Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2012 в 20:34, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы обусловлена тем, что гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте изучены недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте
Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные характеристики личности в подростковом возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

Файлы: 1 файл

ГОТОВО!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 477.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ УКРАИНЫ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ СГГА

СЕВАСТОПОЛЬСКИЙ ГОРОДСКОЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

психолого-педагогический факультет 

КАФЕДРА ОБЩЕЙ  ПСИХОЛОГИИ

 

 

 

 

 

 

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Севастополь

2012

Автореферат курсовой работы

 

Выполнила студентка  группы П 3 Жарикова Анжела Олеговна

Тема: Гендерные  особенности самооценки в подростковом возрасте

Научный руководитель: Медведева Снежанна Анатольевна

Объект: самооценка подростка

Предмет: гендерный аспект особенностей самооценки подростков.

Цель: выделить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте

Задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы самооценки в подростковом возрасте.

2.Осветить гендерные  характеристики личности в подростковом  возрасте .

3.Провести диагностику самооценки подростка. Выделить гендерные особенности проявления самооценки.

Краткие выводы по работе:

1. Самооценка - это отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер. Самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я».

2.Подростковый возраст – это самый трудный и самый сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности.

3. Большинство мальчиков и девочек имеют адекватную самооценку. Среди юношей несколько выше процент с завышенной самооценкой, а среди девушек, наоборот, с заниженной. Юноши более адекватно оценивают свои умственные способности. По сравнению с мальчиками, среди девушек больше тех, на которых влияют успехи  или неудачи в учебной деятельности. По нашим данным только у половины подростков самооценка зависит от положения среди сверстников. При этом гендерных различий не наблюдаются. Самооценка подростка по результатам исследования больше зависит от внешности.

Количество  использованных источников – 25


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чноСодержание

Введение…………………………………………………………………………............................. 4

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте

    1. Основные подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки……………………………………………………………………….7

1.2.Особенности  самооценки в подростковом возрасте……………………………16

1.3.Гендерные  характеристики личности в подростковом  возрасте………………23

Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ САМООЦЕНКИ   В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

2.1. Методика исследования………………….................................................30

2.2. Результаты  исследования ……………………………………………………….30

Заключение……………………………………………………………………………………….42

Список  литературы…………………………………………………………………………….45

Приложения……………………………………………………………………………………….47

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время исследования самооценки человека в процессе его жизнедеятельности имеют большое значение в психологической теории и практике. Прежде всего, изучаются сдвиги в содержании уровня самооценки и ее компонентов – какие качества осознаются лучше, как меняется с возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое умственным и моральным качествам.

Подростковый  возраст – это самый трудный  и самый сложный из всех детских  возрастов, представляющий собой период становления личности. Центральным фактором психологического развития подросткового возраста, его важнейшим новообразованием является становление нового уровня самосознания, изменение Я-концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Указанное новообразование определяет ведущие потребности подросткового возраста в самоутверждении и общении со сверстниками.

В подростковом возрасте формируются первые навыки общения с противоположным полом. Удачность на первоначальном плане характеризует дальнейшую легкость, раскрепощенность индивида при общении его с другим полом, но и конечно, с друзьями. Во многом общение подростков между собой зависит от уровня самооценки.

Адекватная самооценка позволяет быстро наладить контакты с представителями противоположного пола и влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, замкнутости, индивидуализма).

Неадекватная  самооценка создаёт устойчивую тревожность и изоляцию, вследствие этого у подростка возникают трудности в общении со сверстниками.

Среди отечественных  ученых занимавшихся изучением самооценки можно отметить Ананьева, Л.И. Божович, В.В. Столина, Е.В. Шорохова, И.С. Кона, Л.С. Славина, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгунова, С.А. Рубинштейна, В.П. Трусова и других. Этими учеными рассматривались такие вопросы самооценки, как её структура, функции, возможности и закономерности формирования.

 Среди зарубежных  ученых занимавшихся изучением самооценки необходимо отметить У. Джеймса, У. Кум, М.С. Неймарка, Э. Эриксона, Д.И. Фельдштейна, Р. Бернса и других.

Исследование  личности подростков занимались такие  ученые как Л.С. Выготский, Р.С. Немов, Л.Ф. Обухова, Р.Т. Баярд, А.А. Бодалева, В.В. Давывод, Т.В. Драгунова, Л.Б. Ительсон, В.С. Мухина, А.А. Хвостов, И.Ю. Кулагина, А. Мудрик и многие другие ученые.

Актуальность  данной темы обусловлена тем, что  гендерные особенности самооценки  в подростковом возрасте изучены  недостаточно. Интерес к этим исследованиям в психологии в последние годы возрастает.

Цель исследования: выявить гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте.

Объект исследования: самооценка подростка.

Предмет исследования: проблема самооценки подростков, генедрные особенности подросткового возраста.

Исходя из цели работы, её предмета и  исследовательской  гипотезы были поставлены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ проблемы самооценки в подростковом возрасте.

2.Рассмотреть  возрастные изменения  самооценки.

3.Изучить самооценку  подростка. Выделить гендерные особенности проявления самооценки.

Использованные  методы:

-теоретические (сбор материалов, обобщение, анализ);

-эмпирические (Методика С. Бем «Определение психологического пола личности»; методика Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан «Шкала самооценки и уровня притязаний»; Дополнительно была разработана анкета «Самооценка».

-математические (Критерий U Вилкоксона - Манна – Уитни).

Исследование  проводилось на базе СШ №58 г. Севастополя. В исследовании приняли участие  40 учащихся 9 классов в возрасте 13-14 лет (20 мальчиков и 20 девочек).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Теоретический анализ литературы по проблеме самооценки в подростковом возрасте

 

1.1. Основные  подходы зарубежных и отечественных авторов к изучению самооценки

Выделение самоотношения  как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т. д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом «Я» или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение[26].

За данными  различиями в словоупотреблении  чаше всего не стоит каких-либо более  или менее определенных и общепризнанных концептуальных разграничений. Их понятийный смысл можно уловить лишь в рамках конкретных исследований или теоретических построений. Так что прочной терминологической традиции в этой сфере пока не существует.

Понимание Я-концепции  как совокупности установок «на  себя» отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом [1]. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом:

1. Образ «Я»  - представление индивида о самом себе.

2. Самооценка - аффективная оценка этого представления,  которая может обладать различной  интенсивностью, поскольку конкретные  черты образа «Я» могут вызывать  более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением[12].

3. Потенциальная поведенческая реакция, т. е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

При этом самооценка как аффективная составляющая установки  на себя существует в силу того, что  ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида может быть его тело, его способности, его  социальные отношения и тожество других личностных проявлений. В соответствии с этим выделяется система частных самооценок. Однако предполагается, что эти частные самооценки, взятые в их динамической совокупности, интегрируются в некоторое обобщенное пережившие, связанное с целостным образом «Я». Именно эта обобщенная и относительно устойчивая самооценка и является предметом психологического анализа, в большинстве исследовании[13].

Так, Куперсмит  называет самооценкой отношение  индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости [11].

По мнению Розенберга, самооценка отражает степень развития у индивида чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его «Я» [10]. Поэтому, низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности .

Обобщая представления  о самооценке, И. С. Кон пишет, что она «является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок» [5].

Но если обобщенная самооценка есть производная от отдельных (частных) самооценок, то возникает вопрос, как же индивид берет эту производную, какие особенности функционирования и строения эмоционально-оценочной системы делают возможной интеграцию частных самооценок в общее чувство положительности или отрицательности отношения индивида к собственной личности. Различные попытки ответа на эти вопросы оказались тесно связанными с представлениями о строении системы самоотношения.

Наиболее простое  из решений этих вопросов исходит  из того, что система самоотношения есть некий конгломерат частных самооценок; в соответствии с этим глобальная самооценка может быть понята и операционализирована как простая сумма частных самооценок.

Гораздо более  распространенной точкой зрения является представление о том, что различные сферы и особенности личности, которые могут выступать в качестве объектов самооценок, неравнозначны, и самооценки играют тем большую роль, чем более значимым является оцениваемый аспект[14]. Истоки данных представлений исторически лежат во взглядах У. Джемса, который считал, что неуспех в малозначимых сферах мало влияет на общую самооценку [3]. Соответствующих представлений придерживались многие исследователи. Так, Куперсмит указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости, однако, при этом отмечает, что данных, прямо подтверждающих эту гипотезу, крайне мало [11].

Информация о работе Гендерные особенности самооценки в подростковом возрасте