Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2012 в 11:32, курсовая работа

Краткое описание

Эти условия окружающей действительности в совокупности с особенностями юношеского возраста, например, такими как: изменения в собственном организме и внешности, известная неопределенность положения (уже не ребенок, но еще не взрослый), усложнение жизненной деятельности - могут привести к риску возникновения дезадаптации, особенно учитывая высокие учебные нагрузки.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..2
Глава 1. Сущность и содержание профессионального самоопределения…….4
Глава 2.Теоретический анализ проблемы взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……18
2.1 Понятие ценностных ориентаций юношеского возраста в работах отечественных и зарубежных психологов……………………………………..18
2.2 Взгляды отечественных и зарубежных психологов на проблему профессиональной направленности старшеклассников……………………....22
2.3 Взаимосвязь ценностных ориентаций и профессионального самоопределения личности……………………………………………………..29
Глава 3. Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………32
3.1 Экспериментальное изучение профессиональной направленности и ценностных ориентаций старшеклассников…………………………….……..32
3.2 Экспериментальное изучение взаимосвязи ценностных ориентаций и профессионального самоопределения старшеклассников……………………38
Заключение………………………………………………………………………41
Литература……………………………………………………………………….43
Приложения……………………………………………………………...………46

Файлы: 1 файл

влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников.doc

— 288.50 Кб (Скачать)

Мыслители древности, в  своих трудах, предостерегали молодежь от ошибок в выборе жизненного пути. Однако, вместе с тем, они подчеркивали, что юности присущи черты, благодаря которым она способна самостоятельно решать сложные проблемы, касающиеся ее будущего.

Однако то, что было предметом размышления отдельных  выдающихся мыслителей, теперь стало  областью научного знания, в которой  работают многие исследователи, вооруженные современными методами, позволяющими изучить проблему профессионального самоопределения в рамках научного анализа.

Выбор профессии, или  профессиональное самоопределение  основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к какой социальной группе принадлежать, где и с кем работать, какой стиль жизни определять.

По мнению Е. А Климова  профессиональное самоопределение  больше соотносится с самоориентированием учащегося, выступающего в роли субъекта самоопределения.

Профессиональный выбор, в отличие от профессионального  самоопределения, как считает Е. И. Головака – это  решение, затрагивающее лишь ближайшую жизненную перспективу школьника, который может быть осуществлен как с учетом, так и без учета отдаленных последствий принятого решения и в последнем случае выбор профессии как достаточно конкретный жизненный план не будет опосредован отдаленными жизненными целями.

Дж. Сьюпер считает, что  в течение жизни (карьеры) человек  вынужден совершать множество выборов (сама карьера также рассматривается как «смена чередующийся выборов»)

Понятие «самоопределение»  вполне соотносится с такими востребованными ныне понятиям как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансцеденция и.т.д. При этом многие авторы связывают самореализацию, самоактуализация и т.п. с трудовой деятельностью, с работой.

Например, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет  себя через увлеченность значимой работой, К.Ясперс связывает самореализацию с делом, которому посвятил себя человек. И.С.Кон говорит, что самореализация проявляется через труд, работу и общение, П.Г.Щедровицкий отмечает, что смысл самоопределения – в способности человека строить самого себя, свою индивидуальную историю, в умении постоянно переосмысливать собственную сущность.

По мнению Е.А.Климов выделяет два уровня профессионального самоопределения:

1) гностический (перестройка  сознания и самосознания);

2) практический уровень  (реальные изменения социального  статуса человека).

Самоопределение предполагает не только самореализацию, но и расширение своих изначальных возможностей (В.Франкл): «…Полноценность человеческой жизни определяется через его трансцендентность, т.е. способность выходить за рамки самого себя, а главное – в умении человека находить новые смыслы в конкретном деле и во всей своей жизни…».

Таким образом, именно смысл  определяет сущность самоопределения, самоосуществления. Н.А.Бердяев в работе «Самопознание» отмечает, что еще на пороге отрочества и юности был потрясен однажды мыслью: «Пусть я не знаю смысла жизни, но искание смысла уже дает смысл жизни, и я посвящу жизнь этому исканию смысла».

Все это позволяет  определить сущность профессионального  самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также нахождение смысла в самом процессе самоопределения.

При творческом подходе  к своей жизни сам смысл  создается человеком заново. Именно в этом случае человек превращается в субъекта самоопределения, а не просто выступает как проводник каких-то «высших» смыслов.

Самоопределение – центральный  механизм становления личностной зрелости, состоящий в осознанном выборе человеком  своего листа в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении свидетельствует о достижении личностью довольно высокого уровня развития, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных, эмоциональных и прочих связей с другими людьми.

Самоопределение можно  рассматривать с разных позиций: - как серию задач, которые ставит общество перед личностью, - это социологический подход;

- как процесс формирования  индивидуального стиля жизни,  частью которого является профессиональная деятельность, - дифференциально-психологический подход.

В период самоопределения  человек ищет ответ на вопрос «кто я такой?». Самоопределение может  быть внутригрупповое, т.е. человек обретает свою роль в кругу людей, половое – осознает себя как представителя того или другого пола, национальное – отождествляет себя с собственным народом.  В целом самоопределение можно охарактеризовать как поиск человеком своего собственного пути – поиск мучительный, нередко безуспешный.

Самоопределение личности включает в себя несколько составляющих:

- жизненное самоопределение отражает цели и результаты самоопределения преимущественно в окружающем мире, в социуме;

- личностное самоопределение  связано с формированием личностного  смыслового и деятельного своеобразия  человека;

- профессиональное самоопределение  позволяет адаптироваться и утвердиться в социально-трудовой сфере.

Профессиональное самоопределение  – это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутри личностных и социально-профессиональных потребностей.

В социально педагогическом смысле профессиональное самоопределение  жизненно необходимо для каждого  человека и связано с организацией специальных усилий со стороны государства и общества.

В психолого-педагогическом плане оно проявляется в виде личностных задач, которые часто носят проблемный характер и представляют собой процесс поэтапного принятия решения.

Поскольку «мир труда  и профессий» - одна из основных сфер взаимодействия человека и общества, поскольку профессиональное самоопределение – необходимое условие личностного и жизненного самоопределения.

Опираясь на работы К.А. Абульхановой-Славской, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головака, Е. А. Климова, Н. С. Пряжникова можно рассматривать самоопределение как процесс определения человеком своего места в мире, обществе, процесс, развивающийся в двух аспектах: ценностно-смысловом и деятельностном.

Ценностно-смысловой  аспект профессионального самоопределения  характеризует отношения, оценки, планы и намерения личности в сфере труда и профессионального образования, позволяет соотнести эти величины с полученными результатами деятельности, интегрирует такие понятия, как «личный профессиональный план»; «интересы, направленность личности», «профессиональные намерения». Основу для развертывания профессионального самоопределения составляет система личностных смыслов человека. Личностный смысл представляет собой индивидуализированное отражение действительности, выражающее отношение личности к тем объектам, ради которых осуществляются деятельность и общение.

Деятельностный аспект профессионального самоопределения  личности включает в себя реальные действия, деятельность, труд и их результаты. Основу для профессионального самоопределения  в этом аспекте составляют качества, которые так или иначе стабильно проявляются в действиях человека, связанных с выбором и осуществлением профессиональной деятельности.

Эти аспекты самоопределения  личности находятся в системных, противоречивых отношениях. Существенные изменения в смысловой направленности личности не могут произойти без изменений в ее деятельности, поскольку деятельность – это то, что связывает личность с окружающей средой. Наоборот, так как в деятельности реализуются желаемые смыслы, ориентации человека, она не может развиваться и изменяться без изменения своей смысловой основы. Поэтому, как пишет А.Г. Асмолов, «совместная деятельность в конкретной социальной системе детерминирует развитие личности, но личность … сама выбирает ту деятельность, которая определяет ее развитие». В этом – источник постоянных противоречий личности и источник ее развития, совершенствования.

Самоопределение эффективно, если оно приводит к достижению деятельностно-смыслового единства личности.  Деятельностно-смысловое единство личности – это состояние взаимоотношений и взаимосвязей личности и окружающей среды. Она характеризуется:

- оптимальным соотношением  между системой ценностно-смысловых  ориентаций личности и сформированной  системой деятельности, направленной  на определенный предмет (учение, труд, общение, самопознание и  т.д.), т.е. состоянием, обуславливающим реализацию ценностно-смысловых образований личности в пространстве и во времени (удовлетворение потребностей, реализацию личностных смыслов, направленностей, мотивов);

- возможностями для  развития ценностно-смысловой сферы и совершенствования  деятельности личности;

- минимальным проявлением  неблагоприятных психологических  состояний. 

Личность при таком  подходе является одновременно объектом  профконсультационных воздействий, субъектом ориентации (ориентирования) в мире профессий (внешний аспект) и субъектом профессионального самоопределения (внутренний аспект).

Профессиональное самоопределение, являясь частью целостного самоопределения человека, не имеет четких временных границ, оно продолжается в течение всей жизни, актуализируясь как личностный процесс под влиянием изменений в условиях и содержании профессиональной деятельности человека, а также при перестройке его ценностно-смысловых ориентаций в результате их естественного развития или вмешательства извне. Можно выделить этапы профессионального самоопределения, когда уровень его проблемности повышается в силу указанных причин.

Этапы профессионального  самоопределения различаются по своему содержанию (в аспектах формирования и изменения деятельностной составляющей), связаны с ходом естественного возрастного развития личности или периодами изменений в условиях и содержании деятельности человека.

 Каждый этап профессионального  самоопределения кроме содержания  характеризуется конкретной ситуацией,  специфическими затруднениями и достигаемым уровнем профессионального роста.

Ситуация профессионального  самоопределения – это совокупность его внутренних и внешних условий на конкретном этапе.

Внутренние условия  профессионального самоопределения:

- особенности ценностно-смысловой сферы личности (характеристики его целостности, непротиворечивости, устойчивости), уровень осознания собственных потребностей, направленностей, мотивов и их сформированности;

- объем предыдущего  опыта личности и степень его  использования;

- наличные знания, умения, навыки личности;

-индивидуально-психологические  особенности личности (потенциально  значимые в труде, а также  определяющие характер отношений  и переживаний).

Внешние условия профессионального  самоопределения:

- условия и содержание  профессиональной или учебной деятельности, которой занимается или намеревается заниматься человек;

- требования этой деятельности  к человеку, его качествам;

- условия жизни, быта, особенности их влияния на  профессиональное самоопределение;

- особенности влияния  на личность взаимоотношений в семье, коллективе, общественных отношений; господствующие в этих сферах настроения, ориентации, стереотипы и прочее.

Затруднения и риски  профессионального самоопределения – это особенности ситуации профессионального самоопределения, препятствующие его эффективному развитию и требующие для своего разрешения изменений в структуре ценностно-смысловой системы личности или ее деятельности. Именно затруднения профессионального самоопределения актуализируют потребность в консультативной помощи и являются одним из компонентов содержания профессионального консультирования.

Рассматривая социально-профессиональное самоопределение личности, как сложный, непрерывный и целостный процесс, осуществляемый на всех этапах жизни человека, возможно, условно выделить его качественные уровни:

- Самоопределение в  обществе и культуре, предполагающее  в качестве идеального результата  осознание себя личностью через  общественно полезный труд, способствующий  прогрессу и развитию общества. При этом имеется в виду, что и сама личность реализует в такой трудовой деятельности лучшие свои силы, получает общественное признание, являющееся важным условием чувства собственного достоинства.

- Самоопределение на  уровне конкретного государства,  предполагает осознание себя  личностью, адаптированным членом данного государства, принимающим его основные нормы и ценности. При этом могут возникнуть проблемы, связанные с реальной полезностью для общества выполняемой человеком деятельности (например, в государствах, где «интересы личности ставятся выше интересов общества»).

- Самоопределение в  рамках какой-то отрасли общественного  производства предполагает осознание человеком себя в качестве эффективного работника данной отрасли, ориентированного на успешную карьеру в рамках этой сферы производства. Подобные мероприятия все больше становятся реальностью, особенно в условиях сокращающейся миграции населения и привязанностью многих людей к своим регионам с традиционными производствами (с преимущественной добычей нефти, ловлей рыбы, производством стали и т.д.). При этом в городах и регионах с разнообразными производствами (где есть возможность выбора и перехода из одной отрасли в другую) такие мероприятия могут быть выражены слабее.

Информация о работе Влияние ценностных ориентаций на профессиональное самоопределение старшеклассников