Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Большинство юношей и девушек имеют адекватную самооценку. Процент юношей и девушек с  адекватную самооценку одинаковый. Но среди юношей несколько выше процент с завышенной самооценкой, а среди девушек, наоборот, с заниженной.

Если обратиться к гендерным различиям по шкалам, то юноши более адекватно оценивают  свои способности, умение много делать своими руками и уверенность. Они выше оценивают свои внешние данные. Однако юноши несколько ниже оценивают свой авторитет среди сверстников. Девушки объективнее оценивают свой рейтинг среди сверстников. При этом они переоценивают свои умственные способности и умение много делать своими руками. Девушки в подростковом возрасте склонны больше к комплексам внешности и чувствуют себя менее уверенно. Нет существенных гендерных различий по оценке характера.

Если говорить об уровне притязаний подростков, то у  большинства девушек он адекватный, а у юношей завышенный. Следует отметить, что большинство юношей ставят реальные (оптимальные) перспективы саморазвития. Среди девушек выше процент без желания самосовершенствоваться. Процент с нереальными планами роста  среди юношей и девушек почти одинаковый.

Перейдём к  количественному и качественному  анализу анкеты «Самооценка».

Вопрос 1.

Задумывались  над своей самооценкой (%)

Исследуемые

Да 

Нет

Юноши

76

24

Девушки

69

31

Общий

71

29


 

Большинство подростков задумывались над своей самооценкой - 71%. Не задумывались 29% девятикласснков. Юношей больше волнует этот вопрос – 76%. Среди девушек этот показатель ниже на 7% и составляет 69%. Не задумывались над самооценкой 24% юношей и 31% девушек.

В каких ситуациях  подростки задумываются над своей самооценкой?

Подростки:

  1. В учебной деятельности.
  2. В общественной деятельности.
  3. В общении со сверстниками.
  4. В конфликтных ситуациях.
  5. Оценивая свою внешность.

Рассмотрим  гендерные различия.

Девушки:

  1. В ответственных ситуациях.
  2. При знакомстве с новыми людьми.
  3. Когда важно мнение окружающих.
  4. Когда меняются отношения с окружающими.
  5. Когда хвалят или ругают.
  6. Когда указывают на завышенную самооценку.
  7. При встрече с людьми с заниженной самооценкой.
  8. В состоянии одиночества.

Юноши:

  1. В спорте.
  2. В общении с родителями.
  3. При решении проблем.
  4. Когда в чем-либо обвиняют.
  5. Когда что-то не получается.
  6. Когда плохо.

Вопрос 2.

Какую самооценку лучше иметь? (%)

Исследуемые

Завышенную

Адекватную

Заниженную

Юноши

-

92

8

Девушки

2

98

-

Общий

1

96

3




 

Среди подростков 96% считают, что лучше иметь адекватную самооценку. Только 1% школьников за завышенную самооценку и 3% за заниженную. При этом следует отметить, что 2% девушек за завышенную самооценку и 8% юношей за заниженную. Среди девушек 98%  за адекватную самооценку, что выше юношей на 6%. Среди юношей таких 92%.

Почему? Рассмотрим развернутые ответы по выбору адекватной самооценки.

Подростки:

  1. Видишь свои достоинства и недостатки.
  2. Не ставишь себя выше или ниже других.

Рассмотрим  гендерные различия.

Юноши:

  1. Человек видит перспективы своего развития.
  2. Можно рассчитать свои возможности для решения проблем.

Девушки:

  1. С таким человек приятно общаться.
  2. Чувствуешь себя уверенно.
  3. Ведешь себя естественно.
  4. Строишь отношения с окружающими на равных.
  5. Сам себя можешь и похвалить, и поругать.

Сравнение результатов  анкеты с методикой Дембо-Рубинштейна  с помощью математического метода ( Критерий U Вилкоксона - Манна – Уитни) показало,  что за адекватную самооценку большинство подростков, а в реальности имеют меньше.

Ю-юноши   Д-девушки

За адекватную самооценку 98% девушек, а имеют 56%, что  ниже на 42%. Юношей за адекватную самооценку 92%, а имеют 56% , что меньше на 36% меньше.

Вопрос 3. Влияют успехи или неудачи в учебной  деятельности

на самооценку (%)

Исследуемые

Да 

Нет

Юноши

50

50

Девушки

56

44

Общий

54

46


Несколько выше процент  подростков, которые отмечают, что успехи  или неудачи в  учебной деятельности влияют на их самооценку (на 8%). Таких семиклассников 54%. Успехи  или неудачи в учебной  деятельности не влияют на самооценку 46% школьников. В сравнении с юношами среди девушек на 6% больше тех, на которых  влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. Этот показатель у девушек составляет 56%, а у юношей 50%.

Как влияют успехи или неудачи на самооценку подростка?

Подростки:

  1. При неудачах самооценка понижается, так как:
  • теряется стремление к знаниям, не хочется учиться;
  • думают, что неудачники, глупые, хуже других:
  • не верят в свои способности.

Рассмотрим  гендерные различия.

Девушки:

  1. При успехах самооценка повышается, так как друзья начинают больше уважать.
  2. При неудачах самооценка понижается, так как
  • чувствуют себя плохо;
  • испытывают чувство стыда;
  • понимают, что ленивые.

Юноши:

  1. При успехах самооценка повышается, так как появляется вера в свои силы.
  2. При неудачах самооценка понижается, так как
  • портится настроение;
  • появляется неуверенность.

Вопрос 4. Если рассматривать  зависимость самооценки от положения  среди сверстников,  то 55% подростков отмечают, что она есть. Другого  мнения придерживаются  45%. При этом гендерных различий не наблюдается, так как разница между юношами и девушками по данным показателям составляет 1%.

Самооценка  зависит от положения среди сверстников (%)

Исследуемые

Да 

Нет

Юноши

56

44

Девушки

55

45

Общий

55

45


 

Почему самооценка зависит от положения среди сверстников?

Подростки:

  1. Важно мнение сверстников.

Рассмотрим  гендерные различия.

Юноши:

  1. Важно, чтобы тебя принимали.
  2. Когда тебя уважают, самооценка повышается. При унижениях самооценка падает.
  3. Хороший статус среди  сверстников не позволяет самооценке падать.

Девушки:

  1. Важно уметь регулировать свою самооценку, потому что с человеком с завышенным самомнением  или не любящим себя не хотят общаться.

Вопрос 5. Самооценка зависит от внешности у 61% подростков и не зависит у 39%. Интересным оказался тот факт, что среди юношей на 6% больше тех, у кого самооценка зависит от внешних данных. Таких юношей 65%, а девушек 59%. Самооценка не зависит от внешности у 35% юношей и 41% девушек.

Самооценки  зависит от внешности (%)

Исследуемые

Да

Нет

Юноши

65

35

Девушки

59

41

Общий

61

39


 

Вопрос 6.  Люди с какой внешностью имеют самооценку выше?

Девушки однозначно считают, что красивые. Часть юношей поддерживаются этого мнения. Однако есть и такие, которые думают, что  достаточно быть привлекательным и не иметь резких черт лица.

Вопрос 7. Кто  и  что повлияло на самооценку?

Подростки:

  1. родители;
  2. друзья;
  3. учителя;
  4. окружающие люди.

Рассмотрим  гендерные различия. 

Юноши:

  1. достижения в спорте.

Девушки:

  1. успехи и неудачи в учебе;
  2. класс.

Большинство подростков задумывались над своей самооценкой. В отличие от девушек юношей больше волнует этот вопрос. Почти все подростки считают, что лучше иметь адекватную самооценку. При этом незначительный процент девушек за завышенную самооценку, а юношей за заниженную. Только половина подростков отмечают, что успехи  или неудачи в учебной деятельности влияют на их самооценку. Это подтверждает данные возрастной психологии - учебная деятельность не является ведущей у подростков. В сравнении с юношами среди девушек несколько больше процент тех, на которых  влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. В подростковом возрасте значимы взаимоотношения со сверстниками. Но по нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдается. Самооценка подростка по результатам исследования больше зависит от внешности. Интересным оказался тот факт, что в сравнении с девушками среди юношей выше процент тех, у кого самооценка зависит от внешних данных. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенный нами анализ литературы показал, что в  настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности  имеют большое значение в психологической  теории и практике.

Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте