельность и избежать многих проблем.

 

Заключение

 

В настоящей курсовой работе рассматривалась проблема взаимосвязи  профессионального самоопределения  и ценностных ориентаций старшеклассников. Профессиональное самоопределение является предметом многих исследований, но предпочтение традиционно отдается мотивам выбора профессии, поэтому я решила, что целесообразно будет изучить данную проблему в аспекте ценностных ориентаций.

Теоретический анализ отечественной  и зарубежной литературы по проблеме позволил сделать нам следующие выводы:

  1. Профессиональное самоопределение является очень сложным конструктом, поэтому единого общепризнанного определения данного понятия не существует.
  2. Несмотря на, казалось бы, детальную проработку проблемы профессионального самоопределения остается нераскрытым вопрос о связи его с личностным самоопределением.
  3. Система ценностей относится большинством авторов к категории личностного самоопределения.

По результатам проведенного эмпирического исследования можно сделать вывод, что наша гипотеза не подтвердилась. Однако это не лишает ее практической значимости, так как результаты, полученные в ходе исследования, позволяют нам судить о том, что у учеников одиннадцатых классов еще не сформировалось профессиональное видение мира, не интериаризировалась система ценностей характерная для данных специальностей.

Это влечет за собою ряд  трудностей и проблем, с которыми приходится сталкиваться учителям и  исследователям в начале своей профессиональной деятельности, и которые, по нашему мнению, можно разрешить в процессе обучения. Исходя из того, что у учеников отсутствует ценностно-смысловое восприятие будущей профессии, можно порекомендовать систему мероприятий направленных на формирование профессионального видения мира в процессе обучения. В качестве таких мероприятий могут выступать психологические консультации по вопросам профессиональной ориентации, личностного самоопределения, тренинги, направленные на развитие ПВК, а также тестирование и анкетирование школьников перед выбором профессии или учебного заведения.

С   моей точки зрения целесообразно будет проводить  данные мероприятия не только на выпускниках  школы, но начиная с седьмых и  восьмых классов, чтобы сформировать у учеников ценностно-нравственную и информационную готовность к самостоятельному выбору профессии.

 

Литература

 

1. Альбуханова-Славская  К.А. Жизненные перспективы личности // Психология личности и образ  жизни. – М.: Наука, 1988. – С. 137 –  145.

2. Берн Э. Игры, в  которые играют люди. Люди, которые  играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М., 1998.

3. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание личностного самоопределения. // Вопросы психологии. - 1994. - №3.

4. Гинзбург М.Р. Психологическое  содержание жизненного поля личности  старшего подростка // Мир психологии и психология в мире. – 1995. - №3.

5. Головаха Е.И. Жизненна  перспектива и профессиоанльное  самоопределение молодежи. – Киев, 1998.

6. Донцов А.И. Выбор  профессии и жизненная перспектива. // Вопросы психологии. – 1990. - №2.

7. Ермолаева Е.П. Психология профессионального маргинала в социально значимых видах труда (статья вторая) // Психологический журнал. – 2001. – Т. 22. – № 5.

8. Зеер Э. Ф. Психология  профессий. – Екатеринбург, 1997.

9. Йоваша Л.А. Проблемы  профессиональной ориентации школьников. – М., 1993.

10. Климов Е.А. Образ  мира в разнотипных профессиях. – М., 1995.

11. Климов Е.А. Развивающийся  человек в мире профессий. –  Обнинск, 1993.

12. Кон И.С. Психология  ранней юности: Кн. для учителя.  – М.: Просвещение, 1989.

13. Кон И.С. Социальный статус юношества // Социология молодежи /Под ред. В.Т. Лисовского. – СПб., 1996.

14. Корнилова Т.В. Диагностика  «личностных факторов» Принятия  решения // Вопросы психологии. –  1994. - №6.

15. Кудрявцев Т.В., Шегурова  В.Ю. Психологический анализ динамики профессионального самоопределения личности // Вопросы психологии. – 1983. – № 2.

16. Ливерхуд Б. Кризисы  жизни – шансы жизни. - Калуга, 1994.

17. Маркова А.К. Психология  профессионализма. – М., 1996.

18. Митина Л.М. Личностное  и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии. – 1997. – № 4.

19. Пископпель А.А. От  традиционных ценностей к уникальным  смыслам. // Вопросы психологии. –  2001. - № 6.

20. Проблема и психотехника  самоопределения личности. // Вопросы психологии. – 2002. - № 2.

21. Пряжников Е. Ю.  Факторы профессионального самоопределения  преподавателей педагогических  вузов. // Вопросы психологии. – 1994. - № 6.

22. Пряжников Н.С. Профориентационные  игры: Проблемные ситуации, задачи, карточные методики. – М., 1991.

23. Пряжников Н.С. Психологический  смысл труда. – М.; Воронеж, 1997.

24. Пряжников Н.С. Профессиональное  и личностное самоопределение.  – М., 1999.

25. Психология самосознания: Хрестоматия / Ред. – сост. Д.Я.  Райгородский. – Самара, 2000.

26. Самоукина Н.В. Психология  и педагогика профессиональной  деятельности. – М., 1999.

27. Собкин В.С., Грачева  А.М., Нистратов А.А. Возрастные  особенности ориентации в социально-профессиональной  сфере. // Вопросы психологии. – 1990. - №4.

28. Фельденкрайз М. Понимание при делании // хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике / Сост. В. Ю. Баскаков. _ М., 1993.

29. Формирование личности  старшеклассника / Под ред. И.В.  Дубровиной. М., - 1989.

30. Франкл В. Человек  в поисках смысла. – М., 1990.

31. Хьелл Л., Зиглер  Д. Теории личности – СПб.: Питер, 2002.

32.Эриксон Э. За идентичностью  // Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. – М., 1996.

 

Приложение 1

 

Дифференциально диагностический  опросник (ДДО; Е.А.Климов)

      

         Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»

Текст опросника

1а. Ухаживать за  животными.

или

1б. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать).

2а. Помогать больным. 

или

2б. Составлять таблицы,  схемы, программы для вычислительных  машин.

3а. Следить за качеством  книжных иллюстраций, плакатов, художественных  открыток, грампластинок. 

или

3б. Следить за состоянием, развитием растений.

4а. Обрабатывать материалы  (дерево, ткань, металл, пластмассу  и т.п.).

или

4б. Доводить товары  до потребителя, рекламировать,  продавать.

5а. Обсуждать научно-популярные  книги, статьи.

или

5б. Обсуждать художественные  книги (или пьесы, концерты).

6а. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).

или

6б. Тренировать товарищей  (или младших) для выполнения  и закрепления каких-либо навыков  (трудовых, учебных, спортивных).

7а. Копировать рисунки,  изображения (или настраивать  музыкальные инструменты).

или

7б. Управлять какой-либо  машиной (грузовым, подъемным или  транспортным средством) – подъемным  краном, трактором, тепловозом и  др.

8а. Сообщать, разъяснять  людям нужные им сведения (в  справочном бюро, на экскурсии  и т.д.).

или8б.

Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).

9а. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.

или

9б. Искать и исправлять  ошибки в текстах, таблицах, рисунках.

10а. Лечить животных.

или

10б. Выполнять вычисления, расчеты.

11а. Выводить новые сорта растений.

или

11б. Конструировать, проектировать  новые виды промышленных изделий  (машины, одежду, дома, продукты питания  и т. п.).

12а. Разбирать споры,  ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.

или

12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).

13а. Наблюдать, изучать  работу кружков художественной  самодеятельности.

или

13б. Наблюдать, изучать  жизнь микробов.

14а. Обслуживать, налаживать  медицинские приборы, аппараты.

или

14б. Оказывать людям  медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.

15а. Художественно  описывать, изображать события  (наблюдаемые и представляемые).

или

15б. Составлять точные  описания-отчеты о наблюдаемых  явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.

16а. Делать лабораторные  анализы в больнице.

или

16б. Принимать, осматривать  больных, беседовать с ними, назначать  лечение.

17а. Красить или  расписывать стены помещений,  поверхность изделий. 

или

176. Осуществлять монтаж  или сборку машин, приборов.

18а. Организовывать  культпоходы сверстников или  младших в театры, музеи, экскурсии,  туристические походы и т.п. 

или

18б. Играть на сцене,  принимать участие в концертах.

19а. Изготовлять по  чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.

или

19б. Заниматься черчением,  копировать чертежи, карты.

20а. Вести борьбу  с болезнями растений, с вредителями  леса, сада.

или

20б. Работать на  клавишных машинах (пишущей машинке,  телетайпе, наборной машине и  др.).

 

Приложение 2

Методика "Ценностные ориентации" (М. Рокич)

 

Инструкция: "Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача — разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников