Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

Подростка волнует  то, что красиво и некрасиво  во внешнем облике окружающих. В  том, что касается его собственного тела, можно отметить, что степень удовлетворенности или неудовлетворенности собой у подростка во многом зависит того, как он выглядит, и в значительной мере влияет на его самооценку.

Структура самооценки представлена двумя компонентами —  когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе [16].

Уровни сформированности когнитивного компонента самооценки:

1. Наиболее высокий  уровень характеризуется реалистичной  самооценкой: преимущественной ориентацией  подростков и обосновании самооценки  на

знание своих особенностей; наличием способности к обобщению ситуаций, в которых реализуются оцениваемые качества; каузальной атрибуцией за счет внутренних условий; глубоким и разносторонним содержанием самооценочных суждений; употреблением их преимущественно в проблематичных формах.

2.Среднему уровню  свойственна непоследовательность  проявления

реалистичных  самооценок: ориентация подростков при  обосновании

самооценок  в основном на мнения окружающих, на анализ конкретных фактов и ситуаций самооценивания, каузальная атрибуция за счет внешних условий; наличие самооценочных суждений сравнительно узкого содержания; их реализация, как в проблематичных, так и в категоричных формах.

3.Низкий уровень  отличается преимущественной неадекватностью  самооценок: обоснованием самооценки эмоциональными предпочтениями, отсутствием подтверждения самооценки анализом реальных фактов, каузальной атрибуцией за счет субъективно неуправляемых условий, неглубоким содержанием самооценочных суждений и употреблением их преимущественно в категоричных формах.

Многие исследователи  отмечают постепенное увеличение адекватности самооценки в подростковом возрасте. Р. Берне объясняет это тем, что  подростки оценивают себя ниже по тем показателям, которые представляются им самим важными, и это снижение указывает на их больший реализм, в то время как детям свойственно завышать оценку собственных качеств (1986).

Экспериментальным путем были изучены  психологические  аспекты становления самооценки в подростковом возрасте. В исследовании приняли участие 75 учащихся 6-х, 8-х, 10-х классов. При этом возраст испытуемых был подобран с учетом возрастных изменений в становлении самооценки. Ученики 6-го класса - дети 12-13 лет, что соответствует первой стадии подросткового периода, при этом решены проблемы адаптации к учебе в среднем звене. 8-ой класс — дети 14-15 лет - вторая стадия подросткового периода. 10-й класс — 16-тилетние дети. Выбор этого возраста связан с индивидуальными особенностями развития детей. В частности для некоторых детей это еще только завершение подросткового периода, для других же вступление в юность[29].

В частности, в данном исследовании отмечено резкое повышение самооценки у учащихся восьмых классов. В целом же большинство ребят имеет среднюю (54%), либо высокую (40%) самооценку.

Характер самооценки подростков определяет формирование тех или иных качеств личности.

Например, адекватный уровень самооценки способствует формированию у подростка уверенности в  себе, самокритичности, настойчивости  или излишней самоуверенности, некритичности. Обнаруживается также определенная связь характера самооценки с учебной и общественной активностью. Подростки с адекватной самооценкой имеют более высокий уровень успеваемости, у них нет резких скачков успеваемости и наблюдается более высокий общественный и личный статус. Подростки с адекватной самооценкой имеют большое поле интересов, активность их направлена на различные виды деятельности, а не на межличностные контакты, которые умеренны и целесообразны, направлены на познание других и себя в процессе общения.

Подростки с тенденцией к сильному завышению самооценки проявляют достаточную ограниченность в видах деятельности и большую направленность на общение, причем малосодержательное.

Агрессивные подростки  характеризуются крайней самооценкой (либо максимально положительной, либо максимально отрицательной), повышенной тревожностью, страхом перед широкими социальными контактами, эгоцентризмом, неумением находить выход из трудных ситуаций.

Подростки с  низкой самооценкой подвержены депрессивным тенденциям. Причем одни исследования выявили, что такая самооценка предшествует депрессивным реакциям или является их причиной, а другие — что депрессивный аффект появляется сначала, а затем инкорпорируется в низкую самооценку[22].

Для самооценки подростков справедлива и неоднократно доказанная теория «зеркального Я» Ч. Кули о позитивном отношении значимых других как одной из основных детерминант уровня самооценки.

Среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самооценку подростка.

На основе современных  научных знаний можно с достаточной  уверенностью утверждать, что связь  между успеваемостью школьников и их представлениями о своих  способностях, носит характер взаимовлияния. Под влиянием постоянной оценки представления о себе часто приобретают негативный характер, самооценка оказывается заниженной и направленной лишь на успехи в учебной деятельности.

Но и самооценка в свою очередь воздействует на уровень  учебных успехов через механизмы ожиданий, притязаний, мотивации, уверенности в своих силах. Дети, представления которых о себе не допускают высоких достижений, обычно реализуют эти представления и учатся плохо, И наоборот, дети, обладающие более высокой самооценкой и позитивными представлениями о своих учебных способностях, обычно учатся гораздо лучше.

Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей и повышение влияния сверстников как референтной группы на самооценку подростков.

Специфическим новообразованием подросткового возраста является способность  к рефлексии родительского мнения и последующей отстройке от него, к выработке собственной позиции по отношению к родительской оценке. Смысл этой отстройки состоит в том, что родительская точка зрения начинает восприниматься лишь как некоторая возможная точка зрения на «себя»[21].

Внимательное отношение родителей является основным условием формирования и дальнейшего подкрепления положительной самооценки подростков. Жесткое, негативное отношение родителей имеет обратное действие: такие дети, как правило, сфокусированы на неудачах, они боятся рисковать, избегают участия в соревнованиях, кроме того, им присущи такие черты характера, как агрессивность и грубость, а также высокий уровень тревожности.

Социально-психологический  статус понятие, обозначающее положение  человека в системе межличностных  отношений и меру его психологического влияния на членов группы. Известная тенденция подростков к группированию и своеобразная, зачастую жесткая, внутригрупповая статусная дифференциация, присущая не только неформальным группам, но и школьному классу, вызывают необходимость выявления взаимосвязи самооценки подростка с его социально-психологическим статусом.

Я. Л. Коломинский  установил  ряд интересных закономерностей  социальной перцепции у подростков, таких как:

- тенденция к завышенной  самооценке социометрического статуса  у

низкостатусных учащихся и к заниженной у высокостатусных;

- эгоцентрическая нивелировка  - тенденция приписывать другим  членам группы статус либо  равный своему, либо более низкий;

- ретроспективная оптимизация  - тенденция более благоприятно

оценивать свой статус в  прежних группах.

В исследовании в этой области не выявлено статистически значимой связи самооценки с социально-психологическим статусом. Кроме того, выявили факт того, что дети с низкой самооценкой также могут быть лидерами.

В целом отклонение в адекватности осознания подростком своего положения в коллективе, как в сторону переоценки, так и в сторону недооценки может привести к нежелательным результатам. Например, если ученик переоценивает свое положение, то он, как правило, отрицательно относится к товарищам, проявляя пренебрежение, недооценка же приводит к возникновению у подростка неуверенности, отчужденности[19].

Таким образом, самооценочные  суждения в подростковом возрасте определяются совокупностью различных видов  оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя.

Существуют способы повышения  самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает  в результате научения.

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте

Чтобы разъяснить данную проблему обратимся к толкованию некоторых определений связанных  с этой темой.

В психологии есть отдельная отрасль, изучающая закономерности поведения человека в обществе, определяемые его биологическим полом, социальным полом и их соотношением, которая называется гендерная психология. Само же определение гендер в переводе с латинского означает «род» и определяет сложный социокультурный процесс конструирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристик. Гендер определяет социальный статус личности в обществе и связанной с ним зависимости, возможности и ограничения, достижения социально значимых ценностей. Воспроизводство и развитие гендера осуществляется в процессе социализации и ресоциализации. В процессе социализации усваиваются гендерные нормы, модели поведения, в период ресоциализации нарушаются ранее усвоенные требования и образцы поведения, вырабатываются новые нормы и образцы[4].

Гендерная психология - это область психологической  науки. И, как и у других областей, у нее очень длинная предыстория  и очень короткая история. Но было бы неправомерным рассматривать  эту историю только с 70-х гг. XX в. Также не вполне корректно считать ее детищем только феминизма, хотя его большой заслугой является привлечение внимания к некоторым современным психологическим проблемам[5].

Возрастной  период, когда актуализируются гендерные  проблемы - это подростковый возраст. Изменение тела подростка, появление у него вторичных половых признаков и эротических переживаний способствуют формированию половой идентичности взрослого человека, в которой соответствие общепринятым образцам маскулинности - феминности играет ведущую роль. Полотипизированные подростки в большей мере стремятся подражать стереотипным образцам маскулинности/феминности, выбирая модели чаще среди героев средств массовой информации. У девушек страстное желание соответствовать современному образцу феминности - "совершенной стройности" может приобрести гипертрофированные формы и вылиться в такое заболевание, как нервная анорексия. Юноши, стремясь идентифицироваться с утрированно маскулинными кумиром, часто демонстрируют неприемлемые с социальной точки зрения формы поведения: агрессивные действия, употребление алкоголя и наркотиков, необоснованно рискованные поступки[20].

Одни из особенностей личностного развития подростков - половое созревание, сексуальные  переживания и интерес к противоположному полу . Необходимо рассмотреть характерные черты гендерных признаков в общении подростка.

Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к  физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать саму “гормональную бурю”. Эмоциональную  нестабильность усиливает сексуальные возбуждения, сопровождающие процесс сексуального созревания. Большинство мальчиков все в больше мере осознают истоки этого возбуждения. У девочек больше индивидуальных различий: часть из них испытывают такие же сильные сексуальные возбуждения, но большинство - более неопределенные, связанные с удовлетворением других потребностей (в привязанности, любви, поддержки, самоуважения) [6].

Интерес к вопросам пола возникает у детей задолго  до начала подросткового возраста и  является выражением обычной любознательности. В переходном возрасте этот интерес становится напряженным и личным. Это обусловлено как психофизиологическими процессами, так и тем как подросток воспринимает пубертатные события. Переживание и оценка происходящих изменений зависит от социальных условий развития, включая половое просвещение, и от индивидуальных особенностей.

Исключительно важной гендерной  особенностью подросткового возраста является общение.

И.С.Кон выделяет некоторые  гендерные особенности в общении  подростков:

1. Обсуждение разделения любви и секса. Юношеская мечта любви и образ идеальной возлюбленной часто лишены сексуального содержания, а образ, на который проецируются эротические фантазии, нередко представляет собой только сексуальный объект, лишенный других характеристик. Иногда этот эротический образ может быть общим для группы подростков (в 13-14 лет). Способом «заземлить» волнующие их эротические переживания (к которым они психологически и культурно часто не подготовлены) являются грязные разговоры, сальные анекдоты и порнография. А обсуждение со сверстниками позволяет снять напряжение и отчасти разрядить его смехом.

2. Гендерные  взаимоотношения, как знаки повзрослениия.  Для подростков собственные переживания,  воспринимаемые в свете стереотипной  гендерной роли, иногда важнее, чем объект привязанности. Этим и объясняется значимость мнения сверстников собственного пола, подражательность, хвастовство. Кон приводит пример «эпидемии влюбленности»: стоит в классе появиться одной паре, как влюбляются все. Интимная близость так же может являться средством самоутверждения.

Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте