Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46

Файлы: 1 файл

влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Организационно-производственная деятельность самоопределяющейся личности предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной фирмы или предприятия, также ориентированного на карьеру в данной организации.

Самоопределение в рамках конкретного учебного учреждения (общеобразовательного или учебно-профессионального) предполагает человека, рассматривающего себя в качестве перспективного кандидата на поступление в перспективное учебное профессиональное заведение или в качестве перспективного кандидата на престижную и оплачиваемую работу после окончания вуза, колледжа или училища. Помощь в таком самоопределение предполагает установление реальных связей школы с соответствующими учебно-профессиональными заведениями и производственными организациями.

Наконец, личностное самоопределение  предполагает рассмотрение человеком себя в качестве полноценной личности, способной реализовать свои намерения и способности даже в тех случаях, когда они не совсем совпадают (или вообще не совпадают) с ожиданиями от этой личности со стороны общества, государства, отрасли, организации и учебного заведения. Самоопределяющийся таким образом человек, с одной стороны, в наибольшей степени реализует свое право на свободу выбора, хотя, с другой стороны, в этом случае возможны различные проблемы, связанные с его неадекватностью, неадаптированностью. Работа на этом уровне самоопределения требует особой деликатности и ориентировки учителя, психолога, социального педагога и других специалистов в разнообразных проблемах личностного и профессионального самоопределения.

Итак, профессиональное самоопределение – процесс принятия личностью решения о выборе будущей трудовой деятельности – кем стать, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать.                                     Профессиональное самоопределение явление двустороннее: с одной стороны, тот, кто выбирает (субъект выбора), с другой – то, что выбирает (объект выбора). И субъект, и объект обладают большим количеством характеристик, чем объясняется неоднозначность явления выбора профессии.

Профессиональное самоопределение важное событие на жизненном пути человека. Оно связано не только с прошлым опытом личности, но и простирается далеко в будущее, участвуя в формировании образа «Я», предопределяя, в конечном счете, многие стороны жизни. Наиболее изученным и признаваемым фактором профессионального самоопределения являются интересы субъекта. Не менее важным и в достаточной степени изученным фактором выбора профессии являются способности. Профессиональное самоопределение отражает определенный уровень личных притязаний, основанный на оценке своих способностей и возможностей.

 

 

 

 

Глава 2. Теоретический  анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального  самоопределения старшеклассников

 

 

2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах

отечественных и зарубежных психологов

 

          В раннем юношеском возрасте происходят большие изменения в организме и внешности молодых людей, связанные с половым созреванием; происходит усложнение жизненной деятельности и расширение круга лиц, с которыми старший школьник должен сообразовывать свое поведение, - все это резко активизирует в юношеском возрасте ценностно-ориентировочную деятельность, которая служит важнейшим психологическим условием для возникновения и развития жизненных перспектив, жизненного самоопределения.

Одно из новообразований  подросткового возраста является профессиональное самоопределение, старшеклассник определяется с выбором профессии, и это  актуализирует сформированность ценностных ориентаций.

Совершающееся в ранней юности открытие внутреннего мира сопряжено с переживанием его как ценности. Открытие себя как неповторимо уникальной личности неразрывно связано с открытием социального мира, в котором этой личности предстоит жить. Юношеская рефлексия есть, с одной стороны, осознание собственного “я” ( “Кто я?”, “Какой я?” “Каковы мои способности?”, “За что я могу себя уважать?”) , а с другой - осознание своего положения в мире ( “Каков мой жизненный идеал?” ,“Кто мои друзья и враги?”, “Кем я хочу стать?”, “Что я должен сделать, чтобы и я сам, и окружающий мир стали лучше?”). Первые, обращенные к себе вопросы ставит, не всегда сознавая это, уже подросток. Вторые, более общие, мировоззренческие вопросы ставит юноша, у которого самоанализ становится элементом социально-нравственного самоопределения. Трудность заключается в том, что ранняя юность, создавая внутренние условия, благоприятные для того, чтобы человек начал задумываться для чего он живет, не дает средств, достаточных для ее решения. Хорошо известно, что проблема смысла жизни не только мировоззренческая, но и вполне практическая. Ответ на нее содержится как внутри человека, так и вне его - в мире, где раскрываются его способности, в его деятельности, в чувстве социальной ответственности. А ведь это как раз и образует тот дефицит, который подчас весьма болезненно ощущается в юности. Таким образом, замыкаясь на самом себе, поиск смысла жизни как бы обречен на то, чтобы остаться лишь упражнением юношеского мышления, что создает реальную опасность устойчивого эгоцентризма и ухода в себя, особенно у юношей с чертами невротизма или предрасположенного к нему в связи с особенностями предшествующего развития. Однако, несмотря на все субъективные трудности, эти искания содержат в себе высокий позитивный потенциал: в поиске смысла жизни вырабатывается мировоззрение, расширяется система ценностей, формируется тот нравственный стержень, который помогает справиться с первыми житейскими неурядицами, юноша начинает лучше понимать окружающий мир и самого себя, становится в действительности самим собой.

Продолжая эту мысль в рамках экзистенциальной психологии Франкла можно сказать, что смыслы – категориально те же ценности, но только единичные, а соответственно, ценности – это те же смыслы, только обобщенные. Или, несколько иначе, смыслы Франкл отождествляет с индивидуальными личными ценностями, а собственно ценности – с групповыми смыслами. Значит профессиональное самоопределение, которое в раннем юношеском возрасте заземляется на выбор профессии, связано с индивидуальными ценностями старшеклассника.

Система ценностных ориентаций выступает “свернутой” программой жизнедеятельности и служит основанием для реализации определенной модели личности. Той сферой, где социальное переходит в личностное и личностное становится социальным, где происходит обмен индивидуальными ценностно-мировоззренческими различиями является общение. Ценность представляет собой один из основных механизмов взаимодействия личности и общества, личности и культуры. Это положение является центральным для так называемого гуманистически-аксиологического подхода к культуре, согласно которому культура понимается как мир воплощенных ценностей; “область применения понятия ценности - человеческий мир культуры и социальной действительности”. Ценности - это обобщенные представления людей о целях и нормах своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры эпохи, определенного общества в целом, всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия.

Для юношеского возраста помимо традиционных ценностей социума  особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении  системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами, мнениями.

Однако процесс становления  системы ценностных ориентации может  и тормозиться, приводя к возникновению  феномена нравственного инфантилизма, который в последнее время  вызывает беспокойство все большего числа психологов и педагогов. Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Процесс формирования системы ценностных ориентации стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей.

Изучением ценностей  также занимался представитель диспозиционального направления в теории личности Гордон Олпорт. Он считал, что ни один человек не подпадает исключительно под какую-либо одну из основных ценностных ориентаций; скорее у разных людей наблюдаются различные комбинации ценностей. Согласно Олпорту, эти ценности лучше представить как черты более глубокого уровня. Он выделил шесть таких черт:

1. Теоретическая. Человек  прежде всего заинтересованный  в раскрытии истины.

2. Экономическая. «Экономический»  человек выше всего ценит то, что полезно или выгодно.

3. Эстетическая. Такой  человек больше всего ценит  форму и гармонию.

4. Социальная. Наивысшей  ценностью для социального типа  является любовь людей.

5. Политическая. Доминирующим  интересом политического типа  является власть.

6. Религиозная. Представители этого типа, главным образом, заинтересованы в понимании мира как единого целого.

Учитывая распространение  в науке системного подхода, в  рамках концепции интегральной индивидуальности B.C. Мерлина, можно говорить об еще  одной функции ценностных ориентации — системообразующей. Исходя из этого, можно предположить, что существуют различные типы ценностных ориентации, способствующие гармонизации личности, становлению целостной индивидуальности, формирующиеся самим человеком. Эти типы ценностных ориентации суть проявление социальной активности — ведущей деятельности в раннем юношеском возрасте, выступающей в качестве опосредствующего звена в структуре интегральной индивидуальности старших школьников. B.C. Мерлин был первым, кто выдвинул гипотезу о ценностных ориентациях как возможном опосредствующем звене в интегральной индивидуальности, однако эта гипотеза до сих пор не подвергалась экспериментальной проверке.

А.И. Донцов считал, что  направленность ценностных ориентаций определяет согласованность профессиональных планов и жизненных целей.

Однако существуют и  другие точки зрения. Так, например, В.С. Собкин, А.М. Грачева и А.А. Нистратов  предположили, что ориентация старшеклассников на те или иные виды профессии во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые связываются с теми или иными профессиями. «Молодые люди скорее всего могут строить свои базовые представления о той или иной профессии на реально более доступном им слое социальных стереотипов, которые они воспринимают в кино, литературе и т.п.»

Так или иначе большинство  авторов занимающихся проблемой  ценностных ориентаций сходятся на том, что система ценностный ориентаций во многом определяет формирование личности человека. 

 

2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников

 

Выбор человеком  для себя системы ценностей, норм морали, форм поведения, образа жизни  и др. делает его развитой самостоятельной  личностью. Понимание самоопределения  обычно происходит в юности, хотя процесс начинается еще в подростковом возрасте и проявляет себя через опробование различных социальных ролей, включенность в различные социальные общности и др.

Возраст старшего школьника (15-17 лет) принято относить к ранней юности. Конкретное содержание этого этапа развития личности определяется в первую очередь социальными условиями. Именно от социальных условий зависит положение молодежи в обществе, объем знаний, которыми ей надлежит овладеть и другие факторы.

Самое характерное для  старшеклассника – неоднородность их социального положения. С одной стороны, продолжают волновать проблемы, унаследованные от подросткового этапа, - право на автономию от старших, сегодняшние проблемы взаимоотношений, отметок и др. С другой, перед ними стоят задачи самоопределения. Такое сочетание внешних и внутренних факторов, или социальная ситуация развития, определяют особенности развития личности в старшем школьном возрасте.

Божович K.B. и многие другие исследователи этого возраста (И.С. Кон, Е.А. Шумилин, А.С. Мудрик) связывают переход от подросткового возраста к ранней юности с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основной направленностью личности и проблема выбора профессии, дальнейшего жизненного пути находится в центре внимания юноши. Видение себя как будущего профессионала является показателем связи с обществом, вхождения в общество, видения себя в обществе. Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции. Поэтому выбор профессии существенным образом характеризует смысловое будущее.

Приведенные выше особенности  юношеского возраста конкретизируются для каждого отдельно взятого  молодого человека или девушки в  один из следующих типов профессионального  выбора:

  1. Выбор характеризуется повышенной зависимостью юноши от обстоятельств жизни, неопределенностью собственных желаний и их непостоянством.
  2. При достаточной решительности и самостоятельности у старшеклассника имеются лишь мало дифференцированные склонности.
  3. Старшеклассник в состоянии сам сделать выбор, который соответствовал бы его склонностям и способностям.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников